Оценка кредитоспособности клиентов коммерческого банка (на примере Сбербанка РФ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:05, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является изучение теории и практики оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка, а также методик ее анализа на примере Сбербанка России ОАО, крупнейшего из российских банков.
При написании работы поставлен ряд задач:
- определить экономический смысл понятия кредитоспособности, наиболее точно отражающий его сущность;
- рассмотреть и сгруппировать факторы, которые в той или иной степени могут повлиять на кредитоспособность заемщика;
- охарактеризовать необходимость анализа кредитоспособности заемщика для банка;
- проанализировать основные источники информации, используемой для оценки кредитоспособности заемщика;
- изучить особенности основных методик оценки кредитоспособности заемщика, используемые в международной практике;
- рассмотреть методики оценки кредитоспособности заемщика, используемые коммерческими банками РФ, в том числе основные показатели, применяемые в данных методиках;
- оценить характеристику методики оценки кредитоспособности Сбербанком России в сравнении с прочими применяемыми методиками;
- проанализировать кредитоспособность конкретного заемщика - юридического лица, используя методику оценки кредитоспособности, применяемую в Сбербанке России;
- изучить существующие проблемы методик оценки кредитоспособности, используемых в коммерческих банках РФ;
- определить основные направления развития оценки кредитоспособности заемщика в коммерческих банках РФ;
- рассмотреть возможность использования международного опыта оценки кредитоспособности заемщика в российской практике, его положительное и отрицательное влияние;
- оценить кредитную историю заемщика, как один из определяющих факторов для оценки кредитоспособности заемщика.

Содержание

Введение……………………………………………………………………......3-6
Глава 1. Оценка кредитоспособности клиентов кредитных организаций: понятия, методы и критерии.
1.1. Основные понятия и критерии кредитоспособности заемщика кредитной организации……………………………………………………………………7-22
1.2. Методы оценки кредитоспособности клиентов кредитных организаций на основе комплексного анализа………………………………………………..23-38
1.3. Методы оценки кредитоспособности заемщика в коммерческих
банках России…………………………………………………………………39-46
Глава 2. Анализ кредитоспособности заемщика в Сбербанке
России ОАО.
2.1. Место кредитования в деятельности Сбербанка России ОАО ………..47-53
2.2. Оценка кредитоспособности корпоративных заемщиков в Сбербанке……………………………………………………………………………….54-65
2.3. Оценка кредитоспособности физических лиц в Сбербанке…………...66-71
Глава 3. Перспективы развития оценки кредитоспособности
заемщика в условиях современного кризиса.
3.1. Тенденции развития оценки кредитоспособности заемщика кредитной организации в России………………………………………….............................72-80
3.2. Оценка кредитоспособности заемщика в Сбербанке России ОАО
в контексте новых требований Базельского комитета по банковскому
надзору…………………………………………………………………………81-86
Заключение…………………………………………………………………...87-91
Список литературы………………………………………………………….92-94
Приложения………………………………………………………………......95-105

Работа содержит 1 файл

Сбербанк.docx

— 247.42 Кб (Скачать)

 

Поквартальный анализ выручки от реализации показывает, что на протяжении анализируемого периода, ежеквартально общество получает примерно одинаковую сумму выручки. В связи  с тем, что  деятельность общества подвержена сезонным колебаниям, то по результатам  работы за 4 квартал  2009 года наблюдается увеличение выручки на 19 704  тыс. руб. или 31,1%. На значительное увеличение выручки за 4-й квартал 2009 года также повлиял резкий  спрос, обусловленный ожиданием повышения цен на продукцию.  В 1-м квартале 2010 года  имеется незначительное снижение на  14,5%  объема выручки (по сравнению с 4-м кварталом 2009г.) из-за спада спроса  продукции в начале года.

Положительными моментами являются:

  • превышение выручки от реализации, полученной в 4-ом квартале 2009 года и в 1-ом квартале 2010 года над аналогичными показателями 2008 и 2009гг. на 33,47% и на 14,17% соответственно,
  • постоянное повышение рентабельности деятельности общества и рентабельности продаж. При равных показателях выручки чистая прибыль организации постоянно увеличивается.

Более наглядно рост прибыли  показан на диаграмме:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение приложения 3

 

 

 

Рисунок П.1. Динамика выручки  и чистой прибыли организации.

                                                                                                                                

                                                                                                                                              Приложение 4

1.4. Расчет коэффициентов:

Коэффициент

01.04.09

01.07.09

01.10.09

01.01.2010

01.04.2010

К1 (абсолютная ликвидность) 

0.02

3

0.03

3

0.02

3

0.02

3

0.01

3

К2 (промежуточный коэффициент покрытия) 

0.60

2

0.61

2

0.55

2

0.58

2

0.64

2

К3 (текущая ликвидность) 

1.16

2

1.14

2

1.17

2

1.16

2

1.17

2

К4 (наличие собственных средств)

0.14

3

0.12

3

0.15

3

0.14

3

0.15

3

К5 (рентабельность продукции) 

0.01

2

0.01

2

0.01

2

0.02

2

0.07

2

К6 (рентабельность деятельности предприятия)

0.001

2

0.004

2

0.003

2

0.02

2

0.05

2

Рентабельность вложений в предприятие

0.01

-

0.01

-

0.03

-

0.07

-

0.04

-

Среднедневные продажи, тыс. руб.

703

737

725

774

787

Оборачиваемость оборотных активов, дн.

90

92

97

97

141

Оборачиваемость дебиторской задолженности, дн.

42

43

45

44

70

Оборачиваемость кредиторской задолженности, дн.

67

70

77

78

121

Оборачиваемость запасов, дн.

47

45

48

48

66


Коэффициент абсолютной ликвидности и коэффициент  наличия собственных средств  соответствуют третьему классу кредитоспособности, остальные коэффициенты находятся  на уровне 2-го класса. Среднедневные  продажи имеют тенденцию к  увеличению,  дебиторская задолженность  оборачивается быстрее кредиторской, что говорит о грамотной политике менеджмента компании – дебиторы рассчитываются с организацией чаще, чем организации приходится рассчитываться с кредиторами. На протяжении всего  анализируемого периода организация  поддерживает на складе товарный остаток  необходимый для 1,5 месячной потребности  покупателей. В последнем  квартале анализируемого периода  в связи  с планируемым  спросом  на продукцию, организация увеличила величину запасов до 2-х месячной потребности  покупателей.

 

Приложение 5

1.5. Определение класса  кредитоспособности:

Коэффициент

Вес коэффициента

01.04.2009

01.07.2009

01.10.2009

01.01.2010

01.04.2010

Категория

сумма баллов

категория

сумма баллов

категория

сумма баллов

категория

сумма баллов

категория

сумма баллов

К1

0.05

3

0.15

3

0.15

3

0.15

3

0.15

3

0.15

К2

0.1

2

0.2

2

0.2

2

0.2

2

0.2

2

0.2

К3

0.4

2

0.8

2

0.8

2

0.8

2

0.8

2

0.8

К4

0.2

3

0.6

3

0.6

3

0.6

3

0.6

3

0.6

К5

0.15

2

0.3

2

0.3

2

0.3

2

0.3

2

0.3

К6

0.1

2

0.2

2

0.2

2

0.2

2

0.2

2

0.2

ИТОГО

1

2

2.25

2

2.25

2

2.25

2

2.25

2

2.25


Согласно  оценке финансового состояния, рассчитанной в соответствии с «Регламентом предоставления кредитов юридическим лицам и  индивидуальным предпринимателям Сбербанком России и его филиалами», ООО «К-И» на протяжении анализируемого периода  относится ко второму классу кредитоспособности.

 

Приложение 6

1.6. Оценка финансового  положения заемщика с целью  определения категории качества  кредита в соответствии с требованиями  Регламента.

Оценка финансового положения  заемщика, учитывая сезонность деятельности, производилась по состоянию на два  сопоставимых периода.

Показатели:

01.01.2010

01.04.2010

категория кредитного риска 

Нет

Нет

класс кредитоспособности

2

2

рентабельность продаж

2%

7%

величина чистых активов, тыс. руб.

13 975

17 741

Темп прироста показателей относительно их  значений за сопоставимый период в %:

01.01.2010

01.04.2010

валюта баланса

72.64%

77.94%

оборотные активы

72.88%

78.16%

дебиторская задолженность

79.20%

91.61%

собственный капитал

49.32%

89.07%

выручка от реализации (квартальная)

33.47%

11.92%

(Наличие факторов, указанных в  п.3.4. Регламента 455-5-р).          

нет

нет


 

На последние 2 отчетные даты:

    • ООО «К-И» относится ко 2-му классу кредитоспособности;
    • Величина чистых активов положительна;
    • Значения рентабельности продукции и деятельности предприятия положительны;
    • Основные показатели производственно-хозяйственной деятельности остаются стабильными
    • На последнюю отчетную дату все показатели увеличились более чем на 20% - положительная тенденция.

В соответствии с требованиями Регламента финансовое положение организации  признается «хорошим».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Формулы расчета показателей даны применительно к формам годовой бухгалтерской отчетности, утвержденным Приказом Минфина России от 22.07.2003 г. №67н “О формах бухгалтерской отчетности организаций”.

2 Коэффициент относится к 3 категории в т.ч. в случае, если выручка от реализации равна нулю.

3 При полном погашении просроченной задолженности класс кредитоспособности, определенный на последнюю отчетную дату (в т.ч. по итогам анализа очередной бухгалтерской отчетности), восстанавливается с даты, следующей за датой указанного погашения, с внесением соответствующей информации в Карточку финансового состояния Заемщика (Приложение №4).

4 Федеральный закон от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

 




Информация о работе Оценка кредитоспособности клиентов коммерческого банка (на примере Сбербанка РФ)