Управление затратами. Роль «директ-костинга» в управленческом учете

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

В условиях развивающихся рыночных отношений эффективное управление производственной деятельностью предприятия все более зависит от уровня его информационного обеспечения. Существующая в настоящее время отечественная система бухгалтерского учета во многом еще остается учетом директивной экономики и выполняет функции расчета налогооблагаемой базы. До сих пор на наших предприятиях применяется затратный метод бухгалтерского учета, предусматривающий учет и исчисление полной фактической себестоимости единицы продукции (работ, услуг).

Содержание

Теоретическая часть. Вариант 7 . Роль «директ-костинга» управленческом учете………………………………………………………
Общая характеристика системы учета «директ-костинг»………………………………………………………………
Роль и значение затрат в системе «директ-костинга»……………………………………………………………..
Роль и место ситемы учета затрат «директ-костинг» в управленческом учете…………………………………………………………………..
Практическая часть…………………………………………………………..
Задание. Вариант 1………………………………………………….
Расчетная часть………………………………………………………
Выводы……………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………

Работа содержит 1 файл

управление затратами курсовая 4 курс.docx

— 95.86 Кб (Скачать)

     Система «стандарт-кост» включает в себя разработку норм стандартов на затраты  труда, материалов, накладных расходов, составление стандартной (нормативной) калькуляции и учет фактических  затрат с выделением отклонений от стандартов (норм).

     Системы управленческого учета, применяемые  на западных промышленных предприятиях, характеризуются многими признаками, которые можно положить в основу их классификации.

     Один  из признаков — полнота включения  затрат в себестоимость производства. Тут можно говорить о двух системах управленческого учета: системе  полного включения затрат в себестоимость  продукции (работ, услуг), т.е. о традиционном учете по полной себестоимости, и  системе неполного, ограниченного  включения затрат в себестоимость  по какому-либо признаку, например по признаку зависимости расходов от объема производства, т. е. системе «директ-костинг».

     В нашей системе до сих пор не было практики применения директ-костинга, т.е. раздельного учета переменных и постоянных затрат, а применялся и применяется до сих пор учет полной себестоимости.

     Классификация затрат на условно-постоянные и условно-переменные принята в отечественном экономическом  анализе для решения некоторых  задач.

     Директ-костинг  должен быть определен как разделение производственной себестоимости на затраты, являющиеся постоянными, и  на затраты, которые изменяются пропорционально  изменению объема. Только основные расходы и переменные накладные  расходы используются для оценки запасов и реализованной продукции. Остальные затраты относятся  прямо на прибыли и убытки.

     Сущность  системы «директ-костинг» заключается  в первую очередь в подразделении  затрат и только вторичной целью  является оценка запасов. Исходя из этого  основное внимание уделяется тому влиянию, которое «директ-костинг» оказывает  на отчет о прибылях и убытках  и дополнительные оперативные расшифровки.

     Западногерманский экономист Д. Бернер писал о методе учета условно-переменных расходов, что директ-костинг — это система  учета себестоимости, базирующаяся на разделении общих издержек предприятия  на постоянные, т.е. не зависящие от количества продукции, произведенной  за единицу времени, и переменные, т.е. изменяющиеся расходы, прямо связанные  с количеством продукции, произведенной  за единицу времени.

     Только  последняя группа издержек — прямые расходы и переменные косвенные  расходы — вовлекается в исчисление себестоимости изделий.

     Это в основном касается оценки запасов  полуфабрикатов и готовых изделий  при составлении заключительного  годового баланса и оценки затрат, относящихся к реализованным  за отчетный период изделиям. Постоянные расходы должны относиться непосредственно  на счет «Продажи».

     Исходя  из вышесказанного, основной характеристикой  директ-костинга является подразделение  затрат на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства.

     Понятие «директ-костинг» неоднозначно: с одной  стороны, это характеристика подсистемы управленческого (производственного) учета с точки зрения полноты  включаемых в себестоимость затрат, с другой — директ-костинг сам  является системой управленческого  учета, основанной на классификации  затрат на постоянные и переменные в зависимости от объема производства, деятельности или загрузки мощностей  и включающей в себя учет и анализ затрат и результатов, а также  принятие управленческих решений.

     Определив сущность директ-костинга как системы  управленческого (производственного) учета, основанной на делении расходов на постоянные и переменные в зависимости  от изменения объема производства, сформулируем присущие ему особенности, положительные моменты и проблемы.

     Главной особенностью директ-костинга, основанного  на классификации расходов на постоянные и переменные, является то, что себестоимость  промышленной продукции учитывается  и планируется только в части  переменных затрат. Постоянные расходы  собирают на отдельном счете и  с заданной периодичностью списывают  непосредственно на дебет счета  «Продажи».

     Постоянные  расходы не включают в расчет себестоимости  изделий, а как расходы данного  периода списывают с полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены. По переменным расходам оцениваются  также остатки готовой продукции  на складах на начало и конец года и незавершенное производство.

     При системе «директ-костинг» схема  построения отчетов о доходах  многоступенчатая. В них содержатся по крайней мере два финансовых показателя: маржинальный доход и прибыль.

     Важной  особенностью директ-костинга является то, что благодаря ему можно  изучать взаимосвязи и взаимозависимости  между объемом производства, затратами (себестоимостью) и прибылью.

     Преимущество  системы «директ-костинг» состоит  в том, что большое значение здесь  имеет установление связей и пропорций  между затратами и объемами производства. Используя методы корреляционного  и регрессионного анализа, математической статистики, графические методы, можно  определять формы зависимости затрат от объема производства или загрузки производственных мощностей; строить  сметные уравнения, получать информацию о прибыльности или убыточности  производства в зависимости от его  объема; рассчитывать критическую точку  объема производства; прогнозировать поведение себестоимости или  отдельных видов расходов в зависимости  от факторов объема или мощности, т.е. решать стратегические задачи управления предприятием.

     Директ-костинг  позволяет руководству заострить  внимание на изменении маржинального  дохода как по предприятию в целом, так и по различным изделиям; выявить  изделия с большей рентабельностью, чтобы перейти в основном на их выпуск, так как разница между  продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания постоянных расходов на себестоимость  конкретных изделий. Система обеспечивает возможность быстро переориентировать  производство в ответ на меняющиеся условия рынка.

     В отчете о прибылях и убытках, составляемом при системе «директ-костинг», видно  изменение прибыли вследствие изменения  переменных расходов, цен реализации и структуры выпускаемой продукции.

     В последнее время в странах  рыночной экономики разработаны  различные варианты установления цен  на готовую продукцию с учетом переменных и постоянных расходов на ее производство и реализацию. Информация, получаемая в системе, позволяет  находить наиболее выгодные комбинации цены и объема, проводить эффективную  политику цен. В условиях рыночной экономики  директ-костинг дает также информацию о возможности использования  в конкурентной борьбе демпинга —  продажи товаров по заведомо заниженным ценам, что связано с установлением  нижнего предела цены. Этот прием  применяется в периоды временного сокращения спроса на продукцию для  завоевания рынков сбыта.

     Все изложенное выше свидетельствует о  том, что директ-костинг является важным элементом маркетинга — системы  управления предприятием в условиях рынка и свободной конкуренции.

     В последнее время наблюдается  устойчивая тенденция роста удельного  веса постоянных (накладных) расходов. Поэтому повышаются требования к  обоснованности планирования и нормирования величин этих расходов. Директ-костинг  позволяет заострить внимание на решении этих вопросов, поскольку  сумма постоянных расходов за данный конкретный период показывается в отчете о прибылях и убытках отдельной  строкой, и, таким образом, их влияние  на величину прибыли предприятия  особенно хорошо видно.

     Кроме того, директ-костинг дает возможность  оперативнее контролировать постоянные расходы, так как часто в процессе контроля за себестоимостью используются нормативные (стандартные) затраты (т.е. директ-костинг организуется в сочетании  со стандарт-костом), или гибкие сметы. Применяя стандарт-кост в системе  «директ-костинг», устанавливают нормы  на постоянные затраты; в основе же контроля гибких смет лежит разделение затрат на постоянные и переменные. При системе учета полной себестоимости  часть нераспределенной суммы накладных  расходов переходит из одного периода  в другой, поэтому контроль за ними ослабевает. Директ-костинг помогает снизить трудоемкость распределения  накладных расходов.

     Благодаря директ-костингу расширяются аналитические  возможности учета, причем наблюдается  процесс тесной интеграции учета  и анализа. Не случайно на Западе директ-костинг  называют еще «управлением себестоимостью», или «управлением предприятием», чем, подчеркивают единство учета, анализа  и принятия управленческих решений  в этой системе. На ее основе строится система контроллинга. Ведь именно анализируя поведение переменных и  постоянных расходов в зависимости  от изменения объемов производства, можно гибко и оперативно принимать  решения по управлению, например, экономически грамотно, используя ставки маржинального  дохода, оптимизировать ассортимент  выпускаемой продукции, получить ответы на вопросы:

     1) установления цен на новую  продукцию, которую по определенной  цене продает конкурент;

     2) выбора и замены оборудования;

     3) производства у себя либо покупки  на стороне того или иного  полуфабриката;

     4) поиска вариантов изменения производственной  мощности предприятия;

     5) целесообразности принятия дополнительного  заказа и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Расчетная часть

     Вариант 1

     
Вариант I Пошаговый метод (студенты по экзаменационной  ведомости № п/п 1-5) Калькуляция себестоимости по переменным издержкам
II Пошаговый метод (№п/п 6-10) Калькуляция себестоимости  с полным распределением затрат
III Прямой метод (№п/п 11-15) Калькуляция себестоимости  по переменным издержкам
IV Прямой метод (№п/п 16-18) Калькуляция себестоимости  с полным распределением затрат

Исходные  данные:

     Открытое  акционерное общество «XXX» - одно из старейших машиностроительных предприятий России, имеющий 85-летний опыт создания многочисленного семейства телег и тележек. Оно зарегистрировано 10 августа 19__ года и является преемником N'-го машиностроительного завода. Основными видами деятельности являются:

  • разработка, модернизация, производство, испытание, ремонт, авторский гарантийный надзор в эксплуатации, техническое обслуживание и реализация в РФ и за рубеж телег и тележек, их составных частей и систем, радиотехнической аппаратуры управления;
  • разработка и строительство легких тележек всех классов и модификаций;
  • изготовление, монтаж и ремонт всех видов технологического оборудования;
  • организация и проведение показательных и демонстрационных заездов и многое другое.

     Данное  предприятие состоит из трех производственных (цех горячей штамповки, сборочный  и механический цех) и трех обслуживающих  подразделений (столовая, склад и  транспортный цех). Изготавливаемая  продукция последовательно проходит через каждое производственное подразделение.

     «ХХХ» применяет систему позаказной калькуляции  затрат для распределения по отдельным  видам продукции и услугам, предоставляемым  заказчикам. Планово-экономический  отдел ОАО «ХХХ» начал подготовку сметы затрат на основные производственные накладные расходы на 2008 год и  выделил в ней следующие статьи (см. табл. 1):

     - амортизационные отчисления;

     - отопление и освещение;

     - привод оборудования;

     - заработная плата руководства;

     - арендные платежи;

     - страховые платежи.

    Таблица 1. Смета затрат на производственные накладные расходы ОАО «ХХХ»  на 2008 г.

    
    Статья      Сумма, тыс. руб.
    Общие амортизационные отчисления     17 450
    Отопление и освещение       6 220
    Привод  производственного оборудования       2 240
    Заработная  плата руководства     14 760
    Арендные  платежи     10 160
    Страховой платеж за сооружения       2 380
    Страховой платеж за оборудование       2 700
          55 910

Информация о работе Управление затратами. Роль «директ-костинга» в управленческом учете