Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 18:30, курсовая работа
Цель данной работы: определить сущность теории проблемного обучения, рассмотреть исторический аспект и проанализировать проблемные ситуации как основу проблемного обучения.
Введение…………………………………………………………………….3
1Сущность проблемной методики……………………………………...…6
1.1Способы организации иноязычной деятельности школьников на уроках иностранного языка с элементами проблемного обучения……13
1.2Использование дискуссионного, метода проектов, метода ролевых игр на уроке иностранного языка. ………………………………………19
2 Реализация проблемных упражнений на уроках иностранного языка……………………………………………………………………….25
2.1 Лексический материал………………………………………………25
2.2 Грамматический материал………………………………………….30
2.3 Обучение говорению………………………………………………..32
2.4 Работа с текстом при обучении чтению, говорению и аудированию………………………………………………………………36
3 Практическая часть……………………………………………………41
Заключение……………………………………………………………….46
Список использованных источников…………………………………..48
Приложение А……………………………………………………………49
Приложение Б…………………………………………………………….50
- определите формулу образования Present Perfect Continuous Tense и случаи его употребления. Исходя из названия учащиеся определяют, что время образуется при помощи вспомогательных глаголов have (present perfect) и be в третьей форме been и ing-формы смыслового глагола (continuous), время употребляется для обозначения действия, которое произошло в прошлом, но связано с настоящим (present perfect), и носит длительный характер (continuous).
Следующая проблемная задача поможет учащимся разобраться в употреблении предлогов of и from с глаголом to make.
TO MAKE
OF FROM
This table is made of wood. Cheese is made from milk.
The watch is made of gold. Sour cream is made from milk.
Учащимся предлагается догадаться, в зависимости от каких условий мы употребляем эти два предлога (Если вещество или материал, из которого изготовлен предмет, изменил свои физические свойства, используется предлог from, если нет - of). Для облегчения задачи можно использовать наводящие вопросы. Действительно, наблюдается значительное повышение познавательной активности, так как употребление разных предлогов в одной и той же ситуации "сделан из" кажется абсурдным и вызывает естественный вопрос "почему?".
Знания, умения и навыки по определенной грамматической теме проверяются через клоуз-тесты, в которых пропущены грамматические явления, что позволяет экономить время и обучать работе с тестами.
Дж. Хармер выделил следующую типологию грамматических проблемных заданий, их можно использовать на всех этапах работы с грамматическим явлением:
Моделирование преподавателем данных проблемных заданий должно
осуществляться с учетом возможностей школьников, этапа формирования грамматического навыка и особенностей грамматического материала.
2.3 Обучение говорению
Научить ученика
применять уже усвоенный
Сейчас в методике очень популярен метод драматизации диалогов, как предложенных авторами учебника, так и составленных самими учениками, так как позволяет оживить урок, а также проявить скрытые таланты, например актерские. Этот метод не просто решает задачу обучения говорению, но и позволяет создать креативную ситуацию на уроке, развивает творческое мышление учащихся и повышает мотивацию. Для решения поставленной задачи учащиеся должны продумать структуру диалога, портрет персонажей, реквизит, вжиться в роль. Повысим уровень проблемности – попросим представить диалог от лица противоположного пола, от имени неодушевленного предмета, изменить место, тему, время разговора. И вот мы слышим не просто зазубренное воспроизведение, а видим игру на зрителя, стремление донести идею всеми возможными способами, выйти из затруднительной ситуации пусть даже путем жестов и мимики – ведь акт коммуникации состоялся! Например, при изучении темы Health (Здоровье) в 6 классе, школьникам предложили творчески переработать и драматизировать диалог учебника – A Visit to a Doctor (Визит к врачу). Итогом задания стали красочные театрализованные сценки: учащиеся перевоплотились в пациентов с различными заболеваниями и специалистов разного профиля, не просто изменив лексическое наполнение диалога, но подобрав соответствующую атрибутику – белый халат, стетоскоп и так далее, сымитировав поведение участников диалога.
При выполнении заданий на осмысление на иностранном языке различных чертежей, технических рисунков, географических объектов на карте, геометрических фигур, решении математических задач познавательная активность направлена на решение различных вопросов, непосредственно не связанных с лингвистическими факторами (знание отношений физических, химических, биологических и тому подобных объектов). Чаще всего подобные задания мною применяются при изучении географического положения стран. При осмыслении карт можно предложить учащимся сделать выводы о климате, флоре и фауне, выгодном или невыгодном положении и при изучении схем и планов населенных пунктов - составить туристический маршрут, найти более короткий и удобный, безопасный путь и так далее.
Для побуждения к речевым действиям я также использую проблемные вопросы и проблемные речевые ситуации. Проблемная речевая ситуация провоцирует продуктивную речь, так как в проблемных речевых ситуациях неизвестно либо о чем говорить (предмет действия), либо как выразиться в данном конкретном случае (способ действия). Это могут быть ситуации:
- когда необходимо, например, выиграть время (поговорите несколько минут с посетителем, пока я вернусь),
- при нестандартной провоцирующей реплике собеседника (Я здесь совсем недавно. Где я могу купить фотопленку?)
- при необходимости самому найти такую реплику (Вам предстоит долгий перелет и вам очень нравится ваша спутница).
Для начинающего этапа (младшие классы) применяют поисково-игровые задания, направленные на развитие остроты наблюдения, воссоздающего и творческого воображения, а также различных типов мышления, например:
- соедините цифры до рисунка (цифры написаны на английском языке),
- найдите различия между картинками,
- найдите путь на карте,
- составьте картинку из компонентов.
Эти задания позволяют отрабатывать определенную лексику и грамматические явления.
Для более продвинутого этапа (среднее звено) подойдут познавательно-поисковые: на систематизацию и обобщение, на интерпретацию представленной информации, перекодирование вербальной информации в схематическую, например:
- выберите из текста информацию,
- оформите ее в таблицу,
- составьте по таблице рассказ,
- составьте рассказ по схеме,
- составьте вопросы по таблице,
- переделайте текст в схему,
- проведите анкетирование,
- составьте анкету, викторину.
При изучении темы «Уэльс» в 6 классе учащимся читают диалог – разговор двух подруг о подготовке к докладу по Уэльсу. Затем учитель предлагает составить им таблицу следующего содержания:
- географические положение,
- столица,
- крупные города,
- население,
- символ,
- обычаи и традиции,
- язык.
По таблице составляем рассказ о стране изучаемого языка, добавляя недостающий материал, готовим вопросы для викторины (повторяем грамматический материал), таким образом данный вид работы позволяет включить учеников во все четыре вида деятельности (аудирование, чтение, говорение и письмо).
На самом продвинутом
этапе (старшие классы) возможно использование
ролевых игр, познавательно-
Переработка текста в диалог позволяет работать над развитием диалогических навыков, обратная операция учит вычленять из диалога необходимую информацию и оформлять ее в монологическое высказывание разного содержания – от научной статьи до рекламного объявления, что также позволяет работать над стилистической стороной речи. Например, при изучении темы «Великобритания» в 6 классе, учащимся можно предложить следующие задания:
- Прочитайте диалог, в
котором девочка рассказывает
подруге о том, как она
- Прочитайте текст о
Великобритании и составьте
Проблемность задания можно регулировать: учащимся будет проще работать, если определить тему диалога (например, ваши впечатления от поездки в страну) или действующих лиц (например, учитель и ученики).
Такие задания, безусловно, способствуют повышению интереса к предмету и способствуют развитию логического и творческого мышления школьников.[14, c. 67]
Поскольку говорение и письмо относится к продуктивным видам речевой деятельности и направлены на порождение речевых сообщений, то есть в качестве их продута выступает высказывание, дискурс, с целью их формирования можно использовать одну типологию проблемных заданий. Если продукт деятельности выражен в устной форме, то формируется и совершенствуются умения подготовленной и неподготовленной монологической, диалогической и полилогической речи. Выполнение проблемных заданий в письменной форме способствует формированию и совершенствованию умений написаний «творческих жанров текста» согласно подходу американской методической школы к выделению видов письменной речи, а также рассказов и дискуссионных сочинений с выражением собственного мнения и аргументов №за» и «против».
В основе заданий данной типологии лежит проблема, которую надо разрешить в ходе речевого взаимодействия:
Таким образом, проблемные задания могут применяться на занятиях по
иностранному языку при обучении всем видам речевой деятельности и аспектам языка, а, следовательно, при формировании всех составляющих иноязычной коммуникативной компетенции, но классификация проблемных заданий по этому основанию является условной, так как проблемные задания носят интегративный характер. Правильнее выделять не единственную, а доминирующую цель предъявления проблемного задания школьникам.
2.4 Работа с текстами при обучении чтению, говорению и аудированию
Не секрет, что современные дети не любят читать. Естественно, что перед учителями встал вопрос, как разбудить их интерес, какими методами приобщить к чтению на иностранном языке. И здесь на помощь пришел проблемный подход: он способствует развитию способности к прогнозированию, творческого воображения и повышает мотивацию. При проблемно – поисковой организации урока создаются такие условия, которые побуждают ученика самостоятельно искать необходимую информацию, анализировать, сопоставлять и обобщать ее на иностранном языке.
Большие трудности вызывают у учащихся задания на аудирование, так как им тяжело воспринимать иноязычную речь на слух, без зрительной опоры. Их внимание отключается, и результатом является полное отсутствие интереса и мотивации к таким занятиям. Продуктивность подобного рода работы очень низкая. [6, c. 77]
Для стимулирования познавательной активности, которая селективно направлена на получение определенной информации, можно использовать так называемые "предвопросы" (forequestions) при восприятии иноязычного текста (на слух или при чтении). Это позволяет сконцентрировать внимание учащихся:
Например, при изучении темы «Путешествия» в 11 классе учащимся предлагается прослушать текст A Drive In a Motor Car (Поездка на автомобиле) и выполнить два задания:
1) из предложенных предложений выберите те, которые соответствуют содержанию текста;
2)вспомните, в каких предложениях текста употребляются новые слова.
С позиции проблемного подхода этих заданий явно недостаточно. До предъявления текста нужно предоставить учащимся «предвопросы»:
- прослушайте
текст и скажите, почему
Стимулировать речевые действия при этом помогают следующие задания. Перед прочтением или прослушиванием текста можно предложить учащимся следующие вопросы:
- по названию
текста попробуйте