Формирование навыков диалогической речи на английском языке у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение современного состояния теории и практики формирования навыков диалогической речи, выявление особенностей обучения диалогу в младшем школьном возрасте, обоснование роли игрового метода, разработка и апробация игр, направленных на формирование навыков диалогической речи в начальной школе.
В связи с выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи:

1) проанализировать научно-методическую литературу по теме;

2) изучить специфику и основные пути обучения диалогической речи;

3) определить роль и место игровой методики в обучении иностранному языку и диалогу в частности;

4) изучить опыт учителей в обучении диалогической речи в начальной школе;

6) разработать примеры игр направленных на формирование навыков диалогической речи в начальной школе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИГРОВАЯ МЕТОДИКА В ОБУЧЕНИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
6
1.1 Специфика и основные характеристики диалогической речи 6
1.2 Игра как средство обучения иностранному языку 15
ГЛАВА II. ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОЙ МЕТОДИКИ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

20
2.1 Изучение опыта учителей в обучении диалогической речи в начальной школе 20
2.2 Методическая разработка и применение игр – диалогов к УМК Тер-Минасовой С. Г., Узуновой Л.М.« English 3» 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая Швед готовая (Восстановлен).doc

— 164.50 Кб (Скачать)

     ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИГРОВАЯ МЕТОДИКА В ОБУЧЕНИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ  
6
1.1 Специфика и  основные характеристики диалогической  речи 6
1.2 Игра как  средство обучения иностранному языку 15
ГЛАВА II. ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОЙ МЕТОДИКИ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ  
 
20
2.1  Изучение опыта  учителей в обучении диалогической  речи в начальной школе 20
2.2 Методическая  разработка и применение игр – диалогов к УМК       Тер-Минасовой С. Г., Узуновой Л.М.« English 3» 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 31

 

      Введение

   Иностранный язык - один из важных предметов в системе подготовки современного младшего школьника в условиях полекультурного и полеязычного мира. В связи с этим, основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения видится в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке. Речь идет о формировании коммуникативной концепции, т.е. способности и готовности осуществлять общение. Поэтому, в связи с ориентацией школьного процесса обучения на практическое владение иностранным языком, формирование навыков диалогической речи приобретает особую актуальность в процессе обучения иностранному языку. Анализ методической литературы по данной теме показывает, что владение навыками диалогической речи в общеобразовательной школе представляет особую трудность. Как показывает опыт, на уроках иностранного языка меньше всего внимания уделяется именно диалогической речи.   

   Диалогическая речь является одним из сложных видов  речевой деятельности, поскольку требует от учащихся построения высказывания, обусловленного ситуацией общения, в котором реализуются как лексические, грамматические, так и произносительные навыки. И именно на начальном этапе закладывается основа всех навыков на строго отработанном минимальном материале, который обеспечивает мотивационный уровень, а применение игровой методики в младшем школьном возрасте создает прекрасные естественные условия для овладения языком, создает психологическую готовность детей к речевому общению, обеспечивает естественную необходимость многократного повторения языкового материала и является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

   Целью работы является изучение современного состояния теории и практики формирования навыков диалогической речи, выявление особенностей обучения диалогу в младшем школьном возрасте, обоснование роли игрового метода, разработка и апробация игр, направленных на формирование навыков диалогической речи в начальной школе.

   Объектом исследования является процесс обучения навыкам диалогической речи в начальной школе.

   Предметом исследования является игровая методика, как средство формирования навыков диалогической речи в младшем школьном возрасте.

   В соответствии с поставленной целью  была сформирована следующая гипотеза: формирование навыков диалогической речи на английском языке у младших школьников будет более эффективным при условии использования наряду с другими средствами обучения, игровой методики, обладающей большими обучающими возможностями.

   В связи с выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи:

   1) проанализировать научно-методическую  литературу по теме;

   2) изучить специфику и основные пути обучения диалогической речи;

   3) определить роль и место игровой  методики в обучении иностранному  языку и диалогу в частности;

   4) изучить опыт учителей в обучении диалогической речи в начальной школе;

   6) разработать примеры игр направленных  на формирование навыков диалогической речи в начальной школе.

   Теоретической значимостью данной работы является выявление и обобщение положений о психологических и методологических основах по формированию навыков диалогической речи.

   Практическая  значимость заключается в разработке и применении игр, направленных на развитие навыков диалогической речи на английском языке в младших классах.

   Материал  исследования изложен в следующей  последовательности:

   - введение;

   - две главы, объединяющие четыре  параграфа;

   - заключение;

   - список литературы;

   - приложение.

   Во  введении дается обоснование актуальности работы, определяются цели, задачи объект и предмет исследования, выдвигается гипотеза.

   В первой главе раскрывается специфика  и основные характеристики диалогической речи, рассматриваются приемы обучения диалогу, определяется сущность игрового метода обучения иностранным языкам, раскрывается важность ролевой игры в обучении диалогической речи младших школьников.

   Вторая  глава посвящена анализу просмотренных уроков английского языка в младших классах, приводятся примеры игр-диалогов разработанных к УМК Тер-Минасовой С.Г. «English 3» и описывается опыт проведения ролевой игры.

   Заключение  является обобщением всего исследования и содержит выводы работы.

   В приложении приводится раздаточный и наглядный материал к разработанным играм-диалогам. 

    

 

   ГЛАВА I. ИГРОВАЯ МЕТОДИКА В ОБУЧЕНИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ 

   1.1. Специфика и основные  характеристики диалогической речи 

   В связи с ориентацией школьного  процесса обучения на практическое владение иностранным языком, обучение диалогической речи приобретает особую актуальность. Какова же специфика и основные особенности диалогической речи?

   Диалогическая речь - это объединенное ситуативно-тематической общностью и коммуникативными мотивами сочетание устных высказываний, последовательно порожденных двумя и более собеседниками в непосредственном акте общения [2; 134]. Диалогическая речь характеризуется определенными коммуникативными, психологическими и лингвистическими особенностями. На содержание и характер диалогического общения влияют следующие коммуникативные особенности: партнеры обращаются друг к другу, если один из них испытывает потребность в информации, а другой является достаточно компетентным, чтобы восполнить информационный пробел. Кроме того, иногда речевые партнеры могут испытывать потребность во взаимном обмене впечатлениями, мнениями, переживаниями или существует потребность согласовать различные подходы к решению определенной проблемы, разрешить спор [14; 42].

   К психологическим характеристикам  диалогической речи психологи относят  прежде всего речемыслительную активность партнеров. В основе диалога лежит реплицирование, т.е. обмен репликами. В ходе его происходит постоянное переключение со слушания на говорение, т. е. с восприятия, прогнозирования, понимания на планирование и порождение собственной речи. Поскольку каждый из собеседников может выступать в роли слушающего и говорящего, то диалогическая речь является рецептивно-продуктивным видом речевой деятельности.

   В живой диалогической речи обмен  репликами происходит быстро, отсюда - неподготовленность, спонтанность диалогической речи, что требует высокой автоматизированности и готовности языкового материала.

   Важнейшей психологической особенностью диалогической  речи является ее ситуативность, которая определяет характер речевого поведения партнеров, языковое оформление речи [4; 142].

   Как и любая форма устной речи, диалогическая речь характеризуется эмоциональностью и мотивационной обеспеченностью (причем мотивы партнеров могут не совпадать, что определяет сам процесс и результат общения).

   Психологические особенности обусловливают лингвистические  характеристики диалогической формы общения, к которым следует отнести эллиптичность речи, использование упрощенных синтаксических конструкций, наличие клише, речевых стандартов, присутствие модальных слов, междометий и других средств экспрессии, обращенность речи.

   Также диалогическая речь – это, прежде всего связанный текст, которому могут быть присвоены следующие параметры: отнесенность к той или иной сфере устноязычного общения, характера тематики (одна, либо несколько тем в одной системе), количество создателей (диалог, трилог, полилог), функционально-стилевой регистр (разговорный, официально-деловой), глубина и детализация затрагиваемой темы [20; 165].

   Выделяют  следующие экстралингвистические  черты диалога, являющиеся следствием участия в нем нескольких партнеров: коллективность  информации; возможную разноплановость информации; различия в оценке информации; активное участие в речи мимики, жестов, действий партнеров; влияние предметного окружения собеседников.

   Диалогическая речь значительно менее развернута, чем монологическая, поскольку в условиях естественного общения она восполняется общностью ситуации, совместным опытом говорящих. Эти обстоятельства усугубляют трудности понимания собеседника в процессе диалога на иностранном языке. Однако, в процессе понимания диалогической речи, присутствуют и такие факторы как предсказуемость реакций на основе знания собеседника и общности ситуации, возможность опереться в процессе понимания на мимику и артикуляцию партнера, на типичный для диалога повтор [1; 52].

   Диалогическое речевое действие осуществляется в условиях общей для обоих участников, речевой ситуации. Под речевой ситуацией понимается «совокупность таких факторов предречевой ориентировки, которые являются константными в различных конкретных условиях ориентировки и изменение которых влияет на изменение программы или операционной структуры  речевого действия». К числу таких факторов относят место диалогического  речевого действия в деятельностном акте и вытекающие отсюда мотивы и  цели; условия, в которых совершается речевое действие, характер ролей, в которых выступают участники диалога; коммуникативные психологические  установки, из которых исходят говорящие; предмет беседы и уровень  информированности  участников диалога.

   Диалогическое речевое действие, как и всякое действие, может быть одношаговым и многошаговым, может выступать в качестве составной части целого и рассматриваться как целое, составленное из частей. Речевой акт определяется как установление соответствия между двумя деятельностями и включение речевой деятельности в более широкую систему деятельности в качестве одного из необходимых и взаимообусловленных компонентов последней. В естественном деятельностном акте речевое действие по-разному может соотноситься с деятельностью в целом, играть  большую или  меньшую роль в достижении конечной цели [20; 189].

   Как уже отмечалось, в основе диалога  лежит реплика, которая является элементарной структурной единицей речи. Но основной, исходной структурной  единицей обучения, принято считать  диалогическое единство (ДЕ), автором которой является Н.Д. Шведова, образуемое парой реплик, одна из которых - реплика-стимул, другая - реплика-реакция. Способы сочетания (сцепления) реплик могут быть различны, они лежат в основе функциональной типологии диалогических единств [3; 164]:

  • вопрос - ответ
  • вопрос - контрвопрос
  • сообщение - вопрос
  • сообщение - ответное сообщение
  • приглашение (просьба) - согласие (несогласие)
  • сообщение (приказ, просьба) - эмоциональная реакция
  • просьба - сообщение
  • сообщение - просьба.

   Структурно  данные типы являются более крупными единицами диалогической речи, но в их основе лежат однотипные ДЕ, находящиеся в логико-смысловой зависимости. Такие диалоги принято называть микродиалогами. А самой крупной структурной единицей диалогической речи является тематический макродиалог, включающий в себя несколько микродиалогов, объединенных одной ситуацией общения [6; 148].

   Также в методике принято выделять свободные  и стандартные диалоги (диалоги  этикетного характера). Последние обслуживают  типовые ситуации с четко закрепленными ролями (покупатель - продавец, врач - больной и т. п.) и предполагают использование стереотипного языкового материала.

   При обучении говорению в диалогической  форме особую важность приобретают  умения учащихся пользоваться различного рода опорами: зрительными и слуховыми, вербальными и невербальными, содержательными и смысловыми, и умения создавать их. Кроме того, в связи с возможной непредсказуемостью речевого партнера, спонтанностью речи, необходимостью быстрой реакции в процессе общения большое значение приобретают компенсаторные умения: умения выразить мысль любыми средствами.

Информация о работе Формирование навыков диалогической речи на английском языке у младших школьников