Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 17:16, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является комплексная оценка современной системы межбюджетных отношений и на этой основе разработка и обоснование направлений их совершенствования на федеральном и региональном уровнях исходя из принципов эффективного и ответственного управления общественными финансами на примере Курской области.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-правовые основы механизма регулирования межбюджетных отношений в регионе………………..
1.1. Понятие, принципы межбюджетных отношений..............................6
1.2. Инструменты механизма регулирования межбюджетных отношений в регионе…......................................................................................................11
1.3. Модели организации и регулирования межбюджетных отношений в РФ и в зарубежных странах…………………………..………………….….16
Глава 2. Анализ методик регулирования межбюджетных отношений.………………………………………………………………...…21
2.1. Региональная специфика государственного механизма регулирования бюджетных отношений ……………………………………………………….21
2.2. Методика регулирования бюджетной обеспеченности муниципальных образований..…….26
Глава 3. Проблемы и направления развития механизма регулирования межбюджетных отношений в регионе………………………………………...33
3.1. Организация межбюджетных отношений в Курской области…………………………………………………………………………...33
3.2. …………………………………………………37
3.3. Оценка эффективности политики межбюджетного регулирования в Курской области …………………………………………….…….……….…..46
Заключение……………………………………..……………………….....54
Список использованных источников и литературы…...….63
Приложения…………………………………………….…………..……...70
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретико-правовые основы механизма регулирования межбюджетных отношений в регионе………………..……………………….6
1.1. Понятие, принципы межбюджетных
отношений.....................
1.2. Инструменты механизма регулирования
межбюджетных отношений в регионе…......................
1.3. Модели организации и регулирования
межбюджетных отношений в РФ и в зарубежных
странах…………………………..………………….….
Глава
2. Анализ методик регулирования межбюджетных
отношений.……………………………………………………
2.1. Региональная специфика
2.2. Методика регулирования бюджетной обеспеченности муниципальных образований..…….26
Глава 3. Проблемы и направления развития механизма регулирования межбюджетных отношений в регионе………………………………………...33
3.1.
Организация межбюджетных отношений в
Курской области……………………………………………………………
3.2. …………………………………………………37
3.3. Оценка эффективности политики
межбюджетного регулирования в
Курской области …………………………………
Заключение……………………………………..…………
Список использованных источников и литературы…...….63
Приложения…………………………………………….……
Введение
Современный этап развития взаимоотношений между органами власти всех уровней в Российской Федерации по вопросам оказания государственных услуг предполагает дальнейшее совершенствование межбюджетных отношений и повышение эффективности управления государственными и муниципальными финансами. В Бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике в 2009 - 2011 годах сформулированы основные задачи в этой области и указано на необходимость повышения стимулов для субъектов РФ и муниципальных образований к снижению уровня дотационности и использованию механизмов поощрения регионов и муниципальных образований, ориентированных на реализацию приоритетных реформ и программ развития в целом.
Межбюджетные отношения и существующие в них проблемы обусловлены современной моделью бюджетного федерализма, в которой достаточно много несоответствий, что, в свою очередь, приводит к увеличению дифференциации социально-экономического положения субъектов РФ и муниципальных образований, несбалансированности бюджетной системы, росту числа дотационных территорий, а на региональном уровне недостаточной теоретической и методической их проработкой с учетом проводимых реформ в бюджетной сфере.
Положение усугубляется проблемами, связанными с мировым финансовым кризисом, сопровождающимся резким падением мировых цен на энергоносители, снижением объемов производства, ликвидности и платежеспособности. В этих условиях бюджетная система России становится крайне уязвимой, с точки зрения фискальных рисков, и вынуждает проводить более ответственную бюджетную политику в сфере межбюджетных отношений.
В связи с этим, уточнение теоретических основ и обоснование конкретных практических рекомендаций по формированию эффективного механизма регулирования межбюджетных отношений, оценке результативности предоставления межбюджетных трансфертов в современных условиях остается актуальной задачей научных исследований.
Целью данной дипломной работы является комплексная оценка современной системы межбюджетных отношений и на этой основе разработка и обоснование направлений их совершенствования на федеральном и региональном уровнях исходя из принципов эффективного и ответственного управления общественными финансами на примере Курской области. Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
− в теоретическом аспекте исследовать сущность и содержание категорий «бюджетный федерализм» и «межбюджетные отношения», выявить принципы и требования, обеспечивающие результативность механизма регулирования межбюджетных отношений в регионе;
− охарактеризовать существующие модели организации и регулирования межбюджетных отношений в системах федеративных государств, раскрыть их особенности, параметры и критерии классификации;
− дать оценку эволюции российской модели межбюджетных отношений и современному механизму ее реализации, установить процессуальные особенности оказания финансовой помощи нижестоящим бюджетам;
− проанализировать состояние территориальных бюджетов Российской Федерации и выявить особенности построения механизма межбюджетных отношений на региональном и субрегиональном уровнях;
− обосновать комплекс мер, направленных на совершенствование федеральной политики межбюджетных отношений в аспекте реализации проводимых бюджетных реформ и последствий финансового кризиса с целью обеспечения их устойчивого функционирования в долгосрочной перспективе на примере Курской области;
− разработать методику интегральной оценки межбюджетных отношений с учетом реализации требований эффективного и ответственного управления общественными финансами, а также специфических параметров и ориентиров развития территорий.
Предметом исследования являются механизм регулирования межбюджетных отношений в рамках бюджетного процесса по поводу формирования и исполнения бюджетов.
Объектом исследования выступают региональные и муниципальные органы власти Российской Федерации и действующая система межбюджетных отношений на примере Курской области.
Теоретической и методологической основой дипломной работы послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых, а также специалистов в области государственных финансов, законодательные акты и постановления Правительств Российской Федерации и Курской области, методические рекомендации по оценке кредитоспособности и качества управления бюджетами субъектов РФ и муниципальных образований.
В ходе обработки, изучения и анализа накопленных материалов был использован комплекс методов экономических исследований, объединенных системным подходом к изучению данной проблемы: сравнительный, абстрактно-логический, аналитический, монографический, экономико-статистический, графический, экономико-математический с их многообразными способами и приемами.
Объем и структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (49 наименования) и 5 приложений, включает таблицы и рисунки.
В
завершении данной дипломной работы
сформулированы основные выводы и предложения
по результатам исследования. Обоснована
целесообразность использования разработанных
предложений в практической деятельности
финансовых органов.
Глава 1. Теоретико-правовые основы механизма регулирования межбюджетных отношений в регионе
В целях определения термина «межбюджетные отношения» исследуется соотношение понятий межбюджетных отношений, бюджетного федерализма, фискального федерализма, бюджетно-налогового федерализма. Бюджетный федерализм – это понятие, вытекающее из более общего понятия федерализма, это, скорее, теория о том, как в идеале должны строиться отношения, а «межбюджетные отношения» - воплощение, реализация данной теории. Можно сказать, что идеально выстроенные и функционирующие межбюджетные отношения будут в полной мере отражать суть бюджетного федерализма, в этом случае смысловые содержания терминов станут идентичными. Иными словами, когда межбюджетные отношения в России построят на научно разработанных принципах бюджетного федерализма, можно будет сказать, что в стране бюджетный федерализм.
Бюджетный федерализм (или фискальный федерализм, от слова фиск - казна) – это так же система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Основная задача бюджетного федерализма в конкретных экономических и политических условиях заключается в выборе наиболее эффективной модели бюджетных отношений. Соотношение принципов организации и регулирования бюджетного федерализма и межбюджетных отношений продемонстрировано в таблице 1 (См. Приложение Г).
Обратимся к официальному определению понятия межбюджетные отношения (п.1. ст. 129 Бюджетного Кодекса РФ, далее БК РФ):
Межбюджетные отношения - совокупность отношений между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и органами местного самоуправления по поводу разграничения и закрепления бюджетных полномочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности законодательных, представительных и исполнительных органов власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса [1, с. 114].
Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:
- принцип равноправия субъектов Российской Федерации в межбюджетных отношениях с Российской Федерацией, а также равноправия муниципальных образований в межбюджетных отношениях с субъектом Российской Федерации и по отношению друг к другу;
- принцип самостоятельности (автономности) бюджета субъекта РФ, муниципального образования;
- принцип законодательного разграничения доходов и расходов между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями на основе разграничения их полномочий;
-
принцип основанного на объективных критериях
предоставления
субъектам Российской Федерации и муниципальным
образованиям финансовой помощи, и территориального
перераспределения бюджетных ресурсов;
- принцип наделения законодательных органов субъектов Федерации и муниципальных образований правом законодательной инициативы в сфере межбюджетных отношений;
- принцип стабильности межбюджетных отношений, а также своевременности финансового законодательства в сфере межбюджетных отношений;
- принцип сочетания государственных интересов и интересов населения муниципальных образований;
- принцип приоритета передачи муниципальным образованиям закрепленных и регулирующих доходов перед выделением им прямой финансовой помощи;
- принцип законодательного установления механизма контроля, мер ответственности и механизма реализации санкций в сфере межбюджетных отношений.
В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ, а из бюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты. Используется единая методика расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.
Основой
нормативно-законодательной
Согласно ст. 12 НК РФ региональными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. К ним относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Эти налоги согласно ст. 56 БК полностью зачисляются в региональные бюджеты. Согласно ст. 12 НК РФ региональными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и нормативно-правовыми актами о налогах и сборах обязательны к уплате на всей территории соответствующих муниципальных образований. К ним относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц.
Информация о работе Совершенствование механизма регулирования межбюджетных отношений в регионе