Пути повышния прибыли и рентабельности в условиях рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследование теоретических и практических факторов, оказывающих влияние на прибыль и рентабельность организации, и выявления путей повышения этих показателей на ЧУП «Новожилов».
Объектом курсовой работы является частное торгово-производственное унитарное предприятие «Новожилов» (далее - ЧУП «Новожилов»).
Предметом исследования является совокупность теоретических, методологических и практических проблем, связанных с расчетом показателей прибыли и рентабельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………..................4
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ…………………………………………..... 7
1.1. Прибыль, как основной результативный показатель
деятельности предприятия………..........................................................................7

1.2. Рентабельность, как основной показатель экономической эффективности и методики её определения……………………………..…….………….…......18

1.3 Нормативно-правовые акты и методические аспекты по

теме исследования……………………………………………………………….25

ГЛАВА 2 Анализ прибыли и рентабельности организации...29

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия.................29

2.2 Анализ состава, структуры и динамики прибыли …………..….…………35

2.3 Оценка рентабельности деятельности предприятия……….……….….....43

3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ И УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...............64

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….……...….67

Работа содержит 1 файл

Диплом Прибыль и рентабельность.doc

— 711.00 Кб (Скачать)

     Неотъемлемым  признаком  рыночной  экономики  является  появление

консолидированной  прибыли.  Консолидированная  прибыль   -   это   прибыль, сводная  по  бухгалтерской   отчетности   о    деятельности   и   финансовых результатах   материнских   и   дочерних   предприятий.    Консолидированная бухгалтерская отчетность представляет собой объединение  отчетности  двух  и более хозяйствующих субъектов,  находящихся  в  определенных  юридических  и финансово-хозяйственных   взаимоотношениях.    Необходимость    консолидации определяется  экономической  целесообразностью.   Предпринимателям   выгодно вместо одной крупной фирмы создавать  несколько  более  мелких  предприятий, юридически самостоятельных, но экономически  взаимосвязанных,  т.к.  в  этом случае может быть получена экономия на налоговых  платежах.  Кроме  того,  в связи  с  дроблением   и   ограничением   юридической   ответственности   по обязательствам  снижается  степень  риска  в  ведении  бизнеса,  достигается большая мобильность в освоении новых форм вложения капитала и рынков сбыта.

      По  составу элементов, формирующих  прибыль, различают маржинальную прибыль, валовую (балансовую) прибыль, чистую прибыль предприятия.(схема 1 ).

                                                                                                                                                                                            Схема 1

                                              

                                                      

Схема – 1 Элементы прибыли

         Так, маржинальная прибыль характеризует сумму чистого дохода от операционной деятельности (валового дохода организации от этой деятельности, уменьшенного на сумму налоговых платежей за счет него) за вычетом суммы переменных затрат.

      Валовая прибыль характеризует сумму  чистого дохода от операционной деятельности за вычетом всех операционных расходов, как постоянных, так и переменных (балансовая прибыль соответственно представляет собой разницу между всей суммой чистого дохода предприятия и всей суммой его текущих затрат).

      Чистая  прибыль характеризует сумму  балансовой (или валовой) прибыли, уменьшенную на сумму налоговых платежей за счет нее.

      По  характеру налогообложения прибыли  выделяют налогооблагаемую и не облагаемую налогом ее части.

     Налогооблагаемая  прибыль определяется специальным  расчетом. Она равна доходам от реализации, увеличенным на сальдо внереализационных доходов и  расходов и уменьшенных на сумму:

     - затрат по производству и реализации, учитываемых при налогообложении;

     - налогов, уплачиваемых в бюджет  из прибыли в первоочередном  порядке (налог на недвижимость);

     -  льготируемой прибыли.

      Состав  прибыли, не подлежащей налогообложению, регулируется соответствующим законодательством.

      Такое деление прибыли играет важную роль в формировании налоговой политики предприятия, так как позволяет оценивать альтернативные хозяйственные операции с позиций конечного их эффекта.

      По  рассматриваемому периоду формирования выделяют прибыль предшествующего периода (т.е. периода, предшествующего отчетному), прибыль отчетного периода и прибыль планового периода (планируемую прибыль). Такое деление используется в целях анализа и планирования для выявления соответствующих трендов ее динамики, построения соответствующего базиса расчетов и т.п.

      Прибыль является конечным финансовым результатом  хозяйственной деятельности предприятия, который может быть представлен следующими видами прибыли:

    1. прибылью предприятия (общая),
    2. прибылью от производства и реализации,
    3. остаточной (чистой).

      В настоящее время основным показателем, используемым в планировании и анализе  деятельности организации, является общая прибыль, поэтому рассмотрим ее более подробно. Балансовая прибыль как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса. Использование термина «балансовая прибыль» связано с тем, что конечный финансовый результат работы предприятия отражается в его балансе, составляемом по итогам квартала, года.

      Общая прибыль включает в себя три укрупненных элемента:

  1. прибыль от реализации товаров (работ, услуг);
  2. прибыль от реализации имущества;
  3. прибыль от внереализационных операций.

     Прибыль (убыток) от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей, имущественных прав определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой, полученной от их реализации, и затратами по производству и реализации этих товаров (работ, услуг), иных ценностей (за исключением основных средств), имущественных прав, а также суммами налогов и сборов, уплачиваемых согласно установленному законодательными актами Республики Беларусь порядку из выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг).

     Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) определяется или по мере ее оплаты (поступления денежных средств на счета в учреждения банка либо в кассу организации), или по мере ее отгрузки (выполнения работ, оказания услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) устанавливается организацией на ряд лет исходя из условий хозяйствования и заключаемых договоров, принятой учетной политики [24, с. 136].

     Валовой доход брутто определяется как разница между выручкой от реализации и себестоимостью товарной продукции.

     Прибыль (убыток) от реализации основных средств  и нематериальных активов рассчитывается как разница между выручкой от их реализации в отпускных ценах и их остаточной стоимостью, а также расходами, связанными с их реализацией, и налогами, относимыми на реализацию.

     Прибыль (убыток) от реализации материальных ценностей  и  других активов исчисляется  как разница между выручкой от их реализации в отпускных ценах  и затратами на их приобретение, реализацию и налогами, относимыми на реализацию.

     Финансовые  результаты от внереализационных операций – это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности организации и не связанным с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнением работ, оказанием услуг. Финансовый результат определяется как доходы (убытки) за минусом расходов по внереализационным операциям. К внереализационным доходам и расходам относятся :

     - штрафы, пени, неустойки полученные  и уплаченные ( сальдо );

     - стоимость безвоздмездно полученных  активов;

     - средства целевого финансирования ;

     - принятое к учёту имущество,  оказавшееся в излишке ;

     - прибыль ( убытки ) прошлых лет,  выявленная в отчётном году ;

     - кредиторская и дебиторская задолженность,  по которым истёк срок исковой  давности ;

     - суммы недостач, потерь и порчи  активов ;

     - положительные и отрицательные  курсовые разницы, возникающие  при переоценке имущества и  обязательств ;

     - судебные расходы ;

     - не компенсированные виновниками  потери ;

     - НДС, начисленный от внереализационных  доходов ;

     - суммы дооценки ( уценки ) активов  ;

     - доходы, потери и расходы от  стихийных бедствий, аварий и  т.п. ;

     - расходы на благотворительную  деятельность.( ильин )

     Чистая  прибыль организации - это прибыль, которая остается в его распоряжении после уплаты государственных и местных налогов, уплачиваемых в бюджет из прибыли. Чистая прибыль направляется на производственное развитие, социальное развитие, материальное поощрение работников, создание  резервного фонда,  уплате  в  бюджет  экономических  санкций, связанных с нарушением предприятием действующего законодательства, на благотворительные   и  другие цели [24, с. 137].

     Прибыль в организации рассматривается  не только как основная цель, но и как главное условие его деловой активности. Оценивая уровень или изменение деловой активности, проводят различия между понятиями ожидаемой прибыли (которая может быть получена в будущем в результате хозяйствования) и фактически полученной.

     С учетом этого различают следующие  функции прибыли:

  1. инвестиционная - поскольку ожидаемая прибыль является основой принятия инвестиционных решений;
  2. результативная - фактически полученная прибыль оценивает эффективность деятельности организации;
  3. финансирующая - часть полученной или ожидаемой прибыли определяется в качестве источника самофинансирования организации;
  4. стимулирующая - часть ожидаемой или полученной прибыли может быть использована в качестве источника материального вознаграждения работников организации и выплат дивидендов владельцам капитала.

     На  величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так  и  не  зависящие  от  усилий  организации.    Практически   вне сферы воздействия  организации  находятся  конъюнктура  рынка,  уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические  ресурсы,  нормы амортизационных отчислений.  В  известной  степени  зависят  от  организации такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная  плата. К факторам, зависящим  от  организации, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров,  конкурентоспособность  продукции, организация  производства  и  труда,  его  производительность,  состояние  и эффективность производственного и финансового планирования [1, с. 27].

     По  каждому  из  этих  элементов  выделяются  группы  экстенсивных   и интенсивных факторов.

     К экстенсивным относятся факторы, которые  отражают  объем производственных ресурсов (например, изменение численности   работников, стоимости  основных  фондов),  их  использования   по   времени   (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и  др.), а также непроизводительное использование  ресурсов  (затраты  материалов  на брак, потери из-за отходов).

     К интенсивным относятся факторы, отражающие  эффективность использования  ресурсов  или  способствующих  этому (например,   повышение квалификации работников, производительности оборудования,    внедрение прогрессивных технологий).

     Перечисленные факторы влияют  на  прибыль  не  прямо,  а  через  объем реализуемой продукции и себестоимость,  поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость  объема  реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

     Итак, прибыль  выступает как:

     - главная цель предпринимательской деятельности и фактов повышения материальной заинтересованности работников;

     - мера эффективности торгово-хозяйственной деятельности;

     - источник финансовых ресурсов для развития предприятия и источник увеличения его рыночной стоимости;

     - источник формирования доходов части федеральных и местных бюджетов. 

        

Информация о работе Пути повышния прибыли и рентабельности в условиях рыночных отношений