Обучение детей дошкольного возраста лексике

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

За последние годы число людей, изучающих английский язык, резко возросло. Возрастной порог изучения английского языка снизился до дошкольного возраста. В связи с этим возникает потребность общества в квалифицированных преподавателях, так как до сих пор методика ориентировалась на детей школьного возраста. А при обучении английскому языку необходимо учитывать возрастные особенности детей, ведущий вид деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I Теоретические основы проблемы формирования лексических навыков у детей дошкольного возраста ……………………………………………………….7
1.1. Психологические особенности дошкольников при обучении иностранному языку ………………………………………………………………………………....7
1.2. Особенности обучения дошкольников лексике английского языка ……....18
1.3. Упражнения по усвоению лексики иностранного языка …………………...24
Глава II Опытно–экспериментальное исследование проблемы формирование лексических навыков у детей дошкольного возраста…………………………..27
2.1. Модель опытно-экспериментальной работы……………………...…………27
2.2 Констатирующий эксперимент по выявлению уровня сформированности лексических навыков у детей дошкольного возраста………………………… 29
2.3 Формирующий эксперимент по устранению проблем в формировании лексических навыков у детей старшего дошкольного возраста…………………. 34
2.4 Контрольный эксперимент по определению эффективности реализованной коррекционно-развивающей работы………………………………………….... 38
Заключение………………………………………………………………...………..43
Список использованных источников……………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 384.00 Кб (Скачать)

     Результаты  анкетирования по итогам констатирующего  эксперимента показали невысокий уровень мотивации на занятии:

     Высокий уровень – 7 человек, или 57,1 % детей;

     Средний уровень – 2 человека, или 28,6 % детей;

     Низкий  уровень – 3 человека, или 14,3 % детей.

     Опираясь  на данные результаты, мы заключили, что  на момент констатирующего эксперимента в группе преобладали дети с высоким уровнем мотивации, хотя есть и дети с явными проблемами мотивационной сферы: например, результат анкетирования Максима Ш. показал 5 баллов, т.е. минимальный результат из возможных в данном типе тестирования.

     Таким образом, мы определили, что шесть  детей из обследуемых двенадцати имеют высокий уровень развития лексических навыков. У остальных шести детей присутствуют средний и низкий уровни сформированности лексических навыков. Для этих детей, которые составили экспериментальную группу, мы разработали план мероприятий, направленных на повышение уровня знаний английского языка, а также на формирование собственно лексических навыков. Формирующий эксперимент нашей работы мы представим в следующем параграфе. 
 
 
 

2.3 Формирующий эксперимент  по устранению  проблем в формировании лексических навыков у детей старшего дошкольного возраста 

  Проанализировав полученные данные, мы разработали и провели серию экспериментальных занятий, которые составили формирующий эксперимент, преследовавший следующие цели: исключить возможность влияния эффекта новизны на результаты эксперимента; получить замеры уровня усвоения лексики при проведении занятий с минимизированными игровыми моментами при введении новой лексики; введение, отработка и контроль лексики по новым темам; повышение интереса детей к предмету английского языка; получить замеры уровня усвоения лексики при проведении занятий с учётом методики применения игровых приёмов.

     В ходе формирующего эксперимента нами проводились 8 занятий, в течение которых проходило изучение новых лексических тем: «Pets and other animals» - «Дикие и домашние животные», и «Clothes» - «Одежда».

     Изучение  первой темы (4 занятия) составило первую часть формирующего эксперимента. При введении, отработке, тренировке и контроле новых лексических единиц по данной теме. Не было использовано никаких дополнительных материалов, за исключением данных в учебнике; кроме того, в материале учебника больший упор на уроках был сделан на неигровые виды упражнений, направленные на тренировку употребления новой лексики: чтение и перевод коротких предложений, беседы и опросы. Контроль усвоения был проведён в форме контрольной работы с заданиями, аналогичными использовавшимся на констатирующей стадии эксперимента. Оценки за диктант показали средний уровень усвоения лексического аппарата по данной теме:

     

     Рис. 2 Уровни усвоения лексического аппарата у детей дошкольного возраста (формирующий этап)

     Результаты  тестирования показали средний уровень  усвоения лексики: отметку «отлично»  получили только 21,4 % детей; основная масса – 42,8% - написали работу на отметку «хорошо»; удовлетворительным оказался уровень у 29% детей, что показано на диаграмме 2. Неудовлетворительный результат показал только Максим Ш.

     Получив указанные результаты, мы приступили к проведению второй части формирующего эксперимента, с учётом всех полученных нами теоретический знаний. Следующая лексическая тема, согласно планированию, - «Clothes» - «Одежда». В ходе проведения второй части формирующего эксперимента, детям на всех занятиях предлагались различные игровые задания при введении, отработке и контроле новых лексических единиц. Все игровые задания были согласованы с изучаемой темой и проводились согласно методике проведения дидактических игр на уроках английского языка в детском саду. Новая лексика вводилась постепенно, в течение первых 3 занятий; четвёртое занятие носило характер закрепления материала. При введении лексики, активно использовалась наглядность, преимущественно предметная, поскольку именно яркая предметная наглядность вызывает у детей наибольшую эмоциональную реакцию. При закреплении, кроме описанных ниже игр, также использовались стихотворения и рифмовки, которые, как и было описано в теоретической части нашего исследования, легко заучивались детьми за счёт высокого положительное эмоционального настроя, и позволяли непринуждённо использовать новую лексику в устной и письменной речи. Все игровые задания носили коммуникативный характер, на всех уроках этой серии широко использовались различные режимы работы, доступные в методике преподавания иностранного языка на начальном этапе: «Учитель - класс», «Учитель - ребёнок», «Учитель - класс», «Ученик - класс», «Класс - ребёнок», «Ученик - ребёнок», работа в группах и командах.

     Нам бы хотелось привести примеры некоторых  игровых заданий, которые применялись  на уроках во время проведения формирующего эксперимента, в порядке увеличения степени сложности.

     1. «Будьте внимательны».

     Детям показываются различные предметы одежды, при этом учитель называет их вслух, например “This is a hat”, “This is a coat”. Однако некоторые предметы специально называются неверно. Дети должны сразу обнаружить ошибку и хлопнуть в ладоши. Первый среагировавший исправляет фразу: This is not a coat, but this is a shoe”.

     2. «Найди лишнее».

     Детям предлагаются ряды слов - названий предметов  одежды. Например, hat, cap, boot. Задание - определить лишнее слово, объяснить, почему.

     3. “Describe the picture”.

     Детям раздаются распечатанные листочки, на которых изображена кукла / человек / животное, с небольшим по объёму текстом, в котором пропущены  названия предметов одежды (или их признаков). При этом дети разделены на команды и выполняют работу на скорость.

     4. «Отгадайте предмет одежды».

     Ребёнок выходит к доске, загадывает какой-либо предмет одежды. Сидящие в классе должны отгадать, что загадано, задавая вопросы типа: “Is it a sweater?”. Ведущий (ребёнок у доски) подводит к правильному ответу, называя, на какой части тела носится данный предмет одежды.

     5. «Путаница».

     На  доске вывешиваются изображения  животных, одетых в тот или иной предмет одежды (кот в сапогах, бегемот в шляпе, и т.п.). Под  рисунками сделаны подписи, соответствующие другим рисункам. Задание детей - по цепочке восстановить правильные подписи, используя необходимые лексические структуры. Эту игру очень удобно использовать на этапе речевой зарядки (в начале урока).

     6. «Сортировщики».

     На  доске подряд записаны различные  виды одежды. Класс разделен на три  команды. Виды заданий:

     а) Разделить по командам одежду на женскую, мужскую, ту, которую могут носить и девочки, и мальчики;

     б) разделить одежду на летнюю, зимнюю, внесезонную;

     в) разделить одежду на ту, что носится  до пояса, и ниже пояса. (В этом случае класс делится на 2 команды).

     Игра  проходит в форме соревнования, на скорость и правильность.

     7. «Лото»

     Дети  делятся на 3 команды. Каждой команде  раздаются листочки с изображениями предметов одежды. У разных команд могут присутствовать одни и те же предметы одежды, различные, например, цветом, - для усложнения задания и возможности использовать единицы активной лексики урока несколько раз за игру. Ведущий в быстром темпе зачитывает вразброс названия предметов одежды, дети каждой команды должны успеть найти и подписать названную вещь.

     8. «Опиши соседа»

     К доске вызывается один ребёнок, остальные описывают, во что он (она) одет (а). При этом заготовки фраз, которые будут использоваться при описании, заранее обговариваются, и могут быть записаны на доске. Таким образом, к доске вызываются несколько человек, разного пола, для того, чтобы иметь возможность назвать максимальное количество разных видов одежды.

     Примечание. В детских садах со строго прописанной формой, эта игра будет вызывать значительно меньше интереса.

     9. «Магазин одежды»

     Один  ребёнок играет роль продавца, другой - роль покупателя. Продавец рассказывает о своём товаре, покупатель выбирает, покупает, возвращает, используя при этом всю активную лексику темы. И продавец, и покупатели могут меняться несколько раз за игру. При этом очень важно следить за тем, чтобы игра проходила максимально динамично, так как в противном случае она займёт слишком большую часть урока.

     Кроме перечисленных выше игр, на уроках использовались разнообразные кроссворды, ребусы, стишки, а также различные игровые задания, данные в учебнике по данной теме. (см. Приложение).

     В ходе формирующего эксперимента мы не зря выбрали именно такую последовательность проведения занятий. Так как мы считаем, что лексические навыки дошкольников формируются через ознакомление с понятийным аппаратом, через собственную языковую деятельность детей с соблюдением её структурных компонентов, а также через создание специальных условий, в которых дети будут применять полученные ими навыки.

     Эффективность реализованной нами системы мероприятий мы проверим на контрольном этапе нашего исследования.  

2.4 Контрольный эксперимент  по определению  эффективности реализованной коррекционно-развивающей работы 

     Целью данного этапа было определение  эффективности проделанной работы: влияние применения игровых заданий на мотивационную сферу, и, как следствие, на уровень усвоения лексики. Для получения результатов по уровню мотивации, была использована анкета, аналогичная той, что была использована нами на констатирующем этапе эксперимента; для получения результатов по уровню усвоения лексики, были использованы оценочные баллы контрольной работы, завершившей формирующий эксперимент.

     Данные  методики мы проводили со всеми детьми, которые были обследованы на этапе констатации. В результате мы выявили положительную динамику в развитии лексических навыков дошкольников, а также результаты контрольного эксперимента мы занесли в таблицу:

     Таблица 3. - Результаты проведения контрольного этапа   

     Ф.И. обследуемых детей      Уровни  сформированности трудовых навыков
     Аня П., 7 л.

     Вика  Ш., 7 л.

     Дима  К., 7 л.

     Катя  О., 7 л.

     Миша  Б., 7 л.

     Юля С., 6 л.

     Ева Л., 7 л.

     Паша  К., 6 л.

     Полина  Ю., 7 л.

     Вова  Е., 7 л.

 
 
 
 
     Высокий уровень
     Максим  Ш. 7 л.

     Руслан  Ж. 7 л.

     Средний уровень
 

          Полученные результаты также  были переведены в процентное соотношение и представлены в таблице:

     Таблица 4. – Уровни сформированности лексических навыков (контрольный этап)

     Уровни      Абсолютная  величина      Проценты (%)
     Высокий      10      83
     Средний      2      17
     Низкий      0      0
 

     На  основе процентного соотношения  результаты контрольного эксперимента мы представили в виде диаграммы:

     

     Рис. 2 Уровни сформированности лексических навыков  у детей дошкольного возраста (контрольный этап)

     В результате проведения контрольного эксперимента мы увидели, что у детей, не участвующих в формирующем эксперименте нашей работы (Аня П., 7 л., Вика Ш., 7 л., Дима К.,  7 л., Миша Б., 7 л., Ева Л., 7 л.. Катя О., 7 л) так и остался высокий уровень сформированности лексических навыков. У Паши К., 6 л. Полины Ю., 7 л., Юли С., 6 л, имеющих на этапе констатации средний уровень развития лексических навыков уровень повысился до высокого. Таким образом, из представленной выше таблицы мы видим, что у 83% обследуемых детей уровень развития лексических навыков является высоким. Эти дети имеют четкие представления о разнообразии одежды, называют много видов одежды на английском языке, включая нераспространенные, редкие виды одежды, объясняют особенности какой-либо одежды. Также этим детям присуща полная самостоятельность в собственной деятельности, они принимают цель работы на занятии, осознают мотив деятельности, умеют отобрать нужный материал для работы, владеют самоконтролем; результат их труда высокого качества, оригинален или с элементами новизны. Из таблицы 4 можно увидеть, что 17% детей (Максим Ш., Руслан Ж.) имеют средний уровень развития лексических навыков. Они называют самые простые распространенные виды одежды (свитер, футболка, брюки).  Также наблюдается недостаточная самостоятельность в деятельности (требуются советы, указания, включение взрослого в учебный процесс). Мальчики научились принимать цель работы на занятии, отбирать нужное оборудование, однако самоконтроль присутствует лишь частично, качество результата высокое, но без элементов новизны.

Информация о работе Обучение детей дошкольного возраста лексике