Обучение детей дошкольного возраста лексике

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

За последние годы число людей, изучающих английский язык, резко возросло. Возрастной порог изучения английского языка снизился до дошкольного возраста. В связи с этим возникает потребность общества в квалифицированных преподавателях, так как до сих пор методика ориентировалась на детей школьного возраста. А при обучении английскому языку необходимо учитывать возрастные особенности детей, ведущий вид деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I Теоретические основы проблемы формирования лексических навыков у детей дошкольного возраста ……………………………………………………….7
1.1. Психологические особенности дошкольников при обучении иностранному языку ………………………………………………………………………………....7
1.2. Особенности обучения дошкольников лексике английского языка ……....18
1.3. Упражнения по усвоению лексики иностранного языка …………………...24
Глава II Опытно–экспериментальное исследование проблемы формирование лексических навыков у детей дошкольного возраста…………………………..27
2.1. Модель опытно-экспериментальной работы……………………...…………27
2.2 Констатирующий эксперимент по выявлению уровня сформированности лексических навыков у детей дошкольного возраста………………………… 29
2.3 Формирующий эксперимент по устранению проблем в формировании лексических навыков у детей старшего дошкольного возраста…………………. 34
2.4 Контрольный эксперимент по определению эффективности реализованной коррекционно-развивающей работы………………………………………….... 38
Заключение………………………………………………………………...………..43
Список использованных источников……………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 384.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава I Теоретические основы проблемы формирования лексических навыков у детей дошкольного возраста ……………………………………………………….7

1.1. Психологические  особенности дошкольников при  обучении иностранному языку ………………………………………………………………………………....7

1.2. Особенности обучения дошкольников лексике английского языка ……....18

1.3. Упражнения  по усвоению лексики иностранного  языка …………………...24

Глава II  Опытно–экспериментальное  исследование проблемы формирование лексических навыков у детей дошкольного возраста…………………………..27

2.1. Модель опытно-экспериментальной  работы……………………...…………27

2.2 Констатирующий  эксперимент по выявлению уровня  сформированности лексических навыков  у детей дошкольного возраста…………………………  29

2.3 Формирующий эксперимент по устранению проблем в формировании лексических навыков у  детей старшего дошкольного возраста………………….   34

2.4 Контрольный  эксперимент по определению эффективности  реализованной коррекционно-развивающей работы…………………………………………....  38

Заключение………………………………………………………………...………..43

Список использованных источников…………………………………..………….44 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

  За  последние годы число людей, изучающих  английский язык, резко возросло. Возрастной порог изучения английского языка снизился до дошкольного возраста. В связи с этим возникает потребность общества в квалифицированных преподавателях, так как до сих пор методика ориентировалась на детей школьного возраста. А при обучении английскому языку необходимо учитывать возрастные особенности детей, ведущий вид деятельности.

  Зоной наибольшего благоприятствования в овладении иностранным языком является возрастной период от 4 до 8-9 лет, уникальная предрасположенность к речи пластичность природного механизма усвоения речи, а так же определенная независимость этого механизма от действия наследственных факторов, связанных в принадлежности к той или иной национальности, - все это дает ребенку возможность при соответствующих условиях успешно овладеть иностранным языком. С возрастом эта способность постепенно угасает. Поэтому всякие попытки обучить второму иностранному языку, (особенно в отрыве от языковой среды), детей более старшего возраста сопряжены, как правило, с целым рядом трудностей.

       Актуальность  проблемы нашего исследования на современном  этапе определяется необходимостью развития у детей дошкольного возраста потребности в формировании лексического запаса на начальном этапе обучения иностранному языку, формирование активной, созидательной, творческой  позиции, которая способствовала бы самореализации ребенка, удовлетворению его интересов в обучении и самосовершенствованию, а также позволяла ребенку чувствовать себя полноценным членом современного общества. Поэтому обучение лексике иностранного языка детей дошкольного возраста должно быть одним из самых основных элементов.

       Поиски  путей повышения эффективности  обучения иностранным языкам в последнее десятилетие стали более активными. Во-первых, это сдвиг начала обучения на дошкольное обучение; во-вторых, это использование ряда интенсивных методик и привнесение нового в традиционную, а также, признана необходимость учета индивидуально-психологических особенностей школьников, индивидуализация и дифференциация обучения.

     Несмотря  на достаточную теоретическую разработанность  проблемы нашего исследования, имеются некоторые затруднения  в практической  реализации формирования лексических навыков у детей дошкольного возраста. Непонимание современными педагогами значимости обучения лексике иностранного языка именно в дошкольном детстве приводит к отсутствию систематичности работы по формированию лексических навыков, формальному подходу к реализации задач обучения, отсутствию необходимых условий и средств для эффективного развития лексических навыков. В результате чего, у дошкольников не формируется должного отношения к иностранному языку.

        Таким образом, можно выделить цель нашего исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности формирования лексического запаса на начальном этапе обучения дошкольников иностранному языку.

     Объект исследования: процесс формирования лексических навыков у детей дошкольного возраста.

     Предмет: особенности формирования лексического запаса у дошкольников.

     Проблема: каковы особенности формирования лексического запаса на начальном этапе обучения иностранному языку.

  Нами  выделены следующие задачи исследования:

  1.  Проанализировать литературные источники по проблеме формирования лексических навыков говорения на иностранном языке;

  2. Определить уровень развития  лексических навыков у детей  дошкольного возраста.

  3. Разработать и реализовать  педагогические условия, способствующие эффективному формированию лексических навыков у детей дошкольного возраста

  4. Проверить эффективность реализованной работы по формированию элементарных лексических навыков у детей дошкольного возраста.

     Гипотеза  нашего исследования звучит следующим  образом: если использовать игровые приёмы при обучении лексике, то повысится уровень её усвоения детьми дошкольного возраста.

      Методами  нашего исследования являются:

  1. Анализ литературных источников по проблеме формирования лексических навыков у дошкольников;
  2. Изучение и обобщение педагогического опыта по теме исследования;
  3. Анализ противоречий между теорией и практикой дошкольного воспитания;
  4. Опросные методы;
  5. Наблюдение.

     Курсовая  работа состоит из введения, главы I, в которой представлены психологические особенности дошкольников, раскрывается готовность дошкольников к обучению иностранному языку; главы II, описывающей опытно–экспериментальное  исследование проблемы формирования лексических навыков у детей дошкольного возраста. Данная глава содержит модель опытно-экспериментального исследование и последовательное описание констатирующего, формирующего, контрольного экспериментов. Далее в нашей работе следует заключение, список используемой литературы и приложения.

     Основными источниками для написания работы послужили: теоретические положения и публикации психологов: Леонтьева И.Л., Выготского Л.С., Эльконина Д.Б., и методистов Негневицкой Е.И., Шолпо И.Л., Евсеевой М.И., Гальсковой Н.Д., Футерман З.Я.

     Практическая значимость работы состоит в том, что предлагаемые приемы активизации лексики дают возможность широко использовать их в практике как средство формирования лексического запаса английского языка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I Теоретические основы проблемы формирования лексических навыков у детей дошкольного возраста

1.1. Психологические особенности дошкольников при обучении иностранному языку

     За  последние годы возрастной порог  начала обучения английскому языку  все больше снижается. Как правило, ребенок четырех лет считается уже вполне подготовленным к занятиям, некоторые родители стремятся отдать в группы английского языка трехлетних детей. Как к этому относиться, и какой возраст считать наиболее подходящим для начала обучения?

     Известно, что возможности раннего возраста в овладении иноязычной речью поистине уникальны. Еще К.Д. Ушинский писал: «Дитя приучается в несколько месяцев так говорить на иностранном языке, как не может приучиться в несколько лет».

     В современном образовательном пространстве основной целью воспитания и обучения является формирование всесторонне развитой, гармоничной личности. Детский сад является основной базой для развития личности ребенка. Конкретный вклад в формирование такой личности вносит обучение иностранному языку в дошкольном возрасте.

     Дошкольный  возраст уникален для овладения  иностранным языком. Это возможно благодаря таким психическим  особенностям ребенка, как пластичность природного механизма усвоения речи, быстрое запоминание языковой информации, интенсивное формирование познавательных процессов, способность анализировать и синтезировать речевые потоки на разных языках, не путая эти языки и их средства выражения, особая способность к имитации, отсутствие языкового барьера.

     По  мнению таких учёных, таких как Ш. А. Амонашвили, Н. А. Бонк, Л. А. Венгер, И. Н. Верещагина, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Н. А. Горлова,    Э. П. Комарова, А. А. Леонтьев, Е. И. Негневицкая, Г. В. Рогова, Е. Н. Трегубова, А. М. Шахнарович и др., изучение иностранного языка также благотворно влияет на общее психическое развитие ребенка, его речевые способности, на расширение общего кругозора.

     Основной  целью обучения иностранным языкам является личностное развитие ребенка  средствами предмета, т.е. создание благоприятной  ситуации для приобщения его к  новому языковому миру с целью лучшей адаптации к полилингвальной и поликультурной ситуации в современном мире. Процесс обучения детей дошкольного возраста иностранному языку должен строиться с учетом психофизических особенностей детей.

     Как известно, подготовка к изучению английского языка в дошкольном возрасте ведется не так давно. Этой проблемой занимались такие учёные как: Л.И. Айдарова, Н.Д. Гальскова, Н.А. Горлова, Н.П. Каменецкая, Е.И. Негневицкая, З.Н. Никитенко, Э.И. Соловцова, Ф.Р. Хабибрахманова, A.M. Шахнарович, Г.В. Яцковская. За это время педагогами был накоплен достаточный опыт работы, позволивший провести состыковку программ обучения английскому языку на начальном этапе (детский сад – школа). Были четко определены задачи и содержание обучения на каждом этапе. На первом году обучения основной задачей является постепенное ознакомление с английским языком, его фонетикой, с традициями и культурой Великобритании. Это осуществляется путем разучивания на занятиях небольших песенок, стишков, считалок, игр. На втором году обучения основной задачей является подготовка детей к обучению в начальной школе. Продолжается знакомство с фонетикой английского языка, пополняется пассивный лексический запас, расширяются страноведческие знания в результате знакомства с детской литературой страны изучаемого языка.

     Однако  цели обучения иностранному языку детей  дошкольного возраста не всегда реализованы  на практике. В большинстве случаев  это происходит из-за несоблюдения принципа: английский язык – ради умения применить знания на практике, а не ради самого языка.

     Учитывая  психологию дошкольников, можно сказать, что они особенно восприимчивы к  фонетике и интонации речи, поэтому  основной задачей начального этапа обучения ряд исследователей, таких как: Т.А.Чистякова, Р.А.Дольникова, Е.И.Матецкая, Н.Ф.Колиева, считают формирование у детей навыков правильного произношения. «Обучение иноязычному произношению может быть успешным в том случае, если дети научатся самостоятельно контролировать свое произношение и как можно раньше отличать корректное от некорректного. Таким образом, для решения этой задачи используются на занятиях различные упражнения и специальные дидактические игры на развитие фонематического слуха, а также речевого дыхания».1

     Успешное  овладение детьми иноязычной речью становится возможным потому, что детей (особенно дошкольного возраста) отличают более гибкое и быстрое, чем на последующих этапах обучения, запоминание языкового материала, отсутствие так называемого языкового барьера, то есть страха торможения, мешающего вступить в общение на иностранном языке даже при наличии необходимых навыков, сравнительно небольшой опыт в речевом общении на родном языке. Кроме того, являясь главным видом деятельности дошкольника, позволяет сделать коммуникативно-ценными практически любые языковые единицы.

     Все это дает возможность в раннем возрасте оптимально сочетать коммуникативные потребности и возможности их выражения на иностранном языке детьми данного возраста и тем самым избежать одного существенного противоречия, которое постоянно возникает при более позднем начале обучения этому предмету между коммуникативными потребностями обучаемого (желание узнать и сказать много) и ограниченным языковым и речевым опытом (незнание, как это много выразить малым количеством лексики).

     Итак, со скольки лет нужно начинать обучение иностранному языку? По этому поводу существует несколько точек зрения. Рассмотрим основные из них.

     И.Л. Шолпо, автор учебного пособия «Как научить детей говорить по-английски», считает, что лучше всего начинать обучение в возрасте пяти лет. Обучение четырехлеток возможно, но малопродуктивно. Четырехлетние дети усваивают материал медленнее, чем пятилетние. Их реакции спонтанны, эмоции бьют через край, внимание постоянно переключается с одного предмета на другой. Детям этого возраста, не посещающим детский сад, трудно обходиться без присутствия родителей, кроме того, у них еще не сформировано как следует чувство смешного, - а это немаловажно при организации обучения иностранному языку. Кроме того, четырехлетние дети еще недостаточно хорошо владеют родным языком: у них не развита способность к общению, не сформирована регулирующая функция речи и внутренняя речь. Не достигла развитых форм и ролевая игра, которая имеет наибольшее значение при обучении иностранному языку дошкольников. Экспериментальное подтверждение нецелесообразности начала обучения иностранному языку в четырехлетнем возрасте, по словам З.Я. Футермана, сравнившим успехи в обучении двух групп детей, одна из которых начала заниматься в четырехлетнем возрасте, а другая – в пятилетнем возрасте.2

Информация о работе Обучение детей дошкольного возраста лексике