Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:37, дипломная работа
Целью дипломного проекта является разработка предложений по финансовому планированию на примере ЗАО «Уральская телефонная компания».
Для реализации поставленной цели решены следующие задачи:
• изучены теоретические и методические вопросы;
• проведен анализ финансово хозяйственной деятельности;
• разработаны рекомендации.
Финансовое планирование тесно связано и опирается на маркетинговый, производственный и другие планы предприятия, подчиняется миссии и общей стратегии предприятия: никакие финансовые прогнозы не обретут практическую ценность до тех пор, пока не проработаны производственные и маркетинговые решения. Финансовые планы будут нереальны, если недостижимы поставленные маркетинговые цели, финансовые планы могут быть неприемлемы, если условия достижимости целевых финансовых показателей невыгодны для предприятия в долгосрочном периоде. Общая идеология финансового планирования представлена на рис. 2.
Рис. 2
С общей точки зрения можно выделить следующие уровни финансового планирования: долгосрочное и краткосрочное планирование.
Долгосрочное планирование связано с приобретением основных средств, которые планируется использовать в течение длительного времени.
Разделение производят по следующим критериям:
Менеджеры,
занятые краткосрочным
Долгосрочное планирование связано с привлечением долгосрочных источников финансирования и обычно оформляется в виде инвестиционного проекта.
Условия,
от которых зависит эффективность
финансового планирования, вытекают
из самих целей этого процесса
и требуемого конечного результата.
В этом смысле выделяют три основные
условия финансового
Сформулированные выше условия имеют достаточно общий вид. В то же время следует осознавать, что финансовый план – это, в конечном итоге, набор финансовых показателей, которые необходимо рассчитывать и прогнозировать с помощью специальных технологий.
В качестве конечного результата финансового плана обычно используются три основных документа:
Прогнозный
баланс не только отражает стоимостные
результаты распределения и
План отчета прибылей и убытков базируется в первую очередь на плановой выручке от продаж и плановых затратах на продаваемую продукцию.
План движения денежных средств составляется исходя из поступлений и расходования денежных средств по периодам с учетом переходящих остатков дебиторской задолженности, поступления платежей и осуществления расходов в соответствии с договорными условиями расчетов с покупателями и поставщиками.
Основные технологические принципы финансового планирования [21 С.83]:
При разработке финансовых планов на долгосрочную перспективу менеджер использует математические, статистические и другие методы для прогнозирования будущей ситуации. Безусловно, чем точнее прогноз, тем лучше “сработает” компания, но основываться только на результатах прогноза было бы неразумно. Во-первых, долгосрочные прогнозы отличаются невысокой точностью. Во-вторых, никакой прогноз не сможет предсказать нестандартный поворот событий. В-третьих, прогноз, основанный на наиболее вероятных событиях, своим результатом предполагает конкретный финансовый план, который теряет свою ценность уже после первого маловероятного события, и компания оказывается перед необходимостью разрабатывать новый финансовый план. Гораздо разумней на стадии подготовки финансового плана применить ситуационный анализ "Что будет, если…?".
Основные
положения ситуационного
Суть ситуационного анализа состоит в том, что, изменяя исходные данные о плановых объемах продаж, ценах и др., мы анализируем конечные результаты планирования, оцениваем риски и определяем оптимальный вариант действий.
Ситуационный анализ практически невозможно провести без вычислительной техники. Как правило, финансовый план – это большого объема документ со сложными арифметическими и статистическими расчетами внутри. Составление одного варианта финансового плана без ЭВМ является сложным процессом, а ситуационное моделирование предполагает в некоторых моментах составление десятков и более родственных финансовых планов.
Большинство финансовых моделей, которые применяются менеджерами корпораций, относятся к методам моделирования, направленным на прогнозирование последствий альтернативных финансовых стратегий при разных исходных допущениях. Эти модели включают как модели общего характера, практически не очень сложные, так и модели, содержащие сотни уравнений и взаимосвязанных переменных.
Большинство крупных компаний применяют одну финансовую модель или имеют доступ только к одной. Иногда можно встретить использование нескольких моделей: вероятно, развернутую модель, интегрирующую планирование инвестиций и оперативное планирование, и более простую модель, сфокусированную на анализе последствий финансовой стратегии, а также модель, специально предназначенную для анализа предполагаемых слияний.
Причина популярности именно таких моделей заключается в их простоте и практичности. Они поддерживают усилия менеджеров, разрабатывающих прогнозные формы финансовых отчетов, облегчая и существенно удешевляя эту процедуру. Модели автоматизируют значительную часть их работы, которая обычно бывает наиболее утомительной, трудоемкой и требует много времени.
Разработка программного обеспечения для таких моделей может осуществляться командами высококвалифицированных и талантливых программистов. В настоящее время для решения достаточно сложных вопросов, возникающих в финансовом планировании, используются стандартные программы, основанные на работе пользователя с электронными таблицами, например, Excel.
Материальный продукт всего процесса - финансовый план, описывающий финансовую стратегию компании и прогнозирующий ее результаты с помощью прогнозных финансовых отчетов: балансового, отчета о прибылях и убытках, об источниках и использовании фондов. План формулирует финансовые цели и эталоны для оценки положения компании. Обычно он также дает обоснование выбранной стратегии и объяснение того, как поставленные цели должны быть достигнуты.
1.2. Краткосрочное финансовое планирование
Цель (цели) деятельности фирмы в планируемом периоде - стержень финансового плана. Цели задаются обычно волевыми решениями руководителей фирмы. Функции же финансового плана - определить финансовые условия достижения поставленных целей. Таким образом, окончательный вид плана определяется лежащими в его основе целями.
Задачей краткосрочного финансового планирования является обеспечение финансирования деятельности компании и эффективное использование временно свободных денежных средств.
Для обеспечения непрерывного развития предприятию требуется капитал, то есть деньги, вложенные в здания, машины и оборудование, в покупку и хранение запасов, счета дебиторов и другие активы. Как правило, все эти активы не приобретаются сразу, а создаются постепенно в течение некоторого периода времени. Назовем общие расходы компании, необходимые для финансирования дополнительных активов, потребностью компании в капитале.
В большинстве компаний накопившаяся потребность в капитале растет не равномерно, а скорее волнообразно. Потребность в капитале имеет отчетливо выраженную положительную зависимость от роста объемов операций компании. Однако возможны и определенные сезонные колебания. Наконец, будут возникать и непредсказуемые заранее ежемесячные или еженедельные колебания.
Накопившаяся
потребность в капитале может
быть удовлетворена за счет краткосрочных
и долгосрочных источников финансирования.
Когда долгосрочное финансирование
не покрывает всех потребностей в
капитале, компании необходимо прибегать
к краткосрочному финансированию для
мобилизации недостающих средств. Когда
долгосрочные финансовые ресурсы, полученные
компанией, выше, чем ее накопившаяся потребность
в капитале, тогда у компании возникает
избыток денежных средств, который она
может использовать для краткосрочного
инвестирования. Таким образом, сумма
долгосрочного финансирования, полученного
компанией, при данной накопившейся потребности
в капитале определяет, является ли компания
в краткосрочном периоде заемщиком или
кредитором, т.е. кредитуется или инвестирует
(рис.3).