Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 17:16, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является комплексная оценка современной системы межбюджетных отношений и на этой основе разработка и обоснование направлений их совершенствования на федеральном и региональном уровнях исходя из принципов эффективного и ответственного управления общественными финансами на примере Курской области.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-правовые основы механизма регулирования межбюджетных отношений в регионе………………..
1.1. Понятие, принципы межбюджетных отношений..............................6
1.2. Инструменты механизма регулирования межбюджетных отношений в регионе…......................................................................................................11
1.3. Модели организации и регулирования межбюджетных отношений в РФ и в зарубежных странах…………………………..………………….….16
Глава 2. Анализ методик регулирования межбюджетных отношений.………………………………………………………………...…21
2.1. Региональная специфика государственного механизма регулирования бюджетных отношений ……………………………………………………….21
2.2. Методика регулирования бюджетной обеспеченности муниципальных образований..…….26
Глава 3. Проблемы и направления развития механизма регулирования межбюджетных отношений в регионе………………………………………...33
3.1. Организация межбюджетных отношений в Курской области…………………………………………………………………………...33
3.2. …………………………………………………37
3.3. Оценка эффективности политики межбюджетного регулирования в Курской области …………………………………………….…….……….…..46
Заключение……………………………………..……………………….....54
Список использованных источников и литературы…...….63
Приложения…………………………………………….…………..……...70
В 2011 году объем межбюджетных трансфертов планируют увеличить по сравнению с 2010 на 347,8 млрд. рублей, или на 47%. Впервые из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ будет выделено 9 млрд. рублей на стимулирование регионов, имеющих собственную доходную базу. Федеральный бюджет на 2011 год должен обеспечить создание предпосылок для дальнейшего роста инвестиций в российскую экономику, создание условий для её устойчивого развития и повышения конкурентоспособности. Расходы федерального бюджета в 2011 году в реальном выражении увеличатся на 17% (в номинальном – на 26,5%) и составят 17% ВВП, что на 1,6% больше, чем в 2010 году. Наибольший прирост расходов планируется по статье трансферты бюджетам других уровней. Субъекты Российской Федерации получат на 247,8 млрд. рублей больше, чем было выделено в 2010 году. На поддержку экономики будет израсходовано 372 млрд. рублей. Трансферты государственным внебюджетным фондам, прежде всего, Пенсионному фонду составят 163 млрд. рублей. Серьезным приоритетом является поддержка обороноспособности и безопасности страны. Общий объем средств в 2011 году на эти две составляющие увеличится на 286 млрд. руб., в том числе на оборонный заказ – на 70,8 млрд. руб.
Следует отметить, что межбюджетные трансферты должны стимулировать субъекты Федерации зарабатывать собственные средства, а не создавать иждивенческие настроения. Существует практика: чем ниже темпы роста экономики региона и наполняемость бюджета, тем большую поддержку оказывает федеральный бюджет. Естественно, такое положение вызывает недовольство со стороны субъектов РФ, наращивающих свой налоговый потенциал, и в результате получающих меньшие объемы финансовой помощи, что, в свою очередь, сводит практически «на нет» все их усилия. Поэтому в 2010 году при расчете дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов с динамично растущей экономикой за базу принимается не достигнутый ими высокий уровень, а средне-российский показатель роста. Прогнозируемые доходы таким регионам посчитаны в меньшем объеме, чем они будут достигнуты, в результате помощь из федерального бюджета будет оказана в больше, чем, если бы её определяли по старому принципу.
В 2010 году Фонд регионального развития увеличится с 2,7 до 4,2 млрд. рублей, возрастет и количество субъектов Федерации, получающих из него трансферты с 55 до 69.
Как и в 2010 году, все основные межбюджетные трансферты внесены в состав бюджета. Это позволило субъектам Федерации сформировать бюджеты на 2011 год, зная, какой объем финансовой помощи они получат из федерального. Основные изменения структуры межбюджетных трансфертов в 2011 году представлены в таблице 1.
Таблица 1. Основные изменения структуры межбюджетных трансфертов в 2011 году (в млрд. руб.)
|
Из данных таблицы видно, что объем межбюджетных трансфертов в 2011 году возрастет почти на 48%. Суммарное увеличение Федерального фонда финансовой поддержки регионов в 2011 году составит 32,2 млрд. руб., или на 14% больше, чем в 2010 году. В результате, средний уровень доходов бюджетов субъектов Федерации на душу населения в 2011 году после выравнивания за счет средств Фонда увеличится почти на 26% и составит 21343 рубля.
22
апреля 2010 года наблюдательный совет государственной
корпорации – Фонда содействия реформированию
жилищно-коммунального хозяйства (далее
– Фонд) утвердил
решение правления Фонда об увеличении
лимитов предоставления финансовой подд
Увеличение лимитов производится за счет 50 % доходов, полученных Фондом от размещения временно свободных средств, по состоянию на 1 января 2010 года, и составляет 7 млрд. 849 млн. 521 тыс. 723 руб.
Основанием для увеличения лимитов является часть 1 статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2009 года № 316-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» и отдельные законодательные акты РФ».
Согласно этому закону, увеличены лимиты 16-ти субъектов РФ, каждый из которых до 31 декабря 2009 года получил не менее 95 % изначально установленного лимита финансовой поддержки за счет средств Фонда и завершил реализацию программ в полном объеме. Это Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Алтайский край, Забайкальский край, Белгородская, Кемеровская, Липецкая, Пензенская, Рязанская, Саратовская, Свердловская, Тамбовская и Ярославская области.
Помимо вышеуказанного увеличения лимитов предоставления финансовой поддержки субъектов РФ за счет средств Фонда, наблюдательный совет Фонда принял к сведению решение правления Фонда о дополнительном увеличении лимитов регионам в рамках реализации Постановления Правительства РФ от 19 апреля 2010 года № 248 «О дополнительных мерах Правительства РФ по стимулированию жилищного строительства, переселению граждан из аварийного жилищного фонда и капитальному ремонту многоквартирных домов».
Согласно постановлению, в Фонд будет внесен дополнительный имущественный взнос Российской Федерации размере 10 млрд. рублей для реализации в приоритетном порядке программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, а также проведения капитального ремонта многоквартирных домов.
Во исполнение указанного постановления Фондом произведен расчет сумм увеличения лимитов финансовой поддержки для каждого субъекта Российской Федерации.
За последние годы произошли принципиальные изменения в межбюджетных отношениях, повысились качество и эффективность системы формирования и распределения межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета. Для дальнейшего совершенствования финансовой помощи регионам необходимо учитывать следующее:
1)
Федеральная финансовая
2) В зависимости от поставленных целей и механизмов распределения финансовая помощь должна быть разделена на текущую и инвестиционную, а также на «выравнивающую» и «стимулирующую».
3) Финансовая поддержка должна производиться таким образом, чтобы расходуемые средства по одному направлению создавали синергетический эффект: не только не нарушали общих задачи принципов, решаемых по другим направлениям, но и усиливали положительный эффект за счет комплексного характера финансовой помощи. Для этого необходим мониторинг системы межбюджетных трансфертов с целью выявления оптимального сочетания ее составляющих и своевременного исключения, несогласованных между собой механизмов.
4)
Необходимо обеспечение
5) Должны быть определены цели и задачи каждого элемента системы межбюджетных трансфертов. Установление нескольких целей для одной формы поддержки может привести к тому, что ни одна из них не будет достигнута эффективно.
6) Установление на федеральном уровне общих принципов и требований к формам и механизмам выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
7) Распределение финансовой
8) В расчетах бюджетной
9) Методики и процедуры распределения финансовой помощи должны быть установлены федеральными законами и принимаемыми на их основе нормативно-правовыми актами Правительства РФ.
5)
Переход на бюджетирование,
– оптимизации используемых инструментов межбюджетного регулирования;
– совершенствования методологии финансовой поддержки регионов;
– установления объемов соответствующего финансирования;
–
оценки финансово-экономических
2.2 Методика регулирования
Реформа местного
Однако это не всегда приводит
к желаемым результатам. Ведь
можно определить перечень
Информация о работе Совершенствование механизма регулирования межбюджетных отношений в регионе