Система показателей финансового состояния предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – дать оценку показателям, характеризующим финансовое состояние предприятия ОАО "АК 1370", выявить и устранить недостатки и проблемы в финансовой деятельности, а также принять перспективные решения проблем финансового состояния предприятия.
В соответствии с поставленной целью, можно сформулировать следующие задачи: - определить роль финансовых показателей в оценке финансового состояния предприятия; - дать характеристику финансовым показателям предприятия; - дать организационно-экономическую характеристику предприятия ОАО «АК 1370»; - проанализировать и дать оценку ликвидности, платежеспособности, доходности, деловой активности и финансовой устойчивости ОАО «АК 1370»; - разработать мероприятия по улучшению финансовых показателей исследуемого предприятия.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы и классификации финансовых показателей предприятия 5
1.1 Роль финансовых показателей в оценке финансового состояния предприятия 5
1.2 Классификация показателей финансового состояния предприятия 8
1.3 Методы оценки показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия 15
2 Анализ показателей финансового состояния предприятия 20
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «АК 1370» 20
2.2 Анализ и оценка показателей ликвидности и платежеспособности ОАО «АК 1370» 24
2.3. Оценка показателей доходности и финансовой устойчивости ОАО «АК 1370» 29
1.4. Анализ показателей деловой активности 35
3 Разработка мероприятий по улучшению финансовых показателей ОАО «АК 1370» 39
3.1 Основные рекомендации по повышению финансовых показателей ОАО «АК 1370» 39
3.2 Пути повышения экономической эффективности предприятия 45
Заключение 49
Список использованных источников: 52
Приложения 55

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 291.54 Кб (Скачать)

В европейских странах  и в США применяется практика сравнения коэффициентов со среднеотраслевыми  их значениями. Наличие отклонений значений коэффициентов от срёднеотраслевых является предпосылкой для более  детального анализа финансового  состояния фирмы5.

В экономической литературе встречается многообразие терминов для определения по сути одного и  того же финансового показателя. В  этой связи целесообразно привести наиболее часто встречающиеся их синонимы.

Наиболее распространенными  для анализа являются следующие  группы финансовых показателей:

Показатели ликвидности  и платежеспособности предприятия

В эту группу входят абсолютные и относительные показатели, характеризующие  платежеспособность и ликвидность  предприятия. Достаточно высокий уровень  платежеспособности предприятия является обязательным условием возможности  привлечения дополнительных заемных  средств и получения кредитов. Кроме того, в эту группу входят показатели, позволяющие судить о  возможности предприятия функционировать  в дальнейшем. Например, показатель чистого оборотного капитала позволяет судить, насколько предприятие способно погасить свои краткосрочные обязательства и продолжить операционную деятельность.

Одним из показателей, характеризующих финансовое положение предприятия, является его  платежеспособность, т.е. возможность  своевременно погашать свои платежные  обязательства наличными денежными  ресурсами.

Оценка  платежеспособности по балансу осуществляется на основе характеристики ликвидности  оборотных активов, которая определяется временем, необходимым для превращения  их в денежные средства. Чем меньше требуется времени для инкассации данного актива, тем выше его ликвидность. Ликвидность баланса — возможность  субъекта хозяйствования обратить активы в наличность и погасить свои платежные  обязательства, а точнее — это  степень покрытия долговых обязательств предприятия его активами, срок превращения  которых в денежную наличность соответствует  сроку погашения платежных обязательств. Она зависит от степени соответствия величины имеющихся платежных средств  величине краткосрочных долговых обязательств6.

Ликвидность предприятия — это более общее  понятие, чем ликвидность баланса. Ликвидность баланса предполагает изыскание платежных средств  только за счет внутренних источников (реализации активов). Но предприятие  может привлечь заемные средства со стороны, если у него имеется соответствующий  имидж в деловом мире и достаточно высокий уровень инвестиционной привлекательности7.

Понятия платежеспособности и ликвидности  очень близки, но второе более емкое. От степени ликвидности баланса  и предприятия зависит платежеспособность. В то же время ликвидность характеризует  как текущее состояние расчетов, так и перспективу. Предприятие может быть платежеспособным на отчетную дату, но при этом иметь неблагоприятные возможности в будущем, и наоборот (рисунок А.1).

Анализ  ликвидности баланса заключается  в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей  ликвидности, с краткосрочными обязательствами  по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения8.

Первая  группа (А1) включает в себя абсолютно ликвидные активы, такие, как денежная наличность и краткосрочные финансовые вложения.

Вторая  группа (А2) — это быстро реализуемые активы: готовая продукция, товары отгруженные и дебиторская задолженность. Ликвидность этой группы оборотных активов зависит от своевременности отгрузки продукции, оформления банковских документов, скорости платежного документооборота в банках, спроса на продукцию, ее конкурентоспособности, платежеспособности покупателей, форм расчетов и др.

Третья  группа (А3) — это медленно реализуемые активы (производственные запасы, незавершенное производство, расходы будущих периодов). Значительно больший срок понадобится для превращения их в готовую продукцию, а затем в денежную наличность.

Четвертая группа (А4) — это трудно реализуемые активы: основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, незавершенное строительство.

Соответственно, на четыре группы разбиваются и обязательства  предприятия:

П1 —  наиболее срочные обязательства, которые  должны быть погашены в течение месяца (кредиторская задолженность и кредиты  банка, сроки возврата которых наступили, просроченные платежи);

П2 —  среднесрочные обязательства со сроком погашения до одного года (краткосрочные  кредиты банка);

П3 —  долгосрочные кредиты банка и  займы;

П4 —  собственный (акционерный) капитал, находящийся  постоянно в распоряжении предприятия.

Баланс  считается абсолютно ликвидным, если:

А1 > П1; А2 > П2; А3 > П3; А4 < П4.

Изучение  соотношений этих групп активов  и пассивов за несколько периодов позволит установить тенденции изменения  в структуре баланса и его  ликвидности.

Наряду  с абсолютными показателями для  оценки ликвидности и платежеспособности предприятия рассчитывают относительные  показатели9 (таблица Б.1).

Показатели финансовой устойчивости предприятия

Во второй группе объединяют показатели финансовой устойчивости. В экономической литературе эту  группу называют также показателями структуры капитала и платежеспособности либо коэффициентами управления источниками  средств.

Показатели структуры  капитала (финансовой устойчивости) отражают соотношение собственных и заемных  средств в источниках финансирования компании, т.е. характеризуют степень  финансовой независимости компании от кредиторов. Это является важной характеристикой устойчивости предприятия10.

Показатели  финансовой устойчивости также можно  подразделить на абсолютные и относительные.

Абсолютными показателями финансовой устойчивости являются показатели, характеризующие  состояние запасов и обеспеченность их источниками формирования11 (таблица Б.2).

Соответственно можно выделить и три показателя обеспеченности запасов источниками их формирования (таблица Б.2).

С помощью  этих показателей определяется трехкомпонентный показатель типа финансовой устойчивости предприятия (таблица Б.3)12.

Для оценки структуры капитала используются относительные показатели финансовой устойчивости (таблица Б.9).

Показатели  доходности

Устойчивое  функционирование предприятия зависит  от его способности приносить  достаточный объем дохода (прибыли). Эта способность оказывает влияние  на платежеспособность предприятия13.

В целом  результативность деятельности любого предприятия можно оценивать  с помощью абсолютных и относительных  показателей. Так, с помощью показателей  первой группы можно проанализировать динамику различных показателей  прибыли (балансовой, реализации продукции, работ, услуг, оставшейся в распоряжения предприятия) за ряд лет. Такие расчёты  будут иметь скорее арифметический, чем экономический смысл (если при  этом не используются соответствующие  способы пересчёта в сопоставимые цены).

Относительные показатели практически не подвержены влиянию инфляции, поскольку представляют собой различные соотношения  прибыли и вложенного капитала (собственного, инвестированного, заёмного и т.д.). экономический смысл значений указанных  показателей (их принято называть показателями рентабельности) состоит в том, что  они характеризуют прибыль, получаемую с каждого рубля средств (собственных или заёмных), вложенных в предприятие14.

Относительные показатели доходности представлены в таблице Б. 5.

Показатели деловой  активности

 Четвертую группу представляют показатели деловой активности. Их также называют коэффициентами управления активами.

Деловая активность коммерческой организации измеряется с помощью системы абсолютных и относительных показателей. Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства15.

В число абсолютных показателей  входят: объем продажи готовой  продукции, величина используемых активов  и капитала, в том числе собственный  капитал, прибыль.

Относительные показатели деловой активности характеризуют  эффективность использования ресурсов организации, это финансовые коэффициенты, показатели оборачиваемости.

Средняя величина показателей определяется как средняя  хронологическая за определенный период.

Все коэффициенты выражаются в разах, а продолжительность  оборота – в днях.

Наиболее распространенные показатели оборачиваемости (деловой активности) отражены в таблице Б. 6.

 

 

 

 

 1.3 Методы оценки показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия

Основной целью  оценки финансовых показателей является получение определенного числа приоритетных (наиболее представительных) показателей, дающих объективную картину финансового состояния предприятия:

  • изменения в структуре активов и пассивов;
  • динамика расчетов с дебиторами и кредиторами;
  • величина прибыли и убытков, уровень рентабельности активов, собственного капитала и продаж;
  • изменения в оборачиваемости активов и собственного капитала;
  • наличие чистого оборотного капитала на начало и конец исследуемого периода и т. д.

При этом ведущих менеджеров и аналитиков может интересовать как текущее  финансовое положение предприятия, так и его прогноз на ближайшую  перспективу. Исходной базой для финансового анализа служат данные бухгалтерского учета и отчетности, изучение которых помогает воспроизвести все ключевые аспекты производственной и коммерческой деятельности и совершенных операций в обобщенной форме, т. е. с необходимой для аналитика степенью агрегирования.

В соответствии с различными экономическими признаками, вся отчетная информация группируется в отдельные укрупненные статьи, которые в международной практике называются элементами финансовой отчетности. Основными элементами финансовой отчетности являются активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы, прибыль и убытки. Три первых элемента характеризуют средства предприятия и источники этих средств на определенную дату; остальные элементы отражают операции и события хозяйственной жизни, которые повлияли на финансовое положение предприятия в течение отчетного периода и обусловили изменения в первых трех элементах. Все элементы финансовой отчетности отражаются в формах отчетности, среди которых во всех странах, в том числе и в России, основными являются Баланс и Отчет о прибылях и убытках. Практикой выработаны основные методы финансового анализа.

Под методом финансового  анализа понимается способ подхода  к изучению хозяйственных процессов  в их становлении и развитии. К  характерным особенностям метода относятся: использование системы показателей, выявление и изменение взаимосвязи  между ними. В процессе финансового  анализа применяется ряд специальных  способов и приемов.

Анализ  бухгалтерской отчетности предполагает использование конкретных приемов или методов, одним из которых является «чтение» баланса, или изучение абсолютных величин16. «Чтение», или знакомство с содержанием, баланса позволяет установить основные источники средств (собственные и заемные); основные направления вложения средств; соотношение средств и источников и другие характеристики, позволяющие оценить имущественное положение предприятия и его обеспеченность. Но информация, представленная в абсолютных величинах, не всегда позволяет точно определить динамику показателей и недостаточна для обоснования решений. Поэтому наряду с абсолютными величинами при анализе бухгалтерской отчетности используются различные приемы анализа, предполагающие расчет и оценку относительных показателей. К ним относятся горизонтальный, вертикальный, трендовый, факторный анализ и расчет коэффициентов17.

Горизонтальный  анализ предполагает изучение абсолютных показателей статей отчетности организации за определенный период, расчет темпов их изменения и оценку.

В условиях инфляции ценность горизонтального  анализа несколько снижается, так  как производимые с его помощью  расчеты не отражают объективного изменения  показателей, связанных с инфляционными процессами.

Горизонтальный  анализ дополняется вертикальным анализом изучения финансовых показателей.

Под вертикальным анализом понимается представление данных отчетности в виде относительных показателей через удельный вес каждой статьи в общем итоге отчетности и оценка их изменения в динамике. Относительные показатели сглаживают влияние инфляции, что позволяет достаточно объективно оценить происходящие изменения.

Данные  вертикального анализа позволяют  оценить структурные изменения  в составе активов, пассивов, других показателей отчетности, динамику удельного веса основных элементов доходов организации, коэффициентов рентабельности продукции и т.п.

Трендовый анализ (анализ тенденций развития) является разновидностью горизонтального анализа, ориентированного на перспективу. Трендовый анализ предполагает изучение показателей за максимально возможный период времени, при этом каждая позиция отчетности сравнивается со значениями анализируемых показателей за ряд предшествующих периодов и определяется тренд, т.е. основная повторяющаяся тенденция развития показателя, очищенная от влияния случайных факторов и индивидуальных особенностей периодов.

Информация о работе Система показателей финансового состояния предприятия