Обучение детей дошкольного возраста лексике

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

За последние годы число людей, изучающих английский язык, резко возросло. Возрастной порог изучения английского языка снизился до дошкольного возраста. В связи с этим возникает потребность общества в квалифицированных преподавателях, так как до сих пор методика ориентировалась на детей школьного возраста. А при обучении английскому языку необходимо учитывать возрастные особенности детей, ведущий вид деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I Теоретические основы проблемы формирования лексических навыков у детей дошкольного возраста ……………………………………………………….7
1.1. Психологические особенности дошкольников при обучении иностранному языку ………………………………………………………………………………....7
1.2. Особенности обучения дошкольников лексике английского языка ……....18
1.3. Упражнения по усвоению лексики иностранного языка …………………...24
Глава II Опытно–экспериментальное исследование проблемы формирование лексических навыков у детей дошкольного возраста…………………………..27
2.1. Модель опытно-экспериментальной работы……………………...…………27
2.2 Констатирующий эксперимент по выявлению уровня сформированности лексических навыков у детей дошкольного возраста………………………… 29
2.3 Формирующий эксперимент по устранению проблем в формировании лексических навыков у детей старшего дошкольного возраста…………………. 34
2.4 Контрольный эксперимент по определению эффективности реализованной коррекционно-развивающей работы………………………………………….... 38
Заключение………………………………………………………………...………..43
Список использованных источников……………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 384.00 Кб (Скачать)

    •  Ознакомление детей не с изолированными словами, а с группами слов, связанными семантической или фонетической ассоциацией;

    •  Формирование мотива для ознакомления со словами данной семантической группы;

    •  Интериоризация лексики через систему  игр, а не механическое запоминание слов по списку;

    •  Включение новых слов в систему  отношений, уже сложившуюся между  известными детям словами и их группами;

    •  Согласованное знакомство с лексическим  материалом и теми грамматическими операциями, которые позволяют ввести его в речевую деятельность.

     Таким образом, лексика английского языка  является очень важным элементом при изучении языка. Только при большем активном запасе ребенок сможет осваивать грамматические структуры. При отборе лексического материала необходимо учитывать его коммуникативную значимость для детей, объективную сложность. При обучении дошкольников нужно уделять большое внимание использованию наглядно-иллюстративного материала, однако, когда речь идет об организации ролевой игры, имитации действий при выполнении команд или иллюстрировании стихотворений. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II  Опытно–экспериментальное  исследование проблемы формирования лексических навыков у детей дошкольного возраста

2.1. Модель опытно-экспериментальной  работы 

     Наша  опытно-экспериментальная работа состояла в проведении констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

     Целью констатирующего эксперимента являлось выявление общего уровня обученности и сформированности коммуникативных и лексических навыков в целом по группе на данный момент времени у детей дошкольного возраста. Констатирующий эксперимент проводился по итогам изучения темы «Seasons» - «Времена года». При изучении данной темы учитель использовал игровые приёмы, предложенные в учебнике не в полной мере; дополнительные игровые приёмы не применялись, за исключением использования иллюстрации с названиями времён года и изображёнными явлениями (циклическая иллюстрация). Для проверки уровня обученности детей по данной теме, была использована контрольная работа с заданиями, аналогичными тем, что впоследствии использовались при проверке уровня обученности детей на следующих стадиях эксперимента.

     Для выражения уровня знаний, здесь и в дальнейшем использовалась система оценок, соответствующая отметочной школьной системе.

     Кроме того, на констатирующем этапе исследования нами использовалось анкетирование, направленное на определение уровня мотивации. Анкетирование проводилось анонимно, учащимся предлагалось ответить на пять вопросов, в каждом из которых было дано три варианта ответа, подразумевающие соответственно высокий, средний и низкий уровни мотивации. Для подсчёта результатов, ответы переводились в баллы по трёхбалльной системе: 1, 3, 5 баллов. Баллы в 2 и 4 единицы не были использованы для более чёткого разграничения показаний. В результате этого, уровни мотивации в баллах, возможно, условно разграничить на следующие уровни:

     17-25 баллов – высокий уровень учебной  мотивации, интерес к процессу обучения как источнику получения знаний;

     12-17 баллов – средний уровень учебной  мотивации, дети, которые достаточно успешно справляются с учебной деятельностью, но достаточно легко отступают перед трудностями вследствие невысокого интереса;

     5-12 баллов – низкий уровень учебной  мотивации, частые проблемы, нежелание их решать, дети предпочитают пропускать занятия, нежели хорошо подготовится к ним.

     Следующим этапом нашей опытно-экспериментальной  работы было проведение формирующего эксперимента, целями которого являлось исключение возможности влияния эффекта новизны на результаты эксперимента; получение замеров уровня усвоения лексики при проведении занятий с минимизированными игровыми моментами при введении новой лексики; введение, отработка и контроль лексики по новым темам; повышение интереса детей к предмету английского языка. В ходе формирующего эксперимента нами проводились 8 занятий, в течение которых проходило изучение новых лексических тем: «Pets and other animals» - «Дикие и домашние животные», и «Clothes» - «Одежда».

     На  контрольном этапе, целью которого было определение эффективности проделанной работы: влияние применения игровых заданий на мотивационную сферу, и, как следствие, на уровень усвоения лексики. Для получения результатов по уровню мотивации, была использована анкета, аналогичная той, что была использована нами на констатирующем этапе эксперимента; для получения результатов по уровню усвоения лексики, были использованы оценочные баллы контрольной работы, завершившей формирующий эксперимент.

     Все три этапа, обозначенных выше,  являются структурными компонентами нашей опытно-экспериментальной работы, результаты анализов которых мы представим ниже. 

2.2 Констатирующий эксперимент  по выявлению уровня  сформированности лексических навыков у детей дошкольного возраста 

     Целью констатирующего эксперимента являлось выявление общего уровня обученности и сформированности коммуникативных и лексических навыков в целом по группе на данный момент времени у детей дошкольного возраста.

     Базой нашего исследования являлось МДОУ № 101 г. Орска «Колокольчик».

     В нашем исследовании принимали участие 12 детей, стабильно посещающих детский сад.

     Занятия проводились по учебнику Description: Wonderland - наверное лучший учебный курс английского языка для дошкольников. Он стимулирует обучение с первых занятий. Детям безумно нравится красочный учебник и веселые песенки. Основой для курса послужили приключения любимых и всем известных героев мультфильмов Диснея.

     Учебный курс Wonderland состоит из трех уровней - Pre - Junior (дошкольники и первоклассники).

     Рассмотрим отдельно составляющие уровня:

     Wonderland Pupil's book - собственно учебник - настольная  книга ученика. Целый комплекс  грамотно структурированных и  очень качественно разработанных учебных материалов. Тут и красочные картинки, иллюстрирующие уроки и занимательные игры, раскраски, головоломки, аппликации, которые нужно вырезать и много другое.

     Wonderland Pupil's book audio CD - аудио компакт диск с песнями. Работа с песнями, пение - делают процесс обучения максимально приближенным к ребенку. В Pupil's book дети также найдут иллюстрации и пояснения к каждой песне.

     Wonderland Teacher's Guide - руководство для учителя.  Об этой книге хочется сказать очень теплые слова - именно такой должна быть современная методика обучения детей иностранному языку.

     Teacher's Guide - это не только книга учителя,  это намного больше. Она может  дать много полезных навыков  и умений преподавателю, репетитору. Подробные описания, детализируют  каждый шаг, в книге не только  ответы, но и пояснения по процессу обучения, календарь занятий, классный журнал, правила используемых в курсе игр, головоломок, описание героев мультфильмов и масса раздаточного материала, карточки.

     Для того чтобы определить уровень сформированности лексических навыков у детей мы провели с ними контрольную работу и анкетирование. Для выражения уровня знаний, здесь и в дальнейшем использовалась четырёх балльная система оценок, соответствующая отметочной школьной системе. Для более наглядного представления полученных результатов на констатирующем этапе мы занесли все данные в таблице:

     Таблица 1. - Результаты проведения констатирующего этапа 

Ф.И., возраст  обследуемых детей      Результат
     Аня П., 7 л.

     Вика  Ш., 7 л.

     Дима  К.,  7 л.

     Миша  Б., 7 л.

     Ева Л., 7 л.

     Катя  О., 7 л.

 
 
 
     Оценка 5
     Паша  К., 6 л.

     Полина  Ю., 7 л.

     Юля С., 6 л.

     
 
 
     Оценка 4
     Вова  Е., 7 л.

     Руслан  Ж., 7 л.

 
     Оценка 3
 

      Отрицательная оценка -2 – отмечается только у одного ребёнка Максима Ш. 7 л. Это вполне обусловлено, поскольку данный ребёнок  воспитывается с бабушкой, имеет отставание от стандартного уровня по всем предметам; предметы, изучающие языковую специфику – русский и английский языка даются особенно тяжело, так как у ребёнка наблюдается дисграфия и речь сформирована несколько ниже нормы.

     Полученные результаты также были переведены в процентное соотношение и представлены в таблице: 

     Таблица 2. – Уровни сформированности трудовых навыков (констатирующий этап)

       Уровни       Абсолютная

             величина

         Проценты (%)
    высокий            6         50
    средний            3         25
    низкий            3         25
 

     На  основе процентного соотношения  результаты констатирующего эксперимента мы представили в виде диаграммы:

Рис. 1 Уровни сформированности лексических навыков у детей дошкольного возраста (констатирующий этап)

     Данная  диаграмма отражает процентное соотношение успевающих на отлично, на хорошо, удовлетворительно и неуспевающих детей в группе по результатам констатирующего эксперимента. На основе полученных данных используемой нами контрольной работы, которые были представлены в таблице 2, мы видим, что 50 % детей, а именно Аня П., Вика Ш.,  Дима К., Миша Б., Ева Л., Катя О. имеют оценку «отлично», т. к. в ходе контрольной работы они ответили на все вопросы верно.

     Паша  К., Полина Ю. и Юля С. (25% от общего числа испытуемых) показали средний уровень сформированности лексических навыков. В ходе контрольной работы ими были отвечены самые простые вопросы. И их было немного.

     Также мы определили, что низким уровнем  развития трудовых навыков обладают 25 % детей, а именно Вова Е., Руслан Ж., Максим Ш. Ответы детей были скудны, в основном дети повторяли за сверстниками, дети не понимали вопроса. Кроме того детей не заинтересовала деятельность по изучению английского языка.

     Кроме того, на констатирующем этапе исследования нами использовалось анкетирование, направленное на определение уровня мотивации. Анкетирование проводилось анонимно, учащимся предлагалось ответить на пять вопросов, в каждом из которых было дано три варианта ответа, подразумевающие соответственно высокий, средний и низкий уровни мотивации. Для подсчёта результатов, ответы переводились в баллы по трёхбалльной системе: 1, 3, 5 баллов. Баллы в 2 и 4 единицы не были использованы для более чёткого разграничения показаний. В результате этого, уровни мотивации в баллах, возможно, условно разграничить на следующие уровни:

     17-25 баллов – высокий уровень учебной  мотивации, интерес к процессу  обучения как источнику получения  знаний;

     12-17 баллов – средний уровень учебной  мотивации, дети, которые достаточно успешно справляются с учебной деятельностью, но достаточно легко отступают перед трудностями вследствие невысокого интереса;

     5-12 баллов – низкий уровень учебной  мотивации, частые проблемы, нежелание их решать, дети предпочитают пропускать занятия, нежели хорошо подготовится к ним.

Информация о работе Обучение детей дошкольного возраста лексике