Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:37, дипломная работа
Целью дипломного проекта является разработка предложений по финансовому планированию на примере ЗАО «Уральская телефонная компания».
Для реализации поставленной цели решены следующие задачи:
• изучены теоретические и методические вопросы;
• проведен анализ финансово хозяйственной деятельности;
• разработаны рекомендации.
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшими
задачами современной практики управления
является выработка решений, направленных
на достижение финансово экономической
устойчивости и эффективности
Управление предприятием в системе рыночных отношений требует от руководителей компетентности в конкретных сферах производственной деятельности, а так же умения адекватно оценивать и реагировать на изменения экономических процессов в реальном режиме времени.
Эти задачи помогает решить управленческий анализ, целью которого является информационно-аналитическое обеспечение принимаемых решений на предприятии.
Выбор
предприятия связи в качестве
объекта исследования является не случайным.
Именно телекоммуникации будут основой
экономики информационного
За последние пять лет в России наблюдается существенный и устойчивый рост на рынке телекоммуникаций. По данным Минсвязи России, к началу 2001г. Удельная плотность фиксированной телефонии составила 21,3 телефона на 100 жителей, в Интернете – 1,7 пользователя.
В
развитых европейских странах плотность
фиксированной телефонии
Существенное влияние на рост числа пользователей связи и снижение цен оказывает конкуренция. Таким образом, в отрасли постепенно формируется рынок, когда покупатель может сравнить продукты различных производителей для удовлетворения своих потребностей и выбрать его с максимальной выгодой для себя.
Основными
факторами, оказывающими влияние на
формирование современного российского
телекоммуникационного рынка, являются
политический, экономический и
Радикальные экономические реформы в России существенным образом отразились на организационно-правовом пространстве российских телекоммуникаций, проявившись в приватизации предприятий и разрушении монополии на рынках телекоммуникационных услуг. Одной из причин приватизации и демонополизации предприятий связи явилось распространение новых видов услуг. Программы переоборудования существующих телефонных станций на цифровые системы и строительство новых сооружений также требовали существенных инвестиций, которые государственный бюджет предоставить не мог.
Финансовый кризис августа 1998 г. лишний раз показал, что с управлением финансами в российских компаниях не все ладно. К неплатежам, хронической нехватке оборотных средств и дефициту инвестиций добавились новые напасти. Одной из причин является отсутствие у руководства своевременной, полной и точной информации не только о будущем, но и о настоящем финансовом состоянии предприятия. А все потому, что внутрифирменное финансовое планирование в российских компаниях (если оно вообще есть) носит сугубо фрагментарный характер. Это никак не позволяет эффективно управлять финансами, прежде всего движением денежных средств, принимать точные и взвешенные в финансовом отношении управленческие решения.
Одной из сложностей, возникающих при внедрении полноценного финансового планирования на наших предприятиях, является та система целей, которые ставят перед собой их руководители. Чаще всего в качестве одной из главных целей бизнеса декларируется прибыль. При этом руководство не всегда отдает себе отчет в том, о какой прибыли идет речь: долгосрочной или краткосрочной, операционной, балансовой, чистой и т.д. Иногда вспоминают о ликвидности, сбалансированности финансовых потоков. О построении целостной системы финансовых целей, позволяющей разрабатывать сбалансированные финансовые планы, чаще всего нет и речи. Сложность проблемы заключается еще и в том, что в управлении финансами нет ни одного важного показателя, который можно было бы оптимизировать, не ухудшая при этом другие, не менее важные показатели. Поэтому управление финансами и финансовое планирование – это всегда поиск баланса, оптимального на данный момент соотношения нескольких показателей. Набор этих показателей у разных компаний может быть неодинаков. Все зависит от целей и задач в области финансов, которые ставит перед собой руководство предприятия.
Деятельность предприятий местной телефонной связи сопряжена с непрерывными инвестициями в модернизацию и развитие технологической базы для оказания услуг связи. Высокие темпы технического прогресса в области телекоммуникаций, появление новых технологий и услуг связи, а так же наличие неудовлетворительного спроса требуют постоянной инвестиционной активности от операторов местных телефонных сетей. В России привычным источником инвестиций в развитие средств связи являются собственные средства предприятия. Несмотря на надежность и внушительный объем прибыли и амортизации, собственные средства не в состоянии полностью покрыть потребность в инвестициях телефонной сети.
В планировании финансово – хозяйственной деятельности и управлении ею на предприятиях связи существуют определенные трудности, поскольку отсутствуют отраслевые методические рекомендации по составу затрат, калькулированию себестоимости услуг связи, формированию финансовых результатов. В таких условиях анализ становится важным инструментом для объективной оценки работы предприятия связи, выработки предложений и рекомендаций, направленных на использование резервов и повышение эффективности его деятельности.
Актуальность проблемы внедрения финансового планирования на предприятиях предопределила выбор темы дипломного проекта.
Целью дипломного проекта является разработка предложений по финансовому планированию на примере ЗАО «Уральская телефонная компания».
Для реализации поставленной цели решены следующие задачи:
Объектом исследования является закрытое акционерное общество «Уральская телефонная компания».
Информационной
базой послужили: законодательные и нормативные
акты, монографии, учебные пособия, периодические
издания по теме дипломного проекта, финансовая
отчетность предприятия.
Переход к рыночной системе и приватизация в России привели к появлению в народном хозяйстве страны множества коммерческих фирм: от мелких до крупнейших акционерных обществ, образованных на базе бывших государственных предприятий промышленности и машиностроения. Их деятельность в условиях рыночной экономики приобрела совершенно новое качество: полная самостоятельность в выборе направлений деятельности и заказчиков и почти такое же полное исключение бюджетного финансирования. На развитие фирмы и пополнение оборотных средств необходима прибыль или заемные средства, требующие своевременного возврата. В этих условиях часть фирм постоянно увеличивает свои доходы и эффективно развивается. Другие оказываются неплатежеспособными, закрываются или попадают под процедуру принудительной ликвидации.
Новые условия работы вызывают необходимость применения новой системы планирования и оценки финансово-хозяйственной деятельности. На первое место выходят маркетинговый анализ и разработка плана доходов и расходов. Главным показателем финансового плана становится чистая прибыль и чистые денежные поступления. В каждой средней и особенно крупной фирме более важной становится роль финансово-экономической службы и деятельность по управлению денежными ресурсами.
Брейли и Майерс - авторы основополагающего труда по финансам - определяют финансовое планирование как процесс:
Внутрифирменное финансовое планирование за рубежом является одним из важнейших элементов управления, и достигло высокого уровня развития. Первым и наиболее отработанным этапом его организации является бюджетирование (budjeting) - составление ежегодной сметы расходов на различные цели по фирме и ее подразделениям. Эта деятельность обеспечивается организацией финансовых служб, регулярно разрабатывающих и контролирующих выполнение текущих планов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности. Внутрифирменное бюджетирование дифференцируется по различным объектам: отделениям, филиалам, подразделениям фирм, а также по видам деятельности- производству, торговле, строительству, рекламе, HИОКР. При этом оно становится основным инструментом контроля текущей деятельности и распределения средств между подразделениями внутри предприятия.
К более высоким уровням развития финансового управления относятся долгосрочное планирование (long-rang рlanning), направленное на внешнюю среду деятельности фирмы и стратегическое управление" (strategic managment). В настоящее время в зарубежной литературе выделяется четыре стадии развития финансового планирования, из которых для большинства российских предприятий подходят первые две, основанные на бюджетировании.
Задачи, решаемые при финансовом планировании требуют комплексного подхода к предприятию, т.е рассматривать предприятие как экономическую единицу, причем необходимо проанализировать как внутренние взаимосвязи, так и среду, окружающую объект исследования. Это возможно только при построении финансовой модели предприятия. В упрощенном виде предприятие можно представить в следующем виде (рис.1).
1.1. Общие принципы финансового планирования
В условиях перехода от административной к рыночной экономике процесс планирования деятельности предприятия претерпел коренные изменения. Методы планирования, принятые в условиях централизованной экономики, не оправдали себя, и это было признано одной из главных причин, приведших к сложной экономической ситуации. Старая система планирования также не соответствовала новым послеприватизационным условиям. Работать же без планирования, как оказалось, не в состоянии ни одно предприятие. Таким образом, возникла необходимость разработки новой системы, отвечающей целям и задачам предприятия в условиях рыночной экономики, помогающей осуществлять эффективную управленческую деятельность. Разумеется, эта система должна базироваться на подходах и технологиях, используемых на западных предприятиях, имеющих многолетний опыт планирования.
Планировать необходимо для того:
С развитием мировой экономики планирование деятельности стало основой работы предприятий. Характерным примером этого является бизнес-план. Без него очень редкий инвестор решится вкладывать деньги в развитие или расширение бизнеса. От правильности и точности прогнозов зависят успехи и неудачи предпринимательской деятельности.
Финансовое планирование – это управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов на предприятии, реализующееся в детализированных финансовых планах. Финансовое планирование является составной частью общего процесса планирования и, следовательно, управленческого процесса, осуществляемого менеджментом предприятия. Его главными этапами выделяют следующее: