Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:26, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право"
Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налог.системы в РФ» (в настоящее время утратил силу) урегулировал налоговые отношения комплексно, определил общие, наиболее существенные положения налог.права в едином нормативном акте и явился предшественником НК РФ (ч.1 введена в действие с 1 января 1999 г- предусматривает общие принципы налогообложения и сборов; виды налогов и сборов, взимаемых в РФ; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; основные начала установления налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законод-вом о налогах и сборах; формы и методы налог.контроля и др).
- законы РФ и ее субъектов,
а также решения
- постановления Правительства РФ. Однако эти акты и акты других органов исполнительной власти по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, не могут изменять или дополнять законод-во о налогах и сборах.
- правовые акты фин.и налоговых органов исполнительной власти, органов государственных внебюдж.фондов, непосредственно обеспечивающих осущ-е процесса налогообложения. Эти органы издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, что должно способствовать четкому исполнению законод-ва о налогах и сборах.
Принципы (ст.3 НК РФ):
1. П.всеобщности налогообложения
— каждое лицо должно
2. П.равенства налогообложения
— предполагается равенство все
3. П.справедливости —
учитывается фактическая
4. П.соразмерности, или
экономической сбалансированнос
5. П.отрицания обратной
силы закона — законы, изменяющие
размеры налоговых платежей, не
распространяются на отношения,
6. П.однократности налогообложени
7. П.льготности налогообложения
— налоговые законы должны
иметь правовые нормы,
8. П.равенства защиты
прав и интересов налогопл-ков
и гос-ва — каждый из
9. П.недискриминационности
— налоги и сборы не могут
иметь дискриминационный
30. Налог и сбор: понятия, основные черты, функции. Виды налогов и сборов. Порядок их установления и введения.
Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физ.лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собств-сти, хозяйств.ведения или оперативного управления ден.средств в целях фин.обеспечения деят-сти гос-ва и (или) м.о.
Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физ.лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов гос.органами, органами м.с.у., иными уполномоч.органами и должн.лицами юридически значимых действий, включая предоставление опред.прав или выдачу разрешений (лицензий).
Характерной чертой налога является его безвозвратность и безвозмездность, но не все обязательные платежи, взимаемые на основе безвозвратности и безвозмездности, являются налогами.
Признаки налога:
- Отчуждение ден.средств,
принадлежащих организациям и
физическим лицам на праве
собств-сти, хозяйственного
- Обязательность;
- Индивидуальная
- Направленность на
финансирование деят-сти гос-
Признаки сбора:
- обязательность
- совершение гос.и иными органами в интересах налогоплательщиков юридически значимых действий;
В РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (ст.12 НК).
Федер.-устан.НК РФ, регион.-устан.НК РФ и законами Sов РФ о налогах.
Регион.налоги: законодательными (представительными) органами гос-й власти субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы и налогоплательщики опред.НК. Законод. (предст.) органами гос.власти Sов РФ законами о налогах могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и н.п.актами предст.органов м.о. о налогах и обязательны к уплате на территориях соотв-щих м.о. (если не предусм.иное).
Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях м.о. в соответствии с НК РФ и н.п.актами предст.органов м.о. о налогах.
- земельный налог и налог на имущество физ.лиц.
Местные налоги в городах федер.значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов РФ о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов РФ.
<такие же элементы
Федер, регион.и местные налоги и сборы отменяются НК РФ.
Не могут устанавливаться
НК РФ устанавливаются спец.налоговые режимы, которые могут предусматривать федер.налоги, не указанные в статье 13 НК РФ, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных спец.налоговых режимов.
Спец.налоговые режимы
могут предусматривать
К федер.налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физ.лиц;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
8) водный налог;
9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
10) государственная пошлина.
Региональные налоги:
1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог.
Местные налоги:
1) земельный налог; 2) налог на имущество физ.лиц.
31. Действие
законод-ва о налогах и сборах
во времени. Несоответствие
Статья 5 НК РФ – действие во времени.
Акты законод-ва (АЗ) о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня их офиц.опубликования и не ранее 1-го числа очередного налог.периода по соотв-щему налогу
АЗ о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня их офиц.опубликования
Фзаконы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законод-ва о налогах и сборах субъектов РФ и н.п. акты предст.органов м.о., вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее 1 месяца со дня их офиц.опубл-я.
АЗ о налогах и сборах:
- устан-щие новые налоги
и (или) сборы, повышающие
- устраняющие или смягчающие
отв-сть за нарушение законод-
- отмен.налоги и (или)
сборы, снижающие размеры
Условия несоответствия н.п.акта о налогах и сборах НК РФ:
1) издан органом права
издавать подобного рода акты,
либо издан с нарушением
2) отменяет или ограничивает
права налогопл-ков,
3) вводит обязанности, не предусм.НК РФ, или изменяет определенное НК РФ содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законод-вом о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;
4) запрещает действия
налогопл-ков, плательщиков
5) запрещает действия
налоговых органов, таможенных
органов, их должн.лиц,
6) разрешает или допускает действия, запрещенные НК РФ;
7) изменяет установленные
НК РФ основания, условия,
8) изменяет содержание понятий и терминов, определенных в НК РФ, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в НК РФ;
Признание н.п. акта не соответствующим НК РФ осуществляется в судебном порядке. Правит-ство РФ, а также иной орган исп.власти или исп.орган м.с.у., принявшие н.п.акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения.
32. Субъекты налоговых правоотношений, их общая характеристика.
Налоговые правоотношения - это урегулированные нормами налог.права общественные фин.отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций и физических лиц.
Основным содержанием налог.
Кучастникам налоговых правоотношений относятся (ст. 9 НК РФ):
1) организации и физ.лица;
2) налоговые агенты — лица, на которые в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению (частные нотариусы, частные охранники, частные детективы и др.) в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов;
3) Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения;
4) Гос.таможенный комитет
РФ и его территориальные
5) гос. органы исп.власти
и исп.органы субъектов
6) Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, фин.управления (департаменты и отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и СПб, автономной области, автономных округов, районов и городов, иные уполномоченные фин.органы при решении вопросов об отсрочке и рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов;
7) органы государственных внебюджетных фондов;
8) Федер.служба налог.полиции
РФ и ее территориальные
Кодекс в перечне обязанностей налогоплательщиков выделил две группы: а) общие для организаций и физических лиц обязанности; б) дополнительные к ним обязанности налогоплательщиков — организаций и индивидуальных предпринимателей.
В первую группу входят следующие обязанности налогоплательщиков:
1) уплачивать законно установленные налоги;
2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;
3) вести в установленном
порядке учет своих доходов
(расходов) и объектов налогообложения,
если такая обязанность
4) представлять в налог.орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законод-вом о налогах и сборах;
5) представлять налог.органам и их должнюлицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
6) выполнять законные требования налог.органа об устранении выявленных нарушений законод-ва о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деят-сти должн.лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
7) предоставлять налог.органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных НК;
8) в течение 4х лет
обеспечивать сохранность