Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:12, курсовая работа
Многие из нас в детстве развлекались тем, что прикладывали к глазам цветные
стеклышки: вот синее стекло - мир становится серьезным, строгим, печальным;
желтое - непроизвольно хочется улыбнуться, все кажется праздничным, даже если
день пасмурный. Несерьезное, бессмысленное занятие?
Со времен И. Ньютона цвет почти утратил свои магические, ритуальные функции.
Когда-то цвета считались, чуть ли не божествами, но объективная наука
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................3
ГЛАВА 1. ЦВЕТ И МАГИЯ У ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ....................................5
1.1. БЕЛЫЙ.....................................................................5
1.2. ЧЕРНЫЙ....................................................................7
1.3. КРАСНЫЙ...................................................................9
ГЛАВА 2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И КИТАЕ...........................11
2.1. ИНДИЯ....................................................................11
2.2. КИТАЙ....................................................................12
ГЛАВА 3. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ ДРЕВНИХ НАРОДОВ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА, ЦЕНТРАЛЬНОЙ
АЗИИ И ЕГИПТА 14
ГЛАВА 4. АНТИЧНОСТЬ...........................................................15
ГЛАВА 5. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ........................................................17
5.1. ЦВЕТОВЫЕ СИМВОЛЫ ХРИСТИАНСТВА............................................17
5.2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА ИСЛАМА................................................19
ГЛАВА 6. РЕНЕССАНС............................................................21
ГЛАВА 7. ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИКИ В 17-19 ВЕКАХ..................23
7.1. УЧЕНИЕ О ЦВЕТЕ Й.В. ГЕТЕ.................................................24
7.2. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ В ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ.................................28
ГЛАВА 8. ДВАДЦАТЫЙ ВЕК........................................................29
8.1. "ЯЗЫК КРАСОК" В.КАНДИНСКОГО..............................................30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТЧНИКОВ......
одежды и знамени аббасидских халифов. Вместе с тем, у черного сохранились и
негативные ассоциации: грязи, греха, злых дел.
Превалирование положительного отношения к чистым, светлым, сияющим цветам
является одной из особенностей исламской цветовой символики. Но, если цвет
замутнен, нечист, "грязен", то он теряет для мусульманина всякую
привлекательность. Как и в Средневековой Европе, это, прежде всего, относится
к серому и коричневому. Они - цвета несчастья и нищеты. Серый - цвет пыли и
праха, противоположность яркого, разноцветного мира, напоминающий смертным о
бренности их существования.
ГЛАВА 6. РЕНЕССАНС
С началом эпохи первых буржуазных революций, реформации, становления
капиталистической формы хозяйства цвет постепенно теряет в Западной Европе
свои мистические ассоциации. Содержание цветовых символов становится более
бытовым, а отношение к цвету - практическим. Впечатляющему колориту
католической церкви противопоставляется цветовой аскетизм протестантства.
Петушиной яркости дворянских одежд буржуа предпочитает неброские, практичные
оттенки. Художники и ученые начинают постигать физическую природу света и
цвета, используя при этом, отнюдь, не богословские категории. Если Леонардо
да Винчи говорит об "основных" цветах (белый, желтый, зеленый, красный, синий
и черный) и связывает их со стихиями, то это для него, скорее, ассоциации
художника, чем метафизическая систематика.
Возникают попытки связать цвет с физическими свойствами материи. Так
Бернандино Телезио в своем труде "Происхождение цветов" ставит в соответствие
цветам две "неуничтожимые субстанции" - тепло и холод.
Вместе с тем, в эпоху Возрождения создавались и метафизические концепции
цвета. Свет в них трактовался как духовная субстанция, а темнота
символизировала косную материю. Марсилио Фичино, в духе Платона, вводит
категорию "идеи цвета". Каждый (из 12) цвет в его систематике символизировал
какую-либо стихию или силу. Например, черный - материя, коричневый - земля,
синий - воздух, белый - духовный свет, блеск и сияние - Бог. Надо отметить,
что подобная символика оказала заметное влияние на многих выдающихся
художников Возрождения (в частности, Рафаэля), которые опирались на нее при
создании своих произведений.
Спускаясь с высот метафизики, можно обнаружить и бытовую сторону цветовой
символики в Европе. Например, существовал "цветовой код" одежды. По Коронато
Оккольти белый и красный цвет в одежде выражают любезность, уверенность,
достоинство. Коричневый и серый в быту уже не считались символически
негативными. Они означали умеренность, практичность, трезвый расчет.
В эпоху Возрождения возникли первые цветовые системы психологических свойств
человека. Это ознаменовало новый этап в развитии цветовой символики. Джан
Паоло Ломаццо (15 в.) поставил цвет в соответствие тому или иному
темпераменту. По Ломаццо, белому соответствует флегматический темперамент,
черному - меланхолический, красному - сангвинический, а желтому -
холерический. Темные, землянистые, свинцовые оттенки он связывал с печалью и
меланхолией. Зеленые и светло-красные - с весельем и радостью. Как и Телезио,
Ломаццо видит связь между цветами и температурными ощущениями. Самым
"холодным" он полагал белый, а "теплым" - черный.
Цвет, спускаясь с "горних" высот, начинает все больше становиться символом
человека, его чувств, мыслей и отношений, что заложило основы будущих
исследований взаимосвязи между цветом и психикой.
ГЛАВА 7. ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИКИ В 17-19 ВЕКАХ
Достижения физической оптики 17 века в лице И. Ньютона ("Лекции по оптике")
привели к тому, что в эпоху Просвещения в Европе цветовой символ,
практически, лишился своего теологического содержания. Богословский этап
цветовой символики окончательно завершился, а если, и упоминалось о связи
цвета и света со сверхчувственным миром, то, в основном, в метафорическом
плане. Сам И. Ньютон в традициях пифагорейской школы связывал семь
спектральных цветов с семью нотами октавы. На основе этой идеи Луи Бертраном
Кастелем был создан "цветовой орган".
Цветовой символизм
Просвещения характеризуется
традиционного содержания цветовых символов новыми ассоциациями и связями.
Благодаря этому, цветовая символика из стройной и общедоступной, становится
более индивидуализированной, испытывает на себе влияние различных культурных
традиций. Если в среде простого народа содержание цветового символа еще
долгое время остается "простым" и традиционным, сохраняя свои древние корни,
то в среде интеллектуальной
элиты Просвещения активно
варианты цветового символизма. В изобилии создаются абстрактные цветовые
системы - "цветовые круги, треугольники" и т.д. В соответствие цвету ставятся
как физические явления и процессы, так и физиологические ощущения,
нравственные категории и т.д.
Одним из малоизвестных авторов такой цветовой системы является немецкий
ученый И. Цан (17 в.). Цан исходил из известной уже идеи (теория
соответствий), что цвет находится в определенной (жесткой) связи,
практически, со всеми явлениями и категориями и, поэтому, через цвет можно
выразить весь мир. В таблице 7.1. приводятся подобные связи цвета.
Белый Желтый Красный Синий
Чистый свет Очень легкая тень Окрашенный свет Тень Темнота
Радость Омраченная радость Чувствительность, с горечью Строгость Горечь
Огонь Эфир Воздух Вода Земля
Детство Юность Молодость
Ум. Разум Внимание Безумие
Бог Ангел Человек Зверь
Звук первой струны Вторая
струна лиры Средняя нота Предпоследняя
нота Звук последней струны
Благодаря художникам и ученым, расширяется список цветовых ассоциаций. Так
французский ученый Роже де Пиль ("Диалоги о цвете") разделяет цвета на
"тяжелые" и "легкие", "удаляющиеся" и "приближающиеся", "земные" и
"воздушные", "впечатляющие" и "малозаметные".
Используя свою "семантическую систему", Роже де Пиль дает цветам
принципиально новые описания, во многом, напоминающие язык описания
семантического дифференциала Ч. Осгуда (1957). Так коричневый цвет
определялся Роже де Пилем как "тяжелый, земной, выступающий".
В 18 веке возникает еще одна наука, в сферу интересов которой входит проблема
цвета, - физиологическая оптика. Ж. Бюффоном было введено понятие
"субъективных цветов", т.е. таких, которым не соответствует какой-то внешний
объект. Под субъективными цветами понимались различные цветовые иллюзии,
например, цветовые ощущения, возникающие при надавливании на глазное яблоко.
Этот век можно принять за точку отсчета для третьей составляющей учений о
цвете - психологии цвета, возникновение которой связано с именем великого
поэта Германии Й.В. Гете ("Учение о цвете"). Работа Гете не потеряла
актуальности и в настоящее время. На наблюдения и выводы Гете о взаимосвязи
цвета и психики ссылались и ссылаются многие выдающиеся ученые и мыслители.
7.1. УЧЕНИЕ О ЦВЕТЕ
Й.В. ГЕТЕ
Известно, что сам Гете ценил свою работу по цвету выше своего поэтического
творчества. Великий поэт был не согласен с теорией света и цвета Ньютона и в
противовес создал свою собственную. Интерес Гете к цвету отмечается с
детства. Как отмечают В. Фойгт и У.Зуккер (1983) чувственно-наглядный метод
Гете был причиной того, что современниками концепция Гете была встречена "в
штыки". Гете обвиняли в дилетантизме и советовали заниматься своим прямым
делом. На холодное отношение современников к своей теории Гете жалуется в
одном из писем к Шиллеру. Нас, прежде всего, интересует та часть учения Гете,
которую он называет "Чувственно-нравственным действием цветов".
Гете считал, что цвет "независимо от строения и формы материала (которому он
принадлежит - прим.
автора) оказывает известное
настроение". Тем самым, впечатление, вызываемое цветом, определяется, прежде
всего, им самим, а не его предметными ассоциациями. "Отдельные красочные
впечатления... должны действовать специфически и... вызывать специфические
состояния". И далее: "отдельные цвета вызывают особые душевные состояния".
Согласно этим положениям, Гете ставит в соответствие определенным цветам
определенные психологические состояния человека. Подобное свойство цвета Гете
иллюстрирует описанием тех изменений в "душевном состоянии", которые
происходят при достаточно длительном воздействии цвета на человека, например,
посредством цветных стекол.
Опираясь на эти основные положения психологического раздела своего учения,
Гете разделяет цвета на "положительные" - желтый, красно-желтый (оранжевый) и
желто-красный (сурик, киноварь) и "отрицательные" - синий, красно-синий и
сине-красный. Цвета первой группы создают бодрое, живое, деятельное
настроение, а второй - неспокойное, мягкое и тоскливое. Зеленый Гете относил
к "нейтральным". Остановимся более подробно на психологической характеристике
цветов, даваемой Гете.
Желтый. Если смотреть сквозь желтое стекло, то "глаз обрадуется, сердце
расширится, на душе станет веселее, кажется, что... веет теплом". Чисто
желтый - приятен. Однако при его загрязнении, сдвижке в сторону холодных
тонов (цвет серы) или нанесении на "неблагородную" поверхность, желтый
приобретает негативное звучание и отрицательный символический смысл. Как
сообщает Гете, такой желтый символизирует должников, рогоносцев и
принадлежность к еврейской нации.
Оранжевый. То, что сказано (положительного) о желтом верно и для оранжевого,
но в более высокой степени. Оранжевый "энергичнее" чисто желтого. Может быть,
поэтому, этот цвет, по Гете, больше предпочитается французами, чем