Методика использования проблемных заданий на уроке английского языка на среднем уровне

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: определить сущность теории проблемного обучения, рассмотреть исторический аспект и проанализировать проблемные ситуации как основу проблемного обучения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1Сущность проблемной методики……………………………………...…6

1.1Способы организации иноязычной деятельности школьников на уроках иностранного языка с элементами проблемного обучения……13

1.2Использование дискуссионного, метода проектов, метода ролевых игр на уроке иностранного языка. ………………………………………19

2 Реализация проблемных упражнений на уроках иностранного языка……………………………………………………………………….25

2.1 Лексический материал………………………………………………25

2.2 Грамматический материал………………………………………….30

2.3 Обучение говорению………………………………………………..32

2.4 Работа с текстом при обучении чтению, говорению и аудированию………………………………………………………………36

3 Практическая часть……………………………………………………41

Заключение……………………………………………………………….46

Список использованных источников…………………………………..48

Приложение А……………………………………………………………49

Приложение Б…………………………………………………………….50

Работа содержит 1 файл

Министерство образования Республики Беларус2.docx

— 130.20 Кб (Скачать)

Э. Г. Азимовым и  А.Н Щукиным выделена система  проблемных заданий под которой  понимается совокупность типов, родов  и видов заданий, объединённых по назначению, материалу и способу  их выполнения.

 

 

2.1 Лексический  материал

 

 

Невозможно освоить  иностранный язык без знания лексики. При изучении лексики применяются лингвистические задачи, целью которых является не непосредственное овладение речевой деятельностью, а усвоение языковых форм и их значений. Проблемная составляющая позволяет таким образом организовать учебный материал, что это делает работу более интересной и увлекательной.

Введение незнакомой лексики можно осуществить в классе, причем упор на запоминание слова и усвоение способов его употребления надо делать на уроке, чтобы избежать перегрузки учащихся домашним заданием. Уже на этом этапе учащиеся становятся в позицию лингвистов - исследователей, анализируют представленный материал, выдвигают гипотезы, осуществляют синтез, и делают выводы. [2, c.73]

Лексика вводится тремя блоками:

  1. слова, о значении которых можно догадаться (интернациональные слова), например:

industry, alphabet, atom, billiards, bulldog, cafeteria, caravan, catastrophe, chaos,  dynamo, economic, electric, element, energy, film, legal, minimum, philosopher, official.

Интернациональные и созвучные словам родного языка  лексические единицы вводятся таким образом, чтобы развивать языковую догадку и облегчить запоминание слова. Обязательно отрабатываются все возможные производные от данного слова, что позволяет применить изученный материал (правила словообразования) в новых условиях.

  1. слова, о значении которых можно догадаться (слова, состоящие из знакомых словообразовательных элементов), например:

careful (care + full)

carefully (careful + ly)

worker (work + er)

discussion (discuss + ion)

wonderful (wonder + ful)

unpleasant (un + pleasant)

Здесь работа идет именно в области словообразования. По словообразовательным элементам учащиеся определяют принадлежность слова к какой-либо части речи, прогнозируют иные возможные производные, а затем догадываются о значении слова, исходя из знакомого корня либо контекста, предоставляемого учителем.

  1. контекст, в котором употребляются новые слова, например:

kingdom (n): a kingdom – kingdoms. A kingdom is a country ruled by a king or a queen. (Королевство: королевство – это страна, управляемая королем или королевой.)

При постановке проблемной задачи на определение слова на основе контекста учащийся устанавливает связи между словами и другими элементами текста, анализирует текст, определяет место этого слова в контексте, в результате чего осуществляется непроизвольное запоминание.

Усложнить задачу можно, используя  другой вариант проблемного изложения материала, - привести ряд незнакомых слов целиком. В этом списке можно предложить найти слова, которые по звучанию или написанию напоминают русские. Так устанавливаем связи между русскими и новыми английскими словами. Далее нужно познакомить учащихся с примерами употребления слов в речи, уточняя таким образом их значение в английском языке. После определения слов, близких по значению русским, школьники находят в списке те лексические единицы, которые им напоминают уже изученные слова. Употребление новых слов в контексте позволяет уточнить их значение. Оставшиеся слова можно объяснить на английском языке в процессе их употребления в речи. Такое проблемное изложение нового материала не только вызывает интерес учащихся, но и способствует созданию дополнительных ассоциаций, а следовательно, улучшает запоминание новых слов. Уровень проблемности можно менять, если исключить подсказки учителя, направляющие поиск. [2, c. 80]

При определении дифференцирующих признаков синонимов учащиеся должны догадаться о значении новых слов, используя контекст, анализируя словообразовательные элементы, сравнивая их со словами родного языка, сопоставляя их по грамматическим признакам и так далее. Для дифференциации значения синонимических слов учащиеся получают ряд ситуаций – предложения с заданием установить особенности употребления слов, значение которых в словаре одинаково. Только активная аналитическая работа по сравнению контекстов и ситуаций обеспечивает решение проблемы. Эта работа может проводиться на разном уровне проблемности. Если в предложении или тексте, на основе которых идет сравнение и определение признаков синонимических слов или выражений, выделить эти элементы, то это может быть подсказкой для учащихся и облегчит им работу. Использование таких подсказок зависит от сложности задания, общего объема работы с таким материалом и общей подготовки учащихся.

Проблемным путем можно  обучать выведению значений аффиксов. Учащимся дается задание по словарю  определить значение однокоренных слов и вывести значение аффиксов.

Можно использовать этимологизацию для раскрытия значения слова. В некоторых случаях можно исходить из аналогии с родным языком, например, с помощью русского слова "кондуктор" или "проводник" (существительное) необходимо определить возможные значения английского слова "to conduct" – "сопровождать, проводить" (глагол).

При закреплении и контроле лексического материала так же можно использовать проблемные задания - анаграммы, клоуз-тесты, задания на употребление лексических единиц в затрудненных условиях, а также задания на творческое применение изученного, например, составление рассказа с употреблением изученных слов (тема может быть дана, либо быть свободной), рекламного проспекта, заданий для одноклассников, причем задача тем сложнее, чем менее соотносится предложенная тема от набора изученной лексики. Подобные задания позволяют не только легко и быстро проконтролировать усвоение материала, но при этом повысить мотивацию и способствовать углублению познавательного интереса учащихся. Занимательные задания, которые ставят учащихся в роль учителя или ученого, не дают им скучать, соревновательный характер обеспечивает общую включенность в процесс и высокий темп работы. [2, c. 98]

  • анаграммы:

Guess the words (Угадай слова).

mrah  (harm)  lbsimopise  (impossible)

torectp  (protect)  macilt   (climate)

tehrbea  (breathe)  limd   (mild)

yrotcaf  (factory)  oselbisp  (possible)

- задание  на исправление ошибок в словах  и предложениях:

Correct my mistakes (Исправь ошибки).

a maild claimit

a posebl pleis but imposeble taim

Fektorys does a lot of ham.

To briv fresh air we mast protekt neitcher.

Учащиеся  с удовольствием примеряют на себя роль учителя и в дальнейшем этот навык помогает им при само- и взаимоконтроле.

- упражнения на сопоставление, которые помогают учащимся догадаться о правилах употребления того или иного слова, например:

Read and compare (Прочитай и сравни).

The water is clean. You can see little fishes swimming in it.

Вода чистая (прозрачная). Можно видеть, как в ней плавают маленькие рыбки.

The sky is clear: there are no clouds.

Небо чистое (ясное), нет ни облачка.

Lake Baikal is the biggest reservoir of pure drinking water.

Озеро Байкал – самое большое хранилище чистой питьевой воды в мире.

При самостоятельном  анализе данного контекста даже слабые ученики очень быстро дифференцируют данные синонимы, прочно усваивая правила  их употребления. Это маленькое самостоятельное  исследование активизирует познавательную деятельность, формирует познавательный интерес и повышает мотивацию. Каждый стремится первым докопаться до сути явления.

- воспроизведение лексических единиц в затрудненных условиях.

Несмотря на то, что здесь мы имеем дело с репродуктивным процессом, затрудненные условия требуют других знаний, их интеграции, что является неожиданным для учащихся и создает проблемную ситуацию. К таким заданиям относятся:

- решение и составление кроссвордов, что помогает активизировать знания учащихся, протекает в условиях активной мыслительной деятельности и вызывает эмоциональное удовлетворение, что способствует формированию познавательного интереса и повышает интерес к самому предмету. Работа с кроссвордами способствует углублению страноведческих и филологических знаний учащихся.

- задания на перечисление групп слов, обладающих или не обладающих определенными признаками, которые подбираются в зависимости от этапа обучения и в соответствии с изучаемой тематикой. При выполнении такого рода заданий проблемность достигается за счет привлечения знаний из других областей науки. (Перечислите полезные ископаемые, которые имеются на Британских островах? Какими полезными ископаемыми богата Беларусь? Какие животные, обитающие в Австралии, вам интересны? Какие животные занесены в Красную книгу? О каких поэтах, писателях, ученых,  прославивших Беларусь, вы бы рассказали своему другу по переписке? и так далее).

- клоуз-тест:

Пропуск слов в  таких деформированных текстах осуществляется в определенном порядке. Задача учащихся – восстановить текст: вместо пропусков вставить опущенные слова. Для правильного восстановления пропущенных элементов они должны осуществить ряд действий: обработать смысловую информацию предшествующей и последующей частей текста, особенно микроконтекст пропуска, проанализировать грамматическую схему этого микроконтекста; извлечь из долговременной памяти слова, смысловая сочетаемость которых с данным контекстом наиболее вероятна; грамматически упорядочить все элементы и включить их в грамматическую схему данного отрезка текста. В результате этих действий, включающих ряд операций, решается возникшая перед учениками ситуативная задача проблемного характера. Обычно клоуз-тест состоит из 20-50 подобного рода задач.

Fill in the gaps using the words given below (Заполните пропуски слова, данными ниже).

  1. Belarussia as every country has its own traditions and … . I … you know some of them, for example Maslenitsa. During this holiday people in towns and … cook … . Some prefer to eat them with …, others with … or … .
  2. S. Korolev was a famous … . His … theories and discoveries changed a lot in the world of … and let Yuri Gagarin become the first man in the world who had a journey in … around the world on board the … "Vostok" on April, 12 1961.

 

The words:

space   custom  spaceship  pancake

hope   science  caviar   village

scientist   sour cream  scientific  honey

 

Уровень проблемности увеличивает тот факт, что слова к обеим ситуациям  даны вместе и, прежде чем заполнять  пробелы, необходимо выяснить, какие  слова относятся к какой ситуации. Учащиеся должны подобрать не только подходящее по смыслу слово, но и включить его в наличную грамматическую структуру  предложения. Сильным учащимся список слов можно не давать, т.е. каждый получает дифференцированное задание.

- тесты  "multiple choice" (тесты множественного выбора):

Проблемный  характер имеют тестовые задания, содержащие проблему, то есть, трудность, связанную с имеющимися различиями в тестируемом лингвистическом явлении в родном и иностранном языках. Примеры таких заданий (фонетические, лексические, грамматические тесты) содержатся в отечественных и зарубежных руководствах по лингвистическому тестированию.

Для контроля лексических и орфографических навыков можно использовать различные тесты проблемного характера, например:

c – 6   key: caviar

c – 6    custom

s – 5    space

s – 7    science

s – 9    spaceship

s – 9    scientist

s – 10    scientific

s – 4 c – 5    sour cream

 

Данный  тест позволяет регулировать уровень  проблемности: слабому ученику можно  объяснить, что s или c – это первая буква слова, а цифра – количество букв в нем; сильный ученик должен об этом догадаться сам.

В.В. Сафонова, выделила  следующую типологию проблемных заданий,

направленных  на формирование у школьников лексических навыков, она включила следующие типы заданий: [2, c. 105]

  • задания на нахождение идентичных по смыслу лексических единиц в ряду сходных (найдите в приведенном списке синонимов абсолютные синонимы);
  • задания на сравнение сходных лексических единиц и нахождение различий между ними (сравните следующие синонимы и определите разницу между ними);
  • задания на классификацию лексического материала (классифицируйте лексику по четырем основаниям, определите основание для классификации);
  • вербальные загадки (догадайтесь, что описано в тексте);
  • задания на завершение рифмовок (заполните пропуски в стихотворении рифмующимися словами);
  • задания, предполагающие расшифровку образно-схематической информации (определите, что зашифровано в следующих ребусах);
  • лингвистические поисковые задания (изучите приведенные ниже слова и словосочетания, с какими английскими эквивалентами вы их ассоциируете).

 

 

2.2 Грамматический  материал

 

При работе над грамматическим материалом также применяют проблемные задания для того, чтобы активизировать восприятие нового материала и поставить учащихся в роль исследователей.

Например, после объяснения способа образования времени the Past Continuous Tense, ученикам следует дать следующее задание на самостоятельное выявление правил его употребления:

Read and compare:

(Прочитай  и сравни: в каких случаях употребляется  the Past Continuous Tense)

 

Past indefinite

Past continuous

He played tennis yesterday.

Он играл в теннис вчера.

He was playing tennis at 4 o’clock yesterday. Он играл в теннис в 4 часа вчера.

He read this book 3 weeks ago.

Он прочёл эту книгу 3 недели назад.

When I came he was reading a book.

Когда я пришел, он читал  книгу.


 

Проблемное  изложение возможно применять при  изучении времен. Исходя из названия времени, можно предложить учащимся вывести формулу образования, а также попробовать спрогнозировать случаи его употребления, что облегчает запоминание и делает сам процесс более интересным. [8, c. 152] Случаи употребления времени можно вводить при помощи контекста, где учащиеся ставятся в роль исследователей и сами выводят правило, опираясь на предоставленный материал. Доля помощи учителя регулирует уровень проблемности. Например:

Информация о работе Методика использования проблемных заданий на уроке английского языка на среднем уровне