Обучение речевому этикету на уроках немецкого языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:20, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Обучение речевому этикету как компоненту иноязычной культуры подразумевает овладение социокультурными знаниями и умениями, которые принято называть фоновыми знаниями и которые следует признать “компонентом содержания обучения” [3,25]. Это означает, что обучаемые должны получить знания о специфических понятиях, характерных для всех членов определенной этнической и языковой общности и отражающих ее культуру, обычаи, традиции и т.п. (Е.М.Верещагин, В.Г.Костомаров, А.А.Миролюбов и другие). Формирование способности к общению на изучаемом языке зависит от отбора культуроведческих компонентов при обучении иностранным языкам, так как особое познание мира той или иной человеческой общностью, обычаи, нашедшие отражение в культуре, передаются в языке и могут стать препятствием при общении с представителями разных народов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3Глава I. Психолингвистические особенности речевого этикета……………...7
1.1. Лингвистическая характеристика речевого этикета. 7
1.2. Речевой этикет как важная часть национального языка и культуры. 15
1.3. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста. 24
1.4.Ролевые игры в обучении иностранным языкам на начальном этапе средней школы…………………………………………………………………...30
Выводы по первой главе. 33
Глава II. Методика обучения младших школьников речевому этикету. 36
2.1.Содержание обучения речевому этикету на начальном этапе средней школы. 36
2.2 Организация обучения речевому этикету на начальном этапе средней школы с использованием ролевой игры 43
Выводы по второй главе. 51
Заключение……………………………………………………………………...55
Список литературы 54
Приложения
№1………………………………………………………………………………...63
№2………………………………………………………………………………...64
№3………………………………………………………………………………...65
№4………………………………………………………………………………...66

Работа содержит 1 файл

диплом оля.doc

— 379.00 Кб (Скачать)
  • выбирать уместную в определенной ситуации формулу речевого  этикета (для этого ребенку необходимо иметь в активном словаре несколько вариантов общепринятых формул);
  • использовать формулу речевого этикета, т.е., иначе, «развернуть» вежливую фразу;
  • проявить вежливое отношение к окружающим доброжелательной интонацией, мимикой, жестами.

     Рассмотрим методологический компонент, то есть игры и ситуации соответствующие учебному плану. В нашем случае «Frauentag».

     Коммуникативная речевая ситуация рассматривается как динамичная система взаимоотношений общающихся и опирается на отражение объектов, событий и явлений внешнего мира субъектом в процессе деятельности по решению речемыслительных задач в данных экстралингвистических условиях. Е.И. Пассов в качестве ее (ситуации) смыслообразующей составляющей называет взаимодействие, взаимоотношения субъектов. Именно они приобретают личностный характер, определяют мотивацию речи и заставляют относиться активно к окружающей действительности. Обучающий в данном случае становится стратегом, реализующим концепцию учебников и дополняющим их коммуникативными материалами, организуя при этом иноязычное общение.

      Новизна речевых ситуаций - смена проблемы обсуждения, предметов общения, речевого партнера, условий общения, использование разнообразного дидактического материала, организация урока и многообразие приемов работы – вызывает непроизвольное запоминание новых речевых единиц.

     Вместе с языком могут и должны усваиваться культурно – этические нормы поведения, свойственные носителям языка: умение внимательно слушать, быть доброжелательным, сдержанным, тактичным. Надо учить детей специфике речевого поведения народа, например, выражению благодарности, которые усваиваются уже в раннем возрасте почти машинально. Это привносит в межличностные отношения взаимное уважение и теплоту. Напротив, неумение выражать благодарность может нарушить общение, отрицательно повлиять на взаимоотношения собеседников.

     Другим важным моментом являются особые интонации теплоты и искренности, проявления вежливого внимания, щедрого на похвалу. Необходимо детям сообщать эти правила, а затем создавать соответствующие ситуации общения. Оптимальной формой единиц речевого этикета является организация ролевого общения, ролевые игры, где учащиеся совершают поступки и ведут себя как носители языка. Побывав в роли чуткого, отзывчивого и приветливого человека, учащиеся могут почувствовать «вкус» доброжелательности и чуткости и привнести эти чувства в свою жизнь, т. е. те стереотипы общения, которые носят общечеловеческий характер. Поэтому обучение речевому этикету можно рассматривать как одно из средств гуманизации коммуникативных навыков.

     В отборе речевого материала для обучения адекватному речевому этикетному поведению необходимо учитывать особенности ситуации общения и реальные потребности детей. Можно рекомендовать следующие формулы:

  • одобрение внешности: «Sie sehen so schön heute aus»,  «Du bist schön heute».
  • одобрение личностных качеств: «Du bist lustig heute».
  • одобрение деловых качеств: «Du malst sehr gut».

     Для обучения учеников речевому этикету огромную роль играет игра, которая создаёт эмоциональный фон для положительных отношений к предмету, заданию, учителю. В игровой ситуации ученики запоминают в два раза больше слов, чем в обычной обстановке.

     Использование игровых ситуаций в обучении весьма актуально в связи с ориентацией на гуманизацию педагогического процесса. Во время игр дети не боятся наказаний и отметок, поэтому чувствуют себя раскрепощенными, даже самые застенчивые не боятся рисковать. Если учитель ИЯ будет активно применять игровые моменты и постоянно, то его дети доброжелательные, активные, весёлые, лёгкие на «подъём», и это состояние сохранится до окончания учёбы. Игры для детей на уроках ИЯ обеспечивают частое повторение одних и тех же модельных фраз, развивают слух, чувство ритма, интонации. Если ученик и делает ошибки, то они с лихвой окупаются желанием говорить.

     Главный инициатор общения в школе – учитель.

     Рассмотрев, содержание обучения речевому этикету на начальном этапе средней школы перейдем к организации обучения речевому этикету. 
 
 
 

2.2. Организация обучения речевому этикету на начальном этапе средней школы

 
 
 

     Современные теория и практика преподавания иностранных языков поставлены перед необходимостью развить духовную сферу учащихся, повысить гуманитарное содержание обучения, полнее реализовать воспитательно-образовательный потенциал учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.

     Объективной потребностью современного общества, особенно в условиях перестройки всех его звеньев, в том числе и образования, является поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса рациональных вариантов содержания обучения (СО) и его структуры. [15, 4]

     Игра создает эмоциональный фон, важный для возникновения положительного отношения к самому педагогическому процессу, педагогу и его заданиям. Кроме того, в игре трудности выполнения требований и правил преодолеваются ребенком охотно и с удовольствием. В игровых ситуациях дети запоминают в два раза больше слов, чем при обычной установке на запоминание. Игра, выдвигая перед ребенком содержательные задачи, способствует активизации произвольного запоминания. В то же время она может служить основой и для непроизвольного запоминания заданного речевого материала и дальнейшего его непроизвольного воспроизведения. Использование игровых методов в обучении младших школьников весьма актуально и в связи с ориентацией на гуманизацию педагогического процесса.

     Начинать это целесообразно в младшем школьном возрасте [14]. Результаты исследований показали ограниченность единиц речевого этикета у детей 8-9 лет, причины – недостаток использования формул речевого этикета взрослыми, окружающими детей: родителями, воспитателями, учителями- предметниками. Это объясняется укоренившейся установкой указывать детям на их ошибки, промахи, исправлять их поведение. Поэтому, подражая, дети используют в контактах с товарищами такое же поведение, что не способствует установлению дружеских контактов, более того мешает этому.

     Учителям иностранных языков следует подбирать необходимые формулы этикета и планомерно тренировать на занятиях: благодарности, одобрения, комплименты, доброжелательность посредством интонации, мимики жестов.

     Конечно, при изучении иностранного языка на начальном этапе запомнить большое количество этикетных фраз представляется проблемой сложно выполнимой. Поэтому преподавателю следует самому выбрать из списка предложенных фраз необходимые для ежедневного обихода, подобрать к ним адекватные выражения на изучаемом языке и планомерно тренировать их употребление на занятиях.

     Обучение культуре речевого общения, в частности, речевому этикету, целесообразно проводить с учетом трех основных этапов:

  • Для установления контакта (Guten Tag! ∕ Morgen! ∕ Abend! ∕ Hallo!)
  • Для поддержания и прерывания контакта (Wie heißen Sie? ∕ Ich heiße…

Freut mich ∕ Ich freue mich sehr! Wer ist das? ∕ Das ist ∕ sind…∕ Ist ∕ Sind das…? ∕ Ja, das ist ∕ sind… ∕ Nein, das ist ∕ sind nicht…Wie alt sind Sie ∕ bist du? ∕ Ich bin … Jahre alt. Wie alt ist er ∕ sie? ∕ Er ∕ sie  ist …Jahre alt. Auf Wiedersehen! ∕ Tschüß!)

  • Для одобрения (комплимента), похвалы

Du bist lustig! Du bist schön heute! Du malst sehr gut!

     Итак, представим в таблице игры, соответствующие каждому этапу разговора. (Игры смотри в приложении).

Этап  разговора Речевые образы Игры
1.Для установления контакта

 

Guten Tag! ∕ Morgen! ∕ Abend! ∕ Hallo! «Сценка с куклами  «Знакомство»»
2. Для поддержания и прерывания контакта Wie heißen Sie? ∕ Ich heiße…Freut mich ∕ Ich freue mich sehr! Wer ist das? ∕ Das ist ∕ sind…∕ Ist ∕ Sind das…? ∕ Ja, das ist ∕ sind… ∕ Nein, das ist ∕ sind nicht…Wie alt sind Sie ∕ bist du? ∕ Ich bin … Jahre alt. Wie alt ist er ∕ sie? ∕ Er ∕ sie  ist …Jahre alt. Auf Wiedersehen! ∕ Tschüß! «Рассеянный человек»

«Интервью»

«Живые  картинки»

«Игра с мячом»

«Эхо»

3. Для одобрения (комплимента), похвалы Du bist lustig! Du bist schön heute! Du malst sehr gut!

Du bist nett. Du bist schön!

«Вежливые отгадки»

«Чудесные превращения»

«Расскажи о своей любимой игрушке»

 

     На первом этапе осуществляется работа по обогащению речи младших школьников вариантами формул и выражений одобрения. На данном этапе учащимся предъявляются  аутентичные образцы речевого поведения в типичных ситуациях межкультурного общения в стране изучаемого языка, представленные с помощью печатных текстов, аудио- и видеозаписей. Они знакомятся с правилами социально приемлемого речевого и неречевого поведения на основе памяток, рекомендаций, лингвострановедческих комментариев.

     Данному этапу соответствует сценка с куклами «Знакомство».

     Дидактическая задача: разыграть сценку знакомства с предложенными героями (куклами), повторить лексику по теме «Знакомство».

     Игровая задача: познакомиться от лиц новых персонажей.

     Игровые действия: задавать вопросы и отвечать на них с целью познакомиться друг с другом.

     Правила игры: Представьте что вы герои, которых изображают куклы. Давайте познакомимся.

     [Бим, И.Л. Первые шаги, 3кл. 2003]

     Второй этап предполагает широкое использование ролевых игр, в которых развивается умение учащихся варьировать формы своих высказываний, выбирать официальный или неофициальный стиль речи, исходя из самостоятельной ориентировки в условиях речевого общения. Большим потенциалом обладает и полилогическое общение, в ходе которого значение придается умению слушать и слышать собеседника, вежливо прерывать его, давать эмоциональную оценку обсуждаемому. На этом этапе также могут использоваться тесты, но уже контролирующего характера. На данном этапе учеников обучают способам «развертывания» комплиментов.

     Данному этапу соответствует «Игра с мячом».

     Дидактическая задача: отрабатывать вопрос Wie heißt du? и ответа на него Ich heiße…

     Игровая задача: поймать мяч и как можно быстрее ответить на вопрос.

     Игровые действия: бросать друг другу мяч, задавая вопрос. Ученик, который ловит мяч, отвечает на него.

     Правила игры: все становятся в круг, один из учеников бросает мяч другому и задает вопрос. Другой должен поймать мяч и быстро ответить на него. Ученик, который медленно выполняет задание, выбывает. [Anne Spier?1989]

     Игра активизирует стремление учеников к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учениками.

     На третьем этапе их учат проявлять доброжелательность посредством использования комплимента, а также интонации, мимики, жестов.

     Игры и упражнения третьего типа позволяют достичь качественно нового уровня усвоения формул комплимента. Его смысл заключается в том, чтобы, играя, ученик быстро и точно реагировал на речевую ситуацию, заключенную в игре или игровом упражнении, подбирал из числа возможных любую — по своему усмотрению — фразу одобрения. Например, в игре «Вежливые отгадки» закрепляется умение находить слова для похвалы конкретного человека, поэтому здесь играющие должны отобрать подходящую фразу, причем по правилам этот выбор делается достаточно быстро.

     Данному этапу соответствует игра «Вежливые отгадки».

     Ход игры: дети становятся в круг, выбирается водящий; он встает в середину круга и закрывает глаза. Дети, держась за руки, идут по кругу, приговаривая:

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Постарайся  угадать,

    Кто тебя сейчас похвалит,

    Комплимент  тебе подарит?

     С последним словом дети останавливаются, преподаватель дотрагивается до одного из них. Он немедленно произносит похвалу, а водящий должен угадать, кто это произнес. Следует стимулировать детей на употребление различных формул, так же как и на многократное повторение одних и тех же выражений:

     Du bist nett. Du bist schön. Du bist lustig. Du malst sehr gut!

     Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики-лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения.

     Игра «Расскажи о своей любимой игрушке».

     Цель: закрепление лексики по теме или по одному из пройденных уроков.

     Ход игры: ученики делятся на команды. Каждая команда называет  прилагательные характеризующие их любимую игрушку по очереди.  Учитель подсчитывает на доске число названных каждой группой прилагательных. Команда, назвавшая большее количество прилагательных выигрывает.

Информация о работе Обучение речевому этикету на уроках немецкого языка