Мотивированность лексических единиц в английском криминальном сленге

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы — выявить характер мотивированности лексических единиц в криминальном сленге.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1) дать определение сленгу;

2) выявить основные черты криминального сленга;

3) проанализировать отобранные из криминалного сленга лексические единицы с точки зрения их мотивированности и выявить особенности их мотивации;

4) охарактеризовать основные типы мотивированности лексических единиц английского криминального сленга.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. КРИМИНАЛЬНЫЙ СЛЕНГ КАК ОСОБАЯ РЕЧЕВАЯ СУБКУЛЬТУРА 5
1.1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ СЛЕНГА 5
1.2. КРИМИНАЛЬНЫЙ СЛЕНГ. НОСИТЕЛИ. ФУНКЦИИ. ИСТОЧНИКИ 11

2. МОТИВИРОВАННОСТЬ СЛОВА КАК ЧАСТЬ СИСТЕМНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЯЗЫКЕ 19

3. АНАЛИЗ МОТИВИРОВАННОСТИ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ В КРИМИНАЛЬНОМ СЛЕНГЕ 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Таблица 38

Приложение 54

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 534.50 Кб (Скачать)

    

 

   

   1.2. КРИМИНАЛЬНЫЙ СЛЕНГ. НОСИТЕЛИ. ФУНКЦИИ. ИСТОЧНИКИ 
 

   Тайное  общение – одно из специфических явлений криминальной субкультуры. Это и понятно, поскольку сама криминальная субкультура – явление тайное. Преступникам есть что скрывать от окружающих и от правоохранительных органов. Раньше считалось, что тайное общение свойственно только для мест лишения свободы. Это не совсем так. Ведь, находясь на свободе, преступники тоже вынуждены скрывать свои планы, намерения, способы преступных действий.

   Система тайного общения возникла как  средство противодействия преступников правоохранительным органам, а в  местах лишения свободы – администрации, которая расселяла осужденных по одиночным камерам, применяла специальные меры, нарушавшие их нормальное человеческое общение. Эта система приобрела международный характер. Каждый из ее способов тщательно и длительно отработан и апробирован практикой миллионов людей, прошедших через преступные группы и тюрьмы.

   В современных условиях, когда одиночное  заключение почти не применяется, тайное общение в местах лишения свободы, казалось бы, должно исчезнуть. Однако оно существует, способы его меняются, но не исчезают. Причина этого не только в живучести "воровских традиций" и влиянии наиболее зараженной в криминальном отношении части осужденных. Здесь есть и объективные причины: лицам, изолированным от общества, есть что таить от администрации. Это не только нераскрытые преступления и нарушения режима, но и другие поступки, по которым администрация может сделать вывод об особенностях личности и степени ее исправленности. Кроме того люди, очевидно, просто не любят, когда их изучают лица, от которых они находятся в определенной зависимости [14].

   Что касается преступников, действующих  на свободе, то они и подавно стремятся  вооружиться новейшими средствами тайного общения, рожденными научно-технической  революцией (от индивидуальных радиостанций до специальных устройств).

   Возникновение и распространение английского  криминального сленга обусловлено определенными социальными причинами, которые создали, в какой-то степени, изолированные от легального общества различные социальные группы, подвергавшиеся гонениям и имеющие враждебную доминантной культуре субкультуру. Очевидно, что эти антиобщественные группы обладали рядом стимулов способствующих созданию и развитию криминального сленга:

     1) социальная защита – желание объединиться и противопоставить себя «легальному» обществу;

    2) необходимость что-то скрывать от посторонних;

     3) стимул наименьшего речевого усилия – стремление к краткости выражений и упрощению лексико-фразеологической системы языка как проявление определенного типа языкового мышления;

    4) желание придать речи эмоциональную окраску [13].

   Исследователи выделяют такие способы тайного  общения, как акустические, письменные, визуальные, технические. Каждый из них  может быть целостной системой сообщения  информации и обмена ею в виде письма, условных сигналов и знаков, передаваемых с помощью технических средств (например, по радио) и без использования таковых.

   К акустическим средствам тайного  общения относят криминальный сленг (жаргон), перестукивание ("тукование"), пение и выкрикивание. К визуальным средствам относят язык жестов, позы, пантомимы, мимику (так называемый "тюремный семафор"). К тайному письменному общению относят легальную и нелегальную переписку с помощью слов (жаргона), символов, знаков, различных способов шифрования сообщений. В тайном общении используются различные технические средства и устройства для передачи информации.

   Криминальный  сленг – не случайность, а закономерное явление, отражающее специфику субкультуры преступной среды, степень ее организованности и профессионализации [1]. Криминальный сленг – явление международное. Он родился и развивается вместе с преступностью и отомрет с ее исчезновением (если, конечно, она когда-нибудь исчезнет). Криминальный сленг – неизбежный атрибут криминальной субкультуры, но это не означает, что с ним не надо бороться.

     Криминальный сленг − это условный  язык. Как и любой сленг, он  имеет свою лексику и фразеологию.  Криминальный сленг является  особой словесной системой, базирующейся  на фонетике и грамматике общенационального  языка и имеющей существенные диалектные и социально-групповые различия. В криминальном сленге выделяют разновидности: воровской, тюремный как его основную часть, а также сленг проституток и сутенеров, рэкетиров, наркоманов, бомжей, несовершеннолетних и молодых преступников и др. [14].

   Основные  функции криминального сленга:

   1) Конспиративная. Криминальный сленг вырабатывается стихийно, многие слова могут перейти из криминального сленга в обычный разговорный язык, более того, в наше время в язык проникает все больше слов ‘деклассированных’ (свидетельство их возрастающей активности). Тем не менее, криминальный сленг непонятен для ‘непосвященных’, и это преступный мир использует в своих целях.

   2) Опознавательная. Криминальный сленг – пароль, по которому узнают друг друга деклассированные элементы.

   3) Номинативная. В криминальном сленге существует большое количество слов и фразеологизмов, которые используются для обозначения тех предметов и явлений, для которых нет эквивалента в литературном языке.

   4) Мировоззренческая. Униженность и вульгаризм воровской речи – особенность нашего восприятия, а в восприятии самого вора она носит героический, приподнятый характер [13].

     Имея много общего в закономерностях  возникновения и развития с  другими видами профессиональных  языков, криминальный сленг в то же время отличается от них своим аморальным содержанием и криминальными функциями. Прежде всего, он предназначен для зашифровки мыслей и тем самым обеспечения живучести преступного сообщества. Это достигается постоянными изменениями, происходящими в криминальном сленге (его динамизмом), постоянным обновлением его словаря. Кроме того, в криминальном сленге много синонимов. Например, для обозначения тюрьмы в английском криминальном сленге используются такие слова как big house, calaboose, cross bar hilton, grey bar hotel, hoosegaw, joint, slammer [18, с. 139].

   Необходимо помнить о том, что большая часть сленгизмов заимствована из разговорного языка и вне контекста конкретного речевого общения не имеет сленгового значения. Например, radio на английском криминальном сленге может обозначать не только приемник, но и просьбу соблюдать тишину (Shut up and listen to the radio), а также служить оповещением, что приближается охранник.

   Криминальный  сленг содержит несколько структурных пластов:

   - выражения и термины, одновременно употребляемые в молодежном и криминальном сленге;

   - выражения и термины, одновременно употребляемые в повседневном общении в разных криминальных группах (воровской сленг, сленг рэкетиров, проституток, мошенников, фарцовщиков и т. п.);

   - выражения и термины, употребляемые криминализирующимися лицами в воинской среде (военно-уголовный сленг);

   - выражения и термины, употребляемые в повседневном общении несовершеннолетних и молодежи при нахождении в закрытом воспитательном и исправительном учреждении, следственном изоляторе, дисциплинарном батальоне и др. (так называемый тюремный сленг);

   - выражения и термины, употребляемые в "элитарной преступной среде" (язык мафиози и коррумпированных элементов) [14].

   Криминальный  сленг быстро проникает в повседневную речь законопослушных граждан  (особенно подростков), а также в литературный язык. Поэтому было бы неправильным считать, что правонарушители приобщаются к криминальному сленгу только находясь в колонии или следственном изоляторе. В таких заведениях они получают уже повседневную практику его использования, если надзиратели не ведут борьбу с ним. Начало приобщения к сленгу бывает связано с тем временем, когда правонарушитель учится в средней школе или училище, а иногда еще не ходит в школу. Многие дети-дошкольники, особенно те, у кого родители отбывали наказание, легко понимают и оперируют такими терминами криминального сленга, как «ace» (хороший человек, «братан»), «cop» (полицейский), «iffy» (неясный, сомнительный) и другими словами.

   Криминальный сленг легко распространяется среди несовершеннолетних и молодежи. Это связано с его образностью, выразительностью, таинственностью, ироничностью, что привлекает подростков и молодежь. Сравним: слово «сумасшедший» на сленге звучит как «bug», «идти, двигаться» −  «to bump it on down», «оставлять в покое, не мешать» − « to burn rubber», «сигареты» − «germs», «говорить правду, не лгать» − «to keep it real». Насмешка, сарказм, колкость, ирония – существенные особенности криминального сленга.

   Какие ещё особенности присущи криминальному  сленгу? Во-первых, он эмоционален, во-вторых, экспрессивен, в-третьих, дает точные и емкие определения, в-четвертых, деперсонализирует личность, в-пятых, облагораживает неблаговидные поступки, в-шестых, придает динамизм речи, в-седьмых, позволяет достичь двоемыслия, в-восьмых, укорачивает, упрощает речь, придает ей шаблонность [13]. В этом отношении криминальный сленг во многом сходен с молодежным сленгом, также эмоционально насыщенным, ироничным, экспрессивным.

   Итак, из вышеизложенного следует, что криминальный сленг – это  закономерное явление, отражающее специфику криминальной субкультуры, степень организованности и профессионализации преступной среды. Криминальный сленг, как специфический профессиональный язык, запечатлевает преступный стиль мышления определенной социальной группы населения. К основным причинам возникновения криминального сленга относят желание объединиться и противопоставить себя «легальному» обществу; необходимость что-то скрывать от посторонних; стремление к краткости выражений и упрощению лексико-фразеологической системы языка как проявление определенного типа языкового мышления; желание придать речи эмоциональную окраску. 
 

   Выводы  по первой главе: 
 

   Социолекты  − жаргон, сленг и арго − входят в языковую формацию нонстандарта. Отсутствие точной лингвистической дефиниции затрудняет их научное описание и создает немалые трудности для их изучения. Мы в данной работе придерживаемся следующего определения термина «сленг»: «Сленг – особый периферийный лексический пласт, лежащий как вне пределов литературной разговорной речи, так и вне границ диалектов общенационального английского языка, включающий в себя, с одной стороны, слой специфической лексики и фразеологии профессиональных говоров, социальных жаргонов и арго преступного мира, и, с другой, слой широко распространенной и общепонятной эмоционально-экспрессивной лексики и фразеологии нелитературной речи».

   Английский сленг своеобразен и неповторим. Он рождался и рождается в недрах самого английского языка, в разных социальных сферах и возрастных группах как стремление к краткости, выразительности, иногда как протест против приевшегося или длинного слова, как желание по-своему обозначить предмет или его свойства. В криминальных же кругах, где сленг особенно распространен, кроме всего прочего, явно выражено стремление обособиться от мира, «зашифровать» свой язык.

   Криминальный  сленг противостоит официальному, общепринятому  языку и до конца понятен лишь представителям узкого круга лиц, принадлежащих к той социальной группе, которая ввела в обиход данное слово или выражение.

   Вся история криминального сленга неразрывно связана с историей антисоциальных групп, противопоставленных легальному обществу. Основная функция такого «языка» − функция конспиративной коммуникации. Первоначальной причиной создания криминального сленга была необходимость в условном, понятном только для определенной обособленной группы «языке».

   Криминальный  сленг заимствует весь грамматический инструментарий и функционирует  по законам грамматики общенародного языка. Сленгизмы – существительные, глаголы и прилагательные обычно выступают как вкрапления на общем фоне фамильярно-разговорной речи.

   Криминальный сленг существует и развивается, и вряд ли когда-нибудь перестанет существовать. В настоящее время криминальный сленг употребляется в прессе и даже в литературе для придания речи живости и экспрессивности. Многие считают, что криминальный сленг, как, к примеру, мат, загрязняет и вульгаризирует язык. Однако, как мат, так и криминальный сленг – это исторически сложившийся вид языковой субкультуры. Это такая же неотъемлемая часть языка как диалекты, профессионализмы и термины. Они также достойны внимания и тщательного изучения со стороны лингвистов.

Информация о работе Мотивированность лексических единиц в английском криминальном сленге