Методика использования проблемных заданий на уроке английского языка на среднем уровне

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: определить сущность теории проблемного обучения, рассмотреть исторический аспект и проанализировать проблемные ситуации как основу проблемного обучения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1Сущность проблемной методики……………………………………...…6

1.1Способы организации иноязычной деятельности школьников на уроках иностранного языка с элементами проблемного обучения……13

1.2Использование дискуссионного, метода проектов, метода ролевых игр на уроке иностранного языка. ………………………………………19

2 Реализация проблемных упражнений на уроках иностранного языка……………………………………………………………………….25

2.1 Лексический материал………………………………………………25

2.2 Грамматический материал………………………………………….30

2.3 Обучение говорению………………………………………………..32

2.4 Работа с текстом при обучении чтению, говорению и аудированию………………………………………………………………36

3 Практическая часть……………………………………………………41

Заключение……………………………………………………………….46

Список использованных источников…………………………………..48

Приложение А……………………………………………………………49

Приложение Б…………………………………………………………….50

Работа содержит 1 файл

Министерство образования Республики Беларус2.docx

— 130.20 Кб (Скачать)

 

Министерство  образования Республики Беларусь

 

Учреждение образования

"Гомельский  государственный университет

имени Франциска  Скорины"

 
Факультет иностранных  языков 
Кафедра теории и практики английского языка 

 
 
 
 
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО  ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ УРОВНЕ 
 

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 
 

 

 

Исполнитель: 
студент группы А-43                                                               Мухиянова Е.Г 
 
Научный руководитель:                                                         Азявчикова Н.А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гомель 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………….3

1Сущность проблемной методики……………………………………...…6

1.1Способы организации иноязычной деятельности школьников на уроках иностранного языка с элементами проблемного обучения……13

1.2Использование дискуссионного, метода проектов, метода ролевых игр на уроке иностранного языка. ………………………………………19

2 Реализация проблемных упражнений на уроках иностранного языка……………………………………………………………………….25

2.1 Лексический  материал………………………………………………25

2.2 Грамматический  материал………………………………………….30

2.3 Обучение  говорению………………………………………………..32

2.4 Работа  с текстом при обучении чтению, говорению и аудированию………………………………………………………………36

3 Практическая  часть……………………………………………………41

Заключение……………………………………………………………….46

Список  использованных источников…………………………………..48

Приложение  А……………………………………………………………49

Приложение  Б…………………………………………………………….50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Теория  проблемного обучения разрабатывается  в отечественной и мировой  педагогике с середины 50-х годов  XX столетия. Сегодня теория проблемного обучения - достаточно развитая отрасль педагогической науки.

Проблемное  обучение стало ответом на тот  вызов, который сделали педагогической науке собственно процесс обучения, изменившиеся условия жизни и  деятельности человека и сам человек  с его стремлением к самосовершенствованию. Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в образование, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие - важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.

Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного  обучения. Творческие способности реализуются  через мыслительную деятельность.

Психологической основой концепции проблемного  обучения является теория мышления, как  продуктивного процесса, выдвинутая С.Л. Рубинштейном. Мышление играет ведущую роль в интеллектуальном развитии человека.

 Теория  проблемного обучения связана  с исследованиями отечественных  ученых - Б.Г. Ананьева, А.Я. Пономарева, А.Н. Леонтьева, Д.Н. Узнадзе  и, в особенности, С.Л. Рубинштейна,  который открыл феномен проблемной  ситуации как источника мыслительной  деятельности.

 Проблемное  обучение представляет собой  систему приемов, обеспечивающих  целенаправленные действия педагога  по организации включения механизмов  мышления и поведения школьников путем создания проблемных ситуаций.

Сказанное выше позволяет сделать вывод, что  проблемное обучение позволяет личности на основе имеющейся многообразной  информации выработать свои собственные  позиции, выработать свое отношение  к неприемлемым точкам зрения, то есть сформировать информационное мировоззрение, которое является открытым для уточнения, углубления, изменения.

За последнее  время значительно изменился статус иностранного языка в белорусском обществе. Можно говорить о том, что иностранный язык играет важную роль в жизнедеятельности человека. Это связано с реформами образования, которые происходят сейчас в большинстве развитых стран мира – общепризнанно, что в информационно-технологическом обществе XXI века – определяющим в конкуренции государств будет уровень образованности нации, способность максимально использовать ее интеллектуальный потенциал, развивать прогрессивные технологии. В связи с происходящей модернизацией системы образования в Беларуси усиливается роль иностранных языков в воспитании всесторонне развитой личности.

Стремительное вхождение Беларуси в мировое сообщество, экономическая и социокультурная ситуация в стране обеспечили огромной спрос на знание иностранных языков, создали мощную мотивационную базу для их изучения.

Иностранный язык превратился в средство коммуникации, расширяет культурные и экономические  международные контакты, становится способом приобщения школьников к культуре в глобальном масштабе и одним из путей их профессионального роста.

Значительное  изменение социального заказа привело  к кардинальной перестройке учебного процесса, к пересмотру целей и  задач обучения иностранному языку, что подтолкнуло к использованию современных педагогических технологий.

 Проблемная  методика использует активные методы обучения  с применением инновационных педагогических технологий: проектной методики и информационных технологий, в создании доброжелательной  атмосферы на уроке,  чтобы:

-учитывать  индивидуальные особенности каждого  ученика в классе;

-создать  для слабых учащихся ситуации  успеха посредством привлечения  их в дискуссию по мере их  способностей, навыков и умений  по предмету;

-построить  системы мер, побуждающих учеников  размышлять и делать собственные  открытия, выполнять мини-исследования, проводить необходимый анализ  изученного;

-способствовать  развитию навыка самостоятельной  работы с учебной, справочной  и другой литературой, целесообразно  использовать информационные технологии;

-научить  ученика  соотносить теоретические  знания с жизненными ситуациями;

-развивать  у школьников способностей использовать  иностранный язык как инструмент  общения в диалоге культур  и цивилизаций современного мира;

-видоизменить  взаимоотношения учителя и учащихся  и строить их на основе сотрудничества  и взаимопомощи.

Исходя  из выше сказанного объектом исследования является обучение иностранному языку  школьников на основе проблемного подхода обучения. Предметом исследования - проблемное обучение.

 Цель данной работы: определить сущность теории проблемного обучения, рассмотреть исторический аспект и проанализировать проблемные ситуации как основу проблемного обучения.

Задачи исследования:

  • объяснить понятие "проблемное обучение";
  • раскрыть сущность проблемного обучения;
  • выяснить условия успешной организации проблемного обучения;
  • определить особенности метода проектов, метода ролевых игр и дискуссионного метода
  • определить достоинства и недостатки проблемного обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Сущность проблемной методики

 

 

Использование современных методов обучения является основой при организации самостоятельной работы учащихся как на уроке, так и вне его. Одним из таких методов можно считать проблемный метод обучения.

Проблемный  метод обучения основывается на теоретических  положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 году в Чикаго опытную  школу, в которой учебный план был заменён игровой и трудовой  деятельностью. Занятия чтением, счётом, письмом проводились только в связи с потребностями – инстинктами, возникающими у детей спонтанно, по мере физиологического созревания. По мнению Дж. Дьюи, ребёнок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании. Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс. Ребёнок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Условиями успешного обучения являются:

  • проблематизация учебного материала
  • активность ребёнка (знания должны усваиваться с «аппетитом»)
  • связь обучения с жизнью ребёнка, игрой трудом.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под  руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение  знаниями, умениями и навыками и  развитие мыслительных способностей.

Для проблемного  метода обучения характерно то, что  знания и способы деятельности не преподносятся в готом виде, не предлагаются правила и инструкции, следуя которым, обучаемый мог бы высказаться гарантированно правильно.  Весь смысл метода заключается в  стимулировании поисковой деятельности обучаемого. Подобный подход обусловлен современной ориентацией образования  на воспитание творческой личности и  на закономерности развития этой личности, человеческой психики, в частности, мышления и интереса, формируемых  именно в проблемных ситуациях. Не следует  забывать при этом, что современные  научные знания носят проблемный характер (любое научное открытие отвечает на один или несколько вопросов и тут же ставит десятки новых).

 Цель проблемного обучения - усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов (овладение способами познания), она включает еще и формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер школьника, развитие его индивидуальных способностей, то есть в проблемном обучении акцент делается на общем развитии учащегося, а не на трансляции готовых выводов науки учащимся [8, c. 96]. «Проблемным» оно называется не потому, что весь учебный материал учащиеся усваивают только путем самостоятельного решения проблем и «открытия» новых понятий. Здесь есть и объяснение преподавателя, и репродуктивная деятельность учащихся, и постановка задач, и выполнение упражнений. Но организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем - характерный признак этого типа обучения. Поскольку вся система методов при этом направлена на общее развитие учащегося, его индивидуальных способностей, проблемное обучение является подлинно развивающим обучением. [7, c. 134]. Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, формирование самостоятельности, творческого отношения к изучаемому происходит успешнее, если учитель не декларирует, а постоянно рассуждает, размышляет, полемизирует с представителями других точек зрения, вовлекает учащихся в активный процесс доказательства, обоснования, если предлагаемые задания требуют поисковой деятельности. Такие уроки превращаются в диалог, совместные размышления, исследовательскую работу. Познаваемое не преподносится в готовом виде, оно служит предметом исканий, оно создаётся, конструируется с участием обучаемых. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся представляет собой один из компонентов сложной системы учебно-воспитательного процесса, по-своему работающего на всесторонне развитие личности школьника. Из этого следует вывод, что целью упражнения в узком значении можно считать овладение только тем или иным навыком или умением в ходе выполнения аналогичных действий, то дидактической целью проблемного задания является усвоение новых знаний в контексте решения определённой речемыслительной задачи.

Проблемный  метод обучения относится к активным методам. Он соответствует современной  психолого-педагогической теории и практике, в которой наиболее последовательно реализуется принцип проблемности, предполагающий использование объективной противоречивости изучаемого и организацию на этой основе поиска знаний, применения способов педагогического руководства, позволяющих управлять интеллектуальной деятельностью и развитием обучаемых (развитием потребностей и интересов, мышления и других сфер личности).[4, c. 137]

Проблемное  обучение основано на создании особого  вида мотивации – проблемной, поэтому  требует адекватного конструирования  дидактического содержания материала, который должен быть представлен  как цепь проблемных ситуаций. Мотивация  играет существенную роль в определении  количественных и качественных характеристик  целей при их продуцировании. В  ситуации с высокозначимой мотивацией процесс произвольного формирования целей развёртывается по более сложным  принципам, чем в ситуации решения  задач по инструкции, а именно через  широкое преобразование разнообразных  связей между элементами: через использование элементарных возможностей изменения ситуации. Мотивация оказывается фактором, регулирующим интенсивность осознанного и неосознанного анализа ситуации при поиске решения (это играет большую роль при организации обучения с использованием проблемного метода): в ситуации с высокозначимой мотивацией происходит более  интенсивный анализ, чем в ситуации с менее значимой мотивацией. Мотивы, выполняя структурирующую функцию, включаются в процессы целеобразования и оказывают влияние на результаты и творческий характер мышления. Мотив учебной деятельности рассматривается ими как система побудителей, включающая потребности, цели, интересы, эмоции обучаемых, связанные с этой деятельностью. В связи с проблемой мотивации в психологических исследованиях указывается также на необходимость формирования в психике обучаемого «положительной валентности» по отношению к осуществляемой им учебно-познавательной деятельности. Названная валентность представляет собой не что иное, как положительный мотив специально и целенаправленно формируемый учителем. И положительная валентность, и положительные мотивы самой деятельности по овладению устной иноязычной речью формируются учителем, как правило, в связи с собственно речевым её уровнем и следующими способами: повышением уровня информативности учебно-речевого материала и проблемности ситуации, в которых он изучается или реализуется; усложнением решаемых учащимися в учебно-познавательной деятельности речемыслительных задач; личной актуализации учебного материала и так далее.

Информация о работе Методика использования проблемных заданий на уроке английского языка на среднем уровне