Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:05, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является изучение теории и практики оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка, а также методик ее анализа на примере Сбербанка России ОАО, крупнейшего из российских банков.
При написании работы поставлен ряд задач:
- определить экономический смысл понятия кредитоспособности, наиболее точно отражающий его сущность;
- рассмотреть и сгруппировать факторы, которые в той или иной степени могут повлиять на кредитоспособность заемщика;
- охарактеризовать необходимость анализа кредитоспособности заемщика для банка;
- проанализировать основные источники информации, используемой для оценки кредитоспособности заемщика;
- изучить особенности основных методик оценки кредитоспособности заемщика, используемые в международной практике;
- рассмотреть методики оценки кредитоспособности заемщика, используемые коммерческими банками РФ, в том числе основные показатели, применяемые в данных методиках;
- оценить характеристику методики оценки кредитоспособности Сбербанком России в сравнении с прочими применяемыми методиками;
- проанализировать кредитоспособность конкретного заемщика - юридического лица, используя методику оценки кредитоспособности, применяемую в Сбербанке России;
- изучить существующие проблемы методик оценки кредитоспособности, используемых в коммерческих банках РФ;
- определить основные направления развития оценки кредитоспособности заемщика в коммерческих банках РФ;
- рассмотреть возможность использования международного опыта оценки кредитоспособности заемщика в российской практике, его положительное и отрицательное влияние;
- оценить кредитную историю заемщика, как один из определяющих факторов для оценки кредитоспособности заемщика.
Введение……………………………………………………………………......3-6
Глава 1. Оценка кредитоспособности клиентов кредитных организаций: понятия, методы и критерии.
1.1. Основные понятия и критерии кредитоспособности заемщика кредитной организации……………………………………………………………………7-22
1.2. Методы оценки кредитоспособности клиентов кредитных организаций на основе комплексного анализа………………………………………………..23-38
1.3. Методы оценки кредитоспособности заемщика в коммерческих
банках России…………………………………………………………………39-46
Глава 2. Анализ кредитоспособности заемщика в Сбербанке
России ОАО.
2.1. Место кредитования в деятельности Сбербанка России ОАО ………..47-53
2.2. Оценка кредитоспособности корпоративных заемщиков в Сбербанке……………………………………………………………………………….54-65
2.3. Оценка кредитоспособности физических лиц в Сбербанке…………...66-71
Глава 3. Перспективы развития оценки кредитоспособности
заемщика в условиях современного кризиса.
3.1. Тенденции развития оценки кредитоспособности заемщика кредитной организации в России………………………………………….............................72-80
3.2. Оценка кредитоспособности заемщика в Сбербанке России ОАО
в контексте новых требований Базельского комитета по банковскому
надзору…………………………………………………………………………81-86
Заключение…………………………………………………………………...87-91
Список литературы………………………………………………………….92-94
Приложения………………………………………………………………......95-105
2. Моральный облик, репутация заемщика.
Репутация заемщика означает не только его возможность вернуть долг по ссуде, но и желание выполнить все обязательства, вытекающие из условий кредитного соглашения. Моральному облику клиента особенно большое внимание уделялось в литературе дореволюционного периода. По мнению И. Ададурова, “первым и важнейшим условием кредита является необходимость, чтобы личность, ищущая у нас возможности кредитоваться, по своим нравственным качествам не внушала недоверия”. При этом моральную основу кредитной сделки (честность и порядочность) напрямую связывали с фактором управления делами, компетентностью, умением руководителей хозяйств предвидеть изменение экономической конъюнктуры и пользоваться ими, своевременно перестраивать производство и т.д. Кроме того, важное значение имеет кредитная информация - справка о полученных заемщиком в прошлом кредитах, выдаваемая кредитором для того, чтобы заемщик мог увеличить размер текущей кредитной линии или добиться открытия новых кредитных линий. Сложность составляет измерение и оценка подобных факторов, ибо представить их значение в цифрах невозможно.[40]
Если оценивается заемщик, с которым уже вели операции, то целесообразно использовать кредитную историю. Кредитная история заемщика - данные, свидетельствующие о том, насколько хорошо соблюдаются заемщиком правила заимствования и исполнения обязательств, вытекающих из условий кредитных сделок. Кредитная история - внутренний документ банка, характеризующий финансовое состояние клиента, аккуратность возврата кредитов и пр.
3. Наличие обеспечительного
Естественно, к числу важнейших аспектов кредитоспособности относилось наличие материального обеспечения ссуды. Отдельные специалисты даже придавали этому фактору решающее значение. Так, Н. Бунге, связывавший высшую кредитоспособность с наибольшей неподвижностью капитала, вложенного в недвижимое имущество, писал, что “имущество недвижимое рассматривается как самая лучшая гарантия”. Одним из показателей финансового состояния предприятия служит стоимость имущества владельца - уставный капитал предприятия.
4. Способность заемщика получать доход.
Тем не менее,
большинство экономистов того времени
при рассмотрении вопроса о выдаче
кредита во главу угла ставили
возможность получения
5. Состояние конъюнктуры.
Это экономическая среда, в которой в период владения банковской ссудой функционируют предприятия и отдельные лица-заемщики. Чем продолжительнее срок ссуды, тем более важен прогноз экономической конъюнктуры. Знание того, что может происходить с заемщиком в периоды процветания или спада экономической активности в стране, отрасли, городе, а также при изменении условий конкуренции, технологии производства, спроса и методов реализации продукции или услуг, имеет большое значение при анализе кредитной заявки. [27, с. 196]
В рыночных экономических условиях банковский кредит является важным источником финансирования деятельности предприятия, что приводит к постоянному росту обращений предприятий в банки в целях получения кредита. Все это обуславливает важность для банка способности оценить риск, который ему приносит тот или иной клиент, та или иная операция. Кредитные операции одни из самых рисковых для банка, и среди всех рисков, выявляемых в кредитных операциях, риск утраты кредитоспособности заемщика самый высокий. Банки постоянно разрабатывают новые и совершенствуют старые методики оценки кредитоспособности заемщика, корректируя их на изменения внешних условий рынка и внутренней банковской политики. При этом для разработки таких методик надо, в первую очередь, четко понимать экономический и юридический смысл понятия кредитоспособности заемщика.
Существует
множество таких понятий, которые
были сформированы на протяжении всей
истории существования банков. Они
возникали в различных
При этом банку необходимо также определить, какие факторы влияют на кредитоспособность заемщика и в какой степени. Все факторы, влияющие на кредитоспособность заемщика, разделяется на несколько групп, затрагивающих те или иные сферы деятельности юридического лица. Они освещают различные стороны деятельности предприятия, юридическую, экономическую и социальную, историю прошлых периодов и перспективы развития, само предприятие и общеэкономические, а также социальные и политические факторы, влияющие на него. Банковские работники, разрабатывая собственные методики анализа кредитоспособности, из всего многообразия факторов выбирают те, которые наиболее объективно, по их мнению, отражают состояние потенциального заемщика, его кредитоспособность. Объединяя и группируя выбранные факторы, банк создает методики, помогающие принять наиболее эффективное решение с наименьшими затратами ресурсов, денежных и временных.
Применяемые
в настоящее время и
Источниками информации при изучении кредитоспособности клиента являются: заявка клиента, собеседование с заявителем на ссуду; собственная база данных; внешние источники; инспекция на месте, анализ финансовых отчетов.
Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, должен представить заявку, где содержаться исходные данные о требуемой ссуде: цель, размер кредита, срок, предполагаемое обеспечение. К заявке должны быть приложены документы и финансовые отчеты, служащие обоснованием просьбы о предоставлении ссуды и объясняющие причины обращения в банк. Эти документы необходимая составная часть заявки. Их тщательный анализ проводится на последующих этапах, после того, как представитель банка проведет предварительное интервью с заемщиком и сделает вывод о перспективности сделки. В солидных банках многих стран в состав пакета сопроводительных документов, предоставляемых в банк вместе с заявкой, входят следующие документы: нотариально заверенные копии учредительных документов компании заемщика, финансовый отчет, данные внутреннего оперативного учета, прогноз финансирования, налоговые декларации, бизнес - план, гарантии, поручительства.[27, с. 189]
Заявка поступает к соответствующему кредитному работнику, который после рассмотрения проводит предварительную беседу с будущим заемщиком - владельцем или представителем руководства фирмы. Подобные встречи позволяют кредитному инспектору выяснить не только важные детали кредитной сделки, но и составить психологический портрет возможного заемщика, оценить профессиональную подготовленность руководства компании, реалистичность их оценок положения и перспектив развития предприятия. В ходе беседы кредитному работнику нет необходимости выяснять все аспекты работы компании - заемщика, он должен сконцентрировать внимание на ключевых вопросах, представляющих интерес для банка - кредитора. Практика ведущих банков показывает, что ознакомительная беседа с потенциальным заемщиком может касаться следующих вопросов, заданных в определенной последовательности: сведения о клиенте и его компании (правовая форма, когда учреждена, кто владелец, основная продукция, опыт и квалификация менеджеров, основные контрагенты); вопросы о кредите (сумма, ее обоснованность, условия); вопросы о погашении кредита (специальный источник, гарантии, способность погасить кредит); вопросы об обеспеченности возврата кредита; вопрос об отношениях клиента с другими банками (услугами каких банков пользуется, обращался ли за кредитом в другие банки, имеет ли непогашенные кредиты). На основе собеседования с заявителем банк выясняет причины обращения за ссудой, определяет, отвечает ли заявка на кредит требованиям банка, вытекающим из его ссудной политики. В некоторых случаях банк может запросить у заявителя дополнительную информацию, оформленную документально, для принятия решения о выдаче ссуды. [27, с. 190]
Банку следует воздержаться от предоставления ссуд предприятиям в тех отраслях экономики, в которых банковским служащим, занимающимся кредитованием, не хватает профессиональных знаний. Правда, банк в данном случае может привлечь для оценки кредитного предложения компетентных экспертов. Однако это приведет к увеличению затрат банка и не станет гарантией от рисков, связанных с кредитованием. Ключевым моментом анализа любой заявки и сопроводительных документов, а также результатов бесед является определение характера заемщика и его кредитоспособности. Кредитный инспектор выясняет объем доходов и представляющих ценность активов, которыми располагает заемщик для погашения кредита. Устные ответы клиента, как правило, значительно больше информативны, чем сведения, изложенные в письменном виде. Кредитные инспекторы придают значение не только размеру, но и стабильности доходов заемщика (юридических и физических лиц). Они предпочитают получать от клиента информацию о чистом доходе (т.е. доходе после всех выплат и удержаний). Если речь идет об индивидуальном заемщике, то сотрудники банка обычно связываются с работодателями клиента для проверки достоверности указанного им уровня доходов и продолжительности работы в данной фирме. Косвенным показателем размера и стабильности дохода служат данные о среднедневном остатке на расчетном (депозитном) счете клиента. Эти данные, представленные заемщиком, инспектор сопоставляет с информацией, полученной из соответствующего банка. Поддержание значительных остатков на расчетных (депозитных) счетах в банках свидетельствует о надежности финансового положения клиента, его финансовой дисциплинированности и серьезности намерения погасить получаемый кредит. На этом предварительном этапе работы по кредитованию инспектор сможет определить порядочность клиента и достоверность представленной им информации.
Почерпнуть нужную информацию о кредитоспособности клиента банк может из карточек на всех вкладчиков и заемщиков, если такая картотека ведется в банке, а также использовать информацию, накапливаемую учреждением банка в паспортах хозяйствующих органов, группируемую с помощью вычислительной техники и получаемую из официальных источников. [27, с. 196] Информация о кредитоспособности клиента, при желании банка, может быть проверена по каналам внешних источников.
В России, наряду с западными странами, началось активное использование такого источника, как «Кредитное бюро». Но в отечественной практике организации кредитования, такие высокоорганизованные и качественные источники внешней информации о кредитоспособности предприятий только начали создаваться, в связи с этим информация предоставляемая ими не достаточно полная. Однако при необходимости банк может получать внешнюю информацию от других банков, куда ранее обращался заемщик, а также от его поставщиков, покупателей, конкурентов, налоговой инспекции.
После внимательного изучения всех документов, представленных потенциальным заемщиком, проведения беседы, оценки полученной информации, кредитный инспектор по согласованию с руководством банка и начальником отдела принимает решение о продолжении работы с клиентом или отказе ему. Если принимается решение о продолжении работы с клиентом, то инспектор комплектует кредитное досье (включая в него заявку и сопроводительные документы, ответы на вопросы, записи бесед и т.д.) и осуществляет тщательное изучение кредитоспособности клиента. Перед принятием решения о выдаче кредита банк должен оценить кредитоспособность, платежеспособность и финансовую устойчивость заемщика. В крупных банках созданы кредитные комитеты. Кредитный комитет, это специальный орган, уполномоченный рассматривать документы и принимать решения по большинству вопросов, связанных с кредитованием, и лишь в особых случаях выносить их на рассмотрение правления. [38]
Один из наиболее важных источников информации о кредитоспособности клиента, доступных коммерческому банку - кредитору, - бухгалтерские отчеты потенциальных заемщиков. Особое внимание банк обращает на результаты прогноза денежных потоков, которые свидетельствуют об ожидаемом финансовом состоянии, прибыльности и потребности заемщика в дополнительно привлекаемых средствах. Для банков-кредиторов важной является информация по следующему кругу вопросов: прибылен ли заемщик, динамика прибыли, соответствует ли кредиторская задолженность реальным обязательствам, вероятность банкротства.
Модели оценки кредитоспособности заемщика используемые в мировой практике. Кредитоспособность заемщика зависит от многих факторов, оценивать и рассчитывать каждый из которых непросто. В настоящее время в мире не существует единой стандартной системы оценки кредитоспособности. Банки используют различные модели и методы оценки кредитоспособности заемщика.
Информация о работе Оценка кредитоспособности клиентов коммерческого банка (на примере Сбербанка РФ)