Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:26, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право"
Также:
- нормы-дефиниции (ст.6 БК РФ - Понятия и термины, применяемые в БК -бюджет - форма образования и расходования ден.средств, предназначенных для фин.обеспечения задач и функций гос-ва и м.с.у.),
- нормы-принципы (ст.29-38 БК РФ) -
п. единства бюджетной системы РФ
п. разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ
п. самостоятельности бюджетов
п. равенства бюджетных прав субъектов РФ, мун.образований
п.полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов
п. сбалансированности бюджета
п. результативности и
эффективности использования
п. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов
п. прозрачности (открытости)
п. достоверности бюджета
п. адресности и целевого характера бюджетных средств
п. подведомственности расходов бюджетов
п. единства кассы.
Бюджетные правоотношения - общественные отношения, возникающие на основе реализации норм бюдж.права.
Особенности:
- такой уникальный объект, как закон о бюджете на текущий год, проект бюджета и бюджет как плановый акт. Например, объектом БПотношения по рассмотрению и утверждению бюджета является проект сооветствующего бюджета на след.фин.год, а объектом ПО по исполнению бюджета является бюджет как плановый акт и одновременно закон (постановление), которым он утвержден;
- цикличность – обусловлена
цикличностью бюдж.процесса и
ограниченностью срока
15. Понятие, роль и виды бюджетов. Бюджетное устройство РФ.
Бюджет - это фин.план, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) органом в форме закона или правового акта представительного органа мо. В связи с этим бюджет представляет собой финансово-плановый акт и закон(постановление).
Понятие бюдж.устройства включает три элемента: 1) структуру бюджетной системы РФ, 2) бюдж.классификацию РФ, 3) принципы бюдж.системы РФ.
1) ст.10 БК РФ – бюдж.система РФ является трехуровневой:
- федер.бюджет и бюджеты
государственных внебюджетных
- бюджеты Sов РФ и бюджеты территориальных гос.внебюджетных фондов,
- местные бюджеты (<бюджеты
муниц.районов, гор.округов,
Все бюджеты в бюдж.системе РФ составляются на один фин.год, который соотв.календарному году (01.01-31.12). При этом федер.бюджет, бюджеты Sов РФ и бюджеты гос.внебюдж.фондов утверждаются в форме законов, а местные бюджеты – в форме правового акта представительного органа м.с.у.
Ст.14,15,16 БК РФ, ст.214, 215 ГК РФ – федер.бюджет находится в собств-сти РФ, бюджет Sа РФ – в собств-сти Sа РФ, местный бюджет – в собств-сти м.о. Федер.бюджет является составной частью казны РФ, бюджет Sа РФ – казна Sа РФ, местный бюджет – казна м.о.
Консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соотв.территории. Он дает информацию обо всех доходах и расходах территории и используется в целях анализа, расчетов, прогнозирования. Не утверждается в форме закона или иного н.п.а. – не способен порождать, прекращать или изменять права и обязанности РФ, Sа РФ и м.о.
Конс. бюджет Sа РФ вкл.в себя бюджет Sа РФ и свод бюджетов м.о., входящих в состав Sа РФ.
Конс.бюджет РФ = федер.бюджет +свод бюджетов др.уровней бюдж.системы РФ.
2) Бюдж.классификация – это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов.
Каждый бюджет состоит
из 3х частей: доходной, расходной, источников
финансирования дефицита бюджета (вкл.в
бюджет, если в нем образуется бюдж.дефицит
или законом о бюджете
3) Принципы бюдж.системы РФ (ст.29-38 БК РФ)
- п.единства бюдж.системы РФ,
- п.разграничения доходов и расходов между бюджетами
п. самостоятельности бюджетов
п. равенства бюджетных прав субъектов РФ, мун.образований
п.полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов
п. сбалансированности бюджета
п. результативности и
эффективности использования
п. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов
п. прозрачности (открытости)
п. достоверности бюджета
п. адресности и целевого характера бюджетных средств
п. подведомственности расходов бюджетов
п. единства кассы.
16. Виды доходов бюджетов. Порядок формирования и зачисления доходов в бюдж.систему.
Доходы бюджетов – это ден.средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке согласно законодательству РФ в распоряжение органов гос.власти РФ, Sов РФ и м.о.
Виды доходов бюджетов:
1) налоговые доходы – федер., региональные и местные налоги и сборы
Федер.налоги и сборы: налог на добавл.стоимость, акцизы, налог на доходы физ.лиц, налог на прибыль предприятий, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологич.ресурсов, гос.пошлина.
Региональные: налог на имущ-во организации, налог на игорный бизнес, трансп.налог.
Местные: земельный налог, налог на имущ-во физ.лиц.
2) неналоговые доходы:
- доходы от использования
имущества, находящегося в гос.
- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями (напр.плата за предоставление информации по единому гос.реестру налогоплательщиков,; плата за рассмотрение ходатайств, предусм.антимонопольным законод-вом),
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, адм.и уголовн.отв-сти, в т.ч. штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в результате возмещения вреда, причиненного РФ-ей, Sам РФ и м.о., и иные суммы принудительного изъятия (напр.: штрафы от применения мер адм.и угол.отв-сти),
- иные неналоговые доходы (напр.доходы от продажи имущества, наход.в гос.или муниц.собств-сти).
3) безвозвратные и безвозмездные перечисления (ст.41 БК РФ)
- дотации и субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ;
- субвенции из федер.бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;
- иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;
- безвозмездные поступления
от физических и юридических
лиц, международных
Доходы бюджетов ежегодно отражаются в ФЗ о федер.бюджете на фин.год, в законах Sов РФ и решениях предст.органов м.о. о бюджетах на фин.год.
Ден.средства считаются зачисленными в бюджет с момента совершения Банком России или кред.организ-и операций по зачислению (учету ден.средств на счете органа, исполняющего бюджет). Момент зачисления доходов в бюджет не совпадает с моментом уплаты доходов в бюджет. Налог.доходы считаются уплаченными в бюджет с момента передачи в банк поручения на уплату налога, а при уплате налога наличными деньгами – с момента внесения ден.суммы в банк.
Неналоговые доходы и
иные поступления считаются
2 классификация.
Собственные – доходы бюджетов, которые обеспечивают осуществление расходных обязательств РФ, субъектов РФ, м.о., принятых в пределах их собственных полномочий.
Несобственные – доходы, которые обеспечивают расходные обязательства Sов РФ, м.о. в пределах полномочий, делегированных им другими уровнями власти.
17. Сбалансированность бюджета. Дефицит бюджета и меры по его преодолению.
Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.
Даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюдж.равновесия порождает несбалансированность.
Методы сбаланс-сти бюджета: -лимитирование бюдж.расходов с учетом экон.возможностей общества и объема централизуемых доходов; -совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними; -выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов; построение эффективной системы бюдж.регулирования и оказания фин.помощи в сфере межбюджетных отношений; -планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максим, эффектом; -сокращение масштабов гос.сектора экономики на основе разумной приватизации гос-й собств-сти; -жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленная крайней необходимостью; -использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления ден.средств с фин.рынков.
При сбалансированном бюджете гос.доходы равняются расходам. В том случае, когда доходы больше расходов, превышение называется профицитом бюджета или положительным сальдо бюджета.Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо) существует при превышении расходов над доходами.
Существует 3 традиционных способа покрытия дефицита бюджета: 1) выпуск госзаймов, 2) ужесточение налогообложения, 3) производство денег («сеньораж»), т.е. печатание денег.
Если принятый бюджет имеет дефицит, то в нем и в законе (решении) об этом бюджете определяются источники его покрытия.
БК РФ предусм.предельный размер дефицитов всех уровней бюджетной системы РФ. Местные бюджеты и бюджеты Sов РФ не могут иметь дефицит, превышающий соответственно 10 и 15% объема доходов их бюджетов (без учета фин.помощи).
Дефицит федер.бюджета не может превышать сумму бюдж.инвестиций и расходов на обслуживание гос.долга РФ в соотв.году.
Источники финансирования дефицита бюджета Sа РФ и местного бюджета однотипны:
- гос.или муниц.займы,
осущ.путем выпуска ценных
- бюдж.кредиты, полученные от бюджетов др.уровней бюдж.системы РФ,
- кредиты, полученные от кред.организ-ий,
-поступления от продажи
имущества, наход.в гос.или
-изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета Sа РФ или местного бюджета.
Источники финансиров-я дефицита федер.бюджета:
Внутренние:
- кредиты, полученные
от бюджетов др.уровней бюдж.
- гос.займы, осущ.путем выпуска ценных бумаг,
- бюдж.кредиты, полученные
от бюджетов др.уровней бюдж.
- поступления от продажи имущества, наход.в гос.собств-сти,
- сумма превышения
доходов над расходами по гос.
- изменение остатков средств на счетах по учету средств федер.бюджета.
Внешние:
-гос.займы, осущ.в иностр.
-кредиты правительств иностр.государств, банков и фирм, международных фин.организаций, предоставл-е в иностр.валюте, привлеченные РФ-ей.
Кредиты банка России, а также долговые обязательства РФ, Sов РФ, м.о., приобретенные Банком России, не м.б.источником финансирования дефицита бюджета при их первичном размещении.
18. Понятие расходов бюджетов и порядок их формирования. Виды расходов бюджетов. Расходные обязательства и порядок их разграничения между бюджетами.
Расходы бюджетов – это ден.средства, направляемые на фин.обеспечение задач и функций гос-ва и м.с.у. (ст.6 БК РФ).
Расходы бюджетов при составлении бюджетов формируются исходя из уже существующих расходных обязательств. Федер.бюджет формируется исходя из расходных обязательств РФ, бюджет Sов РФ – исходя из расходных обязательств Sа РФ, бюджет м.о. – исходя из расходных обязательств м.о.
Расходные обязательства – это обязанности РФ, Sов РФ, м.о. предоставить средства соотв.бюджета физ.и юр.лицам, органам гос.власти и м.с.у. и т.д. согласно законам, иным н.п.а., договорам и соглашениям (ст.6 БК РФ). Расходное обязательство предполагает, что между РФ (Sом или м.о.) и Sом-получателем средств соотв.бюджета- возникает материальное ПО, где у РФ есть обяз-сть предоставить средства бюджета, а у Sа-получателя – право требовать предоставления этих средств.
Расходные обязательства и расходы бюджета – это не одно и то же. Р.о. должны быть учтены при составлении бюджета, для этого органы гос.власти и м.с.у.обязаны вести реестры расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соотв.бюджетов. После утверждения бюджетов все включенные в бюджет и проект закона (решения) о бюджете расходные обязат-ва составляют расходы бюджета, на базе которых образуются бюджетные обязательства.
Расходы, заложенные в бюджет и закон (решение) о бюджете (бюдж.обязательства) создают надлежащие условия для реализации норм, закрепленных в иных законах, изданных до принятия закона (решения) о бюджете и предусматривающих расходные обязательства.