Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:26, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право"

Работа содержит 1 файл

ekzamen_fp.doc

— 606.50 Кб (Скачать)

Также:

- нормы-дефиниции (ст.6 БК РФ - Понятия и термины, применяемые в БК -бюджет - форма образования и расходования ден.средств, предназначенных для фин.обеспечения задач и функций гос-ва и м.с.у.),

- нормы-принципы (ст.29-38 БК  РФ) -

п. единства бюджетной  системы РФ

п. разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ

п. самостоятельности  бюджетов

п. равенства бюджетных  прав субъектов РФ, мун.образований

п.полноты отражения  доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов

п. сбалансированности бюджета

п. результативности и  эффективности использования бюджетных  средств

п. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов

п. прозрачности (открытости)

п. достоверности бюджета

п. адресности и целевого характера бюджетных средств

п. подведомственности расходов бюджетов

п. единства кассы.

Бюджетные правоотношения  - общественные отношения, возникающие на основе реализации норм бюдж.права.

Особенности:

- такой уникальный  объект, как закон о бюджете  на текущий год, проект бюджета и бюджет как плановый акт. Например, объектом БПотношения по рассмотрению и утверждению бюджета является проект сооветствующего бюджета на след.фин.год, а объектом ПО по исполнению бюджета является бюджет как плановый акт и одновременно закон (постановление), которым он утвержден;

- цикличность – обусловлена  цикличностью бюдж.процесса и  ограниченностью срока действия  бюдж.закона. Так, бюджетные ПО  по поводу исполнения бюджета  ограничены сроком действия закона  о бюджете, который принимается на один финн.год (ст.5 БК РФ: 01.01-31.12). После окончания финн.года и принятия нового закона о бюджете ПО по поводу исполнения бюджета возникают вновь.

15. Понятие, роль и виды бюджетов. Бюджетное устройство РФ.

Бюджет - это фин.план, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) органом в форме закона или правового акта представительного органа мо. В связи с этим бюджет представляет собой финансово-плановый акт и закон(постановление).

Понятие бюдж.устройства включает три элемента: 1) структуру  бюджетной системы РФ, 2) бюдж.классификацию  РФ, 3) принципы бюдж.системы РФ.

1) ст.10 БК РФ – бюдж.система  РФ является трехуровневой:

- федер.бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов (ПенсФ РФ, Фсоц.страхРФ, Федер.и территор.фонды обязательного мед.страхования). Включение этих фондов в бюдж.систему обусловлено тем, что расходы гос.внебюджетных фондов обеспечиваются в значительной части федер.бюджетом.

- бюджеты Sов РФ  и бюджеты территориальных гос.внебюджетных фондов,

- местные бюджеты (<бюджеты  муниц.районов, гор.округов, внутригородских  мо, городов федер значения М,  СПб; < бюджеты городских и сельских  поселений).               

 Все бюджеты в  бюдж.системе РФ составляются  на один фин.год, который соотв.календарному году (01.01-31.12). При этом федер.бюджет, бюджеты Sов РФ и бюджеты гос.внебюдж.фондов утверждаются в форме законов, а местные бюджеты – в форме правового акта представительного органа м.с.у.

Ст.14,15,16 БК РФ, ст.214, 215 ГК РФ – федер.бюджет находится в собств-сти РФ, бюджет Sа РФ – в собств-сти Sа РФ, местный бюджет – в собств-сти м.о. Федер.бюджет является составной частью казны РФ, бюджет Sа РФ – казна Sа РФ, местный бюджет – казна м.о.

Консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соотв.территории. Он дает информацию обо всех доходах и расходах территории и используется в целях анализа, расчетов, прогнозирования. Не утверждается в форме закона или иного н.п.а. – не способен порождать, прекращать или изменять права и обязанности РФ, Sа РФ и м.о.

Конс. бюджет Sа РФ вкл.в  себя бюджет Sа РФ и свод бюджетов м.о., входящих в состав Sа РФ.

Конс.бюджет РФ = федер.бюджет +свод бюджетов др.уровней бюдж.системы  РФ.

2) Бюдж.классификация – это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов.

Каждый бюджет состоит  из 3х частей: доходной, расходной, источников финансирования дефицита бюджета (вкл.в  бюджет, если в нем образуется бюдж.дефицит  или законом о бюджете предусмотрены  расходы на погашение гос.или мун.долго).

3) Принципы бюдж.системы  РФ (ст.29-38 БК РФ)

- п.единства бюдж.системы  РФ,

- п.разграничения доходов  и расходов между бюджетами

п. самостоятельности  бюджетов

п. равенства бюджетных  прав субъектов РФ, мун.образований

п.полноты отражения  доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов

п. сбалансированности бюджета

п. результативности и  эффективности использования бюджетных  средств

п. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов

п. прозрачности (открытости)

п. достоверности бюджета

п. адресности и целевого характера бюджетных средств

п. подведомственности расходов бюджетов

п. единства кассы.

16. Виды доходов бюджетов. Порядок формирования и зачисления доходов в бюдж.систему.

Доходы бюджетов – это ден.средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке согласно законодательству РФ в распоряжение органов гос.власти РФ, Sов РФ и м.о.

Виды доходов бюджетов:

1) налоговые доходы – федер., региональные и местные налоги и сборы

Федер.налоги и сборы: налог на добавл.стоимость, акцизы, налог на доходы физ.лиц, налог на прибыль предприятий, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологич.ресурсов, гос.пошлина.

Региональные: налог на имущ-во организации, налог на игорный бизнес, трансп.налог.

Местные: земельный налог, налог на имущ-во физ.лиц.

2) неналоговые доходы:

- доходы от использования  имущества, находящегося в гос.или  муниц.собств-сти (напр.арендная  плата от сдачи в аренду имущества, наход.в гос.или муниц.собств-сти; средства, получаемые от передачи имущ-ва, наход в гос.или муниц.собств-сти, под залог, в доверительное управление),

- доходы от платных  услуг, оказываемых бюджетными  учреждениями (напр.плата за предоставление информации по единому гос.реестру налогоплательщиков,; плата за рассмотрение ходатайств, предусм.антимонопольным законод-вом),

- средства, полученные  в результате применения мер  гражданско-правовой, адм.и уголовн.отв-сти,  в т.ч. штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в результате возмещения вреда, причиненного РФ-ей, Sам РФ и м.о., и иные суммы принудительного изъятия (напр.: штрафы от применения мер адм.и угол.отв-сти),

- иные неналоговые  доходы (напр.доходы от продажи  имущества, наход.в гос.или муниц.собств-сти).

3) безвозвратные и  безвозмездные перечисления (ст.41 БК  РФ)

- дотации и субсидии  из других бюджетов бюджетной  системы РФ;

- субвенции из федер.бюджета  и (или) из бюджетов субъектов  РФ;

- иные межбюджетные  трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;

- безвозмездные поступления  от физических и юридических  лиц, международных организаций  и правительств иностр.государств, в том числе добровольные пожертвования.

Доходы бюджетов ежегодно отражаются в ФЗ о федер.бюджете на фин.год, в законах Sов РФ и решениях предст.органов м.о. о бюджетах на фин.год.

Ден.средства считаются  зачисленными в бюджет с момента  совершения Банком России или кред.организ-и  операций по зачислению (учету ден.средств  на счете органа, исполняющего бюджет). Момент зачисления доходов в бюджет не совпадает с моментом уплаты доходов в бюджет. Налог.доходы считаются уплаченными в бюджет с момента передачи в банк поручения на уплату налога, а при уплате налога наличными деньгами – с момента внесения ден.суммы в банк.

Неналоговые доходы и  иные поступления считаются уплаченными  в бюджет с момента списания ден.средств  со счета плательщика в кред.организ-и.

2 классификация.

Собственные – доходы бюджетов, которые обеспечивают осуществление расходных обязательств РФ, субъектов РФ, м.о., принятых в пределах их собственных полномочий.

Несобственные – доходы, которые обеспечивают расходные обязательства Sов РФ, м.о. в пределах полномочий, делегированных им другими уровнями власти.

17. Сбалансированность бюджета. Дефицит бюджета и меры по его преодолению.

Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

Даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюдж.равновесия порождает несбалансированность.

Методы сбаланс-сти бюджета: -лимитирование бюдж.расходов с учетом экон.возможностей общества и объема централизуемых доходов; -совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними; -выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов; построение эффективной системы бюдж.регулирования и оказания фин.помощи в сфере межбюджетных отношений; -планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максим, эффектом; -сокращение масштабов гос.сектора экономики на основе разумной приватизации гос-й собств-сти; -жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленная крайней необходимостью; -использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления ден.средств с фин.рынков.

При сбалансированном бюджете гос.доходы равняются расходам. В том случае, когда доходы больше расходов, превышение называется профицитом бюджета или положительным сальдо бюджета.Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо) существует при превышении расходов над доходами.

Существует 3 традиционных способа покрытия дефицита бюджета: 1) выпуск госзаймов, 2) ужесточение налогообложения, 3) производство денег («сеньораж»), т.е. печатание денег. 

Если принятый бюджет имеет дефицит, то в нем и в  законе (решении) об этом бюджете определяются источники его покрытия.

БК РФ предусм.предельный размер дефицитов всех уровней бюджетной  системы РФ. Местные бюджеты и  бюджеты Sов РФ не могут иметь дефицит, превышающий соответственно 10 и 15% объема доходов их бюджетов (без учета  фин.помощи).

Дефицит федер.бюджета не может превышать сумму бюдж.инвестиций и расходов на обслуживание гос.долга РФ в соотв.году.

Источники финансирования дефицита бюджета Sа РФ и местного бюджета однотипны:

- гос.или муниц.займы,  осущ.путем выпуска ценных бумаг,

- бюдж.кредиты, полученные от бюджетов др.уровней бюдж.системы РФ,

- кредиты, полученные  от кред.организ-ий,

-поступления от продажи  имущества, наход.в гос.или муниц.собств-сти,

-изменение остатков  средств на счетах по учету  средств бюджета Sа РФ или  местного бюджета.

Источники финансиров-я дефицита федер.бюджета:

Внутренние:

- кредиты, полученные  от бюджетов др.уровней бюдж.системы  РФ,

- гос.займы, осущ.путем  выпуска ценных бумаг,

- бюдж.кредиты, полученные  от бюджетов др.уровней бюдж.системы  РФ,

- поступления от продажи  имущества, наход.в гос.собств-сти,

- сумма превышения  доходов над расходами по гос.запасам  и резервам,

- изменение остатков  средств на счетах по учету  средств федер.бюджета.

Внешние:

-гос.займы, осущ.в иностр.валюте  путем выпуска бумаг от имени  РФ,

-кредиты правительств иностр.государств, банков и фирм, международных фин.организаций, предоставл-е в иностр.валюте, привлеченные РФ-ей.

Кредиты банка России, а также долговые обязательства РФ, Sов РФ, м.о., приобретенные Банком России, не м.б.источником финансирования дефицита бюджета при их первичном размещении.

 

18. Понятие расходов бюджетов и порядок их формирования. Виды расходов бюджетов. Расходные обязательства и порядок их разграничения между бюджетами.

Расходы бюджетов – это ден.средства, направляемые на фин.обеспечение задач и функций гос-ва и м.с.у. (ст.6 БК РФ).

Расходы бюджетов при  составлении бюджетов формируются  исходя из уже существующих расходных  обязательств. Федер.бюджет формируется  исходя из расходных обязательств РФ, бюджет Sов РФ – исходя из расходных обязательств Sа РФ, бюджет м.о. – исходя из расходных обязательств м.о.

Расходные обязательства – это обязанности РФ, Sов РФ, м.о. предоставить средства соотв.бюджета физ.и юр.лицам, органам гос.власти и м.с.у. и т.д. согласно законам, иным н.п.а., договорам и соглашениям (ст.6 БК РФ). Расходное обязательство предполагает, что между РФ (Sом или м.о.) и Sом-получателем средств соотв.бюджета- возникает материальное ПО, где у РФ есть обяз-сть предоставить средства бюджета, а у Sа-получателя – право требовать предоставления этих средств.

Расходные обязательства  и расходы бюджета – это не одно и то же. Р.о. должны быть учтены при составлении бюджета, для этого органы гос.власти и м.с.у.обязаны вести реестры расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соотв.бюджетов. После утверждения бюджетов все включенные в бюджет и проект закона (решения) о бюджете расходные обязат-ва составляют расходы бюджета, на базе которых образуются бюджетные обязательства.

Расходы, заложенные в  бюджет и закон (решение) о бюджете (бюдж.обязательства) создают надлежащие условия для реализации норм, закрепленных в иных законах, изданных до принятия закона (решения) о бюджете и предусматривающих расходные обязательства.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"