Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 19:18, дипломная работа
Актуальность выбранной темы очевидна в нынешних условиях российской действительности. Связано это прежде всего с переходом от командной модели экономики при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ 7
1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, ЕГО ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 7
1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ 14
1.3. СИСТЕМЫ ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ 17
2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ОАО «ГРАДИЕНТ» 27
2.1. ПЛАН ДОХОДОВ И РАСХОДОВ 28
2.2. ПЛАН ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ 33
2.3. ПЛАНОВЫЙ БАЛАНС АКТИВОВ И ПАССИВОВ 40
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 52
3.1. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 52
3.2. ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 55
3.3. ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДИКИ ОПИСАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
в
о
й
ч
и
с
т
о
й
п
р
и
б
ы
л
и
,
р
а
в
н
о
й
4294
,
8
т
ы
с
.
р
у
б
.,
м
а
н
е
в
р
м
е
ж
д
у
о
т
д
е
л
ь
н
ы
м
и
к
в
а
р
т
а
л
а
м
и
м
о
ж
н
о
п
о
п
ы
т
а
т
ь
с
я
с
д
е
л
а
т
ь
.
Т
а
к
к
а
к
н
е
б
л
а
г
о
п
р
и
я
т
н
ы
е
о
т
к
л
о
н
е
н
и
я
н
е
я
в
л
я
л
и
с
ь
к
р
и
т
и
ч
е
с
к
и
м
и
д
л
я
п
р
е
д
п
р
и
я
т
и
я
,
а
н
е
п
р
е
д
в
и
д
е
н
н
ы
е
р
а
с
х
о
д
ы
п
о
к
р
ы
в
а
л
и
с
ь
д
о
х
о
д
а
м
и
и
п
р
и
э
т
о
м
п
л
а
т
е
ж
е
с
п
о
с
о
б
н
о
с
т
ь
п
р
е
д
п
р
и
я
т
и
я
н
е
б
ы
л
а
н
а
р
у
ш
е
н
а
,
р
а
с
с
м
о
т
р
е
н
н
у
ю
с
и
с
т
е
м
у
п
л
а
н
и
р
о
в
а
н
и
я
н
а
О
А
О
«
Г
р
а
д
и
е
н
т
»
м
о
ж
н
о
с
ч
и
т
а
т
ь
п
р
и
е
м
л
е
м
о
й
и
р
е
к
о
м
е
н
д
о
в
а
т
ь
п
р
е
д
п
р
и
я
т
и
ю
в
д
а
л
ь
н
е
й
ш
е
м
е
е
и
с
п
о
л
ь
з
о
в
а
т
ь
.
Д
л
я
у
с
о
в
е
р
ш
е
н
с
т
в
о
в
а
н
и
я
с
и
с
т
е
м
ы
п
л
а
н
и
р
о
в
а
н
и
я
д
е
я
т
е
л
ь
н
о
с
т
и
ф
и
н
а
н
с
о
в
ы
м
м
е
н
е
д
ж
е
р
а
м
О
А
О
«
Г
р
а
д
и
е
н
т
»
м
о
ж
н
о
п
о
р
е
к
о
м
е
н
д
о
в
а
т
ь
п
р
о
и
з
в
о
д
и
т
ь
а
н
а
л
и
з
б
е
з
у
б
ы
т
о
ч
н
о
с
т
и
п
р
о
д
а
ж
.
Т
а
к
ж
е
с
л
е
д
у
е
т
о
т
м
е
т
и
т
ь
,
ч
т
о
п
р
о
ц
е
с
с
п
л
а
н
и
р
о
в
а
н
и
я
н
а
п
р
е
д
п
р
и
я
т
и
и
О
А
О
«
Г
р
а
д
и
е
н
т
»
н
а
ч
и
н
а
е
т
с
я
с
п
р
о
и
з
в
о
д
с
т
в
а
,
а
н
е
с
и
з
у
ч
е
н
и
я
п
о
т
р
е
б
н
о
с
т
и
р
ы
н
к
а
в
к
о
н
к
р
е
т
н
о
м
п
р
о
д
у
к
т
е
и
п
р
и
п
л
а
н
и
р
о
в
а
н
и
и
п
р
е
о
б
л
а
д
а
е
т
з
а
т
р
а
т
н
ы
й
м
е
т
о
д
ц
е
н
о
о
б
р
а
з
о
в
а
н
и
я
,
б
е
з
у
ч
е
т
а
с
п
р
о
с
а
н
а
п
р
о
д
у
к
ц
и
ю
.
Ф
и
н
а
н
с
о
в
о
е
п
л
а
н
и
р
о
в
а
н
и
е
н
а
п
р
е
д
п
р
и
я
т
и
и
о
с
у
щ
е
с
т
в
л
я
е
т
с
я
с
п
о
м
о
щ
ь
ю
п
р
о
г
р
а
м
м
ы
Excel
,
д
л
я
у
с
о
в
е
р
ш
е
н
с
т
в
о
в
а
н
и
я
с
и
с
т
е
м
ы
п
л
а
н
и
р
о
в
а
н
и
я
м
о
ж
н
о
п
о
р
е
к
о
м
е
н
д
о
в
а
т
ь
д
р
у
г
и
е
п
р
о
г
р
а
м
м
ы
,
б
о
л
е
е
у
д
о
б
н
ы
е
и
а
д
а
п
т
и
р
о
в
а
н
н
ы
е
к
ф
и
н
а
н
с
о
в
о
м
у
п
л
а
н
и
р
о
в
а
н
и
ю
,
н
а
п
р
и
м
е
р
,
Project
Exert
,
к
о
т
о
р
ы
е
о
п
и
с
ы
в
а
ю
т
с
я
в
т
р
е
т
ь
е
й
г
л
а
в
е
.
В
т
р
е
т
ь
е
й
г
л
а
в
е
т
а
к
ж
е
с
т
а
в
я
т
с
я
п
р
о
б
л
е
м
ы
,
с
к
о
т
о
р
ы
м
и
с
т
а
л
к
и
в
а
е
т
с
я
п
р
е
д
п
р
и
я
т
и
е
п
р
и
ф
и
н
а
н
с
о
в
о
м
п
л
а
н
и
р
о
в
а
н
и
и
в
р
ы
н
о
ч
н
ы
х
у
с
л
о
в
и
я
х
и
р
а
с
с
м
а
т
р
и
в
а
ю
т
с
я
п
у
т
и
и
х
р
е
ш
е
н
и
я
.
Совершенствование финансового планирования в современных условиях
В современных условиях конкурентная обстановка изменяется чрезвычайно быстро, организации зачастую трудно приспособиться к ней, соответствовать обновленной ситуации и поддерживать эффективную систему планирования и контроля бизнеса. Реальность состоит в том, что планы и прогнозы устаревают одновременно с изменением конкурентной среды, а бюджеты могут стать невыполнимыми сразу же после возникновения непредвиденных в них событий.
Сегодня как никогда прошлое не может служить надежным индикатором будущего. В таких условиях обязательным становится анализ деятельности компании в ракурсе развития рынка и активности конкурентов, а также постоянный мониторинг показателей собственной деятельности.
Чем быстрее развивается индустрия, тем оперативнее компании следует менять свои приоритеты и корректировать планы, бюджеты и прогнозы25. Меняется конкурентная ситуация – должна измениться и сама компания. В быстроизменяющихся условиях организации нужно научиться быстро планировать и модифицировать планы. Именно быстрое и квалифицированное планирование, перспективное прогнозирование, эффективный управленческий анализ и отчетность – ключевые факторы, способствующие наиболее успешной адаптации к варьирующимся условиям и преодолению отклонений от заданных параметров деятельности.
Воздействие перечисленных выше обстоятельств приводит к тому, что организациям приходится отказываться от традиционной практики линейного годового планирования и отчетности. По нашему мнению, необходимо вырабатывать новый, более мобильный подход к управленческому планированию и контролю, например, производить оценку меняющего состава сценариев типа “что будет, если…”.
Быстрота и маневренность принятия решений в области реализации стратегии приобретает сегодня огромное значение. Возможность применения технологий, повышающих эффективность этих характеристик, является фактором, определяющим в конечном итоге лидеров и аутсайдеров. Технологиями, повышающими эффективность планирования, можно назвать современные программные средства, используемые при составлении стратегических, текущих и оперативных планов, такие как «БЕСТ-план», Project Expert, конфигурация «Финансовое планирование» для «1С: Предприятия 7. 7» и множество других программных продуктов, позволяющих автоматизировать процесс финансового планирования. Эти программные средства позволяют настроить систему статей различных бюджетов, и в разрезе этих статей планировать финансовую картину деятельности предприятия. Конфигурация "Финансовое планирование" позволяет также вести сразу несколько вариантов планов26. Используя данную возможность, можно составлять несколько планов разной продолжительности, с разной детализацией, например, финансовый план на год по кварталам, и квартальный план помесячно; можно параллельно проработать несколько вариантов плана, например, составить оптимистический и пессимистический сценарии развития событий.
В современных условиях повышается роль планово-финансовых служб. Сегодня от финансово-плановых отделов требуется быть полноправными бизнес-партнерами, дающими квалифицированные управленческие рекомендации во всех сферах предприятия. Сотрудники таких отделов повышают стоимость организации тем, что способствуют извлечению выгоды из деловой информации и, как следствие, сохранению и наращиванию конкурентных преимуществ.
Во многих организациях финансово-плановые отделы рассматриваются как основной авторитетный источник финансовой информации и данных о деятельности компании в целом. Кроме того, к их компетенции отнесен также анализ и комментирование такого рода информации.
Можно привести еще ряд причин, по которым внедрение планирования на предприятиях в современных условиях является крайне необходимым действием27. Создание системы планирования дает предприятию реализовать множество возможностей, как например:
Существуют проблемы, связанные с организацией системы финансового планирования. Такие проблемы присущи большинству предприятий в нашей стране, они имеются и на ОАО «Градиент». На рисунке 1 эти проблемы распределены по важности.
Рис. 1
Важнейшей проблемой в этой области является реальность формируемых финансовых планов28. Действительно, реальное и эффективное управление компанией возможно лишь при наличии обоснованного плана на достаточно длительный промежуток времени – год, квартал. Нереальность планов вызывается, как правило, необоснованными плановыми данными по сбыту, плановой доле денежных средств в расчетах, заниженными сроками погашения дебиторской задолженности, раздутыми потребностями в финансировании (затраты подразделений на техническое обслуживание, капитальный ремонт, общехозяйственные расходы и т. д.). В итоге, полученные ценой значительных усилий, планы не являются реальным инструментом управления, которое осуществляется по-прежнему – путем субъективного распределения оборотных средств по различным текущим статьям. Одной из ключевых причин этого факта является функциональная разобщенность подразделений, участвующих в составлении финансовых планов.
Второй важнейшей проблемой является оперативность составления планов. Даже хорошо проработанный план становиться ненужным, если опаздывает к заданному времени. Так месячный план, утверждаемый к концу второй недели, с самого начала вызывает сомнения в своей практической пользе. Причины низкой оперативности это: отсутствие четкой системы подготовки и передачи плановой информации из отдела в отдел, необходимость долгих процедур итерационного согласования планов, недостаток и недостоверность информации. Очень часто, процедуры формирования финансового плана строятся на недокументированных взаимоотношениях между отделами, телефонных звонках, нестандартных документах и проч.
Эти две проблемы неизбежно вызывают третью – прозрачность планов для руководства. Это естественное следствие отсутствия четких внутренних стандартов формирования финансовых планов.
Отсутствие последовательности операций, проходящей через все отделы и имеющей своей целью удовлетворении потребностей руководства в инструменте управления – финансовом плане, приводит к отрыву долгосрочных финансовых планов (например, на 1 год) от краткосрочных (месяц, неделя). Краткосрочные планы формируются по своим законам, и имеют целью распределение дефицитных оборотных средств предприятия по направлениям и проектам, руководители которых сумели выбить ресурсы из генерального и его замов. Конечно, сейчас встречаются предприятия, где эта проблема в значительной степени решена, но для большинства из них она продолжает оставаться актуальной.
Следует отметить еще две проблемы – реализуемость планов и их комплексность. Под реализуемостью планов понимается их выполнимость с точки зрения обеспечения необходимыми финансовыми и материальными ресурсами, отсутствие дефицитов. Практика работы российских предприятий показывает, что очень часто принимаются к исполнению финансовые планы с дефицитом до 30-60 %. Комплексность планов означает, что помимо наиболее часто составляемого плана по доходам и расходам, необходимы еще реальные планы по прибылям и убыткам, изменению задолженности, плановый баланс29. Все эти планы должны формироваться в форме, удобной для руководителей. Кроме того, целесообразно использовать инструменты факторного анализа, чтобы оценить возможные варианты развития событий при изменении ключевых плановых показателей (выручка, цена, стоимость сырья и т. д.)
Дополнительно следует отметить, что для большинства российских предприятий основными параметрами при составлении годового плана являются выручка, себестоимость и прибыль. Конечно, это ключевые показатели деятельности любого предприятия. Однако, в то же время, не считаются и не анализируются такие показатели, как: рентабельность собственного капитала, рентабельность активов, оборачиваемость активов, запас финансовой прочности, темп экономического роста компании. Очень часто на предприятиях не формируется плановый баланс и не анализируется его структура, не прогнозируется динамика изменения финансовой устойчивости и ликвидности. Отсутствие такого анализа на этапе долгосрочного планирования существенно снижает его эффективность, как инструмента управления предприятием.
Финансовый план только тогда будет являться реальным инструментом управления компанией, когда его выполнение можно оперативно контролировать. Для этого нужна фактическая информация. Вот здесь и необходимо обратиться к проблемам управленческого учета, так же остро стоящим перед предприятиями. На рисунке 2 показаны типичные проблемы предприятий в области управленческого учета.
Рис. 2
Ключевыми проблемами в области управленческого учета являются низкая достоверность и оперативность получаемых данных: каждый финансовый директор или главный бухгалтер хочет иметь оперативную информацию по себестоимости и прибыли, но то, что есть, их не удовлетворяет30. Эти проблемы обусловлены различными причинами: это и недостаточная оперативность получения первичных учетных документов, территориальная удаленность подразделений предприятия, проблемы со связью, несоответствие системы аналитического учета задачам управления, нехватка человеческих и материальных ресурсов и др.
Проблема автоматизации сама по себе оказывается не такой острой, как принято считать. Дело в том, что основные проблемы лежат в области разработки концепции системы управленческого учета, ее адекватного восприятия всеми заинтересованными лицами на предприятии. На втором месте – наличие формализованных процессов учета. Тут следует отметить, что наиболее проработанными являются процессы производственного и бухгалтерского учета. Процессы оперативного финансового учета не регламентируются государством, и их проработка целиком возлагается на предприятие. Часто при этом возникает проблема несоответствия учетных процедур и регистров оперативного и бухгалтерского учета31.
Многие
из причин такого состояния дел в
области финансового
Основным понятием процессной методики является бизнес-процесс, т. е. целенаправленная последовательность операций (функций) и событий. Пример бизнес-процесса – процесс формирования комплексного финансового плана. Очевидно, что в решении этой задачи принимают участие практически все подразделения предприятия, из которых ключевую роль играют сбытовые, производственные и снабженческие подразделения и, конечно, финансовая служба.
Можно заниматься описанием и оптимизацией процессов при помощи элементарных подручных средств (текстовое описание, таблицы). Однако, при этом потребуется много времени и ресурсов. Можно воспользоваться специализированными средствами. Но главное, что, получая модель процесса, можно выявить большинство его недостатков и попытаться их устранить, предлагая новые, более эффективные модели процессов. При этом работа проводится над моделью, а не над реальным объектом, что снижает риски необоснованных, экономически невыгодных решений32.
Многие крупные и средние компании США и западной Европы активно используют инструменты и методики описания бизнес-процессов в качестве внутренних корпоративных стандартов. В России так же стали появляться такие предприятия – это крупные металлургические комбинаты, предприятия нефтехимического комплекса, энергосистемы, торговые и транспортные предприятия, банки.
Рассмотрим кратко проект разработки контура контроллинга с использованием процессной методологии и инструментальной среды ARIS Toolset. Работа начинается с определения целей и управленческих задач, решаемых системой на конкретном предприятии. Затем формируются модели верхнего уровня, т. е. обобщенные модели процессов, которые классифицируются по блокам.
Вначале
формируется укрупненная
Далее план первого квартала детализируется на месячные планы и первый месячный план детализируется по неделям. На выходе этих блоков получаются соответственно квартальные и месячные планы.
Следующий блок объединяет в себе функции оперативного учета (ежедневный, еженедельный) и контроля. Именно в этом блоке описываются функции по направлениям оперативного учета. Этот блок является базовым при описании процессов управленческого учета. На основе данных оперативного учета проводится контроль и осуществляется оперативное управление.
Далее в еще одном блоке описаны функции ежемесячного учета. Это уже бухгалтерские функции. Связь между этими двумя блоками собственно должна обеспечивать адекватный перенос данных из регистров оперативного учета в регистры бухгалтерского учета.
На этапе последующего блока производится корректировка следующего месячного плана по итогам выполнения плана истекшего месяца. Таким образом, внутренний цикл месячного планирования и контроля замыкается. Аналогично ведет себя процесс квартального учета и контроля. Наконец, по итогам года проводится контроль и анализ выполнения годового плана по всем направлениям и критериям достижения стратегических целей.
На
следующем этапе ведения
В итоге получается комплексная модель планирования и контроля деятельности предприятия, детально описанную при помощи инструментальной среды моделирования ARIS Toolset. Созданные модели обязательно документируются в виде текстовых отчетов, которые затем используются при внедрении разработанных процессов. При этом изменяются полномочия и ответственность сотрудников, разрабатываются (изменяются) должностные инструкции, утверждаются типовые формы плановых и отчетных документов, внедряется система документооборота.
Экономический эффект от внедрения подобной системы проявляется по следующим направлениям: увеличение объема сбыта (25-30%), сокращение производственных и непроизводственных затрат (15-25%), увеличение оборачиваемости ресурсов (2-5 раз), сокращение затрат на закупку ресурсов (10-20%), рациональное расходование средств на капитальное строительство и техническое перевооружение. Одним из важнейших результатов проекта по внедрению системы финансового планирования и управленческого учета является увеличение управленческой прибыли, что проявляется в качестве принимаемых управленческих решений и их эффективности. Качество и эффективность решений определяются достоверностью и оперативностью информации, которую управленцы получают из системы учета.
Теперь следует коснуться предприятия, схема финансового планирования которого приведена в моей ВКР. На анализируемом предприятии ОАО «Градиент» финансовое планирование проводится с использованием программы Excel, однако в настоящее время существует более удобная программа с гораздо более широкими возможностями для финансового планирования. Это компьютерная система Project Expert, получающая все большее распространение. Project Expert с его универсальными возможностями построения и анализа корпоративной модели - удобный инструмент финансового планирования и управления предприятием.
Project Expert позволяет построить детальную финансовую модель предприятия - "виртуальную компанию" и на основе этой модели решить следующие задачи:
Программный комплекс Project Expert - это набор профессиональных инструментов для финансового управления бизнесом33. Используя их, можно построить финансовую модель предприятия и макроэкономического окружения, в котором оно действует. Не производя реальных затрат оценить и проанализировать последствия и результаты планируемых решений. На основе сценарного подхода сравнить решения между собой и выбрать для реализации наиболее эффективное. Определить устойчивость бизнеса к изменениям параметров внешней и внутренней среды. Рассчитать стоимость бизнеса и доходы его участников, определить эффективность работы подразделений, вклад каждого продукта, который производится предприятием, и многое другое.
Чтобы
оценить влияние выбранной
Быть в курсе их изменений и принимать упреждающие решения позволит возможность получения готового экспертного заключения по анализу безубыточности, автоматически составляемого системой. В модуле "Экспертное заключение" пользователь может создать заготовку собственного экспертного заключения и использовать ее для быстрого составления заключений по любому количеству проектов.
В результате получается стратегический план развития компании. В ходе его реализации возможно ввести фактические данные, оперативно получить расхождения с планом и своевременно принять необходимые управленческие решения34.
По нашему мнению, Project Expert может служить средством для разрешения многих проблем, возникающих при финансовом планировании, таких как, например, быстрое устаревание планов при быстроменяющейся конкурентной среде. Так как эта программная система позволяет проиграть различные сценарии развития предприятия, варьируя значения факторов, способных повлиять на его финансовые результаты, при изменении одного фактора не придется изменять и все остальные, программа сделает это автоматически и с наименьшими затратами сил и времени.
Как было отмечено выше, важнейшей проблемой в области планирования является реальность формируемых финансовых планов. Планы станут более реальными и осуществимыми, если появится возможность при помощи программы Project Expert не производя реальных затрат оценить и проанализировать последствия и результаты планируемых решений.
Project Expert позволяет решить и такие проблемы, как оперативность составления планов и оперативность получаемых данных финансовым директором или главным бухгалтером. Так как на современном предприятии рабочие места автоматизированы и оснащены электронной почтой и сетевой системой передачи данных, прогнозные данные, разработанные Project Expert, можно в наиболее короткие сроки и в удобной форме предоставить руководству даже при территориальной отдаленности подразделений предприятия. Эта программная система имеет возможность создавать большие таблицы пользователя на основе данных всех итоговых таблиц, а также, что очень важно для восприятия информации, создает наглядные графики и диаграммы. Таким образом, при своевременном предоставлении план будет утверждаться вовремя и не будет опаздывать к заданному времени.
Единственная проблема, которая остается на сегодняшний день и которую еще предстоит решать, это невозможность строить долгосрочные планы при сегодняшней обстановке в нашей стране. По нашему мнению, в нашей стране имеет место влияние политики на экономику. В западных странах при планировании сохраняется определенный тренд развития и существует уверенность, что он не будет нарушен. То есть можно сделать определенные выводы и без полных статистических данных, и на маленькой выборке. В нашей стране каждую минуту возможен поворот на какое угодно количество градусов, то есть разброс параметров моделирования гораздо больше.
По нашему мнению, чтобы нейтрализовать влияние быстроменяющихся и не поддающихся долгосрочному планированию факторов, таких как инфляция, нестабильный курс национальной валюты, возможные военные конфликты, следует использовать при долгосрочном планировании относительно более устойчивые показатели, как например, курс евро, стоимость акций стабильных предприятий, и снижать факторы риска с помощью диверсификации вложений, формирования оптимального портфеля ценных бумаг, изучения рейтингов компаний для выбора наиболее стабильных партнеров по бизнесу.
При долгосрочном финансовом планировании следует ориентироваться и на такую справочную экономическую информацию, которая предоставляется государственными органами: процентную ставку рефинансирования ЦБ РФ, индекс инфляции, индекс потребительских цен, минимальный размер оплаты труда в РФ. Только полное владение всей необходимой информацией и умение ее использовать позволяет делать наиболее точные долгосрочные прогнозы и не совершать при этом ошибок35.
Мы считаем, что при планировании в нашей стране следует учитывать и такой нюанс: советская наследственность может придать планированию нежелательный оттенок - есть опасность возрождения таких синдромов, как выколачивание плана "любой ценой" или планирование "от достигнутого". С другой стороны, в современных фирмах существует стойко негативное отношение персонала к введению процедуры планирования как к "пережитку", формальности, не имеющей отношения к реальному бизнесу.
Во-вторых, чтобы не превратить планирование в процесс ради процесса, нужно четко осознать разницу между финансовым планом как инструментом планирования в узком (советском) смысле и планом как инструментом управления (то есть планирования, учета и контроля), и, чтобы получился именно последний вариант, руководству компании потребуются усилия уже на организационном уровне.
Заключение
Финансовое планирование компании имеет следующую целевую направленность:
Основными задачами финансового планирования являются:
Жизнедеятельность фирмы невозможна без планирования, «слепое» стремление к получению прибыли приведет к быстрому краху. При создание любого предприятия необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование определяет среднесрочное и краткосрочное планирование, которые рассчитаны на меньший срок и поэтому подразумевают большую детализацию и конкретику. Основой планирования является план сбыта, так как производство ориентировано в первую очередь на то, что будет продаваться, то есть пользоваться спросом на рынке. Объем сбыта определяет объем производства, который в свою очередь, определяет планирование всех видов ресурсов, в том числе трудовые ресурсы, сырьевые запасы и запасы материалов. Это обуславливает необходимость финансового планирования, планирование издержек и прибыли. Планирование должно осуществляться по жесткой схеме, использовать расчеты многих количественных показателей.
Планирование дальнейшей деятельности носит несколько абстрактный характер из-за непредсказуемости ряда внешних факторов, но дает возможность учесть те изменения, которые не всегда очевидны на первый взгляд.
В настоящее время стратегический анализ является одной из основополагающих дисциплин, которые необходимо знать любому менеджеру. Процесс стратегического планирования включает в себя ряд важных операций: планирование издержек, планирование производства, планирование сбыта и финансовое планирование (планирование прибыли). Стратегический анализ, как наука, позволяет предпринимателю так спланировать деятельность фирмы в кратком, среднем и долгом периодах, чтобы обеспечить получение фирмой максимально возможной прибыли с минимальными затратами в условиях изменчивости состояния рынка. Конечно это связано с неизбежным финансовым риском, особенно в современных российских условиях, но правильно проведенное планирование позволит свести риск к минимуму.
Проделанное в настоящей работе исследование, целью которого ставилось обоснование необходимости осуществления финансового планирования на предприятии, позволяет сделать следующие выводы.
Планирование жизненно важно для хозяйствующего субъекта. Планировать необходимо для того чтобы:
Финансовое планирование является составной частью общего процесса планирования и, следовательно, управленческого процесса, осуществляемого менеджментом предприятия.
Материальный продукт всего процесса планирования - финансовый план, описывающий финансовую стратегию компании и прогнозирующий ее результаты с помощью прогнозных финансовых отчетов: балансового, отчета о прибылях и убытках, об источниках и использовании денежных средств, о доходах и расходах. План формулирует финансовые цели и эталоны для оценки положения компании. Обычно он также дает обоснование выбранной стратегии и объяснение того, как поставленные цели должны быть достигнуты.
План - это конечный результат. Однако процесс его разработки ценен сам по себе. Во-первых, планирование вынуждает финансового менеджера рассматривать совокупный эффект инвестиционных решений вместе с результатами финансовых решений. Во-вторых, планирование заставляет финансового менеджера изучать события, которые могут помешать успеху компании и запасаться стратегиями, которые рассматриваются в качестве запасного средства реагирования в случае появления неожиданных обстоятельств.
В первой главе работы раскрыта сущность финансового планирования, определены его основные цели, задачи, объекты, исследованы методы финансового планирования, выделены виды финансовых планов, рассмотрены характерные черты данного процесса в период формирования рыночных отношений. Финансовое планирование выделяется как объективный процесс, отражающий стоимостной аспект воспроизводства, который в силу самостоятельности движения финансовых ресурсов и активного влияния финансовых стимулов существенно воздействует на элементы производства.
Рынок не отрицает планирования, а наоборот, повышает его значимость, как обязательного элемента рационального управления хозяйством. Стихийный характер многих событий, изменчивость экономической ситуации, имеющей место в переходном периоде, вызывают острую потребность в научном обосновании стратегии и тактики функционирования всех звеньев хозяйства, соответственно и предвидения последствий хозяйственных и финансовых операций. В переходной экономике первостепенную важность приобретают проблемы снижения степени риска, что во многом зависит от формирования и использования денежных доходов, определения расходов, выбора рациональных финансовых взаимоотношений, стоимостных пропорций, устойчивости финансового положения хозяйствующих субъектов, т. е. вопросов, которые решаются посредством финансового планирования.
Раскрыв сущность финансового анализа, проанализировав действующие методы его проведения, автором была предложена во второй главе схема планирования, которая практикуется на конкретном предприятии ОАО «Градиент», оценены основные параметры этой схемы.
В третьей главе автором была изучена возможность применения и использования финансового планирования в современных условиях, обозначены основные проблемы, которые возникают при составлении финансовых планов и предложены пути их решения.
Плановая работа не должна сводиться к банальному стремлению рассчитать некоторые четко и однозначно определяемые плановые ориентиры, поскольку это недостижимо; планирование – один из краеугольных элементов философии научно обоснованного управления деятельностью любой более или менее сложной экономической системы, а следовательно, его сущность, роль и предназначение гораздо шире, нежели простой расчет и утверждение в качестве ориентиров ряда количественных показателей. В этом смысле важен не только план сам по себе, сколько собственно процесс планирования, неизбежно имеющий место в любом рационально функционирующем предприятии и осознанно применяемый для координации и оптимизации его деятельности.
Подводя итог, можно сказать, что правильно составленная схема финансового планирования на предприятии позволяет добиться большей эффективности в хозяйственной деятельности предприятия, что в условиях рынка является, наряду с удовлетворением потребностей общества в материальных благах, основной целью деятельности любого предприятия.
Список используемой литературы
Информация о работе Совершенствование финансового планирования