Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 10:40, реферат
Финансовый менеджмент представляет собой важную часть менеджмента, или форму управления процессами финансирования предпринимательской деятельности. ФМ, или управление финансами предприятия, означает управление денежными средствами, финансовыми ресурсами в процессе их формирования, распределения и использования с целью получения оптимального конечного результата. ФМ представляет собой управление финансами предприятия, направленное на оптимизацию прибыли, максимизацию курса акций, максимизацию стоимости бизнеса, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, чистых активов в расчете на одну акцию, а также на поддержание конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.есто в системе управления орг-цей.
Методологические основы принятия финансовых решений.Финансовое решение – это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на увеличение прибыли (снижение убытков) организации.
Этапы принятия финансовых решений: 1) выбор и ранжирование критериев; 2) формирование вариантов (стратегий), максимизирующих каждый критерий, и определение интервалов возможных значений критериев: выручка (оборот); прибыль; рентабельность; душевой доход; собственный капитал; финансовая устойчивость; 3) выбор целевой установки (задания точки цели: изменения за период значений критериев); 4) выбор варианта финансово-экономической стратегии (траектории перехода из исходной точки в целевую): а) задание траектории; б) выделение лимитирующих факторов (узких мест); в) выбор направлении изменений; г) корректировка и утверждение финансово-экономической стратегии; 5) выбор объема продаж (и точки безубыточности); 6) выбор ассортимента; 7) выбор самофинансируемого варианта финансовых потоков с минимальным дефицитом наличности; 8) выбор выгодного варианта объемов и сроков взятия заемных средств: а) определение минимально необходимых заемных
средств; б) обоснование и выбор
целесообразности взятия кредитов; 9) выбор
рационального срока
цен, переменной части оплаты труда и т. П.) подразделений и персонала; 16) выбор варианта бюджета организации и ее подразделений; 17) выбор правил и форм принятия решений при отклонении от плана.
Для достижения целей нужно уметь
решать основную плановую задачу: выбор
плана с бездефицитным
потоков) в динамике: 1) проверка финансовой реализуемости (бездефицитности) плана; 2) снижение дефицитности за счет внутренних возможностей в случае, если план нереализуем; 3) определение сроков взятия и минимально необходимых объемов заемных средств (кредитов); 4) анализ целесообразности (с точки зрения убытков) принятия мер (внутренних и внешних по взятию кредитов) по снижению дефицитности плана и выбор рекомендуемого варианта.
Все эти подзадачи решаются на основе использования одного и того же инструментария - анализа финансовых потоков (динамики движения денежных
средств). 1. Выбор бездефицитного варианта плана с максимальной финансовой прочностью (при расчете коэффициента финансовой прочности по месяцам), что приведет к минимизации срока выхода на приемлемый уровень. 2. Выбор бездефицитного плана с приемлемой финансовой прочностью с максимальной прибылью. Основное внимание уделим задачам принятия решений на верхнем уровне руководства, которые и являются основой планирования, а их эффективное
решение - основным резервом улучшения показателей фирмы за счет возможности проведения вариантных расчетов и выбора наилучшего варианта.
Оценка эффективности и риска инвестиционных проектов
В основе оценки ИП лежит концепция оценки стоимости денег во времени. Суть ее заключается в том,что существующая сегодня денежная единица стоит больше полученной в будущем, что связано с инфляцией и оборачиваемостью денег. Будущая стоимость рассчитывается при помощи сложных % по следующей формуле: FV=E Pn*(1+ r)n, FV-будущая стоимость, Pn-будущий денежный поток, r-ставка доходности, n-число лет реализации проекта.
Текущая (риведенная) стоимость при помощи коэффициента дисконтирования:
PV=E Pn*1/(1+r)n, PV-текущая стоимость, 1/(1+r)n-коэффициент дисконтирования.
Показатели оценки эффективности инвестиционных проектов:
1)чистая приведенная стоимость
NPV=E Pn*1/(1+r)n-IC, IC-инвестиции.
Если NPV>0, то проект следует принять, т.к. он увеличивает стоимость компании.
Если NPV<0, то проект следует отвергнуть, т.к. он уменьшает стоимость компании.
NPV=0, стоимость компании не меняется, проект можно либо принять, либо отвергнуть с учетом целей компании.
2) индекс рентабельности
PJ=E Pn*1/(1+r)n:IC, PI-индекс рентабельности инвестиций, PI>1,проект следует принять, PJ<1,не принимать, PI=1,взависимости от целей.
3) внутренняя норма
Цена капитала – это показатель который характеризует уровень рентабельности капитала компании и позволяет руководству компании и инвесторам оценить целесообразность новых инвестиционных проектов.
При сравнении проектов различной продолжительности целесообразно использовать следующую процедуру:1) определить общее кратное для числа лет реализации каждого проекта; 2) считая, что каждый проект будет повторяться несколько раз необходимо расчитать суммарное значение показателя NPV для повторяющихся проектов; 3) выбрать тот проект из исходных у которого суммарное значение NPV повторяющегося потока будет наибольшим. Суммарное NPV находится:
NPV(j;n)=NPVj*[1+i/(1+r)j+i/(
NPVj- чистая приведенная стоимость проекта,
J – продолжительность проекта, n – число повторений циклов проекта, i - % ставка в долях единицы, r – коэффициент дисконтирования.
Оценка риска проекта может осуществляться при помощи имитационной модели. Суть этого метода состоит в следующем:
1) на основе экспертной оценки по каждому проекту строят три возможных варианта развития – наихудший, реалистичный, оптимистичный.
2) для каждого проекта
3) для каждого проекта
Стоимость бизнеса. 1) справедливая рыночная ст-ть (fair market value) — т. е. ст-ть, принимаемая гос-ми органами, одинаково выгодная и мелким, и крупным акционерам и близкая к средней рыночной стоимости аналогичных объектов; 2) инвестиционная ст-ть (investment value) — т. е. ст-ть данной фирмы для данного инвестора со всеми его планами, предпочтениями, налоговыми особенностями, возможной синергетикой и ограничениями; 3) внутренняя, или фундаментальная, ст-ть (intrinsic, fundamental value), определяемая как оценка, полученная в результате внимательного и согласованного изучения всех характеристик фирмы и рыночных факторов; 4) ст-ть продолжающегося бизнеса (going concern value), при получении которой оценщик полагает, что фирма будет продолжать работать неопределенно долго; 5) ликвидационная ст-ть (liquidation value); 6) балансовая или бухгалтерская ст-ть (book value) получаемая на основе бухгалтерских документов об активах фирмы и ее обязательствах; 7) реальная рыночная ст-ть (market value), т. е. цена за которую в разумные сроки можно продать фирму на фактически доступном в настоящее время рынке. Методы оценки стоимости фирмы. Метод способности самоокупаться (Ability-To-Pay Method). Покупатели оценивают, какую сумму может данная фирма обслуживать как долг, если купить ее на заемные средства. Продавцы вычисляют этим способом максимальную цену, которую генерируемый фирмой денежный приток способен поддержать. Метод дисконтированных денежных потоков (Discounted Cash Flow Method) Этот метод применяется: когда покупку фирмы рассматривают как инвестицию и собираются перепродать через несколько лет; когда фирму покупают на заемные средства с целью быстрой ликвидации или перепродажи; когда фирма работает в обстановке высокого риска. Метод капитализации потоков дохода (Capitalilzation of Income Stream Method) Метод применяется к фирмам, производящим достаточно большие посленалоговые доходы, которые можно отнести к "доброму имени" (goodwill), превосходящему стоимость активов фирмы. Метод превосходящих доходов (Excess Earnings Method) Этот метод применяется для оценки любой прибыльной фирмы. Предполагается, что фирма стоит столько, сколько реально стоят ее активы плюс "доброе имя", если доходы достаточно высоки. Метод экономической стоимости активов (Economic Value of Assets Method) Метод применяется для не особенно прибыльных фирм, для фирм со снижающейся доходностью, а также в случаях, когда продажа фирмы по частям выгоднее ее сегодняшней работы. Бухгалтерская оценка чистой стоимости (Net Worth Per Books Approach) Используется редко. Цена определяется как результат вычитания суммы обязательств фирмы из суммы ее активов. Эта оценка используется как дополнительный аргумент в переговорах. Метод налоговой службы США (Internal Revenue Service Method) Используется в основном для определения налогов на подарки, наследства и т. п. Метод сравнимых сделок (Comparable Sales Method) Применяется при наличии надежных данных о продажах подобных компаний, финансовая документация которых доступна для анализа и проверялась независимыми экспертами. Метод мультипликатора Цена/Доходы (Price/Earningns Ratio Method) В основном применим для крупных акционерных компаний, акции которых продаются на фондовой бирже. Подход с позиций возмещения (Replacement Cost Approach) Этот метод используется только в целях страхования на условиях договора полного возмещения потерь от страхового случая. Отраслевые упрощенные подходы (Rule-of-Thumb Pricing Methods) В некоторых традиционных отраслях сложились освященные веками соотношения, которые зачастую слишком упрощают дело, но признаются общепринятыми в этой отрасли. Метод обеспеченности займа (Secured Loan Value) Используется только как метод вычисления величины займа, который может быть привлечен на дальнейшее развитие фирмы после ее покупки.
. Риск, ассоциируемый с данным активом, как правило, 'рассматривают во времени. Чем дальше горизонт планирования, тем труднее предсказать доходность актива, т.е. размах вариации доходности, равно как и коэффициент вариации, увеличивается. Таким образом, с течением времени риск, ассоциируемый с данным активом, возрастает. Важный вывод: чем более долговременным является вид актива, тем более рискован, тем большая вариация доходности с ним связана. Именно поэтому различаются доходность и рискованность различных финансовых инструментов, например, акций и облигаций: вариация доходности акций может ощутимо варьировать, т.е. этот вид финансового инструмента более рискован. Риск, ассоциируемый с каким-то конкретным активом, не может рассматриваться изолированно. Любая новая инвестиция должна анализироваться с позиции ее влияния на изменение доходности и риска инвестиционного портфеля в целом. Поскольку финансовые инвестиции различаются по уровню доходности риска, их возможные сочетания в портфеле усредняют эти количественные характеристики, а в случае оптимального их сочетания можно добиться значительного снижения риска финансового инвестиционного портфеля. Как правило общий риск портфеля состоит из двух частей: диверсифицированный (несистематический) риск, т. е. риск, который может быть элиминирован за счет диверсификации (инвестирование 1 млн. руб. в акции десяти компаний менее рискованно, нежели инвестирование той же суммы в акции одной компании); недиверсифицированный (систематический) риск, т. е. риск, который нельзя уменьшить путем изменения структуры портфеля. Финансовые менеджеры пользуются так называемой «портфельной теорией» (portfolio theory) в рамках которой с помощью статистических методов осуществляются наиболее выгодное распределение риска портфеля ценных бумаг и оценка прибыли. Эта теория состоит из четырех основных элементов: оценка активов (security valuation); инвестиционные решения (asset allocation decision); оптимизация портфеля (portfolio optimization); оценка результатов (performance measurement).
Темп устойчивого роста.
Финансовое равновесие предприятия в процессе экономического развития — важная задача управления капиталом. Обеспечение такого равновесия базируется на использование модели устойчивого экономического роста предприятия, которая учитывает основные целевые стратегические показатели формирования капитала и их влияние на показатель темпа прироста реализации продукции при заданных пропорциях формирования капитала.
Формула зависимости показателя темпа прироста реализации продукции от показателей капитала предприятия имеет следующий вид: Тр = (ЧП*Кк*А*Коб)/(Р*СК), где ЧП — сумма чистой прибыли предприятия, Кк — коэффициент капитализации чистой прибыли, А — общая сумма капитала предприятия (актива), Коб — процент оборота капитала, Р — объем реализации продукции, СК — сумма собственного капитала предприятия.
В случае экономической интерпретации этой модели получаем представление о зависимости прироста объема реализации продукции от показателей интенсивности формирования и использования капитала:
Прирост
объема реализации продукции = К-т рентабельности
реализации продукции*Кк*К-т левериджа
активов*К-т оборачиваемости
Очевидно, что, изменяя
параметры стратегии формирован
Эта модель регулирует оптимальные темпы развития объема операционной деятельности (прироста объема реализации продукции) и в обратном варианте ее действия контролирует основные параметры финансового развития предприятия через соответствующие коэффициенты рентабельности, оборачиваемости, капитализации использования заемных средств и т. д.
Таким образом, устойчивый экономический рост предприятия обеспечивается
следующими параметрами его финансового
развития: распределением прибыли на реинвестирование; эффективность использования активов
предприятия; применением финансового левериджа; формированием соотношения между основным
и обо
ротным капиталом. На действия этих факторов оказывают
влияние факторы развития предприятия,
изменения на финансовом и товарных рынках
и другие факторы внешней среды.
Финансовая стратегия
Информация о работе Содержание ФМ и его место в системе управления организацией