Сущность финансового рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 05:38, курсовая работа

Описание работы

Ориентация на альтернативные издержки в ходе обоснования финансовых решений превращает государство и его предприятия в открытую финансовую систему. Эффективность их деятельности определяется не только состоянием производственного потенциала или квалификацией рабочих, но и такими внешними факторами как уровень процентной ставки, темпы инфляции, общее состояние экономики страны, а также состояние мировой экономики.

Содержание

1 Теоретическая часть: «Сущность финансового рынка»
Введение………………………………………………………………………….3
1.1 Понятие и структура финансового рынка…………..…………………….4
1.2 Рынок кредитов и его инфраструктура……………………………………11
1.3 Рынок государственных и муниципальных долгов…………………….20
2 Практическая часть: «Анализ бюджета РФ на 2010 год»
2.1 Анализ доходной части бюджета РФ………………….…………………24
2.2 Анализ расходной части бюджета РФ……………………………………31
2.3 Анализ сбалансированности бюджета РФ………………….……………43
2.4 Анализ соответствия бюджетного планирования задачам и приоритетам бюджетной политики……………..……………………………………………49
Список использованных источников…………………………………………57
Приложение А доходы бюджета РФ на 2010 год…………………….……..58
Приложение Б расходы бюджета РФ на 2010 год ……………..…………..59

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 107.37 Кб (Скачать)

     Выделение средств по отдельным видам целевых  программ обеспечивает приоритет в  концентрации средств бюджета и  в их использовании по главным  направлениям, предусмотренным органами государственной власти. 
 
 
 

     Каждая  из названных групп расходов делится  в свою очередь по ведомственному и целевому признакам.

     1.Ведомственный  признак позволяет выделить в  каждой группе расходов соответствующее  министерство, другое государственное  учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак классификации расходов  бюджета отражает наиболее мобильные  изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы  управления.

     2.Целевой  признак позволяет рассмотреть  расходы подразделяющиеся на  конкретные виды затрат. Классификация  расходов по целевому назначению  создает предпосылки для рационального  использования бюджетных средств,  является необходимой базой для  осуществления эффективного и  действенного контроля за использованием  бюджетных ассигнований. В настоящее  время в Российской Федерации  применяется классификация расходов  по 19 целевых направлениям: заработная  плата; начисления на заработную  плату; канцелярские и хозяйственные  расходы; командировки и служебные  разъезды; стипендии; расходы на  питание; приобретение медикаментов  и перевязочных средств; приобретение  оборудования и инвентаря; приобретение  мягкого инвентаря и обмундирования; государственные капитальные вложения; капитальный ремонт; содержание  сооружений благоустройства; геологоразведочные  работы; проектирование; государственная  дотация; операционные расходы;  платежи по ссудам; возмещение  разницы в ценах;прочие расходы.

     Кроме того, по отдельным группам расходов (в частности, по расходам на оборону) применяется классификация, отличная от общей по целевому признаку. Важной проблемой осуществления целевых  бюджетных расходов является их защищенность от обесценения в условиях высоких  темпов инфляции на современном этапе  развития экономики нашей страны.  

     Принцип защищенности предполагает финансирование ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного  увеличения. Осуществление финансирования отдельных статей расходов бюджета  в соответствии с их инфляционным увеличением, с одной стороны, обеспечивает защиту получателей бюджетных ассигнований в обеспечении намеченных ими  мероприятий, а с другой стороны, является инфляционным фактором, увеличивающим  совокупный спрос на продукцию и  услуги и в дальнейшем провоцирующим  развитие инфляции издержек производства.

     Осуществление расходов бюджета достигается при  помощи бюджетного финансирования. Под  ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное  финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств. Принцип, форма и методы бюджетного финансирования выступают  составными элементами самой системы, влияют на результативность ее функционирования. По экономическому содержанию на 2010г.

     Общий объем расходов проекта бюджета  РФ  на 2010 год составил 9989,1млрд. руб. при общем объеме доходов  8089,67 млрд. руб.

     Расходы бюджета состоят из целевых, финансируемых  за счет поступлений из вышестоящих  бюджетов, и расходов, финансируемых  за счет собственных доходов. И те, и другие можно условно разделить  на текущие и капитальные (инвестиции). Объем текущих расходов определялся  исходя из минимума, позволяющего обеспечить нормальное функционирование отраслей городского хозяйства и социальной сферы.  
 
 
 
 

     Капитальные расходы:

     - 4млрд.р. – на строительство объектов социальной и коммунальной инфраструктуры муниципального значения;

     – 170,6млрд.р на обеспечение автомобильными дорогами ;

     - 1,41.– суммы межбюджетных трансфертов субъектам РФ на цели расселения из аварийного жилья, расходы на финансирование  капительного ремонта жилого фонда отдельной стройкой  не прописаны вовсе.

     -23,3-обьем   средств  федерального бюджета  на переселение граждан из  аварийного жилищного фонда;

     -11млрд.р.-на  расходы на жилищные нужды  «чернобыльцев», вынужденных переселенцев  и переселенцев  из района Крайнего  Севера ;

     -4,6-4,9(с  2008-2010)расходы федерального бюджета  по программе «Молодая семья» 

2.3 Анализ сбалансированности  бюджета 

Количественная  и качественная оценка дефицита (профицита) бюджета

     Доходы  и расходы органов государственной  власти в принципе могут быть сбалансированы. Однако в реальной жизни этого, как  правило, не бывает и имеет место  дефицит или профицит. Дефицит  или профицит денежных средств может  иметь место, как в отношении  государственного бюджета, так и  в отношении внебюджетных фондов.

     Профицит  государственного бюджета – превышение суммы доходов и полученных официальных  трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования финансов органов власти и классификации  доходов и расходов над расходами  и чистым кредитованием. 
 
 

     Дефицит государственного бюджета – превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования финансов органов  власти и классификации доходов  и расходов.

     Наличие дефицита или профицита сопряжено  с признанием необязательного сбалансирования  поступлений и платежей и возможности  использования государственных  финансов для регулирования экономического развития путем изменения государственных  доходов и расходов.

       Величина дефицита и профицита  и их отношение к ВВП являются  основными итоговыми финансовыми  показателями сектора государственного  управления. Наличие дефицита нередко  является симптомом неблагополучного  состояния государственных финансов.

     Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

     1) внутренние источники – кредиты,  полученные Российской Федерацией  от кредитных организаций в  национальной валюте; государственные  займы, осуществляемые путем выпуска  ценных; бумаг от имени РФ; бюджетные  ссуды, полученные от бюджетов  других уровней бюджетной системы  РФ;

     2) внешние источники следующих  видов – государственные займы,  осуществляемые в иностранной  валюте путем выпуска ценных  бумаг от имени РФ; кредиты  правительств иностранных государств, банков и фирм, международных  финансовых организаций, предоставленные  в иностранной валюте.

     Финансирование  дефицита бюджетов осуществляется двумя  основными способами: за счет государственных  и муниципальных займов и за счет эмиссии новых денег. 

       На финансирование дефицита оказывает  также влияние увеличение или  уменьшение у органов государственного  управления остатков ликвидных  финансовых средств. 

     Таким образом, категория финансирования включает заимствование, погашение (выплату) задолженности и изменение остатков средств органов государственного управления на счетах в банках, государственных  резервов национальной валюты и ценных бумаг.

     Для финансирования дефицита бюджетов с  помощью займов привлекаются свободные  денежные средства других секторов экономики  и внешнего мира путем использования  различных финансовых инструментов: размещение государственных долговых обязательств и прямые кредиты от других уровней государственного управления, международных организаций развития, правительств, банков и поставщиков.

     Государство законодательно воздействует на параметры, определяющие и регулирующие размеры  бюджетного дефицита. Один из главных  принципов бюджетной системы  Российской Федерации – сбалансированность бюджетов. В соответствии с Бюджетным  кодексом РФ он означает, что объем  предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему его доходов и поступлений  из источников финансирования дефицита.

       При составлении, утверждении  и исполнении бюджета органы  власти и управления должны  исходить из необходимости снижения  дефицита бюджета. При этом  сбалансированность бюджета должна  достигаться на основе обеспечения  эффективности и экономности  использования бюджетных средств,  т.е. получения заданных результатов  с использованием наименьшего  объема средств или достижения  наилучшего результата с использованием  ожидаемого бюджетом объема средств. 
 

     Нормативное регулирование размеров бюджетного дефицита, предусмотренное Бюджетным  кодексом определяет: размер дефицита федерального бюджета не может превышать  суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации, а бюджета  субъекта Федерации – 15% объема его  доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета: указанный  предельный размер дефицита на региональном уровне можно повысить на величину поступлений от продажи имущества  субъекта Федерациив случае утверждения  этой статьи доходов бюджетным законом  субъекта Федерации; размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным  актом представительного органа местного самоуправления о бюджете  на соответствующий год, не может  превышать 10% объема его доходов  без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации  с возможностью повышения этого  предела на сумму доходов от продажи  имущества местного самоуправления.

     При принятии бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом об этом бюджете утверждаются источники  его финансирования. Текущие расходы  бюджета субъекта РФ, местного бюджета  не могут превышать объем доходов  бюджета субъекта РФ, объем доходов  местного бюджета.

     Размер  дефицита федерального бюджета не может  превышать суммарный объем бюджетных  инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ. Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может  превышать 15% объема доходов бюджета  субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

     Поступления из источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ направляются только на финансирование инвестиционных расходов и не могут быть использованы для  финансирования расходов на обслуживание и погашение долга субъекта РФ.

     Размер  дефицита местного бюджета не может  превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и  бюджета субъекта РФ. Поступления  из источников финансирования дефицита местного бюджета направляются только на финансирование инвестиционных расходов и не могут быть использованы для  финансирования расходов на обслуживание и погашение муниципального долга.

Таблица 3-Дефицит бюджета на 2010г и источники его покрытия

Показатели Сумма, млн. р. % В % в разделе
1Дефицит   бюджета (предельный размер) 3,186 8,46  
2В  %к ВВП  7,5%    
3Источники   покрытия дефицита  бюджета ,в  том числе: 238,1 7,8 100%
3.1Внутренние -108,7 -3,4 -45,6
3.2Внешние 129,4 4,06 54,3
 

     Федеральный бюджет РФ на протяжении ряда лет (начиная  с 1999 г.) формировался с профицитом , исходя из определенного уровня цен  на нефть. Весь "сверхпрофицит", который  появлялся из-за того, что реальная цена на нефть была постоянно выше прогнозной, направлялся в Стабилизационный фонд. Стабилизационный фонд – это  целевой бюджетный фонд с законодательно установленными источниками его  образования.

     Средства  фонда предназначались для покрытия дефицита бюджета, образуемого при  сокращении объема поступлений от экспортных пошлин на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефти), могли  временно размещаться в долговые обязательства иностранных государств по выбору правительства (предоставление займов иностранным государствам), а также направлялись на покрытие текущих и капитальных расходов бюджета.  

Информация о работе Сущность финансового рынка