Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 23:33, курсовая работа
Рассматривается методика проведения анализа, планирования и принятия управленческих решений по затратам предприятия на примере продукции ОАО «Березовский ЛПХ».
Введение
1. Теоретические основы оценки и управления затратами предприятия
2. Организационно – экономическая характеристика ОАО «Березовский ЛПХ»
2.1. Организационные основы и специализация ОАО «Берёзовский ЛПХ»
2.2. Обеспеченность ОАО «Берёзовский ЛПХ» ресурсами, уровень их использования и результаты деятельности
3. Оценка и управление затратами предприятия на примере продукции (необрезной пиломатериал (хвойный)) ОАО «Березовский ЛПХ»
3.1. Анализ затрат ОАО «Березовский ЛПХ»
3.2. Анализ безубыточности производства
3.3. Планирование и контроль за затратами предприятия
Выводы и предложения
Список литературы
Управление затратами по местам их возникновения — следующее возможное направление контроля за затратами. Место возникновения затрат — это структурное подразделение предприятия, по которому организуется планирование, нормирование и учет издержек производства для контроля и управления затратами производственных ресурсов. Местами возникновения затрат могут являться рабочие места, участки, бригады, цехи.
Каждому такому участку присваивается свой регистрационный номер, который фиксируется в номенклатуре мест возникновения издержек на предприятии.
Места возникновения затрат являются объектами аналитическою учета затрат на производство по экономическим элементам и статьям калькуляции. Они часто подразделяются на места возникновения главных затрат и места возникновения вспомогательных затрат. Под первыми понимают подразделения, непосредственно производящие и реализующие продукцию на сторону. Все подразделения, производящие продукт для внутреннего потребления, относятся к местам возникновения вспомогательных затрат.
Управление затратами по местам их возникновения позволяет руководству предприятия обеспечить:
• действенный и всесторонний контроль эффективности работы как предприятия в целом, так и его структурных подразделений;
• распределение накладных издержек между отдельными видами продукции, что необходимо при калькулировании себестоимости продукции.
Наконец, четвертое направление управления затратами — управление по носителям. В зависимости от технологии и характера продукции носителями затрат могут быть изделия или полуфабрикаты, группы однородных изделий или индивидуально вырабатываемые изделия, строительные объекты, законченные этапы строительства, виды работ и услуг (транспортные, монтажные и т.п.). Другими словами, это виды продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные для реализации.
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку ресурсов предприятия, использованных при производстве и реализации данной продукции.
Когда речь идет об осуществлении конкретного производственного процесса, относительно большую значимость имеют отдельные виды активов, средств, расходов. Так, для изготовления некоторого вида продукции можно использовать ту или иную материально-техническую базу, различные виды сырья, материалов и полуфабрикатов, разнообразные технологии производства, схемы снабжения и сбыта и т. п. Поэтому очевидно, что в зависимости от выбранной концепции организации и реализации производственного процесса уровень себестоимости может ощутимо варьировать и оказывать влияние на прибыль предприятия. Именно этим определяется значимость методик анализа и управления себестоимостью как в системе управленческого учета, так и с позиции управления деятельности предприятия в целом.
При анализе и планировании затрат и себестоимости продукции наибольшее распространение получили два классификационных признака:
-экономический элемент,
-статья калькуляции.
Под экономическим элементом понимается экономически однородный вид затрат на производство и реализацию продукции, который на уровне данного предприятия не представляется целесообразным подвергать более дробной детализации. Например, элемент «Амортизация основных средств» обобщает все амортизационные отчисления, независимо от того, для каких целей — производственных, социальных, управленческих -использовалось то или иное основное средство: стоимость покупного полуфабриката нельзя разложить на затраты живого и овеществленного труда и т. п.
Безусловно, затраты, которые предприятие вынуждено нести, объективны, и предприятие само определяет себестоимость продукции. Вместе с тем государство регулирует этот процесс путем нормирования затрат, относимых на себестоимость и принимаемых во внимание при исчислении налогооблагаемой прибыли. Данное регулирование осуществляется с помощью Налогового кодекса РФ, в гл. 25 которого приведена единая для предприятий номенклатура экономических элементов затрат.
Учет и анализ затрат по элементам позволяет рассчитывать и оптимизировать плановые и фактические затраты по предприятию в целом по таким крупным позициям, как оплата труда, покупные материалы, полуфабрикаты, топливо и энергия.
Под калькуляционной статьей понимается определенный вид затрат, образующих себестоимость продукции в целом или ее отдельного вида. Обособление таких видов затрат основано на возможности и целесообразности их идентификации, оценки и включения (прямого или косвенного, т. е. путем распределения в соответствии с некоторой базой) в себестоимость конкретного вида продукции.
Если группировка затрат по экономическим элементам позволяет выявить отдельные виды затрат за отчетный период безотносительно к тому, закончено производство продукции или нет, то группировка по калькуляционным статьям дает возможность определить себестоимость продукции, полностью прошедшей производственный цикл и готовой к реализации или реализованной.
Состав калькуляционных статей варьирует в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия; в частности, для промышленного предприятия возможный вариант типовой номенклатуры статей: (1) сырье и материалы; (2) возвратные отходы (вычитаются); (3) покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций; (4) топливо и энергия на технологические цели; (5) заработная плата производственных рабочих; (6) отчисления на социальные нужды; (7) расходы на освоение и подготовку производства; (8) общепроизводственные расходы; (9) общехозяйственные расходы; (10) потери от брака; (11) прочие производственные расходы; (12) коммерческие расходы.
Первые 11 статей составляют так называемую производственную себестоимость; с добавлением коммерческих расходов, т. е. расходов, связанных со сбытом продукции, образуется полная себестоимость производства и реализации.
Что касается методов калькулирования, используемых в отечественной практике, то число их велико. В западной практике весьма широкое распространение имеют системы абсорпшен-костинга, директ-костинга, стандарт-костс.
На многих предприятиях России широкое распространение получила система калькулирования переменных издержек (в рамках управленческого учета) — «Директ-Костинг». Ее сущность состоит в том, что калькулируют не полную себестоимость производства и сбыта продукции, а только удельные переменные издержки (их прямые виды в расчете на единицу продукции). Главная цель внедрения этой системы — обеспечить контроль за формированием маржинального дохода в разрезе конкретных изделий. Маржинальный доход (МД) определяют по формуле:
МД = Цр-ПИед, (9.10)
где Ц — цена реализации конкретного изделия, руб.; ПИед — переменные издержки, отнесенные на это изделие, руб.
К
преимуществам системы «Директ-
• ее простоту;
• минимум проведения расчетных операций, связанных с распределением непрямых (косвенных) издержек;
• возможность управления руководством предприятия как переменными издержками, так и маржинальным доходом.
Основным недостатком системы «Директ-Костинг» является неполное отражение всей совокупности издержек, связанных с производством и сбытом отдельных видов продукции, что занижает их реальную себестоимость.
Система «абсорпшен-костинга» или система расчёта полной себестоимости – это расчёт производственной себестоимости калькуляционной единицы с полным распределением всех производственных расходов, и полной себестоимости единицы реализованной продукции, с распределением расходов на продажу. Данный метод является традиционным для российской практики учёта и калькулирования.
Сущность
системы калькулирования
К преимуществам данной системы калькулирования себестоимости продукции можно отнести:
• внедрение в текущей деятельности прогрессивных норм и нормативов затрат материальных и трудовых ресурсов;
• тесную связь нормативов с ценовой политикой предприятия;
• повышение эффективности контроля за отклонениями отчетных показателей от нормативных;
• получение более объективных результатов калькулирования себестоимости отдельных изделий.
Применение данной системы возможно только в стабильной экономической среде, в условиях преодоления высокой инфляции и спада промышленного производства. Фактическая себестоимость продукции формируется из принципа экономической целесообразности тех или иных расходов и затрат. Увеличение себестоимости, являясь негативным фактом,- приводящим к уменьшению прибыли, имеет и некоторый позитивный момент — снижение налога на прибыль.
Фактическая себестоимость продукции формируется из принципа экономической целесообразности тех или иных расходов и затрат. Увеличение себестоимости, являясь негативным фактом,- приводящим к уменьшению прибыли, имеет и некоторый позитивный момент — снижение налога на прибыль.
Роль
финансовой службы в управлении расходами
уже гораздо более значима, чем
управление доходами. Если уровень доходов
в значительной степени определяется
конъюнктурой рынка, то видами и уровнем
расходов можно управлять путем установления
более или менее жестких внутренних нормативов
по отдельным статьям расходов. Именно
это реализуется в ходе формирования плановой
себестоимости, расчета фактической себестоимости,
анализа отклонений фактических данных
от плановых значений, выявления причин
произошедших отклонений и разработки
мероприятий по устранению причин, обусловивших
появление необоснованных расходов.
2. Организационно –
2.1. Организационные
основы и специализация ОАО «Берёзовский
ЛПХ»
Открытое
акционерное общество «Берёзовский
леспромхоз» (ОАО, ЛПХ) находится в
посёлке Опарино Кировской
История создания предприятия начинается в 30-е годы XX века. Данное предприятие было основано под названием «Опаринский районный промышленный комбинат Архангельского облместпрома Архангельской области» в 1939г. На предприятии существовали следующие цеха: сапожный, мукомольный, столярный, вязальный, кузнечный, чемоданный, цех выделки кож и овчины, кирпичный завод, вся «механизация» - 3 лошади и простейшие приспособления в цехах.
В 1957г. произошла реорганизация. В комбинат включили райтоп, который занимался заготовкой древесины на топливо и пищекомбинат, выпускающий колбасы, баранки, безалкогольные напитки.
В 1964г., после слияния Опаринского района с Мурашинским произошло объединение райпромкомбината и райбыткомбината, который занимался пошивом одежды, ремонтом обуви, т. е. Обслуживание населения.
С 1 января 1965г. на базе райпромкомбината был организован «Опаринский ЛПХ». Позднее он был переименован в «Берёзовский ЛПХ», поскольку в Опарино уже было предприятие с таким же названием. С передачей его в новое министерство, изменилась производственная структура предприятия. Предпочтение было отдано лесозаготовкам и деревообработке, подсобные промыслы упразднены.
В 2005г. ОАО «Берёзовский ЛПХ» исполнилось 40 лет.
Основной целью ОАО «Берёзовский ЛПХ» является получение прибыли.
Основные виды деятельности:
ОАО «Берёзовский ЛПХ имеет
печать со своим полным
Форма собственности Общества – федерально-смешанная, учредителем является Комитет по управлению имуществом Кировской области.
Общее
руководство деятельностью
Информация о работе Оценка и управление затратами предприятия на примере продукции