Пути повышния прибыли и рентабельности в условиях рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследование теоретических и практических факторов, оказывающих влияние на прибыль и рентабельность организации, и выявления путей повышения этих показателей на ЧУП «Новожилов».
Объектом курсовой работы является частное торгово-производственное унитарное предприятие «Новожилов» (далее - ЧУП «Новожилов»).
Предметом исследования является совокупность теоретических, методологических и практических проблем, связанных с расчетом показателей прибыли и рентабельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………..................4
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ…………………………………………..... 7
1.1. Прибыль, как основной результативный показатель
деятельности предприятия………..........................................................................7

1.2. Рентабельность, как основной показатель экономической эффективности и методики её определения……………………………..…….………….…......18

1.3 Нормативно-правовые акты и методические аспекты по

теме исследования……………………………………………………………….25

ГЛАВА 2 Анализ прибыли и рентабельности организации...29

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия.................29

2.2 Анализ состава, структуры и динамики прибыли …………..….…………35

2.3 Оценка рентабельности деятельности предприятия……….……….….....43

3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ И УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...............64

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….……...….67

Работа содержит 1 файл

Диплом Прибыль и рентабельность.doc

— 711.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь 

Учреждение  образования 

«Гродненский  государственный  университет имени  янки Купалы 
 

Факультет экономики и управления 

Кафедра «Финансы и кредит» 
 
 

Курсовая  работа 

ПУТИ  ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ  И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ  В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 
 
 

Специальность «Финансы и кредит» 
 
 
 

Автор работы

Студентка 4 курса з/о, 7 группы               В.А.Бобрович 

Руководитель

Преподаватель        А.И. Чигрина 
 

Гродно 2010

 

     РЕФЕРАТ 

   Тема  курсовой работы

   «Пути  повышения прибыли и рентабельности в условиях рыночных отношений»

     Работа  содержит:  53 страницы, 21таблицу, 7 приложений, 13 использованных источников литературы.

     Ключевые  слова: прибыль, рентабельность, финансовые показатели, выручка, налоги, экономическая  эффективность, динамика показателей рентабельности, динамика прибыли, себестоимость, влияние факторов.

     Цель  курсовой работы – исследование теоретических и практических факторов, оказывающих влияние на прибыль и рентабельность организации, и выявления путей повышения этих показателей на ЧУП «Новожилов».

     Объектом  курсовой работы является частное торгово-производственное унитарное предприятие «Новожилов» (далее - ЧУП «Новожилов»).

     Предметом исследования является совокупность теоретических, методологических и практических проблем, связанных с расчетом показателей прибыли и рентабельности. 

     При выполнении курсовой работы использовались аналитические, обобщающие и графические  методы исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Содержание 

Введение……………………………………………………………..................4

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ  КАК ЭКОНОМИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ…………………………………………..... 7

1.1. Прибыль,  как основной результативный  показатель 

деятельности  предприятия………..........................................................................7

1.2.  Рентабельность, как основной показатель  экономической эффективности и  методики  её определения……………………………..…….………….…......18

1.3 Нормативно-правовые акты и методические аспекты по

теме  исследования……………………………………………………………….25 

ГЛАВА 2 Анализ прибыли и рентабельности организации...29

2.1 Организационно-экономическая  характеристика предприятия.................29

2.2 Анализ  состава, структуры и динамики прибыли …………..….…………35

2.3  Оценка  рентабельности деятельности предприятия……….……….….....43

3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ И УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...............64                                                                             

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….……...….67

ПриложениЯ………………………………………………………………...70

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ  КАК ЭКОНОМИЧЕСКИХ  КАТЕГОРИЙ 

1.1 Прибыль, как основной результативный показатель деятельности предприятия

 
 

     Прибыль предприятия - основная цель предпринимательской деятельности и основной побудительный мотив осуществления любого вида деятельности. Причем высокий уровень прибыли важен не только для собственников организации, но и для менеджеров-руководителей, и для всего остального персонала организации. Это связано с тем, что для менеджеров прибыль служит основным показателем эффективности их деятельности, а для прочего персонала прибыль — высокий побудительный мотив их деятельности, так как она обеспечивает дополнительное материальное вознаграждение их труда.

     Роль  прибыли заключается и в том, что она рассматривается как критерий эффективности конкретной производственно-хозяйственной деятельности организации. Среднеотраслевой уровень прибыли организации характеризует рыночные факторы, определяющие эффективность производственной деятельности, и является основным регулятором «перетекания капитала» в отрасли с более эффективным его использованием. [6, с. 262]

     Кроме того, прибыль выступает основным внутренним источником формирования собственных финансовых ресурсов организации, которые обеспечивают его развитие. Чем выше уровень прибыли организации в процессе его деятельности, тем меньше его потребность в привлечении внешних финансовых средств, что способствует финансовой устойчивости организации. При этом прибыль — постоянно воспроизводимый источник финансовых средств и ее воспроизводство при успешной деятельности осуществляется на расширенной основе.

     Прибыль является главным источником возрастания рыночной стоимости организации. Самовозрастание стоимости капитала обеспечивается путем капитализации части полученной предприятием прибыли, т.е. ее направления на прирост его активов. Чем выше сумма и уровень капитализации полученной предприятием прибыли, тем в большей степени возрастает стоимость его чистых активов (активов, сформированных за счет собственного капитала), а, следовательно, и рыночная стоимость предприятия в целом, определяемая при его продаже.

     Социальная  роль прибыли проявляется в том, что средства, перечисляемые в бюджеты разных уровней в процессе ее налогообложения, направляются на реализацию различных общегосударственных социальных программ, и в первую очередь эти средства направляются на поддержку социально незащищенных слоев населения. Кроме этого, социальная роль прибыли предприятия проявляется в том, что она служит источником внешней благотворительной деятельности предприятия, которая осуществляется путем финансирования отдельных неприбыльных организаций, учреждений социальной сферы и т.п.

     Прибыль, представляет собой часть вновь созданной стоимости, и выступает одной из форм чистого дохода общества, образующегося в сфере материального производства. Организация получает прибыль после того, как воплощенная в созданном продукте стоимость, осуществив стадию обращения, принимает денежную форму. Она является частью выручки от реализации продукции (работ, услуг), которая остается после вычета налогов, уплачиваемых из выручки, и затрат на производство. В отличие от прибыли, доход организации представляет собой реализованную вновь созданную стоимость (часть выручки, которая остается после вычета из нее материальных затрат на производство продукции).

     Сущность  прибыли может рассматриваться с различных позиций. Наиболее распространенным является рассмотрение прибыли с функциональной точки зрения и с позиции происхождения.

     Основоположником  функционального подхода является американский экономист П. Самуэльсон. Он определял прибыль как безусловный доход от факторов производства; как вознаграждение за предпринимательскую деятельность, технические нововведения и усовершенствования, за умение рисковать в условиях неопределенности; как монополистический доход в определенных рыночных ситуациях; как этическую категорию.

     Сторонники  немецкой экономической школы (Ф.Хайек, Д.Сахал) рассматривают прибыль с  позиции ее происхождения, а именно как «награду», заработанную благодаря предпринимательской инициативе; прибыль «неожиданную», полученную при благоприятной рыночной ситуации и обстоятельствах, признанную органом государственной власти или соответствующим законодательством (легализованную).

     Такими  как Шеремет А.Д., Валевич Р.П., прибыль также трактуется по-разному:

     Прибыль — это денежное выражение стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, а также части прибавочного продукта, созданного в отраслях материального производства, передаваемого в торговлю через систему скидок и надбавок в качестве платы за реализацию товаров (продукции, услуг) и закрепляемого за торговым организацией [22, с. 239].

     Прибыль - это сумма,  на которую доход превышает затраты. Чаще всего прибыль определяют как разность между полной выручкой и полными издержками, т.е. как чистую выручку [4, c. 38].

     В свою очередь, в главе 14 в Особенной части Налогового кодекса прибыль определяется следующим образом:

     Прибыль (убыток) представляет собой сумму  финансовых результатов от реализации продукции (товаров, работ, услуг), основных средств, материальных ценностей, нематериальных и прочих активов и прибыли (убытков), полученных от внереализационных операций. При этом прибыль /убыток) от реализации продукции, товаров, работ, услуг определяется как разница между выручкой от их реализации в отпускных ценах (валовым доходом) и издержками производства (обращения) реализованной продукции, товаров, работ, услуг и суммами налогов, сборов и отчислений, уплачиваемых в соответствии с установленным порядком из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг [13]. Данное определение дает нам краткое, но четкое на сегодняшний день  представление об этом важнейшем понятии.

      Прибыль предприятия характеризуется не только своей многоаспектной ролью, но и многообразием обличий, в  которых она выступает. Под общим понятием “прибыль” понимаются самые различные ее виды, характеризуемые в настоящее время несколькими десятками терминов, т.к. существует множество различных теорий и подходов к определению прибыли и ее видов.

      В экономической теории существует деление прибыли на экономическую, бухгалтерскую, номинальную, минимальную, нормальную, максимальную.

     Экономическая прибыль представляет собой разность между выручкой (валовой доход) и  экономическими издержками (сумма явных  и неявных издержек).

     Бухгалтерская прибыль - разность между полученной выручкой и бухгалтерскими издержками (явными). Ее величина тождественна балансовой прибыли.

     Источниками экономической прибыли является реализация продукции, прочая реализация, внереализационные операции, инновационная деятельность, монопольная ситуация, не страхуемые риски (изменение рыночной конъюнктуры, налогового законодательства, риск, связанный с освоением новых товарных территориальных рынков, риск, обусловленный наличием инфляционных процессов в национальной экономике).

     Источниками бухгалтерской прибыли являются реализация продукции, прочая реализация, внереализационные операции.

     Номинальная прибыль характеризует фактический  размер полученной прибыли.

     Минимальная, нормальная, максимальная прибыли связаны с разными уровнями объема производства и указывают, в какой области находится организация (безубыточности, прибыльности, убыточности). Минимальной считается прибыль, которая обеспечивает организации минимальный уровень доходности на вложенный капитал. Величина минимального уровня доходности принимается равной среднему проценту ставки банка по депозитам, сложившейся за исследуемый период.

     Нормальная  прибыль - минимальный доход или  плата, необходимая для удержания организации в определенной отрасли.

     Максимальная прибыль определяет целевую установку при планировании деятельности организации. Ее достижение означает снижение издержек производства и обращения до минимума [23, c. 118].

     Объем производства, обеспечивающий максимум прибыли, устанавливается в точке, в которой достигается равенство предельного дохода и предельных издержек.

Информация о работе Пути повышния прибыли и рентабельности в условиях рыночных отношений