Сущность финансового рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 05:38, курсовая работа

Описание работы

Ориентация на альтернативные издержки в ходе обоснования финансовых решений превращает государство и его предприятия в открытую финансовую систему. Эффективность их деятельности определяется не только состоянием производственного потенциала или квалификацией рабочих, но и такими внешними факторами как уровень процентной ставки, темпы инфляции, общее состояние экономики страны, а также состояние мировой экономики.

Содержание

1 Теоретическая часть: «Сущность финансового рынка»
Введение………………………………………………………………………….3
1.1 Понятие и структура финансового рынка…………..…………………….4
1.2 Рынок кредитов и его инфраструктура……………………………………11
1.3 Рынок государственных и муниципальных долгов…………………….20
2 Практическая часть: «Анализ бюджета РФ на 2010 год»
2.1 Анализ доходной части бюджета РФ………………….…………………24
2.2 Анализ расходной части бюджета РФ……………………………………31
2.3 Анализ сбалансированности бюджета РФ………………….……………43
2.4 Анализ соответствия бюджетного планирования задачам и приоритетам бюджетной политики……………..……………………………………………49
Список использованных источников…………………………………………57
Приложение А доходы бюджета РФ на 2010 год…………………….……..58
Приложение Б расходы бюджета РФ на 2010 год ……………..…………..59

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 107.37 Кб (Скачать)

     Прежде  всего по основным группам заемщиков: кредит хозяйству, населению, государственным  органам власти.

      По  назначению (направлению) различают  кредит:

  • потребительский;
  • промышленный;
  • торговый;
  • сельскохозяйственный;
  • инвестиционный;
  • бюджетный.
 
 
 

     В зависимости от сферы функционирования банковские кредиты, предоставляемые  предприятиям всех отраслей хозяйства (т.е. хозяйствующим субъектам), могут  быть двух видов: ссуды, участвующие  в расширенном воспроизводстве  основных фондов, и кредиты, участвующие  в организации оборотных фондов.

     Последние, в свою очередь, подразделяются на кредиты, направляемые в сферу производства, и кредиты, обслуживающие сферу  обращения.

     По  срокам пользования кредиты бывают до востребования и срочные.

     Последние, в свою очередь, подразделяются на:

  • краткосрочные (до 1 года);
  • среднесрочные (от 1 до 3 лет);
  • долгосрочные (свыше 3 лет).

     Как правило, кредиты, формирующие оборотные  фонды, являются краткосрочными, а ссуды, участвующие в расширенном воспроизводстве  основных фондов, относятся к средне- и долгосрочным кредитам.

     По  размерам различают кредиты крупные, средние и мелкие.

     По  обеспечению: необеспеченные (бланковые) кредиты и обеспеченные, которые, в свою очередь, по характеру обеспечения  подразделяются на залоговые, гарантированные  и застрахованные.

     По  способу выдачи банковские ссуды  можно разграничить на ссуды компенсационные  и платежные. В первом случае кредит направляется на расчетный счет заемщика для возмещения последнему его собственных  средств, вложенных в товарно-материальные ценности, либо в затраты.

     Во  втором случае банковская ссуда направляется непосредственно на оплату расчетно-денежных документов, предъявленных заемщику к оплате по кредитуемым мероприятиям.

     По  методам погашения различают  банковские ссуды, погашаемые в рассрочку (частями, долями), и ссуды, погашаемые единовременно (на одну определенную дату).

     Очевидно, что для устойчивого функционирования кредитного рынка необходима инфраструктура, которая обеспечивала бы нормальное взаимодействие между имеющими свободные  денежные ресурсы и нуждающимися в них.

     Такая инфраструктура, состоящая из совокупности кредитно-финансовых учреждений, аккумулирующих свободные денежные средства и предоставляющая  затем их в ссуду, представлена банками  и другими кредитно-финансовыми  учреждениями. Банки концентрируют  основную часть кредитных ресурсов, осуществляя в широком диапазоне  банковские операции и предоставляя финансовые услуги. Функции банков достаточно широки и не ограничиваются только посредничеством между владельцами  капитала и заемщиками.

      В широком смысле слова, участниками  кредитных отношений являются все, начиная от государства и заканчивая гражданами. При этом также все  являются как кредиторами, так и  заемщиками. В самом деле, вкладывая  деньги в банк, гражданин является кредитором, так как предоставляет  свои средства во временное пользование, а, получая ссуду, например на приобретение автомобиля, земельного участка и  т.д., является заемщиком. Государство, размещая ценные бумаги на рынке, является заемщиком, а предоставляя кредит коммерческим банкам - кредитором.

     Таким образом, круг участников кредитного рынка  очень широк и включает в себя хозяйствующих субъектов, население  и государство. 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3 Рынок государственных и муниципальных долгов 

     Рынок государственных и муниципальных  долгов представляет собой часть  рынка ценных бумаг, где совершаются  операции купли-продажи государственных и муниципальных долговых обязательств.

     Как на любом рынке, на рынке государственных  ценных бумаг работают его участники (субъекты), к которым относятся:

  • эмитенты, т.е. заемщики (структуры, организации, которые выпускают ценные бумаги), обеспечивающие на рынке спрос на денежные средства; их цель — привлечь деньги с финансового рынка и использовать их для решения собственных задач; на рынках государственных и муниципальных долгов эмитентами выступают государственные организации, органы власти, т.е. администрации субъектов Федерации, а также муниципалитеты, которым требуются заемные средства;
  • инвесторы, т.е. кредиторы (юридические или физические лица, которые инвестируют в ценные бумаги), обеспечивающие на рынке предложение временно свободных денежных средств; их цель — выгодно (с наименьшим риском и наибольшим доходом) инвестировать свои ресурсы; на рынках государственных и муниципальных долгов инвесторами выступают иностранные государства, центральные банки, международные финансовые организации, нефинансовые компании, финансово-кредитные институты, физические лица;
  • профессиональные участники и другие финансовые посредники, к которым относятся агенты государства на рынке ценных бумаг, агенты по размещению и андеррайтеры, финансовые консультанты, гаранты, страховщики, организаторы торговли, регистраторы, депозитарии и др.
 
 

     Рынок государственных и муниципальных  долгов имеет инфраструктуру, которая призвана обеспечивать нормальное бесперебойное его функционирование.

     К инфраструктуре относятся организации, системы, технологии, которые делают процесс купли-продажи ценных бумаг  упорядоченным, обустроенным: система  регулирования, контроля и надзора; расчетно-платежная система; электронные системы торговли ценными бумагами; система сбора, анализа и обеспечения финансовой информацией, включающая рейтинговые агентства по составлению и присвоению суверенных кредитных, инвестиционных рейтингов.

     Важное  значение имеет структура долгового  рынка по эмитентам — органам государственного и муниципального управления. Для России формирование рынка долгов субъектов Федерации и муниципалитетов является делом будущего.

     Начиная с 2001 г., организованный (биржевой) рынок  долговых бумаг региональных администраций  постепенно формируется в нашей  стране. Активными эмитентами сегодня  являются Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Коми, Краснодарский край, Республика Саха, Красноярский край. Это регионы, имеющие достаточную кредитоспособность, устойчивую бюджетную базу.

     Вместе  с тем рынок муниципальных  долгов в России находится в самом  начале своего развития. Главная причина  его ограниченности — низкая кредитоспособность российских муниципальных образований, обусловленная узостью доходной базы их бюджетов.

     Что касается временной структуры долга, принято различать «короткий» и  «длинный» долг.  
 
 

     «Короткий»  долг безопасен для инвесторов, поскольку  сумма долга известна и подлежит возврату в течение ближайшего года (он рискован для правительства, так  как подлежит рефинансированию по неизвестным процентным ставкам в течение ближайшего года.

     «Длинный» долг рискован для инвесторов и правительства  из-за неопределенности ситуации с инфляцией. Важно понимание того, что разные виды ценных бумаг имеют разное соотношение между затратами и риском.

     Временная структура задолженности (по срокам заимствования) является одним из базовых  параметров национального долга. Она  влияет на конъюнктуру внутреннего  финансового рынка в целом  и общий инвестиционный климат в национальной экономике. Значительная доля краткосрочных заимствований может вызывать существенные колебания расходов бюджета, направляемых на обслуживание долга.

     В стабильно развивающейся экономике  государственные займы обеспечивают стабильность на финансовых рынках, выполняя роль индикатора безрисковых заимствований. Процентная ставка по государственным облигациям используется как безрисковая ставка в расчетах рентабельности инвестиционных проектов компаний, в финансовом менеджменте.

     Правительство и центральный банк каждой страны заинтересованы в том, чтобы рынок государственных ценных бумаг хорошо функционировал, т.е. был ликвидным и эффективным. Такая ситуация позволяет правительству занимать много и дешево, а центральному банку — эффективно регулировать денежное обращение. 
 
 
 
 
 

      Изучив  данную тему можно сделать следующие  выводы:

     1. Финансовый рынок – это сфера проявления экономических отношений между продавцами и покупателями финансовых (денежных) ресурсов и инвестиционных ценностей (то есть инструментов образования финансовых ресурсов), между их стоимостью и потребительной стоимости. Финансовый рынок состоит из системы рынков: валютного, фондового ценных бумаг, ссудных капиталов или денежного, золота и рынка корпоративных ценных бумаг.

     2. Государственные финансы, финансы  страхования, финансы систем кредитования  относятся к централизованным  финансам и используются для  регулирования экономики и социальных  отношений на макроуровне. Финансовые  отношения предприятий относятся  к децентрализованным финансам  и используются для регулирования  и стимулирования экономики и  социальных отношений на микроуровне.

     3. Кредитный рынок как экономическая  категория выражает социально-экономические  отношения, которые определяются  законами капиталистического хозяйствования, формирующими в конечном итоге  его сущность, т.е. связи и отношения  как внутри самого рынка, так  и во взаимодействии с другими  экономическими категориями.

     4. Рынок государственных и муниципальных  долгов представляет собой часть  рынка ценных бумаг, где совершаются  операции купли-продажи государственных  и муниципальных обязательств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1 Анализ доходной  части бюджета  РФ 

Соотношение налоговых и неналоговых  доходов

     К налоговым доходам относятся  федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и  сборы, а также пени, предусмотренные  в налоговом  законодательстве Российской Федерации.

     Это обязательные, безвозмездные, невозвратимые  платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения государственных потребностей. В  налоги включаются также прибыль, переводимая  фискальными, экспортными и импортными государственными монополиями, а также  прибыль от государственных монопольных  закупок и продаж иностранной  валюты (доходы акцизного типа).

     Неналоговые доходы бюджетов разных уровней имеют  существенные отличия от налоговых  поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов.

     Например, порядок перечисления средств, получаемых в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, определяется законодательством Российской Федерации  о приватизации, а взимание отдельных  санкций - Гражданским и Уголовным  кодексами Российской Федерации. Неналоговые  доходы могут носить обязательный и  необязательный характер, взиматься  на добровольной и принудительной основах. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто  налоговые элементы.

     В структуре же  неналоговых доходов  федерального бюджета Российской Федерации  наибольшую долю составляют доходы от внешнеэкономической деятельности, а вторыми по значению являются доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности.

     Резервом  роста неналоговых доходов является увеличение доходов от имущества, находящегося в собственности государства, в  частности, в виде дивидендов по акциям, от сдачи в аренду объектов недвижимости.

     К неналоговым доходам относятся  доходы от имущества, находящегося в  федеральной собственности, от его  продажи, доходы от реализации государственных  запасов, доходы от продажи земли  и нематериальных активов, поступления  капитальных трансфертов из негосударственных  источников, административные платежи  и сборы, штрафные санкции, возмещение ущерба, доходы от внешнеэкономической  деятельности, прочие неналоговые доходы, а так же безвозмездные перечисления ( нерезидентов и бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов, государственных организаций, наднациональных  организаций, средства передаваемые в  целевые бюджетные фонды), доходы целевых бюджетных фондов.

Информация о работе Сущность финансового рынка