Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 10:40, реферат
Финансовый менеджмент представляет собой важную часть менеджмента, или форму управления процессами финансирования предпринимательской деятельности. ФМ, или управление финансами предприятия, означает управление денежными средствами, финансовыми ресурсами в процессе их формирования, распределения и использования с целью получения оптимального конечного результата. ФМ представляет собой управление финансами предприятия, направленное на оптимизацию прибыли, максимизацию курса акций, максимизацию стоимости бизнеса, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, чистых активов в расчете на одну акцию, а также на поддержание конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.есто в системе управления орг-цей.
Содержание ФМ и его место в системе управления орг-цей.
Финансовый менеджмент представляет собой важную часть менеджмента, или форму управления процессами финансирования предпринимательской деятельности. ФМ, или управление финансами предприятия, означает управление денежными средствами, финансовыми ресурсами в процессе их формирования, распределения и использования с целью получения оптимального конечного результата. ФМ представляет собой управление финансами предприятия, направленное на оптимизацию прибыли, максимизацию курса акций, максимизацию стоимости бизнеса, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, чистых активов в расчете на одну акцию, а также на поддержание конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта. ФМ как наука управления финансами направлена на достижение стратегических и тактических целей хозяйствующего субъекта. ФМ как система управления состоит из двух подсистем: 1) управляемая подсистема (объект управления) 2) управляющая подсистема (субъект управления). ФМ реализует сложную систему управления совокупно-стоимостной величиной всех средств, участвующих в воспроизводственном процессе, и капиталом, обеспечивающим финансирование предпринимательской деятельности. Объектом управления является совокупность условий осуществления денежного оборота и движения денежных потоков, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих во внутренней и внешней среде предприятия. Поэтому в объект управления включаются следующие элементы: 1) Денежный оборот; 2) Финансовые ресурсы; 3) Кругооборот капитала; 4) Финансовые отношения. Субъект управления – совокупность финансовых инструментов, методов, технических средств, а также специалистов, организованных в определенную финансовую структуру, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. Элементами субъекта управления являются: 1) Кадры (подготовленный персонал); 2) Финансовые инструменты и методы; 3) Технические средства управления; 4) Информационное обеспечение.
Цель и задачи ФМ. Задачи и цели финансового менеджера В наиболее общем виде деятельность финансового менеджера можеть быть структурирована следующим образом: 1. общий фин.анализ и планирование 2. обеспечение предприятия финансовыми ресурсами т.е. управление источниками средств 3. распределение фин.ресурсов, инвестиционная политика и управление активами
В рамках 1-го направления осуществляется общая оценка 1.1 активов предприятия и источников их финансирования. 1.2 величины и состава ресурсов, необходимых для поддержания достигнутого экономического потенциала предприятия и расширения его деятельности. 1.3 источников дополнительного финансирования
1.4 системы контроля
за составом эффективности
2-е направление предполагает детальную оценку 2.1 объема требуемых финансовых ресурсов 2.2 форм их представления, краткосрочные и долгосрочные кредиты, денежная наличность 2.3 степень доступности и время представления 2.4 стоимость обладания данным видом ресурсов 2.5 риски ассоциированные с данным источником средств
3-е направление предусматривает анализ и оценку долгосрочных и краткосрочных решений инвестиционного характера 3.1 оптимальность, трансформация финансовых ресурсов в другие виды ресурсов – материальные, трудовые, денежные 3.2 целесообразность и эффективность вложений в основные фонды, их состав и структура 3.3 оптимальность оборотных средств 3.4 эффективность финансовых вложений
Цели финансового менеджмента Это целая система целей: Выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы; Избежание банкротства и крупных финансовых неудач; Лидерство в борьбе с конкурентами; Максимизация цены фирмы Устойчивые темпы роста экономического потенциала фирмы; Рост объемов производства и реализации; Максимизация прибыли; Минимизация расходов Обеспечение рентаб. дея-ти. Приоритетность той или иной цели объясняется по разном в разных теориях по бизнесу. 1 Классическая теория Адама Смита и Давида Рикарду утверждает, что фирма должна работать таким образом, чтобы обеспечить максимальных доход и прибыль ее владельцу. (Схема Рикарду – международные экономические отношения). 2 Другая группа ученых считает, что фирма должна наращивать объемы производства и сбыта. 3. Это теория передачи полномочий, когда интересы управляющих фирмы и ее упр. Персонал находятся в противопоставлении. 4. Другая теория считает, что целью функционирования фирмы должна быть гармонизация различных целей разных групп юридических и физических лиц, имеющих непосредственное отношение к обобщающему критерию
5. В ХХI веке самой популярной стала теория максимизации цены фирмы, основополагающее этой теории исходит из того, что доходы владельца фирмы должны прогнозироваться, быть обоснованными, ясными, точными и быть приемлемыми для всех аспектов процесса принятия управленческого решения, включая поиск источников средств, собственного инвестирования и распределения доходов или дивидендов
К ХХI веку пятое направление завоевало самое большое число приверженцев и сторонников.
Базовые концепции финансового менеджмента.
ФМ базируется на следующих взаимосвязанных основных концепциях: 1). Концепция денежного потока предполагает
2). Концепция временной ценности денежных ресурсов. Временная ценность – объективно существующая характеристика денежных ресурсов. Она определяется тремя основными причинами: А) Инфляцией Б) Риском недополучения, или неполучением ожидаемой суммы В) Оборачиваемостью
3). Концепция компромисса между риском и доходностью. Смысл концепции: получение любого дохода в бизнесе практически всегда сопряжено с риском, и зависимость между ними прямо пропорциональная. В то же время возможны ситуации, когда максимизация дохода должна быть сопряжена с минимизацией риска. 4). Концепция цены капитала – обслуживание того или иного источника финансирования обходится для фирмы неодинаково, следовательно, цена капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимый для покрытия затрат по поддержанию каждого источника и позволяющий не оказаться в убытке. Количественная оценка цены капитала имеет ключевое значение в анализе инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финансирования предприятия. 5). Концепция эффективности рынка капитала – операции на финансовом рынке (с ценными бумагами) и их объем зависит от того, на сколько текущие цены соответствуют внутренним стоимостям ценных бумаг. Рыночная цена зависит от многих факторов, и в том числе от информации. Информация рассматривается как основополагающий фактор, и насколько быстро информация отражается на ценах, настолько меняется уровень эффективности рынка. 6). Концепция ассиметричности информации – напрямую связана с пятой концепцией. Ее смысл заключается в следующем: отдельные категории лиц могут владеть информацией, не доступной другим участникам рынка. Использование этой информации может дать положительный и отрицательный эффект. 7). Концепция агентских отношений введена в финансовый менеджмент в связи с усложнением организационно – правовых форм бизнеса. Суть: в сложных организационно-правовых формах присутствует разрыв между функцией владения и функцией управления, то есть владельцы компаний удалены от управления, которым занимаются менеджеры. Для того, чтобы нивелировать противоречия между менеджерами и владельцами, ограничить возможность нежелательных действий менеджеров, владельцы вынуждены нести агентские издержки (участие менеджера в прибылях либо согласие с использованием прибыли). 8). Концепция альтернативных затрат: любое вложение всегда имеет альтернативу.
Внешняя правовая и налоговая среда.
Правовая среда:
Налоговая среда: виды основных налогов, уплачиваемых предприятием. (Налог на прибыль, имущество, ЕСН, НДС и т.д.)
Управление дебиторской задолженностью
Дебиторская задолженность, как известно, является весьма многообразной и содержит задолженность за товары, работы, услуги, срок оплаты которых не наступил или не оплаченные в срок. В общей сумме дебиторской задолженности 80-90% приходятся на расчеты с покупателями. Поэтому политика управления дебиторской задолженностью связана в первую очередь с оптимизацией размера задолженности и инкассации задолженности за реализованную продукцию. Поэтому политику управления дебиторской задолженностью называют кредитной политикой по отношению к покупателям продукции. Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объемов реализации продукции и связанной с оптимизацией размера дебиторской задолженности и обеспечением своевременной ее инкассации. Политика управления дебиторской задолженностью включает: 1)Анализ дебиторской задолженности в предшествующем периоде в целях оценки уровня и состава дебиторской задолженности предприятия, а также эффективности инвестирования в нее финансовых средств. Здесь анализируются сроки погашения дебиторской задолженности, периоды ее инкассации, размер отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность, состав ДЗ по ее возрастным группам, выявляется безнадежная и сомнительная ДЗ. 2) Формируются определенные принципы и подходы кредитной политики по отношению к покупателям продукции . Решаются два основных вопроса: 1. в каких формах осуществляется реализация продукции, 2. какой тип кредитной политики следует избрать. Различают три основных типа кредитной политики по отношению к покупателям: Консервативный. Направлен на минимизацию кредитного риска, которая является приоритетной, поэтому существенно сокращает круг покупателей в кредит. В первую очередь за счет групп покупателей с повышенным риском; за счет минимизации сроков предоставления кредита и его размера, ужесточения условий предоставления кредита и повышения его стоимости, за счет более жесткой процедуры инкассации дебиторской задолженности. Умеренный тип ориентируется на средний уровень кредитного риска и соответственно более мягкие условия предоставления коммерческого кредита. Агрессивный (мягкий) тип предусматривает максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска. Формирование системы кредитных условий включает: а) срок предоставления кредита, б) лимит предоставляемого кредита, в) стоимость предоставления кредита, т.е. система ценовых скидок при осуществлении расчетов за приобретенную продукцию, г) системе штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита. В основе этих стандартов лежит кредитоспособность предприятия. Построение эффективных систем контроля за движением своевременной инкассацией дебиторской задолженности. Одной из эффективных форм является система АВС, где в категорию А выделяют наиболее крупные и сомнительные виды дебиторской задолженности; в категорию В – кредиты средних размеров; в категорию С – все остальные виды, не оказывающие серьезного влияния на результаты деятельности предприятия.
Управление запасами. Политика УЗ заключается в оптимизации общего размера и структуры запасов ТМЦ, минимизации затрат по их обслуживанию и обеспечению эффективного контроля за их движением. Разработка политики: 1.Анализ запасов ТМЦ в предшествующем периоде. Основной задачей этого анализа является выявление уровня обеспеченности производства и реализации продукции соответствующими запасами ТМЦ в предшествующем периоде и оценка эффективности их использования. Анализ проводится в разрезе основных видов запасов. 2,Определение целей формирования запасов. 3,Оптимизация размера основных групп текущих запасов. С этой целью используется ряд моделей. Среди которых наибольшее распространение получила «Модель экономически обоснованного размера заказа» . Расчетный механизм этой модели основан на оптимизации совокупных операционных затрат по закупке и хранению запасов на предприятии. Эти операционные затраты предварительно разделяются на две группы: а) сумма затрат по размещению заказов ( включающих расходы по транспортированию и приемке товаров)
ОПП
ОЗрз = ----------- х Срз , где
РПП
ОЗрз - сумма операционных затрат по размещению заказов; Срз - средняя стоимость размещения одного заказа; ОПП – объем производственного потребления товаров в рассматриваемом периоде; РПП – средний размер одной партии поставки товаров. Из приведенной формулы видно, что при неизменном объеме производственного потребления и средней стоимости размещения одного заказа общая сумма операционных затрат по размещению заказов минимизируется с ростом среднего размера одной партии поставки товаров. б) сумма затрат по хранению товаров на складе.
РПП
ОЗхт = ----------- х Сх , где
2
ОЗхт - сумма операционных затрат по хранению товаров на складе; Сх - стоимость хранения единицы товара в рассматриваемом периоде. Из приведенной формулы видно, что при неизменной стоимости хранения единицы товара в рассматриваемом периоде общая сумма операционных затрат по хранению товарных запасов на складе минимизируется при снижении среднего размера одной партии поставки товаров. Т.о. с ростом среднего размера одной партии поставки товаров снижаются ОЗрз и возрастают ОЗхт. Данная модель позволяет оптимизировать пропорции между этими двумя группами затрат так, чтобы их совокупная сумма была минимальной.
Определение экономичного (оптимального) запаса:
2*ОПП*Срз
РППо = Ö ¾¾¾¾¾¾ , где
Сх
Информация о работе Содержание ФМ и его место в системе управления организацией