Оценка и управление затратами предприятия на примере продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 23:33, курсовая работа

Описание работы

Рассматривается методика проведения анализа, планирования и принятия управленческих решений по затратам предприятия на примере продукции ОАО «Березовский ЛПХ».

Содержание

Введение
1. Теоретические основы оценки и управления затратами предприятия
2. Организационно – экономическая характеристика ОАО «Березовский ЛПХ»
2.1. Организационные основы и специализация ОАО «Берёзовский ЛПХ»
2.2. Обеспеченность ОАО «Берёзовский ЛПХ» ресурсами, уровень их использования и результаты деятельности
3. Оценка и управление затратами предприятия на примере продукции (необрезной пиломатериал (хвойный)) ОАО «Березовский ЛПХ»
3.1. Анализ затрат ОАО «Березовский ЛПХ»
3.2. Анализ безубыточности производства
3.3. Планирование и контроль за затратами предприятия
Выводы и предложения
Список литературы

Работа содержит 1 файл

фин. менеджмент.doc

— 448.00 Кб (Скачать)
 

     В июне 2007 г. затраты на 1 рубль товарной продукции составили 88,8 коп., вместо 1 руб.12 коп. в апреле 2007 г., т.е. на 23,52 коп. меньше или на 20,4%. Это связано со снижением себестоимости на 14,44% и увеличением выручки на 8,22%.

     Далее произведем расчёт влияния факторов на изменение себестоимости отдельных видов продукции.

     Объектом для проведения анализа необходимо взять пиломатериал обрезной, так как данный вид продукции занимает значительный удельный вес в структуре готовой продукции, имеет значительную стоимость, поэтому оказывает влияние на общий объём выручки.

     Для расчёта влияния факторов используется способ цепных подстановок и следующая факторная модель.

     С = С1С0

     С=  Сq +   Ccf   +   Ccv

     C = Ccf /q + Ccv  

Таблица 12 – Влияние факторов на изменение себестоимости единицы продукции пиломатериала (хвойного).

Вид продукции Объём выпуска продукции Себестоимость Изменение себестоимости
Постоянные  затраты Переменные  затраты Общее В т.ч. за счёт
апрель июнь апрель июнь апрель июнь Объёма Пост затрат Перем затрат
Необрезной пиломатериал (хвойный) 463 556 169258,15 170362,97 712,61 714,95 -56,82 -61,15 1,99 2,34
 

     Произведем расчёт влияния факторов на изменение себестоимости единицы продукции.

  1. за счёт объёма выпуска продукции

    Сq = (Ccf0/q1 + Ccv0) - (Ccf0/q0 + Ccv0)

    Сq = (169258.15/556 + 712.61) – (169258.15/463 + 712.61) = - 61.15

  1. за счёт постоянных затрат

    Ccf= (Ccf1/q1 + Ccv0) - (Ccf0/q1 + Ccv0)

    Ccf = (170362.97/556 + 712.61) – (169258.15/556 + 712.61) = 1.99

  1. за счёт переменных затрат

    Ccv = (Ccf1/q1 + Ccv1) - (Ccf1/q1 + Ccv0)

    Ccv = (170362.97/556 + 714.95) – (170362.97/556 + 712.61) = 2.34

    Общее изменение равно С = -61,15+1,99+2,34 = -56,82

     Проанализировав влияние факторов на изменение себестоимости  единицы продукции способом цепных подстановок, можно сделать вывод, что на изменение себестоимости оказали влияние следующие факторы: объём производства, постоянные затраты, переменные затраты. За счёт данных факторов произошло снижение себестоимости на 56, 82 руб.

     За  счёт увеличения выпуска продукции на 93 куб. метра произошло снижение себестоимости единицы продукции на 61,15руб.; за счёт увеличения постоянных затрат на 1104,82 руб. произошло увеличение единицы себестоимости на 1,99 руб.; за счёт увеличения переменных затрат произошло увеличение себестоимости единицы продукции на 2,34 руб.

     Далее проанализируем влияние факторов на изменение общей суммы затрат на производство необрезного пиломатериала.

     Расчет  произведем способом цепных подстановок, для расчета используем следующую факторную модель:

     С = Q * cf + cv

     C = Сq+ Ccf+ Ccv

     C = C1- C0

     Данные  для факторного анализа представим в Приложении

     Рассчитаем  влияние факторов на изменение затрат на производство продукции:

     1. За счёт объёма произведенной  продукции.

     Сq = (Q1 * cv0 + cf 0) - (Q0 * cv0 + cf 0)

     Сq = (556*712,61 + 169258,15) – (463*712,61 + 169258,15) = 565469,31-499196,58 = 66272,73

     2. За счёт переменных затрат  на единицу продукции

     Ccv = (Q1 * cv1 + cf 0) - (Q1 * cv0 + cf 0)

     Ccv= (556 * 714,95 + 169258,15) – (556*712,61 + 169258,15) = 566770,35 – 499196,58 = 67573,77

     3. За счёт постоянных затрат.

     Ccf= (Q1 * cv1 + cf 1) - (Q1 * cv1 + cf 0)

     Ccf = (556*714,95 + 170362,97) – (556*714,95 + 169258,15) = 567875,17 – 566770,35 = 1104,82

     С = 66272,73 + 67573,77 + 1104,82 = 134951,32 руб.

     Проанализировав затраты на весь объем произведенной  продукции способом цепных подстановок можно сделать вывод, что затраты в конце квартала по сравнению с началом увеличились на 134951,32 руб. Это произошло за счёт увеличения объёма произведенной продукции на 93 куб. метра, что привело к увеличению затрат на 66272,73 руб. Увеличение переменных затрат на единицу продукции на 2,34 привело к увеличению общих затрат на 67573,77 руб. Затраты на весь объём увеличились также за счёт увеличения постоянных затрат на 1104,82 руб. 
 
 

     3.2. Анализ безубыточности  производства 

     Себестоимость – важнейший показатель, от которого зависит уровень прибыли, получаемой предприятием. Для того, чтобы проследить взаимосвязь между прибылью и затратами проведем анализ, основанный на исследовании соотношения «объём продаж – затраты – прибыль».

     Основными элементами операционного анализа  выступают пороговые показатели деятельности предприятия: критический объём производства, порог рентабельности и запас финансовой прочности. Практически все они связаны с понятием маржинального дохода, который характеризует результат от реализации продукции после возмещения переменных издержек.

     В финансовом менеджменте операционный анализ тесно связан с понятием производственного (операционного рычага).

     Взаимосвязь «объём продаж – затраты – прибыль» может быть выражена графически или с помощью формул.

     Рассмотрим  методику данного анализа и проведем операционный анализ на основании данных ОАО «Березовский ЛПХ». Проанализировав структуру ассортимента готовой продукции и выручку от реализации готовой продукции, я считаю, что объектом для проведения анализа необходимо взять производство необрезного пиломатериала, так как данный вид продукции занимает значительный удельный вес в структуре готовой продукции, имеет значительную стоимость, поэтому оказывает влияние на общий объём выручки.

     Для проведения анализа воспользуемся  данными управленческого и бухгалтерского учёта.

     Взаимосвязь «объём продаж – затраты – прибыль» может быть выражена следующей формулой:

     Выручка от реализации = Переменные затраты + Постоянные затраты + Прибыль.

     Анализ  взаимосвязи «объём продаж – затраты – прибыль» позволяет определить объём производства, который необходим для покрытия всех затрат, как переменных, так и постоянных.

     Критическая точка – это точка, в которой  суммарный объём выручки от реализации равен суммарным затратам. Таким  образом, критическая точка –  это точка, с которой организация начинает зарабатывать прибыль. Критическую точку также называют точкой безубыточности, или порогом рентабельности.

     Цель  анализа критической точки состоит  в нахождении уровня деятельности (объема производства), когда выручка от реализации становится равной сумме всех переменных и постоянных затрат, а прибыль соответственно равной нулю. Таким образом, в критической точке выполняется равенство:

     Выручка от реализации = Переменные затраты + Постоянные затраты.

     Для определения критической точки  используется концепция маржинальной прибыли (маржинального дохода):

     Маржинальный  доход = Выручка от продажи - Переменные затраты.

     Или Маржинальный доход = Прибыль + Постоянные затраты.

     Рассчитаем  маржинальный доход от продажи необрезного пиломатериала.

     Выручка от реализации за июнь 2007 года составила 646072 руб.

     Постоянные затраты на производство пиломатериала составили 170362,57 руб.

     Переменные  затраты – 397513,58 руб.

     Маржинальный  доход равен – 646072-397513,58 = 248558,42 руб.

     Проанализировав маржинальный доход, можно сделать вывод, что он превышает постоянные затраты. В данном случае деятельность предприятия прибыльна. Из выручки от реализации можно покрыть не только все затраты, но и сформировать прибыль.

     Расчёт  производственного рычага базируется на определении силы его воздействия на предприятие.

     Сила  воздействия производственного  рычага рассчитывается по формуле:

     СВПР = МД/П,

     Где – СВПР – сила воздействия операционного рычага; МД - маржинальный доход; П – операционная прибыль (прибыль от продаж).

     Рассчитаем силу воздействия операционного рычага.

     СВПР = 248558,42 / (646072-397513,58-170362,57) = 3,18.

     Чем выше значение силы воздействия производственного  рычага, тем больше предпринимательский  риск, связанный с деятельностью  данного предприятия.

     Сила  воздействия операционного рычага в нашем случае довольно высокая.

     Эффект  производственного (операционного) рычага выражается в том, что любое изменение выручки от реализации продукции приводит к еще более интенсивному изменению финансового результата (прибыли или убытка). Действие эффекта связано с неодинаковым влиянием постоянных и переменных издержек на финансовый результат при изменении объема производства продукции (продаж). Важное замечание: следует помнить, что операционный рычаг является обоюдоострым экономическим инструментом — он увеличивает не только прибыль компании, но и ее убытки. В последнем случае убытки могут возникнуть в результате неожиданного падения объема продаж вследствие отказа потребителей покупать изделия данного предприятия (изготовителя).

     Соотношение между постоянными и переменными  издержками у предприятия, которое использует механизм производственного рычага с различной интенсивностью воздействия на прибыль, выражают коэффициентом данного рычага. Его определяют по формуле:

     Кпр = СИ/ОИ

     Где Кпр - коэффициент производственного (операционного) рычага; СИ— постоянные (стабильные) в данном релевантном периоде издержки; ОИ — общие издержки.

     Рассчитаем  данный коэффициент.

     Кпр = 170362,57/567876,55 = 0,3

     Чем выше значение этого коэффициента, тем в большей степени предприятие способно ускорить темпы прироста прибыли по отношению к темпам прироста объема производства (продаж). Другими словами, при идентичных темпах прироста объема производства продукции предприятие, которое имеет более весомый коэффициент производственного рычага (при прочих равных условиях), всегда будет в большей степени увеличивать сумму прибыли по сравнению с предприятиями с более низким значением этого коэффициента.

     Конкретное  соотношение прироста суммы прибыли  и величины объема производства (продаж), достигаемое при установленном значении коэффициента производственного рычага, характеризуют параметром «эффект производственного рычага». Стандартная формула для вычисления этого показателя имеет вид.

Информация о работе Оценка и управление затратами предприятия на примере продукции