Методика использования проблемных заданий на уроке английского языка на среднем уровне

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: определить сущность теории проблемного обучения, рассмотреть исторический аспект и проанализировать проблемные ситуации как основу проблемного обучения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1Сущность проблемной методики……………………………………...…6

1.1Способы организации иноязычной деятельности школьников на уроках иностранного языка с элементами проблемного обучения……13

1.2Использование дискуссионного, метода проектов, метода ролевых игр на уроке иностранного языка. ………………………………………19

2 Реализация проблемных упражнений на уроках иностранного языка……………………………………………………………………….25

2.1 Лексический материал………………………………………………25

2.2 Грамматический материал………………………………………….30

2.3 Обучение говорению………………………………………………..32

2.4 Работа с текстом при обучении чтению, говорению и аудированию………………………………………………………………36

3 Практическая часть……………………………………………………41

Заключение……………………………………………………………….46

Список использованных источников…………………………………..48

Приложение А……………………………………………………………49

Приложение Б…………………………………………………………….50

Работа содержит 1 файл

Министерство образования Республики Беларус2.docx

— 130.20 Кб (Скачать)

Read the text and answer the questions.

Jim is an English boy. He lives in a village. Jim has three dogs. They are his pets. One dog is white, one dog is black and one dog is brown. The name of the white dog is Rover. The name of the black dog is Lex. And the name of the brown dog is Ben. Jim likes his pets very much.

Is Jim an English boy?

Where does he live?

Does he like animals?

How many pets has he?

Does Jim like his pets?

How many pets has he?

Read the text, complete the table given below and answer the questions.

Jim is an English boy. He lives in a village. Jim has three pets whom he likes very much. They are dogs: Lex, Ben and Rover. One is white, one is black and one is brown. The name of the white dog is not Lex, Lex is not brown, and Rover is not brown either. So, what colour is Lex? What is the name of the brown dog?

Complete the table:

 

Dog’s colour

Dog’s name

WHITE

BROWN

BLACK

LEX

-

-

+

BEN

     

ROVER

     

 

Answer the questions:

Is Lex white?

Is Lex brown or white?

Is Ben white or brown?

What colour is Rover?

Are they Jim’s pets?

Does Jim like animals?

Where does he live?

Can we have many pets if we live in the country?

Have you pet?

В плане  учебно-речевой направленности целевое  назначение этих упражнений одинаково, так как они оба служат средством  развития у учащихся на начальном этапе умений самостоятельно читать на иностранном языке и отвечать  на вопросы по тексту, однако степень интенсивности мыслительной  деятельности учащихся во втором случае несколько выше, чем в первом. При выполнении задания, данного в примере 1, учебные действия школьников носят преимущественно репродуктивный характер, так как от них требуется в основном воспроизведение отдельных смысловых отрезков прочитанного текста, не говоря уже о том, что смысловое содержание текстов на начальном этапе обучения явно неадекватно уровню познавательных потребностей, интересов и способностей учащихся данного школьного возраста, что обусловлено наличием у школьников  ограниченного типа логических задач.

 Однако уже на начальном этапе обучения иностранного языка имеется возможность активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроках путём включения в традиционные тренировочные речевые упражнения так называемых поисково-игровых задач, построенных на основе мыслительных задач различных типов. Выполняя задание из примера 2, учащиеся читают текст и отвечают на вопросы не ради них самих, а с тем, чтобы параллельно решить логическую задачу; упражнение построено таким образом, чтобы одновременно отрабатывать у школьников навыки и умения иноязычной речи и обучать их способу решения определённого типа логических задач.

Ввод  поисково-игровых задач в контекст уроков иностранного языка, особенно в 4-6 классах, позволяет, во-первых, развивать  у школьников определённые качества восприятия, мышления, воображения, внимания и памяти; во-вторых, отрабатывать выполнение таких умственных операций, как сравнение, классификация, систематизация, абстрагирование.; в-третьих, автоматизировать иноязычные речевые навыки и совершенствовать коммуникативно-речевые умения.

Коммуникативно- поисковые упражнения формируют  у учащихся как знания о коммуникативном  значении и назначении изучаемых  языковых единиц, так и умений оформлять  иноязычную речь в соответствии с  её предполагаемым коммуникативным  содержанием, а также умений адекватно  её интерпретировать в процессе устного  или письменного восприятия.

Например:

At the international summer camp. [9, c. 13]

You are a Belarusian teenager spending your holiday at one of  the international summer camps situated in Belarus. You can speak English and you usually help foreign guests with accommodation in the camp. Ten-year-old Pete Wilsey who is a member of an American anti-war organization “Children as Teachers of Peace” has just arrived at the camp and you are helping him to get a room.

Ask him questions to fill in the guest information card.

Guest information card.

 

Name

 

Surname

 

Nationality

 

Country

 

Age

 

School

 

Favourite subjects

 

Hobbies and spare time activities

 

 

В последнее  время всё большую популярность начинает завоёвывать коммуникативно-ориентированные игры на иностранном языке (в частности, тематические и межтематические настольные игры), целевым назначением которых является развитие у обучаемых навыков диалогической и монологической речи, а также обогащение их знаний о различных аспектах культуры поведения человека в ситуациях бытового общения.

Познавательно-поисковые страноведческие задания относятся к числу наиболее трудных из перечисленных ранее развивающих упражнений на иностранном языке. Их целевым назначением является повышение уровня политического мышления и комплекса коммуникативно-познавательных и коммуникативно-речевых умений, позволяющих им правильно ориентироваться в ситуациях социально значимого общения. Данный тип упражнений может вводиться в контекст учебной деятельности преимущественно в 7-10 классах.  Несомненным достоинством этих заданий является то, что при их выполнении происходит скрещивание коммуникативной практики с познавательной и ценностно-ориентационной деятельностью, что создаёт предпосылки для коммуникативной социализации личности обучаемого на уроках иностранного языка. Выполнение познавательно-поисковых страноведческих заданий на занятиях по иностранному языку в старших классах создаёт благоприятные условия для целенаправленного обогащения школьников политическими знаниями, для формирования мировоззрения, а также для развития умений использовать иностранный язык в условиях социально значимого общения. Всё это позволяет осуществлять коммуникативную социализацию личности обучаемого средствами иностранного языка, то есть формировать у него систему социальных установок в процессе обучения его нормам иноязычного общения.[9, c. 15]

На пример:

Read a page from a student’s diary translated from Latin into English and try to identify: [10, c. 21-22]

  • The historical period when it was written;
  • If it was written by a girl or a boy;
  • If the person was a school or university student;
  • What kind of education he was getting there and where the person had have studied before to be able to do the tasks described in the diary.

 

6 a.m.     Rise before dawn.

Public Latin prayers.

Breakfast.

A walk with my friends? Half an hour.

Study of the Minor Prophets.

Study of the poem of Tograeus.

9 a.m.     Study of Philosophy.

10 a.m.   To my Tutor, Mr. Polling, who expounds some portion of Philosophy to me and my friends. 

 

11 a.m.   Luncheon.

With my friends to coffee house, where we discuss public affairs.

1 p.m.    Study of the Koran.

4 p.m.    Study of Aristotle’s Rhetoric.

6 p.m.    Dinner.

Read Horace’s Odes or Martial’s epigrams, or mix with my friends in a sociable way.

9 p. m .  Public Latin prayers. In the morning we pray for success upon our doings, and in the evening we return thanks for such success as has been secured.     

Кроме рассмотренных  выше поисковых упражнений  с  ярко выраженной коммуникативной направленностью, существуют развивающие иноязычные упражнения с сугубо лингвистической направленностью, диапазон методического применения которых в современных условиях преподавания иностранного языка несколько ограничен по сравнению первыми, тем не менее они используются авторами новых учебно-методических комплексов при обучении школьников выведению грамматических обобщений о сути наблюдаемых языковых явлений.  Кроме поисковых лингвистических заданий и задач, построенных на материале изучаемых языков, определённый интерес представляют и те поисковые задания, которые построены на материале неизучаемых языков и, хотя они не предназначены для непосредственного включения в учебный процесс, рекомендуется их использовать в кружковой работе, а также на языковых олимпиадах. Примером может служить следующая поисковая задача: в японском языке много слов и целых словосочетаний, заимствованных из английского языка. Вот ряд таких слов и словосочетаний: энджин, медо ин джапан, ното-вукку, супу, барансу, суру, супидо. Что они могут означать и каковы соответствующие им английские слова? Как будут выглядеть следующие английские слова в японской передаче, если исходить из закономерностей тех замен, которые вы вывели при сравнении звуков японского и английского языков: bolt, cook, crane, victor, clerk, lucky,supper?

Try to guess the meaning of the following words and phrases. Say what English words and phrases you associate them with. [11, c. 3]

  1. The Swedish language
  • Hej! God morgon! God dag! Valkommen!
  • bror, syster, son, dotter
  • Jag studerаr vid universitetet pa historiska fakultetet.
  1. The Danish language
  • God morgen! God dag! God aften! Det glaeder mig at byde Dem velkommen til vores land.
  • moder, fader, broder, soster, onkel
  • Hvad koster en billet til bussen?
  1. The Norwegian language
  • God morgen! God aften! God natt! Velkommen!
  • Mor, mamma, mann, far, papa, sostre, sonner
  • Danser De? Har De familie?
  1. The German language
  • Guten Morgen! Guten Tag! Gute Nacht!
  • Vater, Mutter, Sohn, Onkel
  • Es ist sehr warm. Es ist sehr kalt.

С помощью  поисковых лингвистических задач  подобного рода можно ввести учащихся старших классов на занятиях в  кружках «Юного филолога» в мир  филологических исследований, познакомить  с некоторыми методами и приёмами изучения явлений в данной области  знания, развивать у них языковую наблюдательность, филологическое  мышление и воображение. Однако в  учебном процессе доминирующее положение  должны занимать те иноязычные задания, которые направлены на отработку речевых навыков и совершенствование коммуникативно-речевых и социокультурных умений, то есть поисково-игровые задачи коммуникативно-поисковые задачи и коммуникативно –ориентированные игры, познавательно-поисковые культуроведческие задания, при условии, что они построены с учётом особенностей познавательной деятельности и речевого опыта общения ни иностранном языке учащихся определённого школьного возраста, а также с учётом требований программы к уровню сформированности иноязычных знаний, навыков и умений на соответствующем году и этапе обучения. Учебно-игровые комплексы развивающих упражнений должны представлять собой систему взаимосвязанных мыслительных и речемыслительных упражнений возрастающей сложности, направленных на стимулирование  продуктивной мыслительной деятельности школьников в процессе выработки у них гибких, способных к внешнему и внутреннему варьированию коммуникативно-речевых умений, которые составляют основу учебной коммуникативной компетенции.

 

 

1.2 Использование  дискуссионного, метода проектов, метода  ролевых игр на уроке иностранного  языка.

 

 

Переход Беларуси от закрытого к открытому  обществу в течение последнего десятилетия  двадцатого века создал реальные условия  для использования иностранного языка как средства межкультурного общения, взаимодействия и сотрудничества широкого круга людей в нашей  стране. Культура взаимодействия людей  в открытом обществе немыслима без  владения умениями дискуссионного общения, та как без этих умений вряд ли можно обучить новые поколения способом ненасильственного решения конфликтов современного мира. Именно поэтому знания , умения и навыки по иностранному языку нового поколения особенно на старшей ступени обучения нацелены на развитие у школьников умений принимать участие в дискуссиях и дебатах в условиях социально значимого общения.

К полилогу (сложная форма коллективно-группового речевого общения) дискуссионного характера  относят дискуссию, диспут, спор, прения и дебаты, а к полилогу не дискуссионного плана, хотя и содержащему различные  точки зрения по поводу предмета обсуждения, относят беседу, круглый стол людей, которые интересуются определённой темой или проблемой, но не являются экспертами в данной области.

Дискуссия – это всестороннее обсуждение разных точек зрения по какому-либо вопросу с целью всестороннего сопоставления, сравнения, анализа и списка приемлемого способа решения обсуждаемой проблемы.

Диспут  – борьба мнений и суждений участников в ходе строго регламентированного группового обсуждения проблемы по которой у них нет единой точки зрения, но есть устоявшиеся убеждения и твёрдое намерение не изменять  своих позиций.

Дебаты  – всестороннее обсуждение двумя сторонами какой-либо актуальной проблемы с целью изучения общественного мнения, поиска её решения и принятия  совместного решения по обсуждаемому вопросу. [9, c. 193]

Подготовка  школьников к межкультурному общению  дискуссионного плана предполагает предварительную кропотливую работу по овладению основными нормами (в том числе социокультурными) построения публичного выступления  иностранного языка. С этой целью  выполняются коммуникативно- познавательные задания на анализ и интерпретацию  ситуаций социально значимого общения, поисковые задания на ознакомлении с типами устных выступлений, которые  характерны для определённого культурно-языкового сообщества, коммуникативно- познавательные задания на выявление социокультурных традиций в манере построения  публичного выступления, познавательно-поисковые задания на обучение технологии подготовки публичного выступления, задания на вовлечение учащихся в непосредственное публичное выступление.

Информация о работе Методика использования проблемных заданий на уроке английского языка на среднем уровне