Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:26, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право"

Работа содержит 1 файл

ekzamen_fp.doc

— 606.50 Кб (Скачать)

Принципы бюдж.процесса:

принцип разграничения бюджетной компетенции между органами представит.и исп.власти. Конституционное и бюджетное законод-во устанавливает след.распределение компетенции по стадиям бюдж.процесса между ветвями власти: составление и исполнение бюджета отнесено к полномочиям органов исп.власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджета — к полномочиям предст.органов власти. Каждый орган гос.власти или орган .с.у. осущ-т бюдж.полномочия относительно своего уровня бюджета;

принцип специализации бюдж.показателей, который реализуется через бюдж.классификацию;

принцип ежегодности бюджета - обязательное принятие бюджета на каждый календарный год до начала планируемого года;

принцип гласности в бюдж.процессе - широкое обсуждение проекта бюджета предст.органом соотв.уровня, доведение его до сведения населения, опубликование утвержденного бюджета.

Стадия бюдж.процесса — это совок-сть действий органов гос.власти или органов м.с.у. по осуществлению бюдж.процесса, характ-ся внутренним единством и осуществлением опред.действий в соотв-и с бюджетной компетенцией каждого органа.

1. Составление проекта бюджета осуществляется исполнительными органами власти. Перед составлением идет разработка планов-прогнозов развития территорий и целевых программ, на основе которых создается сводный фин.баланс гос-ва по тер-рии России. Непосредственная работа по составлению проектов соотв.бюджетов проводится Минфином России, финансовыми органами субъектов РФ или м.о..

БК РФ устанавливает  перечень сведений, необходимых для  составления проектов бюджетов, и  наделяет фин.органы правом получать необходимые  сведения от фин.органов другого  уровня бюджетной системы РФ, а также от органов гос-ва, органов м.с.у. и юридических лиц (ст. 172).

Составление проекта  бюджета основывается на Бюдж.послании Президента РФ, прогнозе социально-экон.развития соотв.территории, а также на основных направлениях бюджетной и налог.политики.

Основываясь на принципе утверждения бюджета до начала фин.года, исполнительные органы власти всех уровней  доводят до представительных и исполнительных органов другого уровня необходимые  указания по разработке проектов бюджетов.

После представления указ-ми органами в органы исп.власти своих предложений по расчетам о перераспределении доходов и расходов бюджетов разных уровней Правит-ство РФ не позднее чем за 4,5 месяца до начала фин.года доводит до всех предст.и исп.органов субъектов РФ следующие данные:

- проектируемые нормативы  (проценты) отчислений от регулирующих  доходов с учетом контингентов  этих доходов, поступающих на  данной территории;

- данные о дотациях, субвенциях и трансфертах, начисляемых  к предоставлению из бюджетов  одного уровня бюджетам другого уровня, и их целевое назначение;

- перечень закрепленных  в полном объеме и фиксированных  долей (в процентах) доходов  за бюджетами всех субъектов  РФ.

В процессе подготовки и  составления проекта бюджета  между органами исполнительной власти разных уровней возможно возникновение разногласий. С целью их преодоления органы исполнительной власти одного уровня могут вносить в органы исполнительной власти другого уровня свои предложения по изменению и уточнению проектируемых последними показателей.

2. Рассмотрение и утверждение бюджетов происходит в представительных органах — Федер.Собрании РФ, законодательных (предст-х) органах субъектов РФ и выборных органах м.о.. Проект бюджета в названные органы вносится соответствующим органом исполнительной власти в определенный законами (решениями) срок. Одновременно с проектом бюджета законодательному (представительному) органу представляются документы и материалы, определенные ст. 184.2 БК РФ.

До принятия закона (решения) о бюджете на очередной фин.год законодательный (представительный) орган должен рассмотреть и принять соответствующее решение по законопроектам о внесении изменений в налоговое законод-во.

В случае невступления в силу закона (решения) о бюджете с начала фин.года вводится механизм временного управления бюджетом, который регламентирован ст. 190 БК РФ. В условиях невступления в силу закона (решения) о бюджете до начала фин.года расходование бюджетных средств в целях продолжения финансирования инвестиционных объектов, государственных контрактов, оказания фин.помощи бюджетам других уровней бюджетной системы РФ осуществляется в размере не более 1/12 ассигнований предыдущего года в расчете на месяц.

В условиях врем.управления закона (решения) о бюджете на новый фин.год органу, исполняющему бюджет, запрещается: -доводить лимиты бюджетных обязательств и бюджетные ассигнования на бюджетные инвестиции и субсидии юридическим и физическим лицам; -предоставлять бюджетные кредиты; осуществлять заимствования в размере более 1/8 объема заимствований предыдущего фин.года в расчете на квартал; формировать резервные фонды. Однако названные ограничения не распространяются на расходы, связанные с выполнением публичных нормативных обязательств, обслуживанием и погашением гос.или мун.долга, выполнением международных договоров. Детальная регламентация стадии рассмотрения и утверждения бюджета осуществляется федер.законод-вом только для федер.бюджета. Порядок и условия представления проекта региональных и местных бюджетов соответствующему представительному органу для рассмотрения и утверждения проекта бюджета устанавливаются представительным органом власти или представительным органом м.с.у. в соответствующем финансово-правовом акте о бюджетном процессе.

3. Исполнение бюджета - полное и своевременное поступление всех предусм-х по бюджету доходов и обеспечение финансирования всех запланиров-х бюджетных расходов. Основная задача стадии — обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других обязательных платежей; финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм. В процессе исполнения бюджета органы законодательной (представительной) и исполнительной власти всех уровней, а также органы м.с.у. осуществляют корректировку бюджетных назначений, обусловленную подвижностью валютного курса и неравномерностью поступлений доходов в бюджет. На стадии исполнения бюджета осуществляется контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделяемых соответствующим предприятиям, организациям, учреждениям.

Эта стадия бюдж.процесса включает выполнение доходной и расходной частей бюджета. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной власти могут вносить изменения в пределах утвержденных ассигнований по статьям функциональной бюджетной классификации.

Непосредственная работа по исполнению соответствующего бюджета проводится Минфином России, его подразделениями и органами, Федер.налог.службой, финансовыми отделами исполнительных органов власти субъектов РФ или органов м.с.у..

Организация исполнения бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов возложена федер.законод-вом на систему органов Казначейства России, которое осуществляет кассовое исполнение бюджета. Согласно БК РФ (гл. 24 «Основы исполнения бюджетов») казначейское исполнение бюджета является составной частью (процедурой) стадии исполнения бюджета.

Сущность казначейской системы исполнения бюджетов состоит  в том, что РФ в целом, субъекты РФ и м.о.посредством использования  казначейской технологии получают реальную возможность осуществлять и контролировать весь цикл оборота бюджетных средств  — от зачисления и распределения доходов до составления и проверки отчетности об использовании выделенных из бюджета ден.средств. Процесс казначейского исполнения бюджета состоит из следующих стадий:

- регистрация бюджетных  поступлений;

- доведение бюджетных  ассигнований до распорядителей и получателей бюджетных средств;

- установление и доведение  лимитов бюджетных обязательств  до распорядителей и получателей  бюджетных средств;

- подтверждение органом,  исполняющим бюджет, ден.обязательств;

- распределение доходов  между бюджетами различных уровней;

- расходование бюджетных  средств.

На основании ст. 215 БК РФ органы Федер.казначейства являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. Аналогичные полномочия закреплены в Положении о Федер.казначействе, на основании которого Федер.казначейство осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ (п. 5.12); обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы РФ от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов (п. 5.13).

Порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов территориальными органами Федер.казначейства (утв. приказом Федер.казначейства от 22 марта 2005 г. № 1н) также определяет, что «все кассовые операции по исполнению соответствующего бюджета осуществляются органом Федер.казначейства от имени и по поручению фин.органа (уполномоченного органа), администратора поступлений, администратора или получателя средств бюджета на основании платежных документов, оформленных ими» (п. 1.5). Общий порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ (утв. приказом Федер.казначейства от 25 августа 2005 г. № 12н), развивая положения ст. 8 и 215.1 БК РФ, устанавливает, что управление средствами на единых счетах бюджетов осуществляют соответствующие фин.органы, если законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и представительных органов м.с.у. не установлено иное (п. 1.6).

Процесс казначейского  исполнения бюджета обеспечивает реализацию права РФ, каждого Sа РФ и муниципального образования иметь собственный бюджет.

4. Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета представляет собой завершающую стадию бюдж.процесса. БК РФ устанавливает оперативную, ежеквартальную, полугодовую и годовую отчетность об исполнении бюджета. Непосредственная работа по сбору, сведению, составлению и представлению отчетности об исполнении бюджета в предст.орган, соответствующий контрольный орган и Федер.казначейство осуществляется уполномоченным исп.органом на основе единой методологии. Годовой отчет об исполнении бюджета утверждается (или отклоняется) предст.органом. Принятые отчеты по бюджету публикуются в СМИ в течение след.года в специальных статистических сборниках. 

 

25. Участники бюдж.процесса. Распорядители бюджетных средств, их виды, права и обязанности.

Статья 152.  Участниками бюдж.процесса являются:

- Президент РФ;

- высшее должн. лицо Sа РФ, глава муниципального образования;

-  законодательные (представительные) органы гос-й власти и представительные органы м.с.у. (далее - законодательные (представительные) органы);

- исполнительные органы  гос-й власти (исполнительно-распорядительные  органы мун.образований);

- ЦБ РФ;

- органы гос.(муниципального) фин.контроля;

- органы управления  гос.внебюджетными фондами;

- главные распорядители  (распорядители) бюджетных средств;

- главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

- главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

- получатели бюджетных  средств. 

2. Особенности бюджетных  полномочий участников бюдж.процесса, являющихся федер.органами гос-й  власти (гос.органами), устанавливаются  настоящим Кодексом и (или)  принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ; ИЛИ законами Sов РФ; муниц.прав.актами.

Главный распорядитель бюджетных средств (главный расп-ль средств соотв.бюджета) - орган гос.власти, орган управления гос.внебюджетным фондом, орган м.с.у., орган местной адм-ции, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств; 

Распорядитель бюдж.средств (расп-ль средств соотв.бюджета) - орган гос.власти, орган управления гос.внебюдж.фондом, орган м.с.у., орган местной адм-ции, казенное учреждение, имеющие право распределять бюдж.ассигнования и лимиты бюдж.обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств;

Бюдж.полномочия главного распорядителя: 

1) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюдж.средств в соотв-ии с утвержденными ему бюдж. ассигнованиями и лимитами бюдж.обязательств; 

2) формирует перечень  подведомственных ему распорядителей  и получателей бюдж.средств;

3) ведет реестр расходных  обязат-в, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюдж.обязательств и бюджетных ассигнований;  

4) осущ-т планирование  соотв-щих расходов бюджета, составляет  обоснов-я бюдж.ассигнований; 

5) составляет, утверждает  и ведет бюдж.роспись, распределяет  бюджетные ассигнования, лимиты бюдж.обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соотв-щую часть бюджета;

6) вносит предложения  по формиров-ю и изменению лимитов  бюджетных обязательств;

7) вносит предложения  по формир-ю и изм-ю сводной бюдж.росписи; 

8) опред.порядок утверждения  бюджетных смет подведомственных  получателей бюджетных средств,  являющихся казенными учреждениями;

9) формирует и утверждает  гос.(мун.) задания; 

10) обеспечивает контроль  за соблюдением получателями  субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, условий, установленных при их предоставлении; 

11) организует и осуществляет  ведомственный фин.контроль в  сфере своей деят-сти;

12) формирует бюдж.отчетность  главного распорядителя бюджетных  средств;

12.1) отвечает соотв-но от имени РФ, Sа РФ, м.о. по ден.обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств;

13) осуществляет иные  бюдж. полномочия и принимаемыми  в соответствии с ним н.п.актами (мун.правовыми актами), регулирующими  бюдж.правоотношения. 

2. Бюдж.полномочия распорядителя бюдж.средств: 

1) осуществляет планирование  соответствующих расходов бюджета;  

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"