Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 18:30, курсовая работа
Цель данной работы: определить сущность теории проблемного обучения, рассмотреть исторический аспект и проанализировать проблемные ситуации как основу проблемного обучения.
Введение…………………………………………………………………….3
1Сущность проблемной методики……………………………………...…6
1.1Способы организации иноязычной деятельности школьников на уроках иностранного языка с элементами проблемного обучения……13
1.2Использование дискуссионного, метода проектов, метода ролевых игр на уроке иностранного языка. ………………………………………19
2 Реализация проблемных упражнений на уроках иностранного языка……………………………………………………………………….25
2.1 Лексический материал………………………………………………25
2.2 Грамматический материал………………………………………….30
2.3 Обучение говорению………………………………………………..32
2.4 Работа с текстом при обучении чтению, говорению и аудированию………………………………………………………………36
3 Практическая часть……………………………………………………41
Заключение……………………………………………………………….46
Список использованных источников…………………………………..48
Приложение А……………………………………………………………49
Приложение Б…………………………………………………………….50
- каков возраст героев рассказа,
- место и время действия.
Предположения варьируются касаемо места действия, но учащиеся сходятся в определении возраста героев - молодые люди, времени года – лето.
Далее ввожу слова,
необходимые для понимания
Мотивирую потребность высказаться при помощи послетекстовых вопросов. Проблемность заключается в том, что вопросы напрямую не связаны с текстом. В данном случае это следующие вопросы:
- каковы были
правила и традиции вождения
автомобиля в 20-е годы 20 века
и как водит автомобиль
- каковы, по вашему мнению, причины автомобильных аварий в наши дни,
- каковы, на ваш
взгляд, последствия появления
В соответствии с темой рассказа это также могут быть вопросы о защите животных или о загрязнении окружающей среды, вопросы этикета, нравственности:
- как
вы лично можете защитить
- что
вы можете уже сейчас
- как вести себя в театре,
- как поступить в ситуации выбора.
Активизировать мыслительную и речевую деятельность помогают и другие элементы проблемного обучения: [15, c. 17]
- пересказ от лица неодушевленного героя или животного (например, от лица собаки главного героя, которая не принимает активного участия в событиях рассказа),
- переработка диалога в монолог и наоборот.
Уровень проблемности можно регулировать: сильным ученикам способ выполнения задания не объясняется, а слабым можно дать некоторые подсказки либо примеры.
- вопросы о недостающей информации (какой информации, по вашему мнению, в тексте не хватает, что бы вы добавили в текст, если бы были автором данного учебника – при изучении англо-говорящих стан, например),
- личностно значимые вопросы (автомобиль вашей мечты).
Такие вопросы пробуждают желание выразить себя и являются мощным стимулом к потребности высказаться.
- придумайте окончание рассказа.
Подключается
воображение и ученик, сталкиваясь
с недостаточностью знаний, испытывает
в них потребность и
Мотивировать учащихся, повысить познавательную активность позволяет работа над измененным текстом, при этом возможно индивидуализировать и дифференцировать задания, меняя степень сложности. Например, при работе над текстом “Swan Lake” в 8 классе трем группам учащихся предлагаются три варианта одного и того же текста, в одном из которых части текста переставлены, в другом пропущены слова, в третьем не хватает предложений, которые нужно составить из приведенных после текста слов. В результате переработки текста у учащихся всех групп должен получиться один и тот же вариант. Это задание позволяет добиться включенности учащихся в занятие, реализовать воспитательные цели – научить работать в группе, слушать и слышать товарища, принимать другую точку зрения, осуществить взаимоконтроль и активизировать мыслительную деятельность учащихся, направленную на применение полученных знаний лексики и грамматики в новой ситуации.
Такой вид работы способствует не только развитию творческого мышления на уроках иностранного языка, но и повышают мотивацию его изучения, приучает учащихся к внимательному и вдумчивому отношению к текстам. С одной стороны, он позволяет совершенствовать грамматические и лексические навыки, с другой, активизирует мышление, задействует воображение, и эффект от такого рода заданий гораздо выше, чем от заданий репродуктивного характера.
И.И. Меркулова предложила использовать следующие виды проблемных заданий:
Систематичное выполнение учениками данных заданий способствует
формированию у них способности понимать различные виды высказываний,
догадываться о значении незнакомых языковых средств по контексту, анализировать информацию, создавать вторичные высказывания в устной и письменной форме на основе прочитанного или прослушанного текста, всех составляющих коммуникативной компетенции.
Одна
из важнейших задач обучения английскому
языку на среднем и старших
этапах –сохранение и
Compare the words: (Звук [ ei ] и [ æ ])
Bake –back
Fatal –fashion
Nature –national
Nation –national
Так же можно обратиться к скороговоркам, а внеурочное время организовать фонетические конкурсы.
Пример на звук [ w ]:
We weave well at “The weave well”. A well-woven “weave well” weave wears well.
Задания после отработки скороговорки.
Give three forms of the verb “to weave”.
Find the subjects and the predicates in these sentences.
Refer the first sentence to the Past Indefinite, Future Indefinite.
Refer the second sentence to the Present Continuous and to the Past Continuous.
[ s ] - [ ʃ]:
She sells sea shells on the sea shore.
Ask a special question to each word
Пример на звук [ ð ]:
These are three brothers
These are their father and mother
This is their brother
Their other brother is teething
Make up the interrogative and negative form.
[ p ] - [ b ]:
Peter’s big pink pig’s broken the tips of Bill’s best rhubarb plants.
Look at the blackboard. Listen to the record. Find wrong words and correct them.
Peter’s pig pink dig’s broken the lips of Dill’s west rhubarb plants.
Использование описанных выше грамматических, лексических и фонетических проблемных заданий способствует формированию умения осуществлять выбор лингвистических средств, способности грамотно использовать разнообразные языковые средства, позволяет знакомить школьников с социолингвистическими особенностями их употребления. Следовательно, в процессе их выполнения у учеников формируются лингвистическая, дискурсивная и социокультурная субкомпетенции.
3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
План урока английского языка в 8 классе (учебник: English, 8 кл. авторы О. В. Афанасьева, И. В Михеева)
Тема: The world of jobs. [1, с. 3-11]
Цели:
практическая - развивать навыки диалогической и монологической речи по теме «The world of jobs»; совершенствовать лексические навыки и расширять лексический запас учащихся.
развивающая - развитие способности осуществлять репродуктивные и продуктивные речевые действия; развитие способности к догадке: развитие способности воспринимать вопросы на слух и отвечать на них.
воспитательная - воспитание уважения к профессиям; развитие умения работать в паре и группе.
Задачи урока: совершенствование навыков работы с текстом; формирование умений оценивать полученную информацию, выражать свое мнение.
Языковой материал: употребление неопределенного артикля с названиями профессий; текст стр. 9; упражнения 1-3, стр. 3.
Оснащение урока: учебник, карточки с вопросами, CD диск.
№ |
Этап и его цель |
Содержание этапа (ход урока) |
Пед. модель |
Примечания | ||
1. |
Организационный момент. Переключение учащихся на иноязычную речевую деятельность. Постановка задач урока и сообщение целей. |
Учитель задаёт вопросы:
|
t с
t р
Group
|
10 минут (Употребить лексику, помогающую учащимся сориентироваться в том, что люди разных возрастов имеют различные увлечения. Учебник, упр. 4; стр. 3-4) | ||
2. |
Этап речевой практики. Развиватие умения слушать и слышать. . |
Учитель: « Now we listen to the recording (No 1) and you have to answer the questions. I will hand you out a paper and you write down in it the questions and answer on it.
|
Individual work
p1 p2
t p
|
10 минут Необходимо заранее заготовить таблицу, в которую учащиеся заносят ключевые слова по каждому вопросу, которые они слышат. [ Приложение А]
Побуждение к дискуссии | ||
3. |
Чтение и развитие навыков говорения на основе прочитанного. |
2) Чтение текста учениками. ( Учебник, упр. 16, стр. 9 ) 3) Ученики задают вопросы по тексту по цепочке. Учитель: “Open your books on page ten and look through exercise 17” 4. Говорение. Учитель: “How do you think it is worth to have a bodyguard?” |
Individual work
Individual work
p1 p2 p3 |
15 минут. Прослушивание текста без зрительной опоры. Имеющиеся в тексте незнакомые словарные единицы не являются препятствием для понимания текста и выполнения собственно задания.
Высказываются желающие. | ||
4. |
Активизация лексических умений. |
Словообразование. (существительное от глагола при помощи суффикса –tion)
1 Учащиеся называют глаголы из текста - убивать (обычно политического или видного общественного деятеля) assassinate – защищать protect - торжественно вводить в должность inaugurate - отбирать; подбирать select - работать; действовать operate - занимать -occupy 2 Учащиеся записывают глаголы и образованные от них существительные в таблицу. |
Individual work |
5 минут. Необходимо заранее сделать заготовки карточек с глаголами на русском языке. [Приложение Б] | ||
5. |
Домашнее задание |
Учитель: So today we have learned many professions and people’s interests. Our lesson was beautiful! At home do ex. 5, 6, 7 on pages 4-5 in writing. |
2,5 минут | |||
6. |
Подведение итогов |
Выставление оценок за урок с комментированием ответов. Учитель: “Thanks for your work. Our lesson is over.” |
t c |
2,5 минут |
Раздел учебника Choosing a Career: The World of Jobs предлагает новый тип заданий для учащихся. На данном уроке учащиеся читают текст из этой рубрики “Unusual Jobs: A Bodyguard”. Работа с текстом ведется по типу ознакомительное - поисковое – изучающее чтение. Чтение рассматривается как самостоятельный вид речевой деятельности и как средство формирования языковых навыков и умений.
Выполняя задания этого раздела, учащиеся расширяют свои знания о стране изучаемого языка: знакомятся с именами некоторых президентов США, работой спецслужб, показываемой в американских фильмах. А так же учащиеся вспоминают один из способов образования существительных от глаголов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблемное обучение на уроках английского языка «учит учиться». Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер взаимоотношения между учителем и учеником, позволяет по-новому взглянуть на оптимизацию учебного процесса и переосмыслить существующие методы преподавания английского языка.
Проблемное
обучение на уроках английского языка
создает атмосферу
Проблемное обучение на уроках английского языка эффективнее, когда проблемные вопросы обращены к самому ученику и предполагают использование его жизненного опыта (взаимоотношение в семье, увлечения, проблемы подростков). Проблемное обучение на уроках английского языка имеет практическую значимость в формировании личности, т.к. учащиеся обсуждают проблемы, связанные с историей и географией, литературой и музыкой, экологией и биологией. Интегрированные уроки способствуют созданию целостного восприятия окружающего мира: готовят школьников к культурному, профессиональному и личному общению, развивают воображение, фантазию и мышление, стимулируют интерес, поддерживают высокую мотивацию к изучению иностранных языков, приобщают к культурному наследию и духовным ценностям своего народа и других народов мира.
Использование информационных технологий на уроках аналитического чтения свидетельствует о тесной взаимосвязи литературы, истории, информатики, где английский язык является основным, потому что используется как средство обучения. Интернет создает уникальную возможность создания естественной языковой среды. Информационные ресурсы сети Интернет, полезны при работе над проектом для самостоятельного поиска информации, для обогащения словарного запаса, проверки грамматики. Учащиеся получают домашнее задание найти дополнительную информацию о биографии и творческой деятельности авторов изучаемых произведений в библиотеке или в сети Интернет. Аутентичные материалы, найденные учащимися, становятся основой проблемных обсуждений для развития навыков аудирования, монологической и диалогической речи.