Оптимизация денежных потоков

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:37, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного проекта является разработка предложений по финансовому планированию на примере ЗАО «Уральская телефонная компания».
Для реализации поставленной цели решены следующие задачи:
• изучены теоретические и методические вопросы;
• проведен анализ финансово хозяйственной деятельности;
• разработаны рекомендации.

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ 2.doc

— 1.54 Мб (Скачать)

      

Рис.3

     В краткосрочном финансовом планировании выделяют следующие этапы:

  • анализ финансового состояния компании;
  • расчет плановых притоков денежных средств;
  • расчет плановых оттоков денежных средств;
  • выявление потребности в дополнительных источниках финансирования;
  • выбор источников финансирования;
  • подготовка плана финансирования;
  • оценка плана финансирования;
  • ситуационное моделирование.

     Разработка  качественного финансового плана  требует подробных расчетов. Для этого необходимо разработать специальную компьютерную программу в среде какого-либо программного средства. Наиболее удобным здесь представляется Excel для Windows. Эта программа должна избавить финансового менеджера от рутинных вычислений при решении принципиальных задач: определения потребности в денежных средствах, уровня допустимых процентных ставок, лимита кредитования и так далее.

     Те  предприятия, у которых не возникает  необходимости в адаптации модели к их специфическому облику, могут  использовать модели, разработанные для общих ситуаций банками, бухгалтерскими фирмами, консультантами или специализированными фирмами, продающими программные продукты. Основная часть этих моделей представлена программами компьютерного моделирования. Они просто рассчитывают последствия допущений и различных вариантов управленческих решений, которые задают менеджеры.

     Иногда  полезно использовать оптимизационные  модели, помогающие в тех случаях, когда компания сталкивается со сложными проблемами, в которых заключено  несколько альтернатив и ограничений, и поэтому метод проб и ошибок в этом случае никогда не даст ответа на вопрос о лучшем варианте.

    1.3. Методы текущего  планирования

     Любая методика построения финансового плана  включает в себя планирование следующих  элементов:

  • Выручка
  • Издержки (постоянные и переменные)
  • Инвестиции
  • Финансирование (в т.ч. обеспеченность оборотными средствами)

     Для построения финансового плана необходима информация по каждому элементу.

     При разработке текущего финансового плана  используется ряд методов (таблица 1):

  1. Нормативный. Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассматривается потребность предприятия в финансовых ресурсах, и определяются источники покрытия этой потребности. Такими нормативами являются ставки налогов и сборов, норма амортизационных отчислений.
  2. Расчетно-аналитический метод состоит в том, что на основе анализа достигнутого численного значения финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывают плановое значение этого показателя. Этот метод используют, когда взаимосвязь между показателями устанавливается не прямо, а косвенно, на основании динамики и связей. В основе его лежит использование экспертных оценок. Расчетно-аналитический метод применяют при планировании суммы прибыли и доходов проекта, расчете отчислений от прибыли в производственные фонды (потребления, накопления, резервный).
  3. Балансовый метод. Построение баланса и сопоставление имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них практикуют при планировании поступления средств и распределения их по финансовым фондам. Результаты планирования оформляют в виде платежного календаря.

     Сводные финансовые расчеты, осуществляемые на основе взаимосвязанной балансовой информации и соответствующих модельных  разработок, позволяют анализировать  закономерности движения основных финансовых потоков, их связь друг с другом и  материальными потоками, образование фондов финансирования конечного продукта, что помогает определить степень сбалансированности (финансовой и финансово – материальной) проектов развития предприятия. 

     Таблица 1

     Методы  текущего планирования

Метод Объект воздействия Результат
Нормативный Налогооблагаемая  база (выручка от реализации, прибыль, стоимость имущества, фонд оплаты труда  и т.д.) Своевременный и правильный расчет с бюджетом
Расчетно-аналитический Стоимость сырья  и материалов, производственные фонды Контроль за расчетами с поставщиками, выявление тенденций роста затрат постатейно, расчет отчислений в производственные фонды
Экспертный Целесообразность  и объем затрат по каждому проекту Прекращение или  продолжение финансирования проекта
Балансовый Объем финансовых ресурсов и затрат (потребность) Увязка финансовых ресурсов и потребности в них (составление платежного календаря, факторное планирование)
Метод оптимизации Приведенные затраты, прибыль Оценка эффективности  инвестиций
Моделирование Прибыль и факторы, ее определяющие Выявление взаимосвязи  между факторами, определяющими  прибыль, факторное планирование
 
      
  1. Метод оптимизации  плановых решений сводится к разработке нескольких вариантов расчетов, из которых выбирают один – оптимальный. При этом применяют различные  критерии выбора:
  • минимум приведенных затрат;
  • максимум приведенной прибыли;
  • минимум вложений капитала при наибольшей эффективности результата;
  • минимум текущих затрат;
  • минимум времени на оборот капитала;
  • максимум рентабельности вложенного капитала;
  • минимум финансовых потерь (финансового риска).
  1. Метод экспертных оценок. Ценность этого метода состоит в систематизации разносторонней информации, выявлении неявных особенностей финансового проекта. Эксперты (финансовые аналитики, маркетологи и т.п.) высказывают свое мнение о реальных возможностях осуществления проекта, а затем их оценки обрабатывают особым способом для получения общего вывода.
  1. Метод экономико-математического моделирования позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими.
  2. Экономико-математическая модель представляет собой  точное математическое описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приемов (уравнений, графиков, таблиц, неравенств и пр.). В модель не включаются только основные (определяющие факторы). Она может строится по функциональной или корреляционной связи.

     Функциональная  связь выражается уравнением вида (1):

     У = а (х),                                                                                                                               (1)

     где У – показатель

     х – факторы.

     Корреляционная  связь – это вероятностная  зависимость, которая проявляется  лишь, в общем, и только при большом  количестве наблюдений. Эта связь выражается уравнениями регрессии различного вида. При расчете моделей планирования первостепенное значение имеет определение периода исследования. Исходные данные должны быть однородными.

     Экономико-математическое моделирование позволяет также перейти в планировании от средних значений к оптимальным вариантам.

  1. Факторный метод. В основу факторного метода положены следующие принципы:
    • прогнозный характер планирования;
    • применение достаточно гибких показателей с определенной степенью отклонения от избранного значения;
    • полный учет инфляционных изменений;
    • использование базовых показателей за предшествующий период;
    • строгий отбор факторов, влияющих на планируемый показатель;
    • выбор оптимального значения показателя из ряда вариантов, в результате чего объект планирования получает значения исходных, целевых показателей, на основе которых разворачивается процесс планирования.

      Факторный метод применим для планирования и расчета любых показателей, характеризующих деятельность предприятия. Наиболее целесообразным считается использование его при планировании прибыли и рентабельности предприятия, ввиду того, что по данным показателям можно судить о результатах производственно-коммерческой деятельности предприятия, они являются базисными для расчета прочих характеристик.

      Факторный метод планирования прибыли и  рентабельности включает пять последовательных этапов:

  • расчет базовых показателей за предшествующий год;
  • определение целей хозяйственной деятельности на плановый год;
  • прогнозирование индексов инфляции;
  • расчет плановой прибыли и рентабельности по вариантам;
  • выбор оптимального варианта.

      В качестве базовых принимаются отчетные показатели за предшествующий плановому  год, скорректированные с учетом условий, действующих к началу планового  года, сопоставимые с ними, освобожденные от случайных факторов.

      На  втором этапе предприятие определяет альтернативные варианты хозяйствования в следующем году. Цели четко формулируются  и согласуются с потребностями  рынка и ресурсными ограничениями  и в дальнейшем группируются в факторы. Выбор последних обусловливается непосредственны воздействием на прибыль и рентабельность. Такими укрупненными факторами могут быть:

  • изменение себестоимости сравнимой продукции;
  • рост (снижение) выручки от реализации сравнимой продукции в сопоставимых ценах;
  • выпуск новой несравнимой продукции;
  • изменение цен на продукцию предприятий; переоценка основных средств и капиталовложений предприятий;
  • изменение стоимости активов предприятий.

     Перечисленные факторы при необходимости могут  дополняться или детализироваться. В качестве самостоятельного фактора могут выступать ассортиментные сдвиги в выпуске и реализации продукции.

     Факторный метод планирования позволяет достаточно достоверно планировать финансовую деятельность и оценивать ее результаты в условиях нестабильной экономики и инфляционного роста цен. В дальнейшем он становится основой для перехода к нормативным методам планирования финансовых показателей.

     Метод факторного планирования имеет как  положительные, так и отрицательные  стороны. Он требует относительно небольшой информационной базы, достаточно прост и наиболее приемлем в условиях инфляции, однако опирается на прогнозирование индексов инфляции, которое сложно осуществить с достаточной точностью при наличии финансовой и политической нестабильности [14 С.163-174].

      1.4. Прогнозирование дополнительных финансовых потребностей

      Главная задача финансового планирования состоит  в определении дополнительных потребностей финансирования, которые появляются вследствие увеличения объемов реализации товаров или предоставления услуг. На уровне первого приближения эта задача может быть решена путем укрупненного прогнозирования основных финансовых показателей бизнеса предприятия. В качестве таких показателей используются статьи баланса и отчета о прибыли.

      Суть  подхода достаточно проста. Расширение деятельности предприятия (увеличение объемов продаж) неизбежно приводит к необходимости увеличения его активов (основных и оборотных средств). Сообразно этому увеличению активов должны появиться дополнительные источники финансирования. Часть этих источников (например, кредиторская задолженность и начисленные обязательства) увеличиваются сообразно наращиванию объемов реализации предприятия. Очевидно, что разница между увеличением активов и увеличением пассивов и составляет потребность в дополнительном финансировании.

Информация о работе Оптимизация денежных потоков