Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 10:40, реферат
Финансовый менеджмент представляет собой важную часть менеджмента, или форму управления процессами финансирования предпринимательской деятельности. ФМ, или управление финансами предприятия, означает управление денежными средствами, финансовыми ресурсами в процессе их формирования, распределения и использования с целью получения оптимального конечного результата. ФМ представляет собой управление финансами предприятия, направленное на оптимизацию прибыли, максимизацию курса акций, максимизацию стоимости бизнеса, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, чистых активов в расчете на одну акцию, а также на поддержание конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.есто в системе управления орг-цей.
РППо - оптимальный средний размер партии поставки товаров. Соответственно оптимальный средний размер производственного запаса определяется по формуле:
РППо
ПЗо = ¾¾¾¾¾
2
Для запасов готовой продукции расчет показателей аналогичен.
Дивидендная политика. В ФМ используется широкая трактовка термина «дивидендная политика», под которой понимают механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия. Поскольку основной целью дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли и будущим ее ростом, который обеспечит инвестиционное финансирование, то с помощью дивидендной политики можно максимизировать рыночную стоимость предприятия и обеспечить стратегическое развитие. Исходя из цели дивидендной политики, под дивидендной политикой понимают составную часть общей финансовой политики предприятия, заключающейся в оптимизации пропорции между потребляемой и капитализируемой прибылью с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.
Типы дивидендной политики. Практическое использование различных теорий привело к разработке 3х основных подходов к формированию дивидендной политики: консервативный, умеренный (компромиссный), агрессивный. Они позволили сформировать 5 типов дивидендной политики. Избранный тип характеризуется показателем – коэффициент дивидендных выплат: Кдв = div/ EPS, где Div – дивиденды, выплаченные на 1 акцию, EPS – ЧП в расчете на 1 акцию Основные типы дивидендной политики
Подход к формированию дивидендной политики |
Типы дивидендной политики |
1. консервативный |
|
2. компромиссный |
2. политика минимального
стабильного размера |
3. агрессивный |
3.1 политика стабильного уровня дивидендных выплат по отношению к прибыли 3.2 политика постоянного
возрастания размера |
Завершающим этапом формирования дивидендной политики является выбор форм: выплаты дивидендов наличными деньгами, выплаты акциями, автоматическое реинвестирование, т.е. право выбора получить наличные деньги или реинвестировать в дополнительные акции, выкуп акции компании, т.е. на сумму дивидендного фонда фирма выкупает на рынке свободно обращающиеся акции.
Управление денежными средствами и их эквивалентами.
УДС включает: расчет времени обращения ДС (финансовый цикл), анализ денежного потока, прогнозирование ДП, определение оптимального уровня ДС на р/с и в кассе. В процессе УДС учитываются три следующих фактора: 1) рутинность (текущие операции); предосторожность (непредвиденные платежей); спекулятивность (возможность выгодного инвестирования). Финансовый цикл = операционный цикл - время обращения кредиторской задолженности. Операционный цикл = время обращения запасов + время обращения дебиторской эадолженности. Для расчета оптимального расчета остатка ДС на р/с используются модели: 1) Модель Бемоля (Баумола). В ней предполагается, что предприятие начинает работать, имея максимальный и целесообразный для него уровень ДС, а затем постепенно расходует их в течении некоторого периода. Как только запас ДС истощается, т.е. становится равным нулю или достигает уровня безопасности, то предприятие продает свои краткосрочные ценные бумаги и пополняет запас ДС до первоначальной суммы.
Q = Ö (2*V*C) / r , где Q - сумма пополнения, V - прогнозируемая потребность ДС в периоде ( месяц, квартал, год), C - расходы на трансформацию ДС в ценные бумаги, r - приемлемый доход для предприятия по краткосрочным финансовым вложениям. ЗДСср. = Q / 2 , где ЗДСср. – средний запас ДС. k = V/Q , где k – количество сделок по конвертаци. Общие расходы по реализации данной модели УДС составляют величину : OP = ck + r*(Q/2), где ck – прямые расходы, r*(Q/2) – упущенная выгода от хранения среднего запаса на р/с. Эта модель приемлема только для предприятий, денежные доходы которых стабильны и прогнозируемы. 2)Модель Миллера – Орра. Логика модели следующая: остаток ДС на р/с меняется хаотически до тех пор, пока не достигает некоего верхнего предела. Как только это происходит, предприятие начинает покупать ценные бумаги для того, чтобы вернуть запас ДС к некоторому нормальному состоянию, называемому точкой возврата. Если запас ДС достигает нижнего предела, то в этом случае предприятие продает свои ценные бумаги и получает ДС, доведя их запас до нормального предела. Реализация этой модели на практике включает следующие этапы: устанавливается минимальная величина ДС (Он); по статистическим данным определяется вариация поступления ДС на р/с; определяются расходы по хранению средств на р/с; рассчитываются расходы по взаимной трансформации ДС и ценных бумаг; рассчитывается размах вариации на р/с по следующей формуле: S = 3* Ö ( 3*Px*V) / (4*Pt), где : S – размах вариации, Px - расходы по хранению, V - ежедневная вариация, Pt - расходы по трансформации; рассчитывается верхняя граница денежных средств Ов, исходя из того, что при достижении этой границы или ее превышении, часть денежных средств необходимо будет конвертировать в ценные бумаги Ов = Он + S; определение точки возврата, т.е. величины остатка денежных средств на расчетном счете, к которой необходимо вернуться в случае, если фактический остаток выходит на границы или за границы верхнего и нижнего предела. Тв = Он +S/3. Эти модели позволяют формировать оптимальный остаток денежных средств на расчетном счете (это ключевой показатель для расчета денежного потока).
Политика в области оборотного капитала. При формировании политики управления предприятием существует следующая классификация оборотных активов: 1) с точки зрения их участия в процессе производства и в сфере обращения, 2) с точки зрения их ликвидности и отражения в учете, 3) с точки зрения их отношения к изменениям объемов производства и случайных факторов, возникающих в процессе деятельности предприятия.
Рассмотрим классификацию №3. Оборотные активы подразделяются на:
В теории финансового менеджмента существуют 2 трактовки понятия системной части оборотного капитала. Согласно первой трактовки постоянный капитал – эта та часть денежных средств, дебиторской задолженности, производственных запасов, потребность в которых относительно постоянна в течении всего операционного цикла. Это может быть усредненная по временному параметру величина оборотных активов, находящихся в свободном ведении предприятия. Согласно второй трактовки системная часть может быть определена как минимум оборотных активов, необходимый для осуществления текущей деятельности. Это означает, что предприятию необходим минимум денежных средств на расчетном счете, как некий аналог резервного капитала. Варьирующая часть (переменная) возникает в связи с дополнительными потребностями предприятия и формируемыми активами. Например: В пиковые моменты деятельности, связанные либо с форс-мажорными обстоятельствами либо со страхованием от таких обстоятельств или же с сезонностью производственной деятельностью.
Целевой установкой политики управления оборотными активами являются:
Основной целью управления оборотным капиталом является достижение компромисса между ликвидностью, доходностью и оборачиваемостью.
Финансовые инструменты. В структуру финансового механизма входят пять взаимосвязанных элементов: финансовые методы; финансовые инструменты; правовое обеспечение; нормативное обеспечение; информационное обеспечение.
Финансовый метод-это способ воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Финансовые методы действуют в 2-х направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных фондов.
Финансовый инструмент -это прием действия финансового метода. Две видовые характеристики, позволяющие классифицировать ту или иную операцию как финансовый инструмент: а) в основе операции должны лежать финансовые активы и обязательства, б) операция должна иметь форму договора. Финансовые инструменты подразделяются на первичные и вторичные или производные. К первичным финансовым инструментам относятся: кредиты и займы, облигации, другие ценные долговые бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность. Производные финансовые инструменты - это опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы. Появление производных финансовых инструментов объясняется многими причинами: хеджирование, спекулятивность, защита интересов собственников. Два признака производности: 1. В основе производного финансового инструмента всегда лежит базисный актив- товар, акция, облигация, вексель, валюта и др., 2. Цена производного финансового инструмента чаще всего определяется на основе цены будущего актива.
(из лекции ЛО)
Под термином финансовых инструментов понимают различные формы краткосрочного и долгосрочного инвестирования, торговля которыми осуществляется на финансовых рынках. К ним относятся денежные средства, ценные бумаги, опционы, фьючерсы и свопы. Ценные бумаги являются денежными документами, удостоверяющими права собственности или займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ и несущему по нему обязательства. Производные ценные бумаги разнообразны по составу в частности к ним относятся - финансовые фьючерсы, опционы, варранты, свопы и т.д. Существует обращение их в наличной или безналичной форме. Одним из важных условий функционирования рынка капиталов является информация о ценных бумагах. Различают следующие виды информации: Статистическая, т.е. курсовая стоимость, объемы сделок, размер дивидендов, доходность и т.д. Аналитическая. Аналитические обзоры и оценки, рекомендуемые инвесторам, судебные прециденты и т.д. Нормативные.
Это законодательные и нормативные акты, регулирующие выпуск и обращение ценных бумаг
Информационное обеспечение ФМ. Вся инф-я, необх. для ФМ, м. б. разделена на 4 гр. показателей. 1.Хар-т общеэк-кое положение страны. 2.Хар-т положение отрасли. 3.Хар-т конъюнктуру фин. рынка Эти пок-ли необходимы для принятия решений по инвестиционным проектам, краткосрочным фин. операциям и т. д. 4.Формируется по данным управленческого и бух. учёта. Фин. отчетность - совокупность форм, составленных на основе документально обоснованных показателей фин. учёта. Международной практикой предусмотрены следующие формы финансовой отчётности:
Балансовый отчёт – инф-я о фин. положении п/п на определённую дату. Для целей фин. а-за исп. агрегированный баланс, составленный на основе стандартной формы баланса путём объединения нескольких статей в одну. Активы - экономические ресурсы п/п, его имущество. Пассивы - это источники происхождения активов, они дают представление об источниках финансирования предприятия. Основной п-п б/у: Активы = обязательства + собственный капитал. Это выражение называется балансовым равенством. (Активы) = (оборотный капитал) + (основной капитал) Оборотный капитал (текущие активы) включает: 1. Наличные деньгие. 2.Рыночные ценные бумаги. 3.Дебит. зад-ть 4. Материально- производственные запасы 5.Прочие оборотные активы. Сюда можно отнести так называемые авансированные платежи, сделанные единовременно на несколько лет вперёд. Сумма, переходящая на текущий год, включается в балансовый отчёт. Основной капитал включает: •землю; •здания, сооружения; •всё оборудование и инвентарь, срок службы которого больше года. Для всех элементов основного капитала указывается начальная стоимость и накопленные амортизационные отчисления, которые затем учитываются со знаком «-». Исключением явл. земля для неё указывают только начальную стоимость без амортизационных отчислений. Амортиз. отчисления можно указать в отчёте в виде общей суммы для всех составляющих основного капитала. Нематериальные активы. Сюда могут быть отнесены: • товарный знак; •патенты; •затраты на рекламу, повысившую авторитет фирмы. (Пассивы) = (текущие обязательства) + (долгосрочные обязательства) + (собственный капитал) Текущие обязательства - это та сумма задолженности, которую компания должна погасить в течение года. Сюда относятся:
1.Невыплаченная з/ пл
2.Кредиторская зад-ть - сумма, которую фирма должна уплатить за купленные товары или оказанные услуги, но не оплаченная на конец года. Неоплаченные % указываются в статье «Накапливаемые издержки». Прочие долгосрочные обяз-ва могут вкл. отсроченные налоги. Собств. капитал - остаточная ст-ть активов после вычета всех обяз-в. Для акционерного общества собств. капитал можно разделить на две части: • акционерный капитал; •нераспределённая прибыль. Акционерный капитал может быть представлен: * обыкновенными акциями; •привилегированными акциями; •эмиссионным доходом. Нераспределённая прибыль - это накопленная часть ЧП, оставшаяся у фирмы после выплаты дивидендов.
Информация о работе Содержание ФМ и его место в системе управления организацией