Содержание ФМ и его место в системе управления организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 10:40, реферат

Описание работы

Финансовый менеджмент представляет собой важную часть менеджмента, или форму управления процессами финансирования предпринимательской деятельности. ФМ, или управление финансами предприятия, означает управление денежными средствами, финансовыми ресурсами в процессе их формирования, распределения и использования с целью получения оптимального конечного результата. ФМ представляет собой управление финансами предприятия, направленное на оптимизацию прибыли, максимизацию курса акций, максимизацию стоимости бизнеса, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, чистых активов в расчете на одну акцию, а также на поддержание конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.есто в системе управления орг-цей.

Работа содержит 1 файл

FM.doc

— 480.00 Кб (Скачать)

Отчёт о прибылях и убытках – служит для того, чтобы оценить эффект от дея-ти фирмы за определённый период. ВР от реализации продукции. При стабильных ценах рост этого показателя свидетельствует о росте объёма произ-ва. В условиях инфляции увеличение ВР может происходить при снижении уровня произ-ва. С/с пр-ции включает затраты ф-мы на произ-во пр-ции: •ст-ть сырья и мат-в; •ст-ть раб. силы; •ст-ть энергии; •расх. на эксплуатацию оборудования. Это переменная часть затрат. Иногда в с/с включается и амортизация. Торгово - административные расходы включают затраты на содержание органов управления и служб сбыта, на рекламу, на содержание административных зданий и оборудования. Это постоянные затраты. Валовая прибыль - разность между ВР и с/с, хар-т результат производственной дея-ти. Операцион. прибыль - это часть валовой прибыли за вычетом торгово-администрат. расх. и амортизации. Хар-т эф-ть не только производственной, но и коммерческой дея-ти п/п. Прибыль до уплаты налогов - это часть операционной прибыли, остающаяся после уплаты процентных платежей за кредиты и займы. ЧП - это прибыль, остающаяся у ф-мы после уплаты налогов. Часть ЧП идёт на выплату дивидендов акционерам, а часть остаётся на п/п и может быть реинвестирована в произ-во. Отчет о нераспредел. прибыли связывает отчет о прибылях и убытках с балансовым отчетом. Нераспределённая прибыль м. б. использована для увеличения собств. капитала. В отчете обязательно д.б. учтена нераспредел. прибыль прошлого отчетного периода  Примечания к фин. отчётам. Фин. отчёты формализованы и кратки. Поэтому часто они имеют примечания, где содержится доп. инф-я. Особенно важно обратить внимание на пояснения, относящиеся к отдельным числовым значениям баланс. отчёта.

Управление оборотным  капиталом ОК представляет собой средства, вложенные в оборотные производственные фонды и фонды обращения, которые совершают непрерывный кругооборот в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Период, в течение которого совершается оборот денежных средств, представляет собой длительность производственно-коммерческого цикла. Структура ОС определяется соотношением отдельных элементов и отражает специфику операционного цикла, а также показывает, какая часть оборотных активов финансируется за счет собственных средств и долгосрочных кредитов, а какая - за счет краткосрочных источников. СОС определяются разницей между оборотными активами и краткосрочными пассивами, т. е. это свободные денежные средства, постоянно находящиеся в обороте корпорации. (СОС) часто называют чистым оборотным капиталом (ЧОК) или чистым рабочим капиталом, а также финансово-эксплуатационными потребностями (ФЭП). Их минимальная величина должна составлять не менее 10% общего объема оборотных активов, чтобы предприятие не утратило платежеспособность. Величину чистого оборотного капитала определяют по бухгалтерскому балансу двумя способами - "верхним" и "нижним": ЧОК = СК+ДО-ВОА или ЧОК=ОА-КО, где СК - собственный капитал (итог III раздела пассива баланса); ДО - долгосрочные обязательства (итог IV раздела пассива баланса); ВОА - внеоборотные активы (итог I раздела актива баланса); ОА - оборотные активы (текущие активы, итог II раздела актива баланса); КО - краткосрочные обязательства (текущие обязательства, итог V раздела пассива баланса). Потребность предприятия в чистом оборотном капитале является объектом планирования и отражается в его финансовом плане.

Модели управления оборотным капиталом. УОС сводится к решению 2-х проблем: определение оптимального размера и структуры оборотных средств, нахождение источников формирования и покрытия и соотношение между ними (структура), достаточного для обеспечения долгосрочной производственной программы и эффективной деятельности предприятия. Данная установка имеет стратегический характер. В повседневной деятельности решается задача обеспечения ликвидности предприятия, то есть способности  вовремя выполнить свои платежные обязательства, своевременно гасить краткосрочную кредиторскую задолженность. Практика решения данных вопросов определяется стратегией предприятия в вопросах формирования и финансирования оборотных средств. Существуют 3 стратегии формирования оборотных средств: Осторожная. Она предполагает высокий уровень денежных средств на предприятии, ТМЗ (с учетом высоких резервов на случай сбоев в обеспечении предприятия), сырья, материалов и т.д. При этом объем реализации стимулируется политикой активного предоставления кредитов покупателям, что приводит к высокому уровню дебиторской задолженности. Такой подход гарантирует минимизацию рисков относительно обеспечения предприятия оборотными средствами, но обязательно скажется на эффективности их использования, так как эта стратегия создает бездействующие активы, увеличивает издержки, следовательно, снижает оборачиваемость и прибыль предприятия. Ограничительная. Она предполагает, что денежная наличность, ценные бумаги, ТМЦ и дебиторская задолженность сведены до минимума. При отсутствии сбоев в производстве и в условиях, когда объем реализации, все затраты, период реализации заказа, сроки платежей точно известны - любое предприятие предпочло бы такой порядок формирования оборотных средств, так как он обеспечивает наиболее эффективный уровень использования оборотных средств. Однако ситуация резко меняется в условиях неопределенности, так как любой сбой в осуществлении деятельности предприятия приведет к существенным потерям. Умеренная. Она оптимальна с точки зрения соотношения дохода и риска. Характеризуется тем, что обеспечивает наиболее полное удовлетворение текущих потребностей во всех видах оборотных активов и создание нормальных страховых запасов на случай только наиболее типичных сбоев в ходе деятельности предприятия. В этом смысле она противоположна осторожной стратегии. Умеренная стратегия обеспечивает среднее для реальных хозяйственных условий соотношение между уровнем риска и уровнем эффективного использования оборотных средств. Формирование оборотных средств происходит в рамках дилеммы <риск - доходность>. Каждой стратегии соответствуют способы формирования/финансирования оборотных средств. Решение этого вопроса определяется выбором стратегии финансирования оборотных средств, то есть определения принципов финансирования постоянной и переменной части оборотных средств.

Антикризисное управление. Кризис – это событие, способное угрожать жизн-сти орг-ции, хар-ся неопр-ыми причинами и трудно предсказуемыми последствиями, требующее немедленных решений.АКУ – заключается в минимизации потенциального риска нормальной работе ор-ии. Таким образом, АКУ направлено на предотвращение кризиса путем проведения орга-ных изменений, обеспечивающих единство действий основных стейкхолдеров (группы лиц, заинтересованные в достижении целей орг-ции). , членов организации и ее руководства для предотвращения кризиса, а в случае его наступления – выхода из кризиса с минимальным ущербом для орг-ации. Системный подход схематично можно представить так:

Преимущества подхода: возможность рационального объяснения  как успеха так и неудачи кризисного управления, позволяет анализировать отдельные компоненты системы АКУ, оценивая вклад каждого из них, позволяет обнаруживать слабые места конкретной программы, производить коррекцию, не отказываясь от программы в целом. АКУ считается эффективным, если удалось избежать кризиса, а ключевые стейкхолдеры уверены, что угроза кризиса не отразиться на доходах организации или  не произойдут существенные отклонения от запланированных показателей работы. Структура организации должна быть достаточно гибкой, чтобы своевременно реагировать на внешние сигналы приближающихся изменений. Организационно-культурный фактор АКУ может анализироваться в следующих аспектах: 1)Командная или индивидуальная ответственность – организации акцент, в которых сделан на групповую ответственность более успешны, чем ориентированные на индивидуальную. 2)Информированность стейкхолдеров – закрытие информации от основных внешних стейкхолдеров создает угрозу дестабилизирующего давления с их стороны. 3)Раскрытие каналов распространения информации -  эффективность выше, если информация проходит быстро, оперативно и целенаправленно. 3)Тесное взаимодействие со СМИ на всех этапах кризиса  - позитивная версия кризиса способствует успеху АКУ, если организация не представит своей версии кризиса за нее это сделают СМИ но их оценка будет более жесткой и вряд ли благоприятной. Руководство предприятия уже в самом начале развития кризиса должно определиться со своим подходом к нему. Различают два основных типа восприятия кризиса: 1) Отношение к кризису, ориентированное на сохранение докризисного состояния. Восприятие кризиса негативное. Все мероприятия будут направлены на восстановление докризисного состояния. 2)Отношение к кризису, ориентированное на обновление. Восприятие позитивное. Кризис воспринимается как необходимость обновления, освобождения от неправильных целей, правил, рутины. Упор делается не на борьбу, а на изменение структуры, технологии, культуры организации в соответствие с новыми требованиями.

Производственный  и финансовый леверидж. В терминах финансов взаимосвязь между прибылью и стоимостной оценкой затрат активов или фондов, понесенных для получения данной прибыли, характеризуется с помощью показателя «леверидж», это некоторый фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению ряда результативных показателей. В ФМ различают следующие виды левериджа: финансовый, производственный (операционный), производственно-финансовый. ФЛ характеризует взаимосвязь между изменением чистой прибыли и изменением прибыли до выплаты % и налогов. Сложившийся в компании уровень

ФЛ — это характеристика потенциальной возможности влиять на чистую прибыль коммерческой организации путем изменения объема и структуры долгосрочных пассивов. ПЛ характеризует взаимосвязь структуры себестоимости, объема выпуска и продаж и прибыли. ПЛ показывает изменение прибыли в зависимости от изменения объемов продаж. П_ФЛ оценивает совокупное влияние П и Ф Л. 1.Оценка ПЛ. ПЛ является весьма важной характеристикой деятельности компании; в частности, его высокий уровень говорит о том, что даже незначительное изменение в объемах производства может привести к существенной финансовой нестабильности. Иными словами, относительно больший уровень ПЛ влечет за собой и большую колеблемость прибыли. Известны три основные меры ПЛ: доля постоянных производственных расходов в общей сумме расходов, или, что равносильно, соотношение постоянных и переменных расходов (DOLd); отношение чистой прибыли к постоянным производственным расходам (DOLр); отношение темпа изменения прибыли до вычета процентов и налогов к темпу изменения объема реализации в натуральных единицах (D0Lr). Как следует из определения, показатель может быть рассчитан по формуле

DOLr = TGI

                                                      TQ                   где TGI -темп изменения прибыли до вычета процентов и налогов (в процентах); TQ -темп изменения объема реализации в натуральных единицах (в процентах).

Экономический смысл показателя DOLr —показывает степень чувствительности прибыли до вычета процентов и налогов коммерческой организации к изменению объема производства в натуральных единицах. А именно, для коммерческой организации с высоким уровнем ПЛ незначительное изменение объема производства может привести к существенному изменению прибыли до вычета процентов и налогов.  В заключение можно отметим, что уровень ПЛ —достаточно инерционный показатель, его резкие изменения практически крайне редки, поскольку часто связаны с радикальными изменениями в структуре материально-технической базы предприятия, ориентированной на специфику производственной деятельности. 2.Оценка ФЛ. По аналогии с ПЛ уровень ФЛ {ОРЬ} может измеряться несколькими показателями; наибольшую известность получили два из них: соотношение заемного и собственного капитала (DFLp) отношение темпа изменения чистой прибыли к темпу изменения прибыли до вычета процентов и налогов (DFLr). Относительно изменения этих показателей для конкретной компании можно сделать вывод: при прочих равных условиях их рост в динамике неблагоприятен (в смысле увеличения финансового левериджа, т.е. повышения финансового риска). Как следует из определения, значение DFLr может быть рассчитано по формуле   DFLr = TNI

 TGI          TNI— темп изменения чистой прибыли (в процентах); где    TGI—  изменения прибыли до вычета процентов и налогов (в процентах). Коэффициент DFLr имеет весьма наглядную интерпретацию — он показывает, во сколько раз прибыль до вычета процентов и налогов превосходит налогооблагаемую прибыль. Нижней границей коэффициента является единица. Чем больше относительный объем привлеченных предприятием заемных средств, тем больше выплачиваемая по ним сумма процентов, выше уровень ФЛ, более вариабельна чистая прибыль. Таким образом, повышение доли заемных финансовых ресурсов в общей сумме долгосрочных источников средств, что по определению равносильно возрастанию уровня ФЛ, при прочих равных условиях приводит к большей финансовой нестабильности, выражающейся в определенной непредсказуемости величины чистой прибыли. Поскольку выплата процентов в отличие, например, от выплаты дивидендов является обязательной, то при относительно высоком уровне ФЛ даже незначительное снижение маржинальной прибыли может иметь весьма неприятные последствия по сравнению с ситуацией, когда уровень финансового левериджа невысок.

Финансовое планирование и прогнозирование.

Финансовое планирование — один из важнейших элементов системы управления финансами, имеет краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный характер. Рыночная экономика по сравнению с плановой более гибка, маневренна, и в этом ей помогает ориентирование на прогнозы и программы. Отсюда возникает - проблема   взаимосвязей   прогнозирования   и планирования финансовых   ресурсов и   их   использование   в   процессе   управления финансами.

Фин прогноз связан с фин диагностикой и с различными рекомендациями по улучшению фин состояния п/п, оно позволяет оценить перспективы п/п, его будущее финансое состояние с учетом следующих факторов: 1 сложившейся на данный момент фин положения п/п; 2 изменяющихся внутренних факторов; 3 Решений, принимающих в обл фин мен; 4 Изменяющихся внешних факторов.

При фин прогнозиронии  определ некоторые величины и  показатели на перспективу. Прогно-е  тесно связано с фин планированием. Фин прогнозы различаются по по объему прогнозир-х показателей. Наиболее простой вид прогноза – это  прогноз прибыли при различных вариантах изменения объема продаж, цен, затрат и др. Более сложный вид прогноза это комплексный прогнозфин состояния п/п. для этого разраб-ся фин док-ы: прогнозный баланс, прогноз прибылей и убытков. 3 варианта рогноза: 1 пессимистический; 2 оптиместический;3 наиболее вероятный

И прогнозные и плановые расчеты финансовых показателей  базируются на_ использовании различных  методов; к числу наиболее важных из них относятся: метод экстраполяции, нормативный, математического моделирования, балансовый метод, метод экспертной оценки.

Информация о работе Содержание ФМ и его место в системе управления организацией