Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 15:50, курсовая работа
В зарубежной и отечественной экономической литературе трактовка понятия «оборотный капитал» неоднозначна. Выделяют два основных подхода к определению данного понятия. Бухгалтеры, как правило, понимают под ним чистый оборотный капитал, который представляет собой разницу между оборотными активами и текущими обязательствами. Финансовые аналитики, в отличие от бухгалтеров, под оборотным капиталом подразумевают оборотные активы.
Как правило, компании инвестируют временно свободные денежные средства в ликвидные ценные бумаги с целью создания резерва денежных средств для непредвиденных расходов, для накопления денег для покрытия регулируемых расходов и циклических и сезонных колебаний. Исходя из этого, портфель краткосрочных ценных бумаг можно разделить на три части.
Первая
часть предназначена для
Исходя из критерия ликвидности, сегмент готовых денежных средств целесообразно формировать из ценных бумаг, являющимися самыми надежными и ликвидными. В западной практике такими ценными бумагами являются казначейские векселя. Кроме того, здесь можно использовать краткосрочные соглашения об обратной покупке и некоторые высоколиквидные краткосрочные муниципальные облигации.
В России в настоящий момент сегмент готовых денежных средств возможно формировать только из соглашений по операции «РЕПО», в основе которых лежали бы краткосрочные долговые обязательства государства, а также региональных и местных органов власти. Возобновление на постоянной основе операции «РЕПО» позволит добиться российским предприятиям необходимой ликвидности и безопасности.
Вторая
часть портфеля краткосрочных ценных
бумаг предназначена для
Данная часть портфеля краткосрочных ценных бумаг называется сегментом регулируемых денежных средств. В этом сегменте ценные бумаги необязательно должны отвечать таким же строгим требованиям относительно немедленной ликвидности, как в сегменте готовых денег. Поэтому, при его формировании можно подобрать ценные бумаги, сроки которых совпадают со сроками регулируемых платежей. На Западе, как правило, этот сегмент заполняют такими ценными бумагами, как депозитные сертификаты, коммерческие векселя, соглашение об обратной покупке, банковские акцепты, доходность которых выше, чем у казначейских векселей. Несмотря на то, что безопасность и ликвидность по-прежнему остаются важными критериями отбора, доходности ценных бумаг данного сегмента уделяется больше внимания, чем при формировании сегмента готовых денег.
Для российских предприятий сегмент регулируемых денежных средств может только состоять из депозитных сертификатов, торговых и финансовых векселей, эмитируемых банками и крупными фирмами, соглашений об операции «РЕПО». В отличие от западных фирм отечественным предприятиям при отборе ценных бумаг в данный сегмент целесообразно уделять больше внимания их надежности и ликвидности, чем их доходности.
Третья часть портфеля краткосрочных ценных бумаг или сегмент свободных денежных средств представляет собой вложения в ликвидные ценные бумаги, которые не предназначены ни для обслуживания расчетного счета, ни для покрытия регулируемых расходов. Это, главным образом, дополнительные денежные средства, с помощью которых фирма финансирует циклические и сезонные колебания.
Для
ценных бумаг, из которых формируется
сегмент свободных денежных средств,
дата их конвертирования в денежные средства
точно не известна. Поэтому при подборе
ценных бумаг для этого сегмента можно
в первую очередь учитывать их доходность.
Большую доходность можно получить, инвестируя
средства в менее ликвидные ценные бумаги
с большим сроком обращения и более высоким
риском.
ГЛАВА
4. УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ
ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ
4.1.
Понятие дебиторской
задолженности, ее
роль в управлении
оборотным капиталом
Дебиторская задолженность – это сумма денежных средств, которую должны фирме покупатели, приобретшие у нее товары и услуги в кредит. Но эти денежные средства представляют собой не реальные деньги, поступившие на счет предприятия, а счета к получению. Величина дебиторской задолженности зависит от уровня реализации в кредит и от срока, на который этот кредит предоставляется.
Дебиторская задолженность – это часть оборотных активов предприятия и поэтому она должна быть обеспечена определенными источниками финансирования, т.е. образование дебиторской задолженности обходится фирме не бесплатно, а требует определенных издержек финансирования. Предоставляя торговый кредит, продавец «замораживает» часть своих финансовых ресурсов, и поэтому для обеспечения процесса производства ему необходимо привлекать дополнительные финансовые ресурсы. Таким образом, любое увеличение дебиторской задолженности должно быть профинансировано каким-либо способом.
Процесс
образования дебиторской
Пример 4.1.
Пусть
торговая компания начала свою деятельность
1 января. Предположим, что на момент
открытия фирмы учредители компании вложили
в нее 8000 руб. и на эту сумму были закуплены
товары для перепродажи. Вступительный
баланс компании в этом случае будет следующим
(табл. 4.1).
Таблица 4.1
Вступительный баланс компании (руб.)
Актив | Пассив | ||
Запасы | 8000 | Уставный капитал | 8000 |
Баланс | 8000 | Баланс | 8000 |
1 января эти товары были реализованы в кредит сроком на 10 дней. Они были проданы по цене 10000 руб., т.е. валовая прибыль составила 2000 руб., или 25%. К концу первого дня баланс будет выглядеть следующим образом (табл. 4.2).
Таблица 4.2
Баланс компании к концу первого дня (руб.)
Актив | Пассив | ||
Дебиторская
задолженность
Запасы |
10000
0 |
Уставный капитал
Нераспределенная прибыль |
8000
2000 |
Баланс | 10000 | Баланс | 10000 |
Для обеспечения процесса производства компании необходимо возобновлять запасы и поэтому на следующий день потребуется еще 8000 руб. Допустим, что эти средства будут получены при помощи банковского кредита. В этом случае на начало второго дня баланс будет выглядеть следующим образом (табл. 4.3).
Таблица 4.3
Баланс компании на начало второго дня (руб.)
Актив | Пассив | ||
Дебиторская
задолженность
Запасы |
10000
8000 |
Банковские
кредиты
Уставный капитал Нераспределенная прибыль |
8000
8000 2000 |
Баланс | 18000 | Баланс | 18000 |
К
концу второго дня запасы также
превратятся в дебиторскую
Таблица 4.4
Баланс компании к началу 11 дня (руб.)
Актив | Пассив | ||
Дебиторская
задолженность
Запасы |
100000
8000 |
Банковские
кредиты
Уставный капитал Нераспределенная прибыль |
80000
8000 20000 |
Баланс | 108000 | Баланс | 108000 |
С этого момента начинается получение выручки за отпущенный в кредит товар по 10000 руб. ежедневно и надобность в банковских кредитах исчезнет.
Управление дебиторской задолженностью составляет важную часть работы финансового менеджера, поскольку ее значение для жизнедеятельности предприятия огромно. Достаточно отметить, что в западных странах дебиторская задолженность в среднем составляет 50-60% текущих активов, а на российских предприятиях – 70-80%. Кроме того, ее рост повышает коэффициент текущей ликвидности, высокий уровень которого увеличивает кредитоспособность фирмы, снижает стоимость привлечения заемных средств, способствует росту курса акций и доверия со стороны других компаний. Но повышение коэффициента текущей ликвидности за счет роста дебиторской задолженности имеет и отрицательные стороны: растут расходы на финансирование товарного кредита и расходы на сбор долгов, увеличивается процент безнадежных долгов, значительная часть оборотных средств оказывается замороженной в неликвидах, что повышает риск банкротства.
Процесс
управления дебиторской задолженностью
состоит из двух этапов – контроля
состояния дебиторской задолженности
и кредитной политики предприятия.
4.2.
Контроль состояния
дебиторской задолженности
Контроль
состояния дебиторской
Оценка состояния и динамики оборачиваемости дебиторской задолженности
Основным показателем, позволяющим оценить состояние и динамику оборачиваемости дебиторской задолженности, является «Период оборачиваемости дебиторской задолженности» (DSO).
Значение DSO может быть получено как на основе данных о дебиторской задолженности, отраженной в балансе, так и на основе информации о получении платежей. В первом случае DSO можно вычислить по формуле:
(4.1)
В свою очередь среднедневной объем продаж в кредит (ADS) можно вычислить по формуле:
(4.2)
На основе информации о получении платежей DSO можно вычислить по формуле:
(4.3)
Увеличение периода оборачиваемости дебиторской задолженности означает замедление платежей со стороны клиентов. Кроме того, сравнение данного показателя со среднеотраслевым уровнем или с условиями реализации компании позволяет оценить качественный состав дебиторской задолженности.
Пример 4.2.
Предположим, что годовая выручка от реализации у компании составила 36 млн. руб. Реализация производится в кредит на условиях 2/10 нетто 30, что означает, что клиентам, оплатившим продукцию в 10-дневный срок, предоставляется скидка в размере 2%, в противном случае продукция должна быть оплачена на 30 день без предоставления скидки. Пусть 70% объема реализации производится со скидкой, а остальные 30% оплачиваются на 30 день.
Определить DSO и ADS с учетом, что в году 360 дней.
Анализ.
Для вычисления DSO воспользуемся формулой 6.3.
Если оплата продукции производится регулярно в соотношении 70:30, дебиторская задолженность в среднем в течение всего года будет находиться на уровне примерно 1600 тыс. руб. (100 тыс. руб. × 16 дней).