Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 18:30, курсовая работа
Цель данной работы: определить сущность теории проблемного обучения, рассмотреть исторический аспект и проанализировать проблемные ситуации как основу проблемного обучения.
Введение…………………………………………………………………….3
1Сущность проблемной методики……………………………………...…6
1.1Способы организации иноязычной деятельности школьников на уроках иностранного языка с элементами проблемного обучения……13
1.2Использование дискуссионного, метода проектов, метода ролевых игр на уроке иностранного языка. ………………………………………19
2 Реализация проблемных упражнений на уроках иностранного языка……………………………………………………………………….25
2.1 Лексический материал………………………………………………25
2.2 Грамматический материал………………………………………….30
2.3 Обучение говорению………………………………………………..32
2.4 Работа с текстом при обучении чтению, говорению и аудированию………………………………………………………………36
3 Практическая часть……………………………………………………41
Заключение……………………………………………………………….46
Список использованных источников…………………………………..48
Приложение А……………………………………………………………49
Приложение Б…………………………………………………………….50
Обобщая вышесказанное можно отметить, что проблемные методы – методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной самостоятельной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.[4, c.139]
Проблемные
вопросы своей структурой и содержанием
вызывают у учащихся адекватное заданию
стремление к самостоятельной
В современной
теории проблемного метода обучения
различают два вида проблемных ситуаций:
психологическую и
Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчёркивающих новизну, важность и другие отличительные качества объекта познания. Создание же психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком лёгкая познавательная задача не создают проблемной ситуации для учеников, то есть проблемная ситуация должна быть посильной для учеников. Можно сказать, что проблемная ситуация представляет собой ощущение мыслительного затруднения.
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Учитель создаёт проблемную ситуацию и направляет учащихся на её решение, организуя поиск этого решения. Таким образом, учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения и, как результат, у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.
Чтобы разобраться в том, что такое проблемная ситуация, нужно понять, что такое проблема. Философы очень точно определяют проблему как конкретное знание о незнании. В данном парадоксальном на первый взгляд, суждении скрыто глубокое содержание. Действительно проблема для человека существует лишь тогда, когда её условие или известно, или вполне доступно, требование, вопрос понятны, то есть человек знает, что искать. Осознание известного и неизвестного в ситуации, принятие проблемы создают состояние озадаченности, психологического дискомфорта, что и побуждает искать выход из создавшегося положения неопределённости, дефицита информации. Это и есть проблемная ситуация. Конкретным способом выражения проблемы служат познавательные задачи и вопросы. Поэтому анализ проблемной ситуации, выявлении её связей, отношений, закреплённых в языке, выражается в виде задач. Сформулированная задача создаёт внешние условия для осознания проблемной ситуации. Мышление начинается с проблемной ситуации, с её осознания и принятия, поэтому, чтобы пробудить ситуацию мыслительной активности, например, при чтении, нужно её увидеть как систему задач, то есть скрытых проблемных ситуаций. Учащиеся, которые видят задачи и отражённые в них проблемные ситуации в тексте, воспринимают информацию как ответы на вопросы, которые у них возникли при восприятии текста. Эти вопросы включают механизм их мыслительной активности, поэтому усвоение даже готовых заданий является для них эффективным и в плане функциональности этих заданий, то есть усвоение и развитие осуществляется у таких учеников одновременно.[4, c. 140]
В дидактическом плане можно говорить о проблемной ситуации, в которой обучаемый не может выполнить известным ему способом поставленного перед ним задания. Учащимся приходится находить новый способ его выполнения. Задания же, при помощи которых создаётся проблемная ситуация, следует называть, соответственно, проблемными.
Разные учёные выделяют различные количество этапов решении проблемной ситуации. Например, решение проблемной ситуации согласно В. Оконю состоит из трёх этапов:
Теперь хотелось бы перечислить те методические приёмы, которыми пользуются учитель для создания проблемных ситуаций. Их можно представить следующим образом:
Для реализации проблемного метода необходимы:
Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
Хочется
упомянуть, что это метод, несмотря
на высокую эффективность, как и
любой другой, нельзя универсализировать
и считать единственно
Также нельзя
выдвигать перед учащимися
Использование
проблемного обучения требует определенных
условий при организации
Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения.
Таким образом, можно сделать вывод,
что проблемное обучение имеет ряд
своих преимуществ. Оно помогает
в развитии мышления, учит критически
и творчески подходить к
Следовательно, преимуществами проблемного метода обучения являются следующие моменты:
А к недостаткам следует отнести:
Основные функции и
Общие функции проблемного обучения:
Специальные функции проблемного обучения:
Каждая из указанных функций осуществляется в разнообразной практической и теоретической деятельности школьника и зависит от учёта характерных особенностей проблемного обучения, которые одновременно являются и его отличительными признаками. [13, c.136]
1.1 Способы организации иноязычной деятельности школьников на уроках иностранного языка с элементами проблемного обучения
Активизация мыслительной и речемыслительной деятельности школьников на уроках иностранного языка будут способствовать следующие типы упражнений:
Учитывая ярко выраженную функциональную направленность этих задач на развитие умственных( включая творческих) способностей школьников, данные типы упражнений можно отнести к числу развивающих, так как они создают своеобразный микроклимат для развития интеллекта учащихся в условиях иноязычного речевого общения.[9, c. 9]
Целевым
назначением поисково-игровых