Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 18:30, курсовая работа
Цель данной работы: определить сущность теории проблемного обучения, рассмотреть исторический аспект и проанализировать проблемные ситуации как основу проблемного обучения.
Введение…………………………………………………………………….3
1Сущность проблемной методики……………………………………...…6
1.1Способы организации иноязычной деятельности школьников на уроках иностранного языка с элементами проблемного обучения……13
1.2Использование дискуссионного, метода проектов, метода ролевых игр на уроке иностранного языка. ………………………………………19
2 Реализация проблемных упражнений на уроках иностранного языка……………………………………………………………………….25
2.1 Лексический материал………………………………………………25
2.2 Грамматический материал………………………………………….30
2.3 Обучение говорению………………………………………………..32
2.4 Работа с текстом при обучении чтению, говорению и аудированию………………………………………………………………36
3 Практическая часть……………………………………………………41
Заключение……………………………………………………………….46
Список использованных источников…………………………………..48
Приложение А……………………………………………………………49
Приложение Б…………………………………………………………….50
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
"Гомельский государственный университет
имени Франциска Скорины"
Факультет иностранных
языков
Кафедра теории и практики английского
языка
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО
ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ УРОВНЕ
Курсовая работа
Исполнитель:
студент группы А-43
Научный руководитель:
Гомель 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1Сущность проблемной методики……………………………………...…6
1.1Способы организации иноязычной деятельности школьников на уроках иностранного языка с элементами проблемного обучения……13
1.2Использование дискуссионного, метода проектов, метода ролевых игр на уроке иностранного языка. ………………………………………19
2 Реализация
проблемных упражнений на уроках иностранного
языка…………………………………………………………………
2.1 Лексический материал………………………………………………25
2.2 Грамматический материал………………………………………….30
2.3 Обучение
говорению………………………………………………..
2.4 Работа
с текстом при обучении чтению,
говорению и аудированию…………………
3 Практическая часть……………………………………………………41
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………..48
Приложение А……………………………………………………………49
Приложение Б…………………………………………………………….50
ВВЕДЕНИЕ
Теория проблемного обучения разрабатывается в отечественной и мировой педагогике с середины 50-х годов XX столетия. Сегодня теория проблемного обучения - достаточно развитая отрасль педагогической науки.
Проблемное
обучение стало ответом на тот
вызов, который сделали педагогической
науке собственно процесс обучения,
изменившиеся условия жизни и
деятельности человека и сам человек
с его стремлением к
Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Творческие способности реализуются через мыслительную деятельность.
Психологической основой концепции проблемного обучения является теория мышления, как продуктивного процесса, выдвинутая С.Л. Рубинштейном. Мышление играет ведущую роль в интеллектуальном развитии человека.
Теория
проблемного обучения связана
с исследованиями
Проблемное
обучение представляет собой
систему приемов,
Сказанное выше позволяет сделать вывод, что проблемное обучение позволяет личности на основе имеющейся многообразной информации выработать свои собственные позиции, выработать свое отношение к неприемлемым точкам зрения, то есть сформировать информационное мировоззрение, которое является открытым для уточнения, углубления, изменения.
За последнее время значительно изменился статус иностранного языка в белорусском обществе. Можно говорить о том, что иностранный язык играет важную роль в жизнедеятельности человека. Это связано с реформами образования, которые происходят сейчас в большинстве развитых стран мира – общепризнанно, что в информационно-технологическом обществе XXI века – определяющим в конкуренции государств будет уровень образованности нации, способность максимально использовать ее интеллектуальный потенциал, развивать прогрессивные технологии. В связи с происходящей модернизацией системы образования в Беларуси усиливается роль иностранных языков в воспитании всесторонне развитой личности.
Стремительное вхождение Беларуси в мировое сообщество, экономическая и социокультурная ситуация в стране обеспечили огромной спрос на знание иностранных языков, создали мощную мотивационную базу для их изучения.
Иностранный язык превратился в средство коммуникации, расширяет культурные и экономические международные контакты, становится способом приобщения школьников к культуре в глобальном масштабе и одним из путей их профессионального роста.
Значительное изменение социального заказа привело к кардинальной перестройке учебного процесса, к пересмотру целей и задач обучения иностранному языку, что подтолкнуло к использованию современных педагогических технологий.
Проблемная методика использует активные методы обучения с применением инновационных педагогических технологий: проектной методики и информационных технологий, в создании доброжелательной атмосферы на уроке, чтобы:
-учитывать
индивидуальные особенности
-создать
для слабых учащихся ситуации
успеха посредством
-построить
системы мер, побуждающих
-способствовать
развитию навыка
-научить
ученика соотносить
-развивать
у школьников способностей
-видоизменить
взаимоотношения учителя и
Исходя из выше сказанного объектом исследования является обучение иностранному языку школьников на основе проблемного подхода обучения. Предметом исследования - проблемное обучение.
Цель данной работы: определить сущность теории проблемного обучения, рассмотреть исторический аспект и проанализировать проблемные ситуации как основу проблемного обучения.
Задачи исследования:
1 Сущность проблемной методики
Использование
современных методов обучения является
основой при организации
Проблемный метод обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 году в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменён игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счётом, письмом проводились только в связи с потребностями – инстинктами, возникающими у детей спонтанно, по мере физиологического созревания. По мнению Дж. Дьюи, ребёнок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании. Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс. Ребёнок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Условиями успешного обучения являются:
Сегодня
под проблемным обучением понимается
такая организация учебных
Для проблемного
метода обучения характерно то, что
знания и способы деятельности не
преподносятся в готом виде, не
предлагаются правила и инструкции,
следуя которым, обучаемый мог бы
высказаться гарантированно правильно.
Весь смысл метода заключается в
стимулировании поисковой деятельности
обучаемого. Подобный подход обусловлен
современной ориентацией
Цель проблемного обучения - усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов (овладение способами познания), она включает еще и формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер школьника, развитие его индивидуальных способностей, то есть в проблемном обучении акцент делается на общем развитии учащегося, а не на трансляции готовых выводов науки учащимся [8, c. 96]. «Проблемным» оно называется не потому, что весь учебный материал учащиеся усваивают только путем самостоятельного решения проблем и «открытия» новых понятий. Здесь есть и объяснение преподавателя, и репродуктивная деятельность учащихся, и постановка задач, и выполнение упражнений. Но организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем - характерный признак этого типа обучения. Поскольку вся система методов при этом направлена на общее развитие учащегося, его индивидуальных способностей, проблемное обучение является подлинно развивающим обучением. [7, c. 134]. Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, формирование самостоятельности, творческого отношения к изучаемому происходит успешнее, если учитель не декларирует, а постоянно рассуждает, размышляет, полемизирует с представителями других точек зрения, вовлекает учащихся в активный процесс доказательства, обоснования, если предлагаемые задания требуют поисковой деятельности. Такие уроки превращаются в диалог, совместные размышления, исследовательскую работу. Познаваемое не преподносится в готовом виде, оно служит предметом исканий, оно создаётся, конструируется с участием обучаемых. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся представляет собой один из компонентов сложной системы учебно-воспитательного процесса, по-своему работающего на всесторонне развитие личности школьника. Из этого следует вывод, что целью упражнения в узком значении можно считать овладение только тем или иным навыком или умением в ходе выполнения аналогичных действий, то дидактической целью проблемного задания является усвоение новых знаний в контексте решения определённой речемыслительной задачи.
Проблемный метод обучения относится к активным методам. Он соответствует современной психолого-педагогической теории и практике, в которой наиболее последовательно реализуется принцип проблемности, предполагающий использование объективной противоречивости изучаемого и организацию на этой основе поиска знаний, применения способов педагогического руководства, позволяющих управлять интеллектуальной деятельностью и развитием обучаемых (развитием потребностей и интересов, мышления и других сфер личности).[4, c. 137]
Проблемное
обучение основано на создании особого
вида мотивации – проблемной, поэтому
требует адекватного