Оценка кредитоспособности клиентов коммерческого банка (на примере Сбербанка РФ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:05, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является изучение теории и практики оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка, а также методик ее анализа на примере Сбербанка России ОАО, крупнейшего из российских банков.
При написании работы поставлен ряд задач:
- определить экономический смысл понятия кредитоспособности, наиболее точно отражающий его сущность;
- рассмотреть и сгруппировать факторы, которые в той или иной степени могут повлиять на кредитоспособность заемщика;
- охарактеризовать необходимость анализа кредитоспособности заемщика для банка;
- проанализировать основные источники информации, используемой для оценки кредитоспособности заемщика;
- изучить особенности основных методик оценки кредитоспособности заемщика, используемые в международной практике;
- рассмотреть методики оценки кредитоспособности заемщика, используемые коммерческими банками РФ, в том числе основные показатели, применяемые в данных методиках;
- оценить характеристику методики оценки кредитоспособности Сбербанком России в сравнении с прочими применяемыми методиками;
- проанализировать кредитоспособность конкретного заемщика - юридического лица, используя методику оценки кредитоспособности, применяемую в Сбербанке России;
- изучить существующие проблемы методик оценки кредитоспособности, используемых в коммерческих банках РФ;
- определить основные направления развития оценки кредитоспособности заемщика в коммерческих банках РФ;
- рассмотреть возможность использования международного опыта оценки кредитоспособности заемщика в российской практике, его положительное и отрицательное влияние;
- оценить кредитную историю заемщика, как один из определяющих факторов для оценки кредитоспособности заемщика.

Содержание

Введение……………………………………………………………………......3-6
Глава 1. Оценка кредитоспособности клиентов кредитных организаций: понятия, методы и критерии.
1.1. Основные понятия и критерии кредитоспособности заемщика кредитной организации……………………………………………………………………7-22
1.2. Методы оценки кредитоспособности клиентов кредитных организаций на основе комплексного анализа………………………………………………..23-38
1.3. Методы оценки кредитоспособности заемщика в коммерческих
банках России…………………………………………………………………39-46
Глава 2. Анализ кредитоспособности заемщика в Сбербанке
России ОАО.
2.1. Место кредитования в деятельности Сбербанка России ОАО ………..47-53
2.2. Оценка кредитоспособности корпоративных заемщиков в Сбербанке……………………………………………………………………………….54-65
2.3. Оценка кредитоспособности физических лиц в Сбербанке…………...66-71
Глава 3. Перспективы развития оценки кредитоспособности
заемщика в условиях современного кризиса.
3.1. Тенденции развития оценки кредитоспособности заемщика кредитной организации в России………………………………………….............................72-80
3.2. Оценка кредитоспособности заемщика в Сбербанке России ОАО
в контексте новых требований Базельского комитета по банковскому
надзору…………………………………………………………………………81-86
Заключение…………………………………………………………………...87-91
Список литературы………………………………………………………….92-94
Приложения………………………………………………………………......95-105

Работа содержит 1 файл

Сбербанк.docx

— 247.42 Кб (Скачать)

Наиболее  удачной представляется классификация  подходов к оценке кредитоспособности заемщиков коммерческих банков, предложенная профессором И.В. Вишневским (рис. 1.1.) [25, с. 56]








Рисунок 1.1 Классификация  подходов к оценке кредитоспособности.

Классификационные модели анализа (также встречается  название «Модели ограниченной экспертной оценки») дают возможность группировать заемщиков:

  • Прогнозные модели позволяют дифференцировать их в зависимости от вероятности банкротства;
  • Рейтинговые в зависимости от их категории, устанавливаемой с помощью группы рассчитываемых финансовых коэффициентов и присваиваемых им уровней значимости. [25, с. 56]

Рейтинговая оценка (общая сумма баллов) рассчитывается путем умножения значения показателя на его вес (коэффициент значимости) в интегральном показателе. В мировой практике при оценке кредитоспособности на основе системы финансовых коэффициентов применяются в основном следующие пять групп коэффициентов:

  • Ликвидности;
  • Оборачиваемости;
  • Финансового рычага;
  • Прибыльности;
  • Обслуживания долга.

Американский ученый Э. Рид предложил  следующую систему показателей, определяющих различные характеристики кредитоспособности предприятия:

    • Ликвидности;
    • Оборачиваемости;
    • Привлечения средств;
    • Прибыльности.

Эта система  позволяет прогнозировать своевременность  совершения будущих платежей, ликвидность и реальность оборотных активов, оценить общее финансовое состояние фирмы и ее устойчивость, а также возможность определить границы снижения объема прибыли, в которых осуществляется погашение части фиксированных платежей.

Другая  группа ученых (Дж. Шим, Дж. Сигел, Б. Нидлз, Г. Андерсон) предложила использовать группы показателей, характеризующих ликвидность, прибыльность, долгосрочную платежеспособность и показатели, основанные на рыночных критериях. В отличие от методики Э. Рида этот подход позволяет прогнозировать долгосрочную платежеспособность с учетом степени защищенности кредиторов от неуплаты процентов (коэффициента покрытия процента). Коэффициенты, основанные на рыночных критериях, включают отношение цены акции к доходам, размер дивидендов и рыночный риск. С их помощью определяется отношение текущего биржевого курса акций к доходам в расчете на одну акцию, текущая прибыль их владельцев, изменчивость курса акций фирмы относительно курсов акций других фирм. Однако расчет некоторых коэффициентов требует применения специальных статистических методов. На практике каждый коммерческий банк выбирает для себя определенные коэффициенты и решает вопросы, связанные с методикой их расчета. Этот подход позволяет охарактеризовать финансовое состояние заемщика на основе синтезированного показателя-рейтинга, рассчитываемого в баллах, присваиваемых каждому значению коэффициентов. В соответствии с баллами устанавливается класс организации: первоклассная, второклассная, третьеклассная или неплатежеспособная. Класс организации принимается банком во внимание при разработке шкалы процентных ставок, определении условий кредитования, установлении режима кредитования (форма кредита, размер, и вид кредитной линии и т.д.), оценке качества кредитного портфеля, анализе финансовой устойчивости банка. [25, с. 57]

Разновидностью  рейтинговой оценки является кредитный скоринг – технический прием, предложенный в начале 40-х годов ХХ в. американским ученым Д. Дюраном для отбора заемщиков по потребительскому кредиту. Отличие кредитного скоринга заключается в том, что в формуле рейтинговой оценки вместо значения показателя используется его частная балльная оценка. Для каждого показателя определяется несколько интервалов значений, каждому интервалу приписывается определенное количество баллов или определяется класс. Если полученный заемщиком рейтинг ниже значения, заранее установленного сотрудниками банка, то такому клиенту будет отказано в кредите, а если соответствует нормативам, то кредитная заявка будет удовлетворена. Преимуществами рейтинговой модели является простота (так как достаточно рассчитать финансовые коэффициенты и приняв во внимание коэффициенты их значимости, определить класс заемщика), возможность расчета оптимальных значений по частным показателям, способность ранжирования организаций по результатам, комплексный подход к оценке кредитоспособности (так как используются показатели, отражающие различные стороны деятельности организации). Однако при использовании данной методики следует учитывать ряд проблем:

  • Необходимость тщательного отбора финансовых показателей (требуется использовать показатели, описывающие разные стороны работы заемщика, с тем, чтобы более полно охарактеризовать его положение);
  • Важность обоснования пороговых значений показателей (в России довольно сложно осуществить подобный подход, так как недостаточно сведений о фактическом состоянии и уровнях данных показателей в экономике, а также мала степень участия банков в формировании такой базы данных);
  • Необходимость обоснования коэффициентов значимости для каждой группы показателей в соответствии с отраслью деятельности конкретного заемщика;
  • Определение величины отклонений в пограничных областях, относящих заемщиков к разным классам;
  • При рейтинговой оценке учитываются уровни показателей только относительно оптимальных значений, соответствующих определенным установленным нормативам, но не принимается во внимание степень их выполнения или не выполнения;
  • Финансовые коэффициенты отражают положение дел в прошлом на основе данных об остатках;
  • Рассчитываемые коэффициенты показывают лишь отдельные стороны деятельности;
  • В системе рассчитываемых коэффициентов не учитываются многие факторы – репутация заемщика, перспективы и особенности рыночной конъюнктуры, оценки выпускаемой и реализуемой продукции, перспективы капиталовложений и т.д. [25, с. 58]

Прогнозные модели, получаемые с помощью статистических методов, используются для оценки качества потенциальных заемщиков. При множественном дискриминантном анализ (МДА) используется дискриминантная функция (Z), учитывающая некоторые параметры (коэффициенты регрессии) и факторы, характеризующие финансовое состояние заемщика (в том числе и финансовые коэффициенты). Коэффициенты регрессии рассчитываются в результате статистической обработки данных по выборке фирм, которые либо обанкротились, либо выжили в течение определенного времени. Если Z-оценка фирмы находится ближе к показателю средней фирмы-банкрота, то при условии продолжающегося ухудшения ее положения она обанкротится. Если менеджеры фирмы и банк предпримут усилия для устранения финансовых трудностей, то банкротство, возможно, не произойдет. Таким образом, Z-оценка является сигналом для предупреждения банкротства фирмы. Применение данной модели требует обширной репрезентативной выборки фирм по разным отраслям и масштабам деятельности. Сложность заключается в том, что не всегда можно найти достаточное число обанкротившихся фирм внутри отрасли для расчета коэффициента регрессии.

Наиболее известными моделями МДА  являются модели Альтмана и Чессера, включающие следующие показатели:

  • Отношение собственных оборотных средств к сумме активов;
  • Отношение реинвестируемой прибыли к сумме активов;
  • Отношение рыночной стоимости акций к заемному капиталу;
  • Отношение объема продаж (выручка от реализации) к сумме активов;
  • Отношение брутто-прибыли (прибыли до вычета процентов и налогов) к сумме активов.

Отечественные дискриминантные модели прогнозирования банкротства представлены двухфакторной моделью М.А. Федотовой и пятифакторной моделью Р.С. Сайфулина и Г.Г. Кадыкова. [25, с. 60]

По оценкам  Базельского комитета, около 20% банков используют данную модель при анализе кредитоспособности крупных предприятий.

В случае использования  математических моделей не учитывается  влияние «качественных» факторов при  предоставлении банками кредитов. Эти  модели лишь отчасти позволяют кредитным  экспертам банка сделать вывод  о возможности предоставления кредита. Недостатками классификационных моделей является их «замкнутость» на количественных факторах, произвольность выбора системы количественных показателей, высокая чувствительность к недостоверности исходных данных, громоздкость при использовании статистических межотраслевых и отраслевых данных.

Построение  в российских условиях подобных моделей  достаточно сложно из-за отсутствия статистических данных о банкротстве организаций, постоянного изменения нормативной базы в области банкротства и признания банкротства организации на основе данных, не поддающихся учету.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Методы оценки кредитоспособности клиентов кредитных организаций на основе комплексного анализа

В рамках комплексных моделей анализа  возможно сочетание количественных и качественных характеристик заемщика, используется в 50% банков при определении кредитоспособности крупных и средних заемщиков. При такой оценке определить влияние того или иного фактора на величину кредитного рейтинга практически не представляется возможным. Экономисты рассчитывают финансовые коэффициенты, но значения интерпретируются индивидуально по каждому заемщику.

В мировой практике существует множество  методов, используемых для оценки кредитоспособности заемщика. Они формировались в  течение длительного периода времени разные в разных странах и в различных экономических условиях. Разные методы включают различные показатели, которые и являются критериями для признания возможного заемщика кредитоспособным или нет и для оценки степени риска для кредитора при осуществлении кредитных операций с данным заемщиком.

В данной работе будут  рассмотрены некоторые из них:

  1. Правило «шести си».

Данная методика разработана и  широко применяется в США. Она  обычно предполагает детальное изучению шести аспектов кредитной заявки — характера заемщика, способности к заимствованию, наличия средств, обеспечения, условий и контроля. Все эти пункты должны быть удовлетворительными с точки зрения кредитора.

Характер заемщика (character). Кредитный инспектор должен быть убежден в том, что клиент может достаточно точно указать цель получения банковского кредита и имеет серьезные намерения погасить его. Если причина выяснена, кредитному инспектору следует определить, насколько она согласуется с текущей кредитной политикой банка. Даже при наличии удовлетворительной цели кредитный инспектор должен установить, что заемщик ответственно относится к заемным средствам, дает правдивые ответы на вопросы банка и прилагает все усилия для выплаты своей задолженности. Если кредитный инспектор банка считает, что клиент неискренен, обещая использовать полученные средства в соответствии с планом и погашать задолженность в соответствии с графиком, кредит не должен предоставляться, поскольку он почти наверняка станет проблемным.

Способность заимствовать средства (capacity). Кредитный инспектор должен быть уверен в том, что клиент, испрашивающий кредит, имеет право подавать кредитную заявку и юридическое право подписывать кредитный договор. Данная характеристика клиента известна как способность заимствовать средства. Кредитный инспектор должен быть уверен в том, что представитель корпорации, обращающийся за кредитом, имеет соответствующие полномочия, предоставленные советом директоров, на проведение переговоров и писание кредитного договора от имени корпорации. Обычно это может быть установлено путем получения копии решения совета директоров о том, что данное лицо уполномочено заимствовать средства. Взыскание средств по кредитному договору, подписанному не уполномоченными на то лицами, может оказаться невозможным, и банк понесет значительные убытки. [25, с. 62]

Денежные средства (cash). Ключевой момент любой кредитной заявки заключен в следующем вопросе: сможет ли заемщик получить достаточно денежных средств в форме дохода или потока наличности для того, чтобы погасить кредит? В целом заемщики имеют только три источника погашения полученных ими кредитов: а) потоки наличности от основной деятельности, б) продажа или ликвидация активов или в) привлечение средств путем выпуска долговых обязательств или ценных бумаг. Любой из указанных источников может обеспечить достаточную сумму средств для погашения банковского кредита. Однако банкиры предпочитают выбирать в качестве основного источника погашения кредита поток наличности, поскольку продажа активов может ухудшить баланс заемщика, а дополнительное заимствование со стороны заемщика может ослабить позиции банка как кредитора. Поток наличности представляет собой совокупность чистой прибыли и амортизации. Недостаточность потока наличности является распространенным показателем ухудшения финансового состоянии фирмы и взаимоотношений с кредиторами. [25, с. 63]

Обеспечение (collateral). При оценке обеспечения по кредитной заявке кредитный инспектор должен получить ответ на вопрос, располагает ли заемщик достаточным капиталом или качественными активами для предоставления необходимого обеспечения по кредиту. Кредитный инспектор обращает особое внимания на такие характеристики, как срок службы, состояние с точки зрения технологии и структура активов заемщика.

Условия (conditions). Кредитный инспектор и кредитный аналитик должны быть в курсе последних тенденций в деятельности заемщика или соответствующей отрасли и того, как изменение экономических условий может повлиять на процесс погашения кредита. Для оценки отрасли и экономических условий большинство банков формируют информационные базы данных: собирают вырезки из газет, журналов и результаты научных исследований по отраслям, в которых функционируют их основные заемщики.

Контроль (control). Последним фактором оценки кредитоспособности заемщика выступает контроль, который сводится к получению ответов на такие вопросы, как: насколько изменение законодательства и правил негативно повлияет на деятельность заемщика, насколько кредитная заявка соответствует стандартам банка и регулирующих органов относительно качества кредита? [25, 64]

  1. Методика «Dun & Bradstreet».

Кредитное досье на заемщика, составляемое компанией  «Dun & Bradstreet» (D&B), состоит из следующих разделов:

  1. Идентификация предприятия (Identification). В этом разделе находят свое отражение название компании, юридический и фактический адрес, телефоны, год образования, форма собственности, число работающих, сумма уставного капитала и сфера деятельности.
  2. Результат кредитного анализа (Evaluation). В данном разделе указываются присвоенный предприятию кредитный рейтинг, максимальная сумма кредита, которая может быть предоставлена данному заемщику, среднее количество дней допущенной просроченной задолженности, количество баллов, присвоенное предприятию по специальной шкале D&B.
  3. Общественная информация (Public notice information). Информация публичного характера, такая, как рассмотрение дел о предприятии в судах, обзор основных подписанных договоров (основное внимание уделяется договорам залога).
  4. Банки (Banks). Перечень открытых счетов предприятия с краткой характеристикой банков, которые ведут его расчетно-кассовое обслуживание.
  5. Состав директоров (Principals). Сведения о составе совета директоров, менеджерах высшего звена, секретарях.
  6. Финансовая информация (Financial information). Приводятся данные бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках на последнюю отчетную дату.
  7. Сравнение финансовых показателей (Financial comparison & key performance ratios).[29, с. 76]

Информация о работе Оценка кредитоспособности клиентов коммерческого банка (на примере Сбербанка РФ)