Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:05, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является изучение теории и практики оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка, а также методик ее анализа на примере Сбербанка России ОАО, крупнейшего из российских банков.
При написании работы поставлен ряд задач:
- определить экономический смысл понятия кредитоспособности, наиболее точно отражающий его сущность;
- рассмотреть и сгруппировать факторы, которые в той или иной степени могут повлиять на кредитоспособность заемщика;
- охарактеризовать необходимость анализа кредитоспособности заемщика для банка;
- проанализировать основные источники информации, используемой для оценки кредитоспособности заемщика;
- изучить особенности основных методик оценки кредитоспособности заемщика, используемые в международной практике;
- рассмотреть методики оценки кредитоспособности заемщика, используемые коммерческими банками РФ, в том числе основные показатели, применяемые в данных методиках;
- оценить характеристику методики оценки кредитоспособности Сбербанком России в сравнении с прочими применяемыми методиками;
- проанализировать кредитоспособность конкретного заемщика - юридического лица, используя методику оценки кредитоспособности, применяемую в Сбербанке России;
- изучить существующие проблемы методик оценки кредитоспособности, используемых в коммерческих банках РФ;
- определить основные направления развития оценки кредитоспособности заемщика в коммерческих банках РФ;
- рассмотреть возможность использования международного опыта оценки кредитоспособности заемщика в российской практике, его положительное и отрицательное влияние;
- оценить кредитную историю заемщика, как один из определяющих факторов для оценки кредитоспособности заемщика.
Введение……………………………………………………………………......3-6
Глава 1. Оценка кредитоспособности клиентов кредитных организаций: понятия, методы и критерии.
1.1. Основные понятия и критерии кредитоспособности заемщика кредитной организации……………………………………………………………………7-22
1.2. Методы оценки кредитоспособности клиентов кредитных организаций на основе комплексного анализа………………………………………………..23-38
1.3. Методы оценки кредитоспособности заемщика в коммерческих
банках России…………………………………………………………………39-46
Глава 2. Анализ кредитоспособности заемщика в Сбербанке
России ОАО.
2.1. Место кредитования в деятельности Сбербанка России ОАО ………..47-53
2.2. Оценка кредитоспособности корпоративных заемщиков в Сбербанке……………………………………………………………………………….54-65
2.3. Оценка кредитоспособности физических лиц в Сбербанке…………...66-71
Глава 3. Перспективы развития оценки кредитоспособности
заемщика в условиях современного кризиса.
3.1. Тенденции развития оценки кредитоспособности заемщика кредитной организации в России………………………………………….............................72-80
3.2. Оценка кредитоспособности заемщика в Сбербанке России ОАО
в контексте новых требований Базельского комитета по банковскому
надзору…………………………………………………………………………81-86
Заключение…………………………………………………………………...87-91
Список литературы………………………………………………………….92-94
Приложения………………………………………………………………......95-105
В качестве одного из вариантов частной методики оценки кредитоспособности клиента коммерческим банком можно привести методику Credit Line. Эта методика представляет собой систему оценки, построенную на 5 коэффициентах:
K1 = ВЭД / ДС;
K2 = Финансовые расходы / ДС;
K3 = Капиталовложения за год / ДС;
K4 = Долгосрочные обязательства / ДС;
K5 = Чистое сальдо наличности / Оборот.
Каждый из показателей оценивается в пределах четырех баллов и определяется общий итог в баллах. Сумма баллов определяет уровень кредитоспособности клиента.
Учитываются также и данные картотеки банка Франции. Эта картотека имеет четыре раздела. В первом предприятия разделяются на 10 групп в зависимости от размера актива баланса и каждой группе присваиваются литеры от А до К. Второй раздел является разделом кредитной котировки, выражающий доверие, которое может быть допущено в отношении предприятий. Эта котировка основывается на изучении финансовой ситуации и рентабельности, а также на оценке руководителей, держателей капиталов и предприятий, с которыми клиент имеет тесные коммерческие связи. Кредитная котировка делит предприятия на 7 групп, которым присваиваются шифры от 0 до 6.
Третий раздел классифицирует предприятия по их платежеспособности. Банк Франции фиксирует все случаи неплатежей и в зависимости от этого разделяет клиентов коммерческих банков на три группы, которым присваиваются шифры 7, 8 или 9. Шифр 7 означает пунктуальность в платежах, отсутствие реальных трудностей в денежных средствах в течение года. Шифр 8 дается при временных затруднениях, связанных с наличием денежных средств, которые не ставят под серьезную угрозу платежеспособность предприятия. Шифр 9 означает, что платежеспособность предприятия сильно скомпрометирована.
Четвертый раздел картотеки делит всех клиентов на две группы: предприятия, векселя и ценные бумаги которых могут быть переучтены, и предприятия, векселя и ценные бумаги которых не могут быть переучтены в Банке Франции.[37]
Банки, работающие в Австралии, при присвоении кредитного рейтинга заемщику опираются на информацию внутренних и внешних источников.
Существуют четыре основные группы факторов, участвующих в расчете рейтинга:
Определение рейтинга, как правило, предусматривает использование 2—3 показателей из каждой группы. Внутренние рейтинговые шкалы многих банков приведены в соответствие со шкалами рейтинговых агентств «Moody's» и «Standard & Poor's», что позволяет сравнивать рейтинги различных заемщиков. Каждому значению рейтинга соответствует вероятность дефолта заемщика данного класса. Сопоставление такой вероятности и уровня возможного убытка по отдельным активным операциям позволяет с эффективностью управлять величиной кредитного риска.[29, с. 82]
Большинство методов используют данные
на фактическую дату, что не всегда
объективно. При правильной увязке
соответствующих оборотов оценки кредитоспособности
станут надежнее. Реализован такой
подход, может быть через анализ
денежных потоков клиента, а именно
через определение чистого
Анализ денежного потока заключается в сопоставлении оттока и притока у заемщика за период, обычно соответствующий сроку испрашиваемой ссуды. Для анализа денежного потока берутся, как правило, данные как минимум за 3 последних года. Если клиент имел устойчивое превышение притока над оттоком, то это свидетельствует о его финансовой устойчивости - кредитоспособности. Колебания величины денежного потока (кратковременные превышения оттока над притоком) говорит о более низком рейтинге клиента. Систематическое превышение оттока над притоком средств характеризует клиента как некредитоспособного. Сложившаяся положительная средняя величина денежного потока (превышение притока над оттоком) может использоваться как предел выдачи новых ссуд, т.е. она показывает, в каком размере клиент может погашать за период долговые обязательства.[31]
На основании соотношения
Анализ денежного потока позволяет
сделать вывод о слабых местах
управления предприятием. Выявленные
результаты анализа используются для
разработки условий кредитования. Для
решения вопроса о
Описанный метод анализа денежного потока называется косвенным. Вместе с тем существует и прямой метод, содержание которого может быть сведено к следующим трем потокам:
- изменение (+,-) денежных средств
в результате производственно-
- изменение (+,-) денежных средств в результате инвестиционной деятельности.
- изменение (+,-) денежных средств
в результате финансовой
Анализ
делового риска позволяет
Факторами делового риска являются различные причины, приводящие к прерывности или задержке кругооборота фондов на отдельных стадиях (создание запасов, производство, сбыт). Набор этих факторов может быть представлен следующим образом:
1. Надежность поставщиков.
2. Диверсифицированность поставщиков.
3. Сезонность поставок. Длительность хранения сырья и материалов (является ли товар скоропортящимся).
4. Наличие складских помещений и необходимости в них.
5.Порядок приобретения сырья и материалов (у производителя или через посредника).
6. Факторы экологии.
7. Уровень цен на приобретаемые ценности и их транспортировку (доступность цен для заемщика, опасность повышения цен).
8. Риск ввода ограничений на ввоз и вывоз импортного сырья и материалов, на вывоз экспортной продукции.
9. Наличие и квалификация
10. Возраст, мощность и
11. Количество покупателей и их платежеспособность.
12. Степень конкуренции в отрасли.
13. Демографические факторы.
14. Факторы валютного риска.
Но перечисленные факторы не являются обязательными и единственно верными. Каждый банк в зависимости от своей кредитной политики, а также других факторов может использовать любые из них, исключая остальные, объединять их и добавлять новые, необходимые ему для оценки кредитоспособности заемщика.[31]
Деловой риск связан также с недостатками законодательной основы для совершения кредитуемой сделки, а также со спецификой отрасли заемщика. Необходимо учитывать влияние на развитие данной отрасли альтернативных отраслей, систематического риска по сравнению с экономикой в целом, подверженность отрасли цикличности спроса, постоянство результатов в деятельности отрасли и т.д. Кроме этого могут использоваться такие факторы: наличие аудиторского заключения, местонахождение заемщика относительно банка, постоянство и качество работы с данным заемщиком, кредитная история, объект кредитования, ликвидность предмета залога, маркетинговая программа, уставный фонд.
Перечисленные факторы делового риска обязательно принимаются во внимание при разработке банком стандартных форм кредитных заявок.
Большинство перечисленных факторов может быть формализовано, т.е. для них могут быть разработаны бальные оценки. В зависимости от количества учтенных факторов и принятой шкалы разрабатывается таблица определения класса кредитоспособности заемщика на основе делового риска:
1 класс – более 100 баллов, нерисковая сделка.
2 класс – 80 – 100, минимальный риск.
3 класс – 50 – 79, средний риск.
4 класс - 30 – 49, высокий риск.
5 класс – 0 – 29, полный риск.
Чем больше сумма баллов, тем меньше риск и больше вероятность завершения сделки с прогнозируемым эффектом, что позволит заемщику в срок погасить свои долговые обязательства. [31]
1.3. Методы оценки кредитоспособности заемщика в коммерческих банках России.
В последние годы определенное распространение получила методика, разработанная специалистами Ассоциации российских банков (АРБ).[25, с. 65] По этой методике оценка деятельности заемщика и условий его кредитования предполагает анализ его кредитоспособности по следующим направлениям:
«солидность» - ответственность руководства, своевременность расчетов по ранее полученным кредитам;
«способность» - производство и реализация продукции, поддержание ее конкурентоспособности;
«доходность» - предпочтительность вложения средств в данного заемщика; «реальность» достижения результатов проекта;
«обоснованность» запрашиваемой суммы кредита;
«возвратность» за счет реализации материальных ценностей заемщика, если его проект не исполнится;
«обеспеченность» кредита юридическими правами заемщика.
Оценку последних четырех
пунктов рекомендуется
В большинстве случаев российские банки на практике применяют методы оценки кредитоспособности на основе совокупности финансовых коэффициентов, характеризующих финансовое состояние заемщика. Главной проблемой при этом является разработка нормативных значений для сравнения, так как существует разброс значений, вызванный отраслевой спецификой хозяйствующих субъектов, а приводимые в экономической литературе приемлемые нормативные уровни финансовых показателей рассчитаны без учета этого. Из-за отсутствия единой нормативной базы в отраслевом разрезе объективная оценка финансового состояния заемщика невозможна, так как нет сравнительных среднеотраслевых, минимально допустимых и наилучших для данной отрасли показателей.
В современных условиях коммерческие банки разрабатывают и используют собственные методики оценки кредитоспособности заемщиков с учетом интересов банка.[25, с. 65]
Альфа-Банк
В ОАО «Альфа-Банк» с целью выяснения уровня кредитоспособности хозяйствующего субъекта используется Инструкция по определению кредитоспособности заемщика, в которой установлены общие требования и порядок анализа финансово-хозяйственного положения заемщика. Финансовое состояние заемщика при этом оценивается с точки зрения краткосрочной и долгосрочной перспектив. В первом случае критерием оценки являются ликвидность и платежеспособность заемщика, во втором - структура источников средств. В рамках анализа финансового состояния и кредитоспособности заемщика оцениваются платежеспособность заемщика, его имущественное положение, ликвидность, финансовая устойчивость, деловая активность, рентабельность деятельности.
Информация о работе Оценка кредитоспособности клиентов коммерческого банка (на примере Сбербанка РФ)