Основы управления оборотными капиталами

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

В зарубежной и отечественной экономической литературе трактовка понятия «оборотный капитал» неоднозначна. Выделяют два основных подхода к определению данного понятия. Бухгалтеры, как правило, понимают под ним чистый оборотный капитал, который представляет собой разницу между оборотными активами и текущими обязательствами. Финансовые аналитики, в отличие от бухгалтеров, под оборотным капиталом подразумевают оборотные активы.

Работа содержит 1 файл

Краткосрочная финансовая политика - курс лекций (2006) - 2.doc

— 1.00 Мб (Скачать)

     При обоих вариантах средний остаток  на счете равен 50 тыс. руб., но по модели Стоуна перевод средств осуществляется в 5 раз реже, что позволяет существенно экономить средства. 

     2.2. Управление денежными  расчетами 

     Управление  денежными расчетами является интегральной частью управления денежными активами, поскольку оно позволяет минимизировать величину кассового остатка на счете. К основным методам управления денежными расчетами относятся:

  1. синхронизация денежных потоков;
  2. использование денежных средств в пути;
  3. ускорение денежных поступлений;
  4. контроль выплат.

     Синхронизация денежных потоков

     Синхронизация денежных потоков состоит в сочетании  денежных поступлений с денежными  выплатами, что позволяет сократить текущий остаток на счете до минимума. Для достижения синхронизации денежных потоков фирма должна договориться со своими покупателями о сроках оплаты продукции таким образом, чтобы денежные поступления предшествовали денежным выплатам по оплате сырья и материалов, по выдаче заработной платы и другим выплатам денежных средств.

     Использование денежных средств в пути

     Денежные  средства в пути есть разница между остатком денежных средств, отраженным в бухгалтерских книгах фирмы и ее остатком на банковском счете. Эта разница возникает в силу того, что банку на обработку платежных документов и проведения расчетов требуется определенное время. Так, если фирма ежедневно рассчитывается с клиентами на сумму 10 тыс. руб. и требуется 5 дней на списание этой суммы с ее банковского счета, то к концу 5 дня остаток денежных средств на счете по бухгалтерским документам будет на 50 тыс. руб. меньше, чем по банковским документам. Данная разница называется средства в пути к оплате. Аналогичная разница может возникнуть и при поступлении денежных средств. Она называется средства в пути к поступлению. Если сальдо денежных средств в пути будет отрицательным, то учетные документы фирмы будут показывать отрицательное сальдо, тогда как документы банка – положительное, т.е. на банковском счете в течение какого-то времени будет находиться дополнительная сумма денег, которая может использована.

     Точная  оценка размера денежных средств  в пути позволяет уменьшить остаток  денежных средств на банковском счете. Так, например, если компания стремится поддерживать средний остаток на счете на уровне 50 тыс. руб., а ежедневное сальдо денежных средств в пути составляет 20 тыс. руб., то действительная средняя величина остатка денежных средств на счете, составит 70 тыс. руб. Поэтому фирма может оставить на счете только 30 тыс. руб., чтобы достичь плановой величины остатка денежных средств на счете в размере 50 тыс. руб.

     Необходимо  отметить, что использование денежных средств в пути для минимизации  кассового остатка возможно только при чековых расчетах. Рассмотрим две схемы безналичных расчетов, получивших наибольшее распространение на Западе и в России – расчеты чеками и расчеты платежными поручениями.

     Порядок расчетов чеками представлен на рис. 2.7.

Рис. 2.7 Схема безналичных  расчетов чеками

     Списание  денег по бухгалтерским документам фирмы происходит в момент выписки  чека. Реальная же оплата товара производится после обработки чека в банке продавца и проведения расчетов в банковской системе. Таким образом, при использовании чеков в расчетах возникает временной разрыв между списанием денег в приходно-расходной книге компании и списанием денег в банке, т.е. при оплате чеками возникают денежные средства в пути. Это позволяет использовать их для снижения кассового остатка.

     Схема движения денег при расчетах платежными поручениями отражена на рис. 2.8.

Рис. 2.8. Схема безналичных расчетов платежными поручениями

     Списание  денег по бухгалтерским документам фирмы и в банке происходит почти одновременно, так как документы, принятые банком от предприятий в рабочее время, проводятся им по балансу в тот же день. Увеличение денег на расчетном счете в бухгалтерских документах фирмы оформляется после получения выписки из банка о поступлении денежных средств. Таким образом, при расчетах платежными поручениями фирма не может использовать денежные средства в пути для снижения кассового остатка.

     Возможность использования денежных средств  в пути при чековых расчетах объясняет  их широкое распространение на Западе. Можно ожидать, что отечественные  предприятия, осознав преимущества чековых расчетов, также будут широко использовать их. 

     Ускорение денежных поступлений

     Ускорение денежных поступлений может быть очень важным источником дохода и  привести к сокращению кассового остатка. Так, например, если компания продает в кредит товаров на сумму 10 млн. руб., то за счет ускорения денежных расчетов на один день, она может получить дополнительно 27397 руб. (10 млн. руб./365). Если ставка по заемным средствам равна 15%, тогда ускорение обработки счетов на один день сэкономит компании 31507 руб. процентных издержек.

     В западной практике основными методами ускорения денежных расчетов являются система локбоксов, система расчетов в порядке плановых платежей с последующим акцептом, концентрация банковских операций.

     Система локбоксов или система арендованных почтовых ящиков наибольшее распространение получило в США, что объясняется тем, что она в основном применяется при чековых расчетах. В основе данной системы лежит сокращение инкассового флоута (рис. 2.9).

Рис. 2.9. Инкассовый флоут 

     Первый  этап представляет собой почтовый флоут или время, которое уходит на почтовую пересылку чека. Второй этап – это флоут обработки или время, необходимое компании для внутренней обработки чека. На третьем этапе происходит инкассация и оплата чека через банковскую систему.

     Флоут обработки и клиринговый флоут вместе составляют депозитный флоут или время, в течение которого полученные платежи превращаются в денежные средства.

     Суммарное время с момента отправки покупателем  почтового отправления с платежным  чеком до того момента, когда денежные средства поступают в распоряжение фирмы-адресата, называется инкассовым флоутом.

     Для ускорения инкассации денежных переводов  в рамках системы локбоксов компания арендует почтовый ящик по месту нахождения покупателя. Клиенты вместо того, чтобы  пересылать чеки по почтовому адресу компании, пересылают все платежи в арендованный почтовый ящик. Раз в день или чаще уполномоченный компанией местный банк изымает оттуда чеки и депонирует их непосредственно на счет фирмы. После чего местный банк через электронную почту информирует фирму о принятых платежах. На рис. 2.10 изображена диаграмма движения платежных документов, возникающая при использовании системы абонентских ящиков.

Рис. 2.10. Движение платежных  документов при использовании абонентских ящиков 

     Таким образом, преимущество данной системы  состоит в том, что чеки депонируются до, а не после обработки внутри компании, т.е. устраняется флоут  обработки. Применение системы локбосов часто делают доступными денежные средства на один - четыре дня раньше, чем при обычной системе.

     Главный недостаток арендованных почтовых ящиков – связанные с ними затраты, так  как приходится оплачивать дополнительные услуги местных банков. Система считается рентабельной, если предельный доход, получаемый за счет ускоренного сбора денежных средств, превышает затраты по внедрению этой системы.

     Пример 2.5.

     В настоящее время компания ведет  все дела по расчетам за поставки в  кредит, из своего офиса в Москве. Среднедневной сбор денежных средств  фирмы составляет 500 тыс. руб. Компания рассматривает вопрос о внедрении в нескольких регионах системы расчетов через абонентские ящики. Проведенные исследования показали, что эта система может ускорить зачисление денег на расчетный счет на четыре дня.

     Определить:

     а) прирост денег на расчетном счете в случае внедрения системы локбоксов;

     б) следует ли компании внедрять эту  систему, если годовые расходы на нее составляют 80 тыс. руб., а фирма  может получить 5% доходности, инвестировав высвобожденные денежные средства в  краткосрочные ценные бумаги.

     Анализ.

     В случае внедрения системы локбоксов, прирост денег на расчетном счете  составит 2 млн. руб. (500 тыс. руб. × 4 дня).

     Дополнительный  доход от высвобожденных в результате внедрения системы абонентских  ящиков составит 100 тыс. руб. (2 млн. руб. × 0,05).

     Компании  следует внедрить эту систему, поскольку  дополнительный доход превышает  затраты на ее внедрение на 20 тыс. руб. (100 тыс. руб. – 80 тыс. руб.). 

     Система расчетов в порядке плановых платежей с последующим акцептом позволяет осуществлять автоматический перевод средств со счета покупателя на счет фирмы в оговоренные дни. Система ускоряет перевод денежных средств, поскольку полностью исключается время на почтовые переводы и клиринг и гарантирует, что компания-кредитор получит свои деньги к назначенному сроку. Однако в США данная система не получила широкого распространения, поскольку в этом случае нельзя использовать денежные средства в пути.

     Система локбоксов и расчетов в порядке  плановых платежей с последующим  акцептом хотя и увеличивают скорость расчетов, но имеют существенный недостаток – денежные средства рассредотачиваются между многими банками, что затрудняет работу финансового менеджера по управлению кассовым остатком на счетах и краткосрочному инвестированию накопленных средств.

     Решение данной проблемы достигается через концентрацию банковских операций, суть которой заключается в переводе средств из локальных банков в центральный банк, где они накапливаются. Такая концентрация средств позволяет фирме максимально эффективно их использовать благодаря отдаче от масштаба.

     Одним из условий создания и эффективного функционирования подобной системы  является возможность быстрого перевода средств из локальных банков в центральный банк. В настоящее время одним из самых быстрых инструментов перевода платежей является система электронных расчетов. Она позволяет существенно снизить время осуществления расчетов независимо от местонахождения банка.

     Концентрация  банковских операций, кроме того, позволяет  использовать эффект двойного остатка, который возникает из-за разницы во времени, необходимой для обработки платежных документов в банке-накопителе и в местном промежуточном банке. Так, предположим, что местному банку для списания средств со счета необходимо два рабочих дня, а на счет в банке-накопителе их зачисляют за один рабочий день. Тогда на следующий день одни и те же средства будут входить в кассовый остаток в обоих банках, т.е. у компании возникает двойной остаток. Выгоды метода двойного остатка могут увеличиться за счет выходных дней.

     Контроль  выплат

     Существенное значение для эффективного регулирования кассовых остатков имеет организация контроля за выплатой денежных средств. Для компании, работающей со многими банками, способность быстро перемещать средства в те банки, из которых осуществляются платежи, позволяет предотвратить избыточное накопление денежных средств в каком-то конкретном банке.

     Одним из способов жесткого контроля за выплатой денежных средств является централизация  расчетов с кредиторами. Она позволяет финансовому менеджеру правильно оценить поступающие потоки денежных средств по компании в целом, более эффективно контролировать расчеты с кредиторами, а также движение средств в пути. Однако централизация расчетов с кредиторами имеет свои недостатки – это возможность потери благожелательного отношения клиентов при замедлении расчетов по счетам местных отделений и филиалов фирмы, а также рост операционных затрат.

     Еще одним способом контроля за выплатами  денежных средств является применение системы счетов с нулевым остатком. Эти счета представляют собой специальные счета расходов, имеющие нулевое сальдо. При такой системе один основной расчетный счет обслуживает все вспомогательные. Деньги поступают на эти счета только для покрытия предъявленных к оплате требований. Применение счетов с нулевым сальдо позволяет устранить неиспользуемые остатки на всех вспомогательных счетах.

Информация о работе Основы управления оборотными капиталами