Планирование финансовых результатов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – на основе обобщения методологии финансового планирования и анализа практики разработать методы планирования для обеспечения роста фиансовых результатов деятельности ООО «Комимедлайн».
Для достижения указанной цели необходимо разрешение следующих задач:
а) исследование экономической сущности и видов прибыли;
б) анализ формирования прибыли торгового предприятия, ее динамики и структуры;
в) определение факторов формирования прибыли и особенностей ее распределения в розничной торговле;
г) выявление резервов увеличения прибыли и разработка прогнозных показателей;
д) планирование прибыли для дальнейшего развития предприятия на основе выявленных резервов в управлении процессами формирования и распределения прибыли.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы института планирования прибыли в торговле
1.1. Понятие прибыли как экономической категории
1.2. Особенности формирования и планирования прибыли в торговле, ее виды
1.3. Эффективность планирования, распределения и использования прибыли в торговле
2. Анализ эффективности планирования прибыли торгового предприятия (на примере ООО «Комимедлайн»)
2.1. Характеристика предприятия и его деятельности
2.2.Анализ и особенности планирования прибыли
2.3.Планирование прибыли для целей дальнейшего развития предприятия
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Планирование финансовых результатов.doc

— 413.50 Кб (Скачать)


44

 

 

Содержание

 

Введение

1. Теоретические основы института планирования прибыли в торговле

1.1. Понятие прибыли как экономической категории

1.2. Особенности формирования и планирования прибыли в торговле, ее виды

1.3. Эффективность планирования, распределения и использования прибыли в торговле

2. Анализ эффективности планирования прибыли торгового предприятия (на примере ООО «Комимедлайн»)

2.1. Характеристика предприятия и его деятельности

2.2.Анализ и особенности планирования прибыли

2.3.Планирование прибыли для целей дальнейшего развития предприятия

Заключение

Список использованной литературы

Приложение


Введение

 

В условиях становления и развития рыночного механизма хозяйствования предоставляется экономическая свобода предприятиям, как основным звеньям экономики, что расширяет возможности их деятельности. В новых условиях существенно поменялись правовые, финансово-экономические и социальные отношения как внутри предприятия, так и во внешней среде, что предъявляет более высокие требования к уровню хозяйствования и экономической деятельности предприятий. Одним из основных требований успешного функционирования предприятий является безубыточность хозяйственной и другой деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования.

Торговые предприятия, с одной стороны, завершают производства, а с другой стороны, обеспечивают удовлетворение значительной части личных потребностей населения в товарах и услугах. Основная задача торгового предприятия – закупка и продажа товаров в целях удовлетворения потребности населения, при минимальном уровне издержек обращения и получения достаточно высокого уровня прибыли.

Показателями, характеризующими финансовые результаты хозяйственной деятельности торговых предприятий, являются валовой доход, другие доходы, прибыль и рентабельность. Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных показателей и рычагов управления экономикой. Прибыль является мерилом оценки деятельности предприятия, источником его развития, самофинансирования, материального поощрения труда работников,  выступает источником вознаграждения владельцам акций, пополнения государственного и местного бюджетов.

Обеспечивая интересы государства, собственников и персонала предприятий, прибыль является одним из важнейших показателей оценки эффективности деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Итак, прибыль – это основной многозначный показатель результатов работы предприятия в условиях становления и развития рыночного механизма хозяйствования.

Однако получение прибыли как избыточного дохода, с одной стороны, не может иметь длительного характера, так как конкуренция в конце концов ведет к выравниванию условий хозяйствования, повсеместному распространению технических нововведений и т.п. С другой стороны, причины, порождающие прибыль, постоянно появляются вновь и воспроизводятся, что позволяет рассматривать прибыль как постоянное явление в экономике, играющее огромную стимулирующую роль. Представляется важным подчеркнуть, что неопределенность, приносящая экономическую прибыль одним предприятиям, одновременно порождает убытки для других, а угроза убытков безусловно является таким же мощным стимулом, как и желание получить прибыль. Для успешного функционирования предприятия проблемы прибыли очень актуальны. В связи с этим вопросы исследования особенностей формирования прибыли в торговле с целью выявления резервов для ее повышения и эффективного распределения приобретают исключительно важное значение.

Цель курсовой работы – на основе обобщения методологии финансового планирования и анализа практики разработать методы планирования для обеспечения роста фиансовых результатов деятельности ООО «Комимедлайн».

Для достижения указанной цели необходимо разрешение следующих задач:

а) исследование экономической сущности и видов прибыли;

б) анализ формирования прибыли торгового предприятия, ее динамики и структуры;

в) определение факторов формирования прибыли и особенностей ее распределения в розничной торговле;

г) выявление резервов увеличения прибыли и разработка прогнозных показателей;

д) планирование прибыли для дальнейшего развития предприятия на основе выявленных резервов в управлении процессами формирования и распределения прибыли.

Объектом исследования выбрано коммерческая организация розничной торговли «Комимедлайн», специализирующееся на продаже медицинского оборудования и расходных материалов.

Предметом исследования является финансово-экономическая деятельность предприятия по формированию и распределению прибыли.

Анализ прибыли исследуемого торгового предприятия был осуществлен на основе методики,  представленной в работе «Анализ хозяйственной деятельности в торговле», автором которой является Л.И. Кравченко. В данном труде особое внимание уделяется  выявлению, изучению и мобилизации резервов экономического роста предприятий, повышения эффективности  их хозяйственной деятельности.  Методикам комплексной увязки прибыли торгового предприятия с основными показателями его деятельности, используемым в данной курсовой работе,  широкое место отводит А.Н. Соломатин в своей работе «Экономика и организация деятельности торгового предприятия».  Среди других авторов, уделяющих в своих научных трудах внимание вопросам анализа прибыли предприятия, можно назвать Г.В. Савицкую («Анализ хозяйственной деятельности предприятия»), В.А. Чернова («Экономический анализ») и др.

Также использованы публикации журналов «Справочник руководителя торгового предприятия», «Фармацевт», статистические и аналитические данные торгового предприятия.

 



44

 

1. Теоретические основы института планирования прибыли в торговле

 

1.1. Понятие прибыли как экономической категории

 

В обобщенном виде результаты хозяйствования, продуктивность затрат живого и общественного труда отражает прибыль. Прибыль служит важной экономической характеристикой эффективности деятельности организации. В условиях рыночной экономики деятельность организации связана с повышением стимулирующей роли прибыли.

Одновременно прибыль является одной из наиболее сложных категорий, существование которой объясняется наличием двух объективных предпосылок:

- категории прибавочного продукта, который представляется частью совокупного общественного продукта;

- товарно-денежной формы расширенного воспроизводства, при которой прибыль выступает как одна из денежных форм реализации стоимости прибавочного продукта.

Целесообразно рассмотреть экономическое содержание самой прибыли и проследить процесс познания категории прибыли в экономической теории.

По мере развития экономической теории определение понятия «прибыль» постоянно изменялось и усложнялось. Прибыль является одной из основных  экономических категорий товарного производства, выражающих совокупность сложных экономических отношений. Первые попытки объяснить экономическое содержание понятия «прибыль» были предприняты еще в 16-17 вв. Так, меркантилисты, наиболее яркими представителями которых являлись англичанин Томас Ман и француз Жан Батист Кольбер, утверждали, что возникновение прибыли связано с внешней торговлей – поскольку товары за границей продаются по более высоким ценам, чем внутри страны [1, С.117]. Представители классической школы А. Смит и Д. Рикардо видели источник прибыли в производстве. Они считали, что при обмене созданного товара на деньги кроме оплаты всех расходов возникает еще «нечто», что является компенсацией предпринимателю за риск, т. е. прибыль. Величина прибыли при этом определяется только величиной капитала и не связана с заработной платой.

В свою очередь, существует несколько разновидностей концепции «теории производства». Например, теория производительности капитала (Д. Кларк) рассматривает прибыль как трудовой доход предпринимателя. Такая трактовка прибыли была выдвинута еще в 19 веке и развита немецким ученым В. Рашером, определяющим прибыль как предпринимательскую зарплату. В соответствии с трудовой теорией стоимости   К. Маркса источником прибыли является труд работников сферы материального производства, которые создают прибавочный продукт, прибавочную стоимость, а прибыль, соответственно, является превращенной формой прибавочной стоимости [2, С.228]. Именно такая точка зрения на прибыль, как прибавочный труд наемных работников, господствовала в советской экономической литературе.

Многие западные экономисты рассматривают прибыль как «глобальный финансовый результат», поскольку, по их мнению, традиционное понимание показателей валовой прибыли, рентабельности, чистой прибыли не дает всеобъемлющей оценки деятельности предприятия. Данные показатели характеризуют лишь отдельные стороны результативности или стадию ее  исчисления (валовая, чистая прибыль). Авторами, разработавшими общую концепцию глобальной прибыли, были Адам Смит, Жан Батист Сей, Джон Хикс и др. А. Смит был первым, кто охарактеризовал прибыль как «сумму, которая может быть израсходована без посягательства на капитал» [3, С.118]. Глобальный финансовый результат определялся как прирост или уменьшение стоимости имущества при постоянном капитале на начало и конец периода при предположении, что кредиторская задолженность была погашена на начало и конец периода. Английский экономист, лауреат Нобелевской премии Джон Хикс уточнил это определение, отметив, что прибыль – это сумма, которую человек может израсходовать в течение некоторого промежутка времени и в конце этого периода может иметь тот же достаток, что и в начале.

Новизна идеи Дж. Хикса заключалась в том, что он от показателя прибыли, характеризующего деятельность предприятия, смог перейти к показателю, определяющему индивидуальную деятельность граждан, что и было положено в основу налогового контроля за доходами и расходами физических лиц и предпринимателей без образования юридического лица, а также в исследования методов мошенничества. Поскольку если задекларировать и проинвентаризировать  имущество и доходы на начало и на конец налогооблагаемого периода, а затем организовать контроль за расходами, то можно легко установить доход, сокрытый от налогообложения.

Компенсаторная и функциональная теория прибыли была представлена Фрэнком Найтом, и отмечала прибыль как справедливую компенсацию и награду за успешное выполнение предпринимательской функции предпринимателю, инвесторам, а также как плату за риск и др. [4].

Джон Кеннет Гелбрейт разработал теории. Монопольной прибыли и прибыли от рыночного дисбаланса (прибыль как удача, везение, конкурентные преимущества, монопольные преимущества и др. [5].

Дальнейшее развитие теории глобального финансового результата привело к идее производить оценку активов по текущим ценам  и таким образом определять финансовый результат как разность между стоимостью активов по текущим ценам с их балансовой стоимостью. Затем было введено понятие безденежной прибыли, устанавливаемой в виде разницы между переоцененными активами и активами по балансовой оценке; были открыты принципы условной реализации активов, т. е. заложена основа «нулевого баланса», когда на предприятии может быть «безденежная прибыль» (или безденежный убыток) [1, С.118]. Это возможно в результате изменения цен на активы. Если рыночная цена активов превышает учетную, то образуется безденежная (потенциальная) прибыль, и наоборот, если их рыночная цена ниже учетной, возникает безденежный (потенциальный) убыток.

Французский экономист Жан Батист Сей считал, что подлинная величина прибыли может быть установлена только за период от начального баланса до баланса ликвидационного. Опираясь на это утверждение, позднее было выведено правило: прибыль предприятия есть разница между средствами, полученными при его ликвидации, и средствами, вложенными в него на момент открытия. Дальнейшие исследователи пришли к выводу о необходимости разграничения в учете двух базовых позиций глобальной прибыли: от реализации и от изменения цен на имущество и его оценки.

Во всех определениях прибыли в экономической литературе, подчеркивается тот факт, что прибыль подсчитывается как избыток над затратами по производству продукции, как приращение первоначально авансированной стоимости. Хотя главным источником прибыли является продукт, связь между ними не прямая, а опосредованная движением созданного продукта через фазы общественного воспроизводства. В фазе производства на величину прибыли влияют условия хозяйствования товаропроизводителя, в сфере обращения – состояние рынка, диктующее цены на продаваемые товары, материалы.

Среди российских экономистов следует отметить психологическую и инновационную теорию прибыли Йозефа Шумпетера, рассматривающего прибыль как результат внедрения в производственную практику изобретений технических передовых методов производства. Тогда источником прибыли является вознаграждение за предпринимательскую деятельность, однако оно не постоянно и в конечном счете исчезает [6, С.54].  Теория интеллектуального труда Г.А. Ярина отмечает прибыль как результат прошлого труда владельцев (собственников) средств производства [7, С.63].

В настоящее время исследования содержания прибыли далеко не завершены и проводятся на двух уровнях: микроэкономическом (анализ формирования прибыли на уровне предприятия) и макроэкономическом (на уровне экономики в целом, анализ роли прибыли в доходе страны). Таким образом, прибыль, с одной стороны – суть экономическая категория, научная абстракция, выражающая определенные производственные экономические отношения, с другой стороны – это часть стоимости совокупного национального продукта (ВНП), стоимости и прибавочной стоимости (прибавочного продукта).

Если в самом общем виде прибыль выступает как денежное выражение стоимости прибавочного продукта и той части необходимого продукта, которая распределяется через общественные фонды потребления и не включается в себестоимость. То в реальной экономической жизни прибыль может принимать форму денежных средств, материальных ценностей, фондов, ресурсов, выгод.

Прибыль имеет свои экономические границы и законы формирования, обусловленные ее местом и ролью в системе общественного воспроизводства, соотношения с прибавочным продуктом.

Информация о работе Планирование финансовых результатов