Пути повышения рентабельности на предприятии на примере ООО «Стройизол»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 07:08, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование теоретических и методических основ рентабельности на предприятии, оценка ее на примере ООО «Стройизол» и предложение путей ее повышения.
Для реализации поставленной цели в работе определены следующие задачи:
- изучить теоретические и методические основы оценки рентабельности предприятия;
- провести анализ рентабельности предприятия на примере ООО «Стройизол»;
- разработать пути повышения рентабельности на предприятии в условиях экономического кризиса на примере ООО «Стройизол».

Работа содержит 1 файл

Диплом_Повышение__рентабельности_Стройизол3.doc

— 766.50 Кб (Скачать)

1.2. Факторы, влияющие на   рентабельность предприятия

Итак, в производственном цикле на уровень рентабельности влияет ряд факторов. Которые можно разделить на внешние – связаны с воздействием на деятельность предприятия рынка, государства, географического положения и внутренние: производственные и внепроизводственные. Выявление в процессе анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на рентабельность, дает возможность «очистить» показатели эффективности от внешнего воздействия.

Рассмотрим сначала факторы, непосредственно связанные с деятельностью предприятия, которые оно может изменять и регулировать в зависимости от поставленных перед предприятием целей и задач, т.е. внутренние факторы. Которые можно разделить на производственные, непосредственно связанные с основной деятельностью предприятия, и внепроизводственные факторы, которые непосредственно не связаны с производством продукции и с основной деятельностью предприятия, рисунок 2  [6, С.12].

 

 

 

себестоимость

 

Рис.1 Структурно-логическая модель рентабельности единицы продукции

Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и в свою очередь могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные.   

Производственные факторы, из курса экономической теории известно, что процесс производства состоит из трех элементов: средства труда, предметы труда и трудовые ресурсы. В связи с этим, выделяют такие производственные факторы, как наличие и использование средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов. Названные факторы являются основными факторами роста прибыли и рентабельности предприятия, именно с повышением эффективности их использования связываются процессы интенсификации производства [17, С. 185].

Влияние производственных факторов на результат деятельности можно оценить с двух позиций: как экстенсивное и как интенсивное.

Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др.

Экстенсивные факторы связаны с изменением количественных параметров элементов процесса производства, к ним относятся:

-изменение объема и времени работы средств труда, то есть, например, покупка дополнительных станков, машин, строительство новых цехов и помещений или увеличение времени работы оборудования для увеличения объема производимой продукции;

-изменение количества предметов труда, непроизводительное использование средств труда, т.е. увеличение запасов, большой удельный вес брака и отходов в объеме выпускаемой продукции;

-изменение численности рабочих, фонда рабочего времени, непроизводительные затраты живого труда (простои) [29, С. 265].

Количественное изменение производственных факторов всегда должно быть оправдано изменением объема выпускаемой продукции, то есть предприятие должно следить за тем, чтобы не снижались темпы прироста прибыли относительно темпов прироста затрат.

Интенсивные факторы воздействуют на формирование и увеличение прибыли, повышение рентабельности через «качественные» изменения: повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др.

Интенсивные производственные факторы связаны с повышением качества использования производственных факторов, к ним относятся:

-повышение качественных характеристик и производительности оборудования, то есть своевременная замена оборудования на более современное с большей производительностью;

-использование прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки, ускорение оборачиваемости материалов;

-повышение квалификации рабочих, снижение трудоемкости продукции, совершенствование организации труда [27, С. 112].

К внепроизводственным факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные  условия труда и быта и др.

Внепроизводственные факторы включают в себя снабженческо-сбытовую деятельность, то есть своевременность и полноту выполнения поставщиками и покупателями обязательств перед предприятием, их удаленность от предприятия, стоимость транспортировки до места назначения. Штрафы и санкции за несвоевременность или не точность выполнения каких-либо обязательств фирмы, например, штрафы в налоговые органы за несвоевременность расчетов с бюджетом. На финансовые результаты деятельности фирмы, а следовательно и на рентабельность косвенно влияют и социальные условия труда и быта работников. Финансовая деятельность предприятия, то есть управление собственным и заемным капиталом на предприятие, деятельность на рынке ценных бумаг, участие в других предприятиях.

При осуществлении финансово-хозяйственной деятельности предприятия все вышеперечисленные факторы находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. «Прямое» влияние на себестоимость продукции, а значит, на прибыль и рентабельность, связано с тем, насколько рационально и экономно расходуются материальные ресурсы: ведь доля материальных затрат в себестоимости значительна и колеблется от 60 до 90%.

Кроме внутренних факторов на рентабельность предприятия оказывают косвенное воздействие и внешние факторы, которые не зависят от деятельности предприятия, но зачастую достаточно сильно влияют на результат его деятельности. К данной группе факторов относятся географическое положение предприятия, то есть регион, в котором оно располагается, удаленность предприятия от сырьевых источников, от районных, республиканских центров, природные условия. Конкуренция и спрос на продукцию предприятия, то есть наличие на рынке платежеспособного спроса на продукцию фирмы, присутствие на рынке фирм - конкурентов, производящих аналогичный по потребительским свойствам товар. Ситуация на смежных рынках, например, на финансовом, кредитном, рынке ценных бумаг, сырьевых рынках, так как изменение доходности на одном рынке, влечет за собой снижение доходности на другом, например, повышение доходности государственных ценных бумаг ведет к сокращению инвестиций в реальный сектор экономики. Государственное вмешательства в экономику, которое проявляется в изменение законодательных основ деятельности рынка, изменение налогового бремени на предприятия, изменение ставок рефинансирования.

Итак, задача экономического анализа по рентабельности - выявить влияние внешних факторов, определить сумму прибыли, полученную в результате действия основных внутренних факторов, отражающих трудовые вложения работников и эффективность использования производственных ресурсов [19, С. 89].

К внешним факторам относятся природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, процентов, налоговых льгот, штрафных санкций, инфляции и др. Эти факторы не зависят от деятельности предприятий, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли и рентабельность.

В процессе анализа рентабельности дается оценка выполнения принятых параметров, изучается динамика показателей, факторы изменения их уровня, осуществляется сравнительный многовариантный анализ, определяются резервы роста рентабельности [16].

На рисунке 2 представлены факторы, влияющие на показатель рентабельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Факторы, влияющие на показатель рентабельности

Структурные сдвиги в ассортименте продукции существенно влияют на величину реализованной продукции, себестоимость и рентабельность производства.

Итак, на величину рентабельности и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия.

Таким образом, существует много факторов, определяющих величину прибыли и уровень рентабельности. Эти факторы можно подразделить на внутренние и внешние. К внешним факторам относятся природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, процентов, налоговых льгот, штрафных санкций, инфляции и др. Внутренние факторы делятся на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и в свою очередь могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные.  Влияние производственных факторов на результат деятельности можно оценить с двух позиций: как экстенсивное и как интенсивное.  Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени.  Интенсивные факторы воздействуют на формирование и увеличение прибыли, повышение рентабельности через «качественные» изменения: повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов. К внепроизводственным факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные  условия труда и быта.

 

1.3. Показатели рентабельности предприятия

В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций [19, С. 197].

Так как показатели рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий, то по этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Показатель рентабельности взаимосвязан со всеми показателями эффективности производства, в частности, с себестоимостью продукции, фондоемкостью продукции и скоростью оборачиваемости капитала [21, С. 227].

Комплексным, интегральным показателем экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия выступает рентабельность. Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность.

Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия могут оцениваться с помощью абсолютных и относительных показателей.

Абсолютные показатели позволяют проанализировать динамику различных показателей прибыли за ряд лет. При этом следует отметить, что для получения более объективных результатов следует рассчитывать показатели с учетом инфляционных процессов.

Относительные показатели меньше подвержены влиянию инфляции т.к. представляют собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала, или прибыли и производственных затрат.

По абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы деятельности. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный показатель – уровень рентабельности.

Различают два вида рентабельности: рентабельность, рассчитанная на основе  валовой (балансовой) прибыли, и рентабельность, рассчитанная на основе чистой прибыли.

На величину рентабельности, рассчитанную по балансовой прибыли, влияют: прирост прибыли, уровень использования основного капитала и нормируемых оборотных средств. В свою очередь на прирост прибыли влияют увеличение объема производства продукции, снижение себестоимости, рост оптовых цен, при повышении качества выпускаемой продукции. На уровень использования основного капитала влияет стоимость основного капитала, сокращение амортизационных отчислений, списание лишнего оборудования [37, С. 187].

При расчете рентабельности по чистой прибыли дополнительные факторы, влияющие на рост уровня рентабельности, обусловлены снижением абсолютной величины налога.

Основными показателями рентабельности являются:

1) Рентабельность продукции и продаж

2) Рентабельность вложений предприятия

3) Рентабельность активов

4) Рентабельность производства

5)  Общая рентабельность [22, С. 154].

Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат.

Информация о работе Пути повышения рентабельности на предприятии на примере ООО «Стройизол»