Инвестиционная политика России в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 13:44, дипломная работа

Описание работы

Инвестиции играют существенную роль в функционировании экономики. Измене-ния в количественных соотношениях инвестиций оказывают воздействие на объем общественного производства и занятости, структурные сдвиги в экономике, развитие отраслей и сфер хозяйства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3
Сущность и содержание инвестиций
1.1.Инвестиции и их классификация…………………………………………………5
1.2.Инвестиционная деятельность и ее институты………………………………...14
Инвестиционная политика России в современных условиях
2.1.Инвестиционная политика государства и её роль в российской экономике...27
2.2.Инвестиционный климат России ………………………………………………33
2.3.Иностранные инвестиции в России…………………………………………….40
3. Инвестиционная политика регионов Российской Федерации
3.1.Проблемы и задачи инвестиционной политики регионов……………………48
3.2.Инвестиционная привлекательность регионов России для частных
инвесторов…………………………………………………………………………....

Работа содержит 1 файл

Диплом, окончательная версия.doc

— 749.00 Кб (Скачать)

Конечно же, самая большая проблема и самая слабая составляющая конкурентного облика всех республик Северного Кавказа, входящих в данную группу — очень высокий уровень угрозы террористических актов.

Все регионы этой группы имеют очень низкую привлекательность, среднегрупповое значение которой в два с лишним роза ниже среднего по стране (0,436, ), из-за незначительного чис-па конкурентных преимуществ (2,8 при среднем по России в 4,9) и наоборот, очень значительного число конкурентных отставаний (11,7 против среднего в 7,2).

Таким образом, как показал анализ текущей инвестиционной привлекательности субъектов федерации, каждый регион России обладает как сильными, так и слабыми сторонами своего конкурентного облика.

Число конкурентных преимуществ по всей совокупности регионов России (408) в полтора раза меньше числа конкурентных отставаний (601), а также меньше числа нейтральных факторов инвестиционной привлекательности, которые не являются ни факторами преимущества, ни факторами отставания, поскольку их региональное значение близко к среднероссийскому (таких нейтральных факторов по всей совокупности регионов 432). В связи с этим для каждого региона страны обладание тем или иным конкурентным преимуществом чрезвычайно значимо для успешного привлечения частных инвесторов, а наличие конкурентного отставания в то же время не должно рассматриваться как непреодолимая преграда в решении вышеуказанной задачи.

Однако наиболее распространенными региональными конкурентными преимуществами в настоящее время являются: относительная безопасность от терактов, которая характерна почти для 90% регионов России; благоприятность климата для проживания (почти в 80% регионов) и вполне благоприятная экологическая обстановка (относительная экологическая безопасность), свойственная /3регионов. Почти для половины регионов характерна высокая обеспеченность населения легковыми автомобилями.

Помимо этого около половины регионов страны обладают приграничным, т. е. довольно выгодным, географическим положением по отношению к внешнеторговым выходом России.

Гораздо меньше на сегодняшний день распространены такие региональные конкурентные преимущества, как высокий уровень развития промышленности и высокий уровень занятости населения: и то и другое преимущество характерно лишь для каждого четвертого региона России.

Что же касается остальных региональных конкурентных преимуществ, то по степени распространенности их можно квалифицировать как редкие (присущие только 10 — 20% регионов) или уникаль-ные(присущие менее чем 10% регионов). Так, к числу редких конкурентных преимуществ можно отнести: наличие природных запасов неуглеводородного минерального сырья (лишь 19% регионов располагают существенными запасами); большой объем экспорта продукции (в 16% регионов); существенные внутренние инвестиционные ресурсы (прибыль и амортизационные отчисления организаций) и высокий уровень развития розничного товарооборота и сферы услуг населению — и то и другое характерно лишь для 14% регионов; высокую долю населения с доходом выше прожиточного минимума — характерно для 16% регионов; о также хорошую обеспеченность автомобильными и железными дорогами, свойственную на сегодняшний день лишь 11 % регионов России.

А к числу уникальных конкурентных преимуществ российских регионов можно отнести, конечно, наличие природных запасов нефти и газа (лишь 8% регионов располагают существенными запасами) и, как это ни парадоксально, высокий уровень развития малого предпринимательства (также свойственный лишь 8% регионов). Столь же редко встречается и такое конкурентное преимущество, как высокий уровень жизни населения — в 7% регионов, а высокий темп развития промышленности характерен всего лишь для двух регионов.

Региональные конкурентные отставания также по-разному распространены среди регионов России.

Так, наиболее распространенными региональными конкурентными отставаниями в настоящее время являются: отсутствие существенных минерально-сырьевых ресурсов и незначительные внутренние инвестиционные ресурсы (прибыль и амортизационные отчисления организаций) — и то и другое свойственно но сегодняшний день 72% регионов; низкий объем экспорта продукции (у 65% регионов); слабое развитие малого предпринимательства (у 63%).

Более половины регионов России не обладают также ни существенными запасами нефти и газа, ни выгодным географическим положением по отношению к внешнеторговым выходам. Большая часть регионов не отличается высокими уровнями развития промышленности и жизни населения. Почти в половине регионов слабо развиты розничный товарооборот и сфера услуг населению.

Гораздо меньше распространены такие региональные конкурентные отставания, как высокая доля малообеспеченного населения и высокий уровень безработицы — и то и другое характерно уже только для каждого третьего региона России, а слабая обеспеченность регионов дорогами и низкая обеспеченность населения легковыми автомобилями свойственны менее чем четверти регионов. Высокая экологическая загрязненность характерна для 22% регионов России.

Что же касается остальных региональных конкурентных отставаний, то к числу редких можно отнести высокий уровень террористической угрозы в 11 % регионов, а к числу уникальных можно отнести чрезвычайную неблагоприятность климата для проживания — в 8% регионов России.

Таким образом, подводя итоги сравнительного анализа инвестиционной привлекательности регионов, а также рассмотрения современного наличия различных конкурентных преимуществ и отставаний, отметим, что, с одной стороны, не существует в России таких регионов, в которых не было бы конкурентных преимуществ, необходимых для привлечения частных инвесторов, но с другой стороны, для каждого региона могут быть определены направления совершенствования конкурентного облика, предполагающие как более эффективное использование его сильных сторон, ток и устранение (или компенсацию) слабых составляющих.

Очевидно, что на сегодняшний день конкурентные преимущества не только по-разному распространены среди регионов России, но и обладают разной значимостью для частных инвесторов. Указанное положение сохранится, вероятно, и в среднесрочной перспективе.

В связи с этим, ломимо выявления регионального наличия тех или иных конкурентных преимуществ и отставаний, для объяснения современных особенностей пространственной дифференциации инвестиционных процессов в России, о также для обоснования путей инвестиционного обеспечения регионального развития страны но перспективу важно определить и то, какие из составляющих регионального конкурентного облика оказываются на сегодняшний день наиболее значимыми с точки зрения инвесторов, о также в кокой мере удается тому или иному региону реализовать конкурентные преимущество в виде привлекаемых частных инвестиций.

Поскольку активность частных инвесторов в регионах России характеризуется очень высокой межрегиональной дифференциацией, можно констатировать, что на сегодня все регионы отличаются друг от друга не только уровнем инвестиционной привлекательности и составом конкурентных преимуществ и отставаний, но и разной эффективностью использования инвестиционной привлекательности для привлечения частных инвестиций.

Успешность реализации региональных стратегий развития определяется в значительной степени не только точностью определения региональных приоритетов в повышении инвестиционной привлекательности для частных инвесторов, но также действенностью государственной инвестиционной политики, проводимой органами власти различного уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

           Подведя все итоги, можно отметить, что инвестиции - это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты, предпринимательской деятельности в целях получения прибыли и достижения иного полезного эффекта69. Они оказывают громадное воздействие на состояние экономики, перспективы ее развития и темпы роста. Помимо того, что инвестиции влияют на общую эффективность хозяйствования и на возможность роста в долгосрочной перспективе, они также оказывают прямое и быстрое воздействие на занятость и доходы. Вложение инвестиций или своего рода инвестиционную деятельность выполняют специализированные небанковские кредитно-финансовые институты, которые заняли видное место в накоплении и мобилизации денежного капитала.

Инвестиционная деятельность - совокупность осуществляемых действий по разумному вложению средств в эффективные программы и проекты, способные принести достаточную выгоду. К числу институтов, осуществляющих инвестиционную деятельность относятся   страховые компании, пенсионные фонды, ссудо-сберегательные общества, инвестиционные компании, финансовые компании, благотворительные фонды, кредитные союзы и другие.

Основные формы деятельности данных учреждений на рынке ссудного капитала сводятся к: аккумуляции сбережений населения, предоставлению кредитов через облигационные займы корпорациям и государству, мобилизации капитала через все виды акций, предоставлению ипотечных и потребительских кредитов70, например инвестиционные компании путем выпуска собственных акций привлекают денежные средства, которые затем вкладывают в ценные бумаги промышленных и других корпораций. Таким образом, за счет приобретения ценных бумаг они осуществляют наравне с другими кредитно-финансовыми институтами финансирование различных сфер экономики.

Инвестиционная политика, которой придерживается государство, имеет огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и государственных. Именно она формирует так называемый инвестиционный климат страны, поэтому правительство России оказывает ей огромное внимание, однако на данный момент инвестиционная политика нашего государства еще слаба, что обусловлено в основном незащищенностью расходов бюджета на инвестиционные цели, бюджетные средства расхищаются или направляются не на те цели, на которые направлялись.

Таким образом, на протяжении всего девятилетнего периода подъема российской экономики наблюдается высокая инвестиционная активность. Рост инвестиционной привлекательности российской экономики объясняется существенным улучшением макроэкономической ситуации и реализацией мер по улучшению инвестиционного климата. В частности, государство усовершенствовало законодательство по вопросам защиты прав собственности и инвестиционной деятельности (с учетом замечаний бизнес-сообщества) и оно стало больше соответствовать общепринятым в мировом сообществе правовым нормам.

В результате в 2007 г. наблюдался инвестиционной бум. Происходил рост всех основных показателей инвестиционной деятельности, и они, видимо, будут рекордными для всего постсоветского периода развития российской экономики71. Кроме того, оттоку капитала способствовало расширение сферы деятельности российских корпораций за пределы отечественной экономики, что привело к росту капиталовложений российских экономических агентов за рубежом. Важным результатом 2007 г. стал рекордный приток иностранного капитала.

     Необходимо внести коррективы в законодательные акты, регулирующие политику нашего государства по отношению к иностранным инвестициям. Ее основополагающий принцип может быть сформулирован следующим образом: правовой режим деятельности иностранных инвесторов должен быть таким же, как и предоставленный российскому инвестору, за изъятиями, установленными федеральным законодательством. Помимо этого, нужно разработать долгосрочную, поддерживаемую правительством стратегию, направленную на привлечение производственных технологий, управленческого мастерства и финансовых вливаний из-за рубежа. Подобная стратегия должна базироваться на четком видении проблемы и иметь свою концепцию.

По мнению В.В. Путина, инвестиционный приток в экономику – и прежде всего в инфраструктуру – надо сделать стабильной тенденцией, постоянной тенденцией. А для этого как на федеральном, так и на местном уровнях нужно в целом улучшить инвестиционный климат, создать для инвесторов единые и понятные правила. Регионы должны активнее запускать концессионные проекты государственно-частного партнерства. Таким образом, в современных условиях именно инвестиции способны заметно увеличить объемы валового внутреннего продукта, регионального продукта и существенно пополнить местные бюджеты, и для большинства российских территорий это реальная возможность укрепить конкурентные преимущества, завоевать новые экономические ниши, раскрыть свой инновационный потенциал. Инвестиционный приток в экономику – и прежде всего в инфраструктуру – надо сделать стабильной тенденцией, постоянной тенденцией. А для этого как на федеральном, так и на местном уровнях нужно в целом улучшить инвестиционный климат, создать для инвесторов единые и понятные правила.

В этой связи  хотелось бы обратить особое внимание на ряд приоритетных задач. Главная из них – это четкое определение инвестиционных стратегий, и, прежде всего, на уровне крупных экономических районов. Такие стратегии должны быть увязаны с планами развития естественных монополий, других инвесторов и включать в себя единые документы территориального планирования в области транспорта, связи, энергетики, а также ряд других документов, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации. Регионы должны активнее запускать концессионные проекты государственно-частного партнерства.

 Эффективность  государственных вложений в инфраструктуру  и использование государственных  ресурсов очень различно. И, как  ни странно, в регионах, казалось, отдаленных, сибирских, дальневосточных,  объем инвестиций на рубль  вложений государства сегодня не ниже. Поэтому у нас возможности для наращивания частных инвестиций в нашей экономике есть достаточно серьезные.

Подводя итоги сравнительного анализа инвестиционной привлекательности регионов, а также рассмотрения современного наличия различных конкурентных преимуществ и отставаний, отметим, что, с одной стороны, не существует в России таких регионов, в которых не было бы конкурентных преимуществ, необходимых для привлечения частных инвесторов, но с другой стороны, для каждого региона могут быть определены направления совершенствования конкурентного облика, предполагающие как более эффективное использование его сильных сторон, ток и устранение (или компенсацию) слабых составляющих.

Информация о работе Инвестиционная политика России в современных условиях