Совершенствование финансового планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 19:18, дипломная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы очевидна в нынешних условиях российской действительности. Связано это прежде всего с переходом от командной модели экономики при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ 7
1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, ЕГО ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 7
1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ 14
1.3. СИСТЕМЫ ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ 17
2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ОАО «ГРАДИЕНТ» 27
2.1. ПЛАН ДОХОДОВ И РАСХОДОВ 28
2.2. ПЛАН ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ 33
2.3. ПЛАНОВЫЙ БАЛАНС АКТИВОВ И ПАССИВОВ 40
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 52
3.1. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 52
3.2. ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 55
3.3. ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДИКИ ОПИСАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72

Работа содержит 1 файл

Совершенствование финансового планирования для Нины-доделка1.doc

— 717.50 Кб (Скачать)

       В процессе финансового планирования отслеживаются финансовые (на верхнем уровне), а также натуральные показатели5. В сводную службу поступают итоговые показатели от каждого подразделения, которые при необходимости могут быть детализированы.

       Основные  задачи финансового планирования:

      • обеспечение источниками финансирования основной деятельности предприятия (поддержание нормального уровня запасов сырья, материалов, готовой продукции, финансирование прироста оборотных средств, воспроизводства основных производственных фондов и т. д.);
      • своевременное и в полном объеме выполнение обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами;
      • обоснование эффективного вложения временно свободных денежных средств, поддержание остатка денежных средств на достаточном уровне;
      • выявление резервов роста доходов предприятия;
      • оптимизация использования прибыли;
      • определение дивидендной политики;
      • обоснование размера и условий привлечения внешних источников для финансирования инвестиционной деятельности предприятия;
      • поддержание платежеспособности предприятия, обеспечение его финансовой устойчивости.

       Методология финансового планирования на современном  этапе предполагает решение предприятием ряда проблем:

      • обоснование цели (системы целей) финансового плана, адекватной основным направлениям деятельности предприятия в перспективном периоде;
      • определение системы актуальных для предприятия внутренних и внешних финансовых ограничений. В настоящее время одним из наиболее важных ограничений для большинства предприятий является критерий банкротства;
      • определение горизонта финансового планирования;
      • выбор методов планирования финансовых показателей и разработки финансовых планов;
      • разработка процедуры финансового планирования: определение круга участвующих должностных лиц, меры их ответственности, оптимизация информационных связей и документооборота.

       Цель  финансового планирования предприятия  конкретизируется в зависимости от длительности планируемого периода, результатов анализа его финансового состояния на момент разработки финансового плана, динамики основных финансовых показателей в ретроспективе, результатов маркетинговых исследований, а также внешних условий (таких, как уровень инфляции, ставка рефинансирования Центрального банка, курс рубля по отношению к твердым валютам, стабильность правового поля).

       Предприятие, имеющее большую просроченную кредиторскую задолженность, финансовое положение которого близко к критическому, при разработке финансового плана должно ориентироваться на обоснование антикризисных мероприятий, которые позволят избежать, банкротства. Организация, получающая стабильные доходы, финансово устойчивая, может при разработке финансового плана поставить цель — увеличить рентабельность продаж и производства в целом6.

       Вместе  с тем система целей финансового  планирования любого предприятия должна быть ориентирована на увязку доходов  и расходов, а также обеспечение платежеспособности в краткосрочном периоде и (или) поддержание финансовой устойчивости в долгосрочном периоде.

       При разработке финансового плана следует  учитывать перечисленные ниже факторы:

      • стадии жизненного цикла продукта: внедрение, рост, зрелость, падение, а также идеи относительно новых продуктов.
      • уровень конкуренции.
      • человеческие ресурсы и взаимоотношения в коллективе.
      • уровень предпринимательского и финансового риска.
      • запасы на складе и оборачиваемость активов.
      • маркетинговые и рекламные условия - в том числе, долю рынка.
      • ценообразование на товары или услуги.
      • потребности в финансировании и наличие средств.
      • корпоративная и отраслевая стабильность, включая трудовые отношения между администрацией и профсоюзами, спрос на продукцию, государственное регулирование.
      • особенности цикла и сезонные колебания, факторы политики и экономики
      • экономические и политические условия

       Основной  целью краткосрочного финансового  планирования является обеспечение  оптимального размера оборотных  средств, а также поддержание ликвидности предприятия. Под ликвидностью понимается способность предприятия осуществить денежные выплаты в объеме и в сроки, предусмотренные контрактами. Фирма, являющаяся ликвидной, в состоянии осуществлять свою текущую деятельность, т. е. у нее имеется достаточно средств, чтобы произвести необходимые выплаты работникам, поставщикам и инвесторам, заплатить налоги и т. д. И наоборот, фирма, не являющаяся ликвидной, не может в короткое время изыскать средства, необходимые для данных платежей, и это приводит к срыву текущих операций.

       Заключительным этапом процесса стратегического финансового планирования является прогноз денежных потоков. Планирование денежных потоков является составной частью общего процесса планирования7.

       В процессе планирования отражается ожидание изменения в продажах, издержках, прибыли, активах и пассивах, но, главное, разрабатываются схемы денежных потоков, которые определяют внутреннее распределение обязанностей по учету и контролю за его расходами. Одновременно планирования денежных потоков служит инструментом контроля за ликвидностью.

    1. Классификация финансовых планов

       Основной  характеристикой финансового плана  является его продолжительность  во времени.

       По  времени планирования финансовые планы  делятся на:

      • перспективные (стратегические);
      • текущие;
      • оперативные.

       В условиях современной российской действительности продолжительность финансового планирования, как правило, составляет не более трех лет, и на такой период разрабатываются стратегические (перспективные) финансовые планы предприятия. Стратегический финансовый план определяет концепцию финансового развития организации и может составлять коммерческую тайну.

       Ключевой  чертой стратегического планирования является его гибкость, обусловленная гибкостью плановых горизонтов времени. Данная гибкость обеспечивается ориентацией на такие критерии, как жизненный цикл продукции, цикл изменения спроса на выпускаемую продукцию, период времени реализации намеченных целей и др. Очевидна зависимость горизонта планирования от критериев и характера стратегических целей. Так, горизонт может задаваться жизненным циклом продукта или решением о модернизации и перевооружении компании. В данных случаях горизонты планирования могут существенно отличаться8.

       Анализируя  опыт стратегического планирования в различных компаниях, фирмах, можно увидеть значительные трансформационные процессы. Появляются новые трактовки, механизмы, что обусловливает необходимость использования новых терминов: экономическое планирование, бизнес-планирование, маркетинговое планирование, деловое планирование и др. Однако практически это зачастую просто новые комбинации терминов для описания процессов, происходящих в рамках деятельности, которую лучше всего определить как стратегическое планирование.

       Можно дискутировать по поводу формата  перспективных плановых проектировок, называя их и «стратегическим планированием», и «долгосрочным планированием». Главным представляется, что в систему регулирования должна быть встроена целереализующая система планового регулирования, учитывающая реализацию развития рыночных отношений.

       В настоящих условиях, современных научно-технических и реформационных тенденций развития, экономика страны и ее компании нуждаются в научно обоснованном предвидении будущих тенденций социально-экономического и научно-технического развития. «Планомерность» в стратегических действиях компаний и предприятий все больше становится настоятельной необходимостью.

       Внутрифирменное планирование в западных корпорациях  прошло долгий и трудный путь. Главная задача была в том, чтобы приспособить фирмы к условиям экономической конъюнктуры, состоянию товарных, фондовых рынков, рынка технологии и рынка рабочей силы. Адаптация компаний и фирм к окружающей среде шла сложно. Корпоративное планирование оказалось достаточно дорогим удовольствием в условиях его слабой предсказуемости. Однако крупные корпорации от него не отступились. Велся активный поиск тех форм, которые отвечали бы особенностям корпоративной организации.

       Парадоксально, но Россия, по всей видимости, является единственным среди развитых стран мира государством, не обеспечивающим свои экономические субъекты эффективными ориентирами будущего развития. И это происходит в стране, которая дала миру "систему планирования" (при всех дефектах ее реализации в СССР).

       Очевидно, что процесс планирования как форма регулирования более ценен, чем сам план как таковой, его формы и методы разработки. При этом нельзя забывать, что корпорации большого бизнеса действуют как своего рода государство, имеющее определенные цели социально-экономического развития, программы и макроэкономические индикаторы развития9.

       Перспективный финансовый план конкретизируется в  виде текущих финансовых планов, составляемых на год. Основной документ текущего финансового планирования - баланс доходов и расходов. При разработке текущего финансового плана финансовый менеджер исходит из целей финансового планирования на предстоящий год и решает задачи, перечисленные выше. Балансировка доходов и расходов финансового плана достигается как регулированием расходов (прежде всего отчислений в фонды накопления и потребления, дивидендных выплат), так и оптимизацией размера и состава заемных средств.

       Разработка  текущего финансового плана должна быть ориентирована на обеспечение  финансовой устойчивости предприятия.

       В дополнение к балансу доходов  и расходов целесообразно составлять шахматную таблицу (матричный баланс), в которой определяются источники финансирования по каждой статье планируемых расходов.

       Оперативное финансовое планирование заключается  в разработке платежного календаря, детализирующего на квартал или месяц текущий финансовый план. Платежный календарь помогает поддерживать платежеспособность предприятия, вовремя привлекать краткосрочные заемные средства для покрытия разрыва во времени поступлений и перечислений средств10. Структура (схема) платежного календаря аналогична текущему финансовому плану, но отражает ежедневное движение средств в балансе доходов и расходов предприятия.

    1. Системы финансовых планов

       С точки зрения времени различают  краткосрочное и долгосрочное планирование. Основное целевое назначение первого – определение допустимых с позиции финансовой устойчивости темпов расширения фирмы; целью второго является обеспечение постоянной платежеспособности фирмы. Значение некоторых из принимаемых решений распространяется на очень долгую перспективу. Это относится, например, к решениям в таких областях, как приобретение элементов основного капитала, кадровая политика, определение ассортимента выпускаемой продукции. Такие решение определяют деятельность предприятия на много лет вперед и должны быть отражены в долгосрочных планах, где степень детализованности обычно бывает довольно невысока. Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную конструкцию, составными элементами которой являются краткосрочные планы. В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование, где плановый период равен одному году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. Собственно финансовый план является инструментом средне- и долгосрочного планирования, в то время как для краткосрочного планирования таким инструментом является бюджет предприятия. С определенной долей уверенности можно говорить о том, что для небольших фирм наиболее оптимальным вариантом работы является проведение именно краткосрочного планирования, т. е. разработки бюджетов предприятия. Нужно сразу отметить, что подобные бюджеты, как правило, отличаются высокой гибкостью и у предприятия имеется возможность оперативно, при изменении внутренних и внешних условий, корректировать свою финансовую политику.

Информация о работе Совершенствование финансового планирования