Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:26, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право"

Работа содержит 1 файл

ekzamen_fp.doc

— 606.50 Кб (Скачать)

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налог.системы в РФ» (в настоящее время утратил силу) урегулировал налоговые отношения комплексно, определил общие, наиболее существенные положения налог.права в едином нормативном акте и явился предшественником НК РФ (ч.1 введена в действие с 1 января 1999 г- предусматривает общие принципы налогообложения и сборов; виды налогов и сборов, взимаемых в РФ; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; основные начала установления налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законод-вом о налогах и сборах; формы и методы налог.контроля и др).

- законы РФ и ее субъектов,  а также решения представительных  органов м.с.у.. При внесении изменений в эти акты они не имеют обратной силы в случаях ухудшения положения плательщиков налогов и сборов, и, напротив, при улучшении их положения, если это прямо предусмотрено, такие акты могут иметь обратную силу.

- постановления Правительства РФ. Однако эти акты и акты других органов исполнительной власти по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, не могут изменять или дополнять законод-во о налогах и сборах.

- правовые акты фин.и налоговых  органов исполнительной власти, органов государственных внебюдж.фондов, непосредственно обеспечивающих осущ-е процесса налогообложения. Эти органы издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, что должно способствовать четкому исполнению законод-ва о налогах и сборах.

Принципы (ст.3 НК РФ):

1. П.всеобщности налогообложения  — каждое лицо должно уплачивать  законно установленные налоги  и сборы.

2. П.равенства налогообложения  — предполагается равенство всех налогоплательщиков перед налог.законом.

3. П.справедливости —  учитывается фактическая способность  налогоплательщика уплачивать налог  при обязательности каждого участвовать  в финансировании расходов гос-ва.

4. П.соразмерности, или  экономической сбалансированности, — учитывается сбалансированность интересов налогоплательщика и казны гос-ва.

5. П.отрицания обратной  силы закона — законы, изменяющие  размеры налоговых платежей, не  распространяются на отношения,  возникшие до их принятия.

6. П.однократности налогообложения — один и тот же объект может облагаться налогом одного вида и только один раз за определенный законом период налогообложения.

7. П.льготности налогообложения  — налоговые законы должны  иметь правовые нормы, устанавливающие  для отдельных и (или) определенных групп налогопл-ков как юридических, так и физических лиц льготы по налогам, облегчающие налоговое бремя.

8. П.равенства защиты  прав и интересов налогопл-ков  и гос-ва — каждый из участников  налоговых правоотношений имеет  право на защиту своих законных прав и интересов в установленном законом порядке.

9. П.недискриминационности  — налоги и сборы не могут  иметь дискриминационный характер  и применяться по-разному исходя  из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных различий  между налогопл-ками. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 3 НК РФ не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собств-сти, гражданства физ.лиц или места происхождения капитала.

30. Налог и сбор: понятия, основные черты, функции. Виды налогов и сборов. Порядок их установления и введения.

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физ.лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собств-сти, хозяйств.ведения или оперативного управления ден.средств в целях фин.обеспечения деят-сти гос-ва и (или) м.о.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физ.лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов гос.органами, органами м.с.у., иными уполномоч.органами и должн.лицами юридически значимых действий, включая предоставление опред.прав или выдачу разрешений (лицензий).

Характерной чертой налога является его безвозвратность и  безвозмездность, но не все обязательные платежи, взимаемые на основе безвозвратности и безвозмездности, являются налогами. 

Признаки налога:

- Отчуждение ден.средств,  принадлежащих организациям и  физическим лицам на праве  собств-сти, хозяйственного ведения  или оперативного управления;

- Обязательность;

- Индивидуальная безвозмездность;

- Направленность на  финансирование деят-сти гос-ва  или муниц.образований;

Признаки сбора:

- обязательность 

- совершение гос.и  иными органами в интересах  налогоплательщиков юридически  значимых действий;

В РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (ст.12 НК).

Федер.-устан.НК РФ, регион.-устан.НК РФ и законами Sов РФ о налогах.

Регион.налоги: законодательными (представительными) органами гос-й  власти субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы и налогоплательщики опред.НК. Законод. (предст.) органами гос.власти Sов РФ законами о налогах могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и н.п.актами предст.органов м.о. о  налогах и обязательны к уплате на территориях соотв-щих м.о. (если не предусм.иное).

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях м.о. в соответствии с НК РФ и н.п.актами предст.органов м.о. о налогах.

- земельный налог и  налог на имущество физ.лиц.

Местные налоги в городах  федер.значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов РФ о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов РФ.

<такие же элементы налогообложения>.

Федер, регион.и местные налоги и сборы отменяются НК РФ.

Не могут устанавливаться федер., регион.или местные налоги и сборы, не предусм-е НК РФ.

НК РФ устанавливаются спец.налоговые режимы, которые могут предусматривать федер.налоги, не указанные в статье 13 НК РФ, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных спец.налоговых режимов.

Спец.налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных  федер., регион.и местных налогов и сборов.

К федер.налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физ.лиц;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

8) водный налог;

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

Региональные налоги:

1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог.

Местные налоги:

1) земельный налог; 2) налог на имущество физ.лиц.

 

31. Действие  законод-ва о налогах и сборах  во времени. Несоответствие нормативных  правовых актов о налогах и сборах Налог.кодексу: правовые последствия.

Статья 5 НК РФ – действие во времени.

Акты законод-ва (АЗ) о  налогах вступают в силу не ранее  чем по истечении 1 месяца со дня их офиц.опубликования и не ранее 1-го числа очередного налог.периода по соотв-щему налогу

АЗ о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня их офиц.опубликования

Фзаконы, вносящие изменения  в НК РФ в части установления новых  налогов и (или) сборов, а также  акты законод-ва о налогах и сборах субъектов РФ и н.п. акты предст.органов м.о., вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее 1 месяца со дня их офиц.опубл-я.

АЗ о налогах и  сборах:

- устан-щие новые налоги  и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устан.или отягч.отв-сть за нарушение законод-ва о налогах и сборах, устан.новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогопл-ков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законод-вом о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

- устраняющие или смягчающие  отв-сть за нарушение законод-ва  о налогах и сборах либо  устан.доп.гарантии защиты прав  налогоплательщиков, плательщиков  сборов, налоговых агентов, их  представителей, имеют обратную силу.

- отмен.налоги и (или)  сборы, снижающие размеры ставок  налогов (сборов), устраняющие обязанности  налогопл-ков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Условия несоответствия н.п.акта о налогах и сборах НК РФ:

1) издан органом права  издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного  порядка издания таких актов;

2) отменяет или ограничивает  права налогопл-ков, плательщиков  сборов, налоговых агентов, их  представителей либо полномочия  налоговых органов, таможенных  органов;

3) вводит обязанности,  не предусм.НК РФ, или изменяет  определенное НК РФ содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законод-вом о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;

4) запрещает действия  налогопл-ков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК РФ;

5) запрещает действия  налоговых органов, таможенных  органов, их должн.лиц, разрешенные  или предписанные НК РФ;

6) разрешает или допускает  действия, запрещенные НК РФ;

7) изменяет установленные  НК РФ основания, условия, последовательность  или порядок действий участников  отношений, регулируемых законод-вом  о налогах и сборах, иных лиц,  обязанности которых установлены  НК РФ;

8) изменяет содержание  понятий и терминов, определенных в НК РФ, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в НК РФ;

Признание н.п. акта не соответствующим  НК РФ осуществляется в судебном порядке. Правит-ство РФ, а также иной орган исп.власти или исп.орган м.с.у., принявшие н.п.акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения.

 

32. Субъекты налоговых правоотношений, их общая характеристика.

Налоговые правоотношения - это урегулированные нормами налог.права общественные фин.отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций и физических лиц.

Основным содержанием налог.правоотношения является обязанность налогоплательщика внести в бюдж.систему или внебюджетный гос.(местный) фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных органов — обеспечить уплату налогов.

Кучастникам налоговых  правоотношений относятся (ст. 9 НК РФ):

1) организации и физ.лица;

2) налоговые агенты — лица, на которые в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению (частные нотариусы, частные охранники, частные детективы и др.) в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов;

3) Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения;

4) Гос.таможенный комитет  РФ и его территориальные подразделения;

5) гос. органы исп.власти  и исп.органы субъектов Федерации  и м.с.у., другие уполномоченные  ими органы и должн.лица, осуществляющие в установленном порядке прием и взятие налогов и сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов, именуемые сборщиками налогов и сборов (ст. 25 НК РФ);

6) Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, фин.управления (департаменты и отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и СПб, автономной области, автономных округов, районов и городов, иные уполномоченные фин.органы при решении вопросов об отсрочке и рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов;

7) органы государственных  внебюджетных фондов;

8) Федер.служба налог.полиции  РФ и ее территориальные подразделения.

Кодекс в перечне  обязанностей налогоплательщиков выделил  две группы: а) общие для организаций  и физических лиц обязанности; б) дополнительные к ним обязанности налогоплательщиков — организаций и индивидуальных предпринимателей.

В первую группу входят следующие обязанности налогоплательщиков:

1) уплачивать законно  установленные налоги;

2) встать на учет  в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;

3) вести в установленном  порядке учет своих доходов  (расходов) и объектов налогообложения,  если такая обязанность предусмотрена  законод-вом о налогах;

4) представлять в налог.орган  по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законод-вом о налогах и сборах;

5) представлять налог.органам  и их должнюлицам документы,  необходимые для исчисления и  уплаты налогов;

6) выполнять законные требования налог.органа об устранении выявленных нарушений законод-ва о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деят-сти должн.лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

7) предоставлять налог.органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных НК;

8) в течение 4х лет  обеспечивать сохранность данных  бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"