Методика использования проблемных заданий на уроке английского языка на среднем уровне

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: определить сущность теории проблемного обучения, рассмотреть исторический аспект и проанализировать проблемные ситуации как основу проблемного обучения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1Сущность проблемной методики……………………………………...…6

1.1Способы организации иноязычной деятельности школьников на уроках иностранного языка с элементами проблемного обучения……13

1.2Использование дискуссионного, метода проектов, метода ролевых игр на уроке иностранного языка. ………………………………………19

2 Реализация проблемных упражнений на уроках иностранного языка……………………………………………………………………….25

2.1 Лексический материал………………………………………………25

2.2 Грамматический материал………………………………………….30

2.3 Обучение говорению………………………………………………..32

2.4 Работа с текстом при обучении чтению, говорению и аудированию………………………………………………………………36

3 Практическая часть……………………………………………………41

Заключение……………………………………………………………….46

Список использованных источников…………………………………..48

Приложение А……………………………………………………………49

Приложение Б…………………………………………………………….50

Работа содержит 1 файл

Министерство образования Республики Беларус2.docx

— 130.20 Кб (Скачать)

Обобщая вышесказанное можно отметить, что  проблемные методы – методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной самостоятельной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.[4, c.139]

Проблемные  вопросы своей структурой и содержанием  вызывают у учащихся адекватное заданию  стремление к самостоятельной познавательной деятельности. С одной стороны, постановка проблемы, которую ученику необходимо решить, всегда вызывает определённую познавательную и эмоциональную реакцию, а с другой стороны, оказывает влияние на тонус коры головного мозга. Выполняя задания, направленные на решение той или иной проблемы,  ученик направляет свою интеллектуальную активность и ранее усвоенные знания на самостоятельное «открытие» важных и существенных признаков тех или иных понятий и применение их в своей дальнейшей познавательно-практической деятельности: на установление разнообразных существенных связей между изучаемыми фактами, явлениями, событиями и процессами, на конструирование способов обнаружения этих связей т так далее.

В современной  теории проблемного метода обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.

Педагогическая  проблемная ситуация создаётся с  помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчёркивающих новизну, важность и другие отличительные качества объекта познания. Создание же психологической  проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком лёгкая познавательная задача не создают проблемной ситуации для учеников, то есть проблемная ситуация должна быть посильной для  учеников. Можно сказать, что проблемная ситуация представляет собой ощущение мыслительного затруднения.

Проблемные  ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Учитель создаёт  проблемную ситуацию и направляет учащихся на её решение, организуя поиск этого  решения. Таким образом, учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения и, как результат, у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

Чтобы разобраться  в том, что такое проблемная ситуация, нужно понять, что такое проблема. Философы очень точно определяют проблему как конкретное знание о незнании. В данном парадоксальном на первый взгляд, суждении скрыто глубокое содержание. Действительно проблема для человека существует лишь тогда, когда её условие или известно, или вполне доступно, требование, вопрос понятны, то есть человек знает, что искать. Осознание известного и неизвестного в ситуации, принятие проблемы создают состояние озадаченности, психологического дискомфорта, что и побуждает искать выход из создавшегося положения неопределённости, дефицита информации. Это и есть проблемная ситуация. Конкретным способом выражения проблемы служат познавательные задачи и вопросы. Поэтому анализ проблемной ситуации, выявлении её связей, отношений, закреплённых в языке, выражается в виде задач. Сформулированная задача создаёт внешние условия для осознания проблемной ситуации. Мышление начинается с проблемной ситуации, с её осознания и принятия, поэтому, чтобы пробудить ситуацию мыслительной активности, например, при чтении, нужно её увидеть как систему задач, то есть скрытых проблемных ситуаций. Учащиеся, которые видят задачи и отражённые в них проблемные ситуации в тексте, воспринимают информацию как ответы на вопросы, которые у них возникли при восприятии текста. Эти вопросы включают механизм их мыслительной активности, поэтому усвоение даже готовых заданий является для них эффективным и в плане функциональности этих заданий, то есть усвоение и развитие осуществляется у таких учеников одновременно.[4, c. 140]

В дидактическом  плане можно говорить о проблемной ситуации, в которой обучаемый  не может выполнить известным  ему способом поставленного перед  ним задания. Учащимся приходится находить новый способ его выполнения. Задания  же, при помощи которых создаётся  проблемная ситуация, следует называть, соответственно, проблемными.

Разные  учёные выделяют различные количество этапов решении проблемной ситуации. Например, решение проблемной ситуации согласно В. Оконю состоит из трёх этапов:

  1. постановка проблемы
  2. решение данной проблемы
  3. проверка решения

Теперь  хотелось бы перечислить те методические приёмы, которыми пользуются учитель  для создания проблемных ситуаций. Их можно представить следующим  образом:

  • учитель подводит учащихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
  • сталкивает противоречия практической деятельности;
  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • предлагает классу рассмотреть проблему с различных позиций (например, юриста, финансиста, педагога, психолога);
  • побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять различные факты;
  • ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
  • определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);
  • ставит проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с заведомо допущенными ошибками, с неопределённостью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с ограниченным временем обсуждения)

Для реализации проблемного метода необходимы:

  1. отбор самых актуальных, сущностных проблем; 
  2. определение особенностей проблемного метода обучения в различных видах учебной работы;
  3. построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;
  4. личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность учащихся.[4, c. 145]

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

  1. учитель сам ставит проблему и сам решает её при активном слушании и обсуждении учащихся.
  2. учитель ставит проблему, учащиеся самостоятельно или под руководством учителя решают её. Здесь наблюдается отрыв от образца, открывается простор для размышления.
  3. ученик ставит проблему, учитель помогает в её решении.
  4. ученик ставит проблему, предлагает возможные решения, проверяет эти возможные решения, исходя из данных, делает вывод, применяет выводы к новым данным и делает собственные обобщения, то есть ученик сам решает проблему.

Хочется упомянуть, что это метод, несмотря на высокую эффективность, как и  любой другой, нельзя универсализировать и считать единственно приемлемым для обучения, так как  эффективность  обучения зависит от умелого сочетания  различных методов. Учителю следует  помнить, что нельзя в любом простейшем вопросе видеть проблему. Например, если ученика попросить рассказать, как он провёл выходной день или  какие планы у него на сегодняшний  вечер, то подобную постановку вопроса  никак нельзя отнести к проблемной, так как она не отвечает условиям проблемной задачи.

Также нельзя выдвигать перед учащимися очень  сложные задания. Которые непосильны для их выполнения, так как они  требуют специальных знаний и  способов подготовки. Проблемное обучение заключается в том, чтобы предлагать учащимся для решения посильные  задачи, которые вели бы их к собственным  «открытиям». Использование проблемного  метода открывает возможности творческого  сотрудничества учителя и ученика, способствует более глубокому и  прочному усвоению материала и способов деятельности.

Использование проблемного обучения требует определенных условий при организации учебного процесса. Необходимо четко понимать особенности этого подхода и  выяснить какая часть учебного материала  больше всего подходит для изучения с использованием проблемного обучения.

    1. Подготовка преподавателя, которая требует глубокого знания своего предмета, новых научных концепций, подходов; высокого уровня образованности, а также владение методикой проблемного обучения, которая предполагает прежде всего умение диалогического доброжелательного общения со школьниками; умение поощрения учеников к самостоятельным познавательным поискам; внимательное отношение к мыслям, гипотезам, высказываниям учеников; обеспечение посильности работы щкольников с теми или другими проблемными задачами, то есть рационального соотношения известного и неизвестного.
    2. Подготовленность учеников: обеспечение мотивации, которая способна вызвать интерес до содержания проблемы; уровень владения приёмами умственной деятельности; знания фактического программного материала.
    3. Научно-методическое обеспечение процесса обучения для создания проблемных ситуаций.
    4. Учет особенностей конкретной дисциплины, темы, которую изучают, а также время, отведенного за программой (проблемное обучение требует значительных затрат времени, поэтому в определенном объеме используется не часто).

Основные  психологические условия для  успешного применения проблемного  обучения.

    1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.
    2. Быть доступным для учащихся и соответствовать их познавательным способностям.
    3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.
    4. Задания должны быть таковыми, что бы учащийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного [12]. Лекции по педагогике высшей школы: Учебное пособие / Под. ред. В.И. Лозовой. - Харьков: "ОВС", 2006.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблемное обучение имеет ряд  своих преимуществ. Оно помогает в развитии мышления, учит критически и творчески подходить к решению  проблемы. Конечно, не все темы учебного материала могут изучаться с  помощью этого обучения. Но изучение некоторых вопросов на основе проблемного  обучения может дать положительные  результаты. Оно широко используется при преподавании многих дисциплин  в высшей школе и может быть достаточно эффективным, так как  заставляет думать и решать проблемы самостоятельно и творчески.

Следовательно, преимуществами проблемного  метода обучения являются следующие  моменты:

  1. самостоятельное добывание знаний путём собственной творческой деятельности;
  2. высокий интерес к учебному труду;
  3. развитее продуктивного мышления;
  4. прочные и действенные результаты обучения.

А к недостаткам следует отнести:

  1. слабую управляемость познавательной деятельностью учащихся;
  2. большие затраты времени на достижение запроектированных целей;
  3. недостаточный уровень языковой подготовки в отдельных группах;
  4. нехватка времени на тщательное изучение той или иной темы;
  5. непривычность подобной формы работы;
  6. трудность вовлечения учащихся со слабой языковой подготовкой в обсуждение;
  7. риск трансформации дискуссии в спор между отдельными учащимися.[4, c. 146]

Основные функции и отличительные  признаки (особенности) проблемного  обучения были сформулированы М. И. Махмутовым. Он разделял их на общие и специальные.

Общие функции проблемного обучения:

  • усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности;
  • развитие интеллекта учащихся, то есть их познавательной самостоятельности и творческих способностей;
  • формирование диалектико-материалестического мышления школьников;
  • формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

Специальные функции проблемного обучения:

  • воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приёмов и отдельных способов творческой деятельности);
  • воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умений решать учебные проблемы;
  • формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решения практических проблем и художественного отображения действительности);
  • формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.

Каждая из указанных функций  осуществляется в разнообразной  практической и теоретической деятельности школьника и зависит от учёта характерных особенностей проблемного обучения, которые одновременно являются и его отличительными признаками. [13, c.136]

 

 

1.1 Способы организации иноязычной деятельности школьников на уроках иностранного языка с элементами проблемного обучения

 

 

Активизация мыслительной и речемыслительной деятельности школьников на уроках иностранного языка будут способствовать следующие  типы упражнений:

  • поисково-игровые задачи;
  • коммуникативно-поисковые задачи;
  • коммуникативно-ориентировочные игры;
  • познавательно-поисковые страноведческие задачи и задания.
  • культуроведческие проекты и школьные курсовые работы.

Учитывая  ярко выраженную функциональную направленность этих задач на развитие умственных( включая творческих) способностей школьников, данные типы упражнений можно отнести  к числу развивающих, так как они создают своеобразный микроклимат для развития интеллекта учащихся в условиях иноязычного речевого общения.[9, c. 9]

Целевым назначением поисково-игровых упражнений является совершенствование определённых качеств восприятия, мышления, воображения  и памяти учащихся при отработке  у них речевых навыков и  умений. Сравним для примера  следующие два упражнения.

Информация о работе Методика использования проблемных заданий на уроке английского языка на среднем уровне