Основы управления оборотными капиталами

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

В зарубежной и отечественной экономической литературе трактовка понятия «оборотный капитал» неоднозначна. Выделяют два основных подхода к определению данного понятия. Бухгалтеры, как правило, понимают под ним чистый оборотный капитал, который представляет собой разницу между оборотными активами и текущими обязательствами. Финансовые аналитики, в отличие от бухгалтеров, под оборотным капиталом подразумевают оборотные активы.

Работа содержит 1 файл

Краткосрочная финансовая политика - курс лекций (2006) - 2.doc

— 1.00 Мб (Скачать)

     Анализ  дебиторской задолженности по срокам ее возникновения

     Распределение дебиторской задолженности по срокам ее возникновения представляет собой  группировку счетов к получению по срокам их возникновения. Для западных фирм, у которых получило широкое распространение практика предоставления скидок, обычными интервалами времени, по которым группируют счета к получению, являются: 0-10, 11-30, 31-45, 46-60 и свыше 60 дней. В России, где предоставление товарного кредита производится на более длительные сроки, группировку дебиторской задолженности можно осуществлять по следующим периодам: 0-30, 31-60, 61-90 и свыше 90 дней.

     Классификация дебиторской задолженности по срокам ее возникновения представлена в табл. 4.5. 
 

     Таблица 4.5

     Структура дебиторской задолженности по срокам ее возникновения

Срок  возникновения, дни Дебиторская задолженность на конец квартал
I квартал II квартал III квартал IV квартал
Руб. % Руб. % Руб. % Руб. %
0 –  30

31 – 60

61 – 90

Свыше 90

               
Всего   100   100   100   100

     Данный  метод анализа позволяет судить о качественном составе дебиторской задолженности, а также о платежном поведении клиентов. Путем сравнения дебиторской задолженности по срокам ее возникновения с условиями реализации можно выявить наличие и величину просроченной дебиторской задолженности, а изучение динамики структуры дебиторской задолженности по срокам ее возникновения позволит определить изменение платежного поведения клиентов.

     Оценка  дебиторской задолженности  с позиции платежной  дисциплины

     Хотя  период оборачиваемости дебиторской  задолженности и распределение дебиторов по срокам возникновения позволяют контролировать состояние дебиторской задолженности, их применение в анализе осложняется их зависимостью от изменения уровня реализации. При изменении объема продаж они тоже изменятся, даже если платежное поведение клиентов осталось прежним.

     Пример 4.3.

     Пусть объем продаж компании подвержен  сезонным колебаниям, пик которых  приходится на летние месяцы, а спад – на зимние. Изменение ее выручки от реализации представлено в табл. 4.6.

     Таблица 4.6

     Годовая динамика объема продаж компании (тыс. руб.)

Месяцы Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Выручка от реализации 600 600 600 600 900 1200 1200 900 600 600 600 600
 

     Предположим, что 10% клиентов производят оплату продукции в течение месяца реализации, 30% - в первый месяц, следующий за месяцем реализации, 40% - во второй, а 20% - в третий. Пусть платежное поведение клиентов сохраняется в течение всего года.

     Проанализировать  платежное поведение клиентов:

     а) с помощью квартальных и кумулятивных коэффициентов DSO и ADS, приняв, что в году 360 дней;

     б) с помощью классификации дебиторской  задолженности по срокам возникновения.

     Анализ.

     Анализ  платежного поведения клиентов с  помощью квартальных и кумулятивных коэффициентов DSO и ADS можно провести на основе табл. 4.7, где представлены расчетные значения этих коэффициентов.

     Таблица 4.7

     Характеристика  дебиторской задолженности компании, тыс. руб.

Месяц Выручка от реализации в кредит, тыс. руб. Дебиторская задолженность, тыс. руб. Квартальные данные Кумулятивные  данные
ADS, тыс. руб. DSO, дни ADS, тыс. руб. DSO, дни
1 2 3 4 5 6 7
Январь

Февраль

Март 

Апрель

Май

Июнь 

Июль

Август

Сентябрь 

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

600

600

600 

600

900

1200 

1200

900

600 

600

600

600

540

900

1020 

1020

1290

1740 

1980

1770

1320 

1080

1020

1020

 
20 
 
 

30 
 
 

30 
 
 

20

 
51 
 
 

58 
 
 

44 
 
 

51

 
20 
 
 

25 
 
 

26,7 
 
 

25

 
51 
 
 

70 
 
 

49 
 
 

41

 

     Остаток дебиторской задолженности на конец  каждого месяца, представленный в  графе 3, вычисляется на основе указанного порядка осуществления платежей. Так, например, дебиторская задолженность на конец января будет состоять из 90% январского объема продаж в кредит, поскольку только 10% покупателей произведут оплату в этом месяце. Поэтому, остаток дебиторской задолженности на конец января будет равен 540 тыс. руб. (600 тыс. руб. × 0,9). К концу февраля дебиторская задолженность будет состоять из 60% январского и 90% февральского объема продаж в кредит, поскольку уже 40% клиентов рассчитаются за январские покупки, а 10% - за февральские. Отсюда, дебиторская задолженность на конец февраля будет равна 900 тыс. руб. (600 тыс. руб. × 0,6 + 600 тыс. руб. × 0,9). К концу марта было оплачено 80% январских продаж, 40% февральских и 10% мартовских. Поэтому дебиторская задолженность на конец марта будет состоять из 20% январского, 60% февральского и 90% мартовского объема продаж в кредит. Таким образом, остаток дебиторской задолженности на конец марта будет равен 1020 тыс. руб. (600 тыс. руб. × 0,2 + 600 тыс. руб. × 0,6 + 600 тыс. руб. × 0,9). Остаток дебиторской задолженности на остальные месяцы вычисляется по этой же схеме.

     В графах 4 и 5 представлены ADS и DSO, рассчитанные на основе информации квартальных финансовых отчетов. Так, например, во втором квартале

     

     В графах 6 и 7 представлены ADS и DSO, рассчитанные на базе накопленных в течение года объемов реализации. Для второго квартала

     

     Из  табл. 4.7 видно, что изменение объема реализации ведет к изменению  величины DSO, из чего можно сделать вывод о замедлении или ускорении платежей, хотя, как мы знаем, характер платежей не изменился. Отсюда, показатель DSO не совсем удобен для контроля дебиторской задолженности в случае, если объем продаж компании подвержен циклическим или сезонным колебаниям.

     Сезонные  или циклические колебания также  затрудняют анализ при применении метода распределения дебиторов по срокам возникновения. В табл. 4.8 представлена структура дебиторской задолженности компании по срокам возникновения.

     Таблица 4.8

     Структура дебиторской задолженности компании по срокам возникновения

Срок  возникновения, дни Дебиторская задолженность на конец квартал
I квартал II квартал III квартал IV квартал
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
0 –  30

31 – 60

61 – 90

540

360

120

53

35

12

1080

540

120

62

31

7

540

540

240

41

41

18

540

360

120

53

35

12

Всего 1020 100 1740 100 1320 100 1020 100
 

     Распределение дебиторской задолженности по срокам возникновения зависит от условий  реализации компании. Так, на конец первого квартала общая сумма дебиторской задолженности состоит из 90% мартовской реализации, что составляет 540 тыс. руб., 60% февральской (360 тыс. руб.) и 20% январской реализации (120 тыс. руб.). Мартовская задолженность отражается по строке от 0 до 30 дней, февральская – по строке 31 – 60 дней и январская – по строке 61 – 90 дней.

     Анализ  нарушения платежной дисциплины клиентов проводится путем изучения динамики процентного соотношения между сроками возникновения. Изменение данного процентного соотношения свидетельствует об изменении платежной дисциплины клиентов. В нашем примере можно сделать вывод, что покупатели нарушили сроки своих платежей, поскольку во втором и третьем кварталах наблюдается изменение процентного соотношения, хотя в действительности клиенты фирмы не меняли порядка осуществления платежей.

     Таким образом, ни DSO, ни распределение дебиторской задолженности по срокам возникновения не дают точного ответа относительно платежного поведения клиентов, если объемы реализации колеблются в течение года или если имеется тенденция к их увеличению или снижению.

     Для преодоления этого недостатка был  разработан подход с позиции платежной  дисциплины, позволяющий выявить изменения в платежном поведении клиентов вне зависимости от изменения объема реализации. С этой целью используется ведомость непогашенных остатков, которая представлена в табл. 4.9.

     Таблица 4.9

     Ведомость непогашенных остатков

Месяц и квартал Выручка от реализации, тыс. руб. Дебиторская задолженность, возникшая в данном месяце
тыс. руб. %
Январь

Февраль

Март

I квартал

Апрель

Май

Июнь

II квартал

Июль

Август

Сентябрь

III квартал

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

IV квартал

600

600

600

-

600

900

1200

-

1200

900

600

-

600

600

600

-

120

360

540

1020

120

540

1080

1740

240

540

540

1320

120

360

540

1020

20

60

90

170

20

60

90

170

20

60

90

170

20

60

90

170

Информация о работе Основы управления оборотными капиталами