Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:33, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основе обобщения методологии финансового планирования и анализа практики разработать методы планирования для обеспечения роста фиансовых результатов деятельности ООО «Комимедлайн».
Для достижения указанной цели необходимо разрешение следующих задач:
а) исследование экономической сущности и видов прибыли;
б) анализ формирования прибыли торгового предприятия, ее динамики и структуры;
в) определение факторов формирования прибыли и особенностей ее распределения в розничной торговле;
г) выявление резервов увеличения прибыли и разработка прогнозных показателей;
д) планирование прибыли для дальнейшего развития предприятия на основе выявленных резервов в управлении процессами формирования и распределения прибыли.
Введение
1. Теоретические основы института планирования прибыли в торговле
1.1. Понятие прибыли как экономической категории
1.2. Особенности формирования и планирования прибыли в торговле, ее виды
1.3. Эффективность планирования, распределения и использования прибыли в торговле
2. Анализ эффективности планирования прибыли торгового предприятия (на примере ООО «Комимедлайн»)
2.1. Характеристика предприятия и его деятельности
2.2.Анализ и особенности планирования прибыли
2.3.Планирование прибыли для целей дальнейшего развития предприятия
Заключение
Список использованной литературы
где У0В и У1В - базисный и отчётный средние уровни валового дохода по отношению к товарообороту соответственно.
Особое внимание следует уделить выявлению и мобилизации возможностей и прогнозных резервов роста валового дохода.
Влияние уровня издержек на величину прибыли определяется умножением фактического розничного товарооборота на величину абсолютного изменения базисного уровня издержек в сравнении с отчётным (плановым):
∆РУИ = | N1р х (У0И – У1И) | = | N1р х (-∆УИ) | (8) |
100 | 100 |
где У0И и У1И - базисный и отчётный средние уровни издержек обращения по отношению к товарообороту соответственно.
Вычитание издержек отчётного уровня из базисного обусловлено тем, что издержки, в отличие от товарооборота и валового дохода, отрицательно влияют на финансовый результат.
В результате применения алгоритма расчета влияния факторов на выполнение плана и динамику прибыли определяется степень значимости изменения таких факторов как:
- изменение объема розничного товарооборота, в том числе за счет повышения розничных цен на товары;
- изменение уровня валового дохода к обороту;
- изменение уровня налогового оборота;
- изменение уровня налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода;
- изменение уровня издержек обращения к обороту;
- изменение финансовых результатов (прибыли) от реализации основных средств;
- изменение финансовых результатов (прибыли) от реализации прочих активов;
- изменение суммы внереализационных доходов;
- изменение суммы внереализационных расходов, потерь и убытков.
Определение влияния на прибыль изменения показателей в абсолютном выражении не требует дополнительных расчётов, так как их абсолютные изменения на ту же величину изменяют показатели прибыли (от продаж, прибыли до налогообложения, прибыли от обычной деятельности, чистой прибыли (нераспределённой прибыли отчётного периода).
Решая задачу максимизации темпов роста прибыли, можно манипулировать увеличением или уменьшением не только переменных, но и постоянных затрат, и в зависимости от этого вычислять, на сколько процентов возрастает прибыль.
В процессе осуществления деятельности объективно присутствуют факторы неопределенности и риска, которые необходимо предвидеть.
Безубыточность – такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Безубыточный объем продаж – это та выручка, которая покрывает только затраты, финансовый результат при этом равен 0. Разность между фактическим и безубыточным объемом продаж продукции – это зона безопасности или зона прибыли, и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия. Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия – основополагающие показатели обоснования управленческих решений, оценке деятельности предприятия. Определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности отражено на рисунке 5.
ВД
Точка
безубыточности
Зона
убытков
0
Рис. 5. - Определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности
[16, С.223]
На рисунке по горизонтали отражается объем реализации в денежной оценке, по вертикали – выручка от реализации, включающую себестоимость проданного и прибыль. Точка, в которой линия выручки и линия объема продаж пересекаются, показывает необходимый уровень продаж, ниже которого предприятие будет иметь убытки и может стать банкротом.
Для максимизации темпов роста прибыли, манипулируя увеличением или уменьшением как переменных, так и постоянных затрат, вычисляют, на сколько процентов возрастает прибыль. В практических расчётах для этого используют понятие “операционный рычаг” или “леверидж”. Его также называют производственным, хозяйственным рычагом. Использование левериджа в анализе позволяет прогнозировать изменение прибыли в зависимости от изменения объёма продаж при данном уровне постоянных затрат.
Так как изменение объёма продаж (выпуска) вызывает в большинстве случаев изменение лишь переменных затрат, следовательно, чем больше удельный вес постоянных затрат в общей сумме издержек, тем меньше выручка от продаж будет влиять на прибыль и наоборот. В этом и заключается воздействие операционного рычага. Чем больше уровень постоянных издержек, тем больше сила воздействия операционного рычага. Поскольку маржинальный доход, исключая переменные расходы, оставляет в своём составе расходы постоянные, его соотношение с прибылью будет отражать силу воздействия операционного рычага:
L=СМ/Р |
|
| (9) |
|
где L - сила воздействия операционного рычага;
CM - маржинальный доход;
P - прибыль от продаж.
Для определения влияния товарооборота на изменение прибыли в отчётном периоде в сравнении с базисным под воздействием операционного рычага нужно умножить темп прироста товарооборота (%) на силу воздействия операционного рычага, рассчитанную по данным базисного (предшествующего) периода.
Для углубленной оценки финансовых результатов хозяйственной деятельности торгового предприятия проводится множественный корреляционно-регрессионный анализ зависимости прибыли от реализации товаров от основных факторов, для которого должно быть значительно больше изучаемых факторов. Проведение множественного корреляционно-регрессионного анализа необходимо для решения следующих задач:
- изучения тесноты связи между анализируемыми показателями;
- количественного измерения действия каждого фактора на результативный показатель.
При изучении тесноты связи определяют парные и частные коэффициенты корреляции, коэффициенты множественной детерминации (R2), множественной корреляции (R) и другие. Коэффициенты парной корреляции позволяют оценить степень тесноты связи между каждым фактором и результатным показателем, а также между факторами с учетом влияния на их размер других, неучтенных факторов. Частные коэффициенты корреляции выражают чистое влияние каждого фактора на результатный показатель. О надежности результатов корреляционно-регрессионного анализа и тесноте связи можно судить по величине коэффициентов множественной детерминации и корреляции. Так, множественный коэффициент детерминации (R2) отражает долю влияния учтенных факторов на результатный показатель. А множественный коэффициент корреляции (R) дает обобщенную оценку тесноты связи между всеми изучаемыми факторами и результатным показателем.
Основная задача множественного корреляционно-регрессионного анализа – построение регрессионной модели, которая позволяет количественно измерить влияние каждого фактора на результатный показатель, что в конечном итоге способствует оптимальному управлению экономическим и социальным развитием предприятия. При линейной форме связи между показателями хозяйственной деятельности уравнение многофакторной регрессионной модели имеет следующий вид:
УХ = А + В1Х1 + В2Х2 + … + ВnХn
где УХ – значение результативного показателя;
А – свободный член уравнения;
В1; В2;…Вn – коэффициенты регрессии;
Х1; Х2;…Хn – числовые значения показателей – факторов уравнения множественной регрессионной модели.
Коэффициент В показывает, насколько измениться Ух при изменении показателя Х на 1. Для оценки значимости влияния каждого фактора на результатный показатель последовательно вводят в множественно-регрессионную модель каждый из изучаемых факторов. Рассчитанные значения коэффициентов множественной детерминации каждого уравнения сравнивают с аналогичными коэффициентами предыдущих уравнений, и в результате определяют значимость влияния каждого фактора на результатный показатель.
Для оценки отклонений фактических значений изучаемых результатных показателей от расчетных исчисляют средний коэффициент аппроксимации, который показывает степень отклонения полученных от корреляционно-регрессионной модели данных от фактических значений результатных показателей. Одновременно определяется наличие или отсутствие в вариационных рядах автокорреляции.
Заканчивается анализ обобщением выявленных возможностей роста прибыли, на основании чего определяются прогнозные резервы роста прибыли.
На основе экономико-математических методов, современных методов планирования, проведенного факторного анализа прибыли, определяются прогнозные финансовые результаты деятельности торгового предприятия на ближайшую и длительную перспективу.
При планировании прибыли может быть использован метод экстраполяции, основанный на исследовании закономерностей развития изучаемых показателей в предплановых периодах (расчете и оценке средних темпов роста или прироста) и перенесения выявленных закономерностей развития изучаемых показателей на планируемую хозяйственную деятельность предприятия.
Самое главное в распределении и использовании доходов и прибыли – это сочетание бюджетных, хозрасчетных и личных интересов работников. Поиск оптимальных критериев распределения и использования прибыли предполагает проведение анализа налогообложения торгового предприятия.
После изучения правильности расчетов налогов и других обязательных платежей, своевременности их уплаты, выявляются возможности их оптимизации. Анализ и оценка выполнения плана и динамики налогов и других обязательных платежей основана на использовании как абсолютных, так и относительных показателей. К относительным показателям относят: удельный вес отдельных видов налогов и обязательных платежей в общей их сумме, темпы роста или снижения в сравнении с планом или в динамике. По источникам формирования налоги и обязательные платежи группируются как:
- относимые на издержки обращения;
- уплачиваемые за счет валового дохода;
- взимаемые из прибыли;
- начисляемые за счет других источников.
Изучение влияния факторов на выполнение плана и динамику налогов, позволит выявить возможности оптимизации налогообложения, что откроет новые резервы экономического и социального развития предприятия.
Остающаяся в распоряжении торгового предприятия прибыль расходуется на формирование резервного фонда, других резервов, фондов накопления и потребления, может использоваться на другие нужды.
В процессе анализа изучается целесообразность и экономическая эффективность распределения и использования чистой прибыли по направлениям. Так, по прибыли, предназначенной для финансирования капитальных вложений (например, возведение нового магазина), определяется их эффективность и окупаемость, рассчитываемая отношением годовой суммы прибыли к затратам. При изучении использования прибыли на формирование фонда накопления, выясняется, как эффективно расходуются средства, как развивается и совершенствуется материально-техническая база торгового предприятия. Оценка эффективности использования прибыли на создание фонда потребления должна отражать изменение условий труда и быта работников предприятия, их материальный и культурный уровни.
Для оценки эффективности использования средств специальных фондов и резервов исчисляют и показатель стимулирования, так называемый показатель финансово-хозяйственной деятельности, равный отношению прибыли к израсходованным средства специальных фондов и резервов.
Вывод. Таким образом, использование показателя прибыли в качестве оценочного позволяет установить прямую зависимость между размером полученного эффекта и стимулированием. Что подчеркивает, что прибыль – главный стимул и основной показатель эффективности любой фирмы и ориентация предприятий на получение прибыли является непременным условием предпринимательской деятельности.
44