Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:26, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право"
Важная роль в обеспечении соблюдения прав субъектов фин.правоотношений принадлежит Прокуратуре РФ, которая призвана осуществлять надзор за исполнением законов министерствами, ведомствами, в том числе органами гос-й власти субъектов РФ, органами м.с.у., их должностными лицами; за соблюдением прав человека и гражданина, в том числе органами фин.контроля, органами налог.полиции. Прокурор приносит протест на противоречащий закону правовой акт (лицу, издавшему его) и вносит представление в орган (или должностному лицу), который уполномочен устранить эти нарушения.
http://www.modernlib.ru/books/
7. Понятие и виды фин.контроля, его принципы и задачи. Методы фин.контроля.
Гос.фин.контроль – это проверка соблюдения органами гос.власти и м.с.у., юридическими и физическими лицами фин.законод-ва РФ и субъектов РФ, а также рациональности и эффективности гос.фин.и материальных ресурсов.
Виды.
1. президентский контроль – Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики гос-ва. Осуществляет Контрольное управление (в Администрации Президента).
2. парламентский контроль – осущ.соответствующими представительными органами РФ и ее субъектов в пределах их компетенции.
Формы парламентского контроля:
- предварительный контроль
– в ходе обсуждения и
- текущий контроль - путем рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов и реализации отраслевых программ на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп представительных (законодат) органов, в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
- последующий контроль
– в ходе рассмотрения и
утверждения отчетов об
Контроль законодательных (представительных) органов РФ и ее субъектов согласно БК РФ предусматривает право соответствующих законодат органов на:
- получение от органов
исполнит власти необходимых
сопроводительных материалов
- получение от органов, исполняющих бюджеты,
оперативной информации об их исполнении;
- утверждение или неутверждение отчета об исполнении бюджета;
- создание собственных
контрольных органов для
- вынесение оценки деят-сти органов, исполняющих бюджеты.
3. Фин.контроль в системе органов исполнительной власти (адм.контроль) – Правительство РФ.
- функции по принятию
нпа – федер.министерства (нет
функций по контролю и надзору,
- функции по контролю и надзору – допускается издание индивидуальных нпа – федер.службы,
- правоприменительная
функция – Минфин РФ –
8. Счетная палата как орган гос.фин.контроля.
Ст.16. Контроль за состоянием гос.внутреннего и внешнего долга РФ и за использованием кредитных ресурсов
Счетная палата осуществляет контроль за:
- управлением и обслуживанием
гос.внутреннего и внешнего
- законностью, рациональностью
и эффективностью
- эффективностью размещения централизованных фин.ресурсов, выдаваемых на возвратной основе;
- предоставлением
Ст.17. Контроль за федер.внебюджетными фондами
СП контролирует формирование
и эффективность использования
средств федеральных
Ст.18. Контроль за поступлением в федер.бюджет средств от распоряжения и управления гос-й собственностью
СП осуществляет контроль за поступлениями в федер.бюджет средств, полученных:
- от распоряжения гос.имуществом (в том числе его приватизации, продажи);
- от управления объектами федер.собств-сти.
Ст.19. Контроль за банковской системой
СП осуществляет контроль за:
- деят-стью ЦБ РФ, его
структурных подразделений,
- деят-стью Центрального
банка РФ по обслуживанию гос.
- СП РФ осуществляет
проверки финансово-
9. Полномочия ФС фин.– бюдж.надзора в сфере фин.контроля.
Основная функция – проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федер.бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федер.собств-сти, на территории РФ и за рубежом, а также осуществление таких ревизий и проверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федер.уровня и субъектов РФ.
- проводит мероприятия
по предупреждению, выявлению и
пресечению нарушений законод-
- осуществляет надзор
за исполнением законод-ва РФ
о финансово-бюджетном
- вправе осуществлять
фин.контроль за исполнением
- организация формирования
и ведения единой
10. Полномочия Федер.казначейства РФ в сфере фин.контроля.
Контрольные функции Федер.казначейства и его территориальных органов осуществляются на стадии предварительного и текущего контроля при финансировании расходов организаций – получателей средств федер.бюджета с лицевых счетов, открываемых им в территориальных органах Федер.казначейства, и последующего контроля в процессе исполнения федер.бюджета.
Согласно ст.267 БК РФ Федер.казначейство осуществляет контроль за:
- непревышением лимитов
бюджетных обязательств
- непревышением кассовых
расходов, осуществляемых получателями
средств федер.бюджета, над
- наличием у получателя
средств федер.бюджета
11. Правовые основы организации внутрихозяйственного (бухгалтерского) контроля.
Под системой внутрихозяйственного контроля (ВХК) (англ. internal controls) принято понимать совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством организации в качестве средств для ведения эффективной хозяйственной деят-сти.
Осуществляется бухгалтерией, финансовым отделом и другими экономическими службами хозяйственного Sа. Проверка производственной и хозяйственной деят-сти организации в целом либо его отдельные структурные подразделения.
За ВХК отвечает сама организация или одно из ее подразделений.
Ключевым звеном в системе ВХК является главный бухгалтер, который несет отв-сть за:
- формирование учетной политики;
- ведение бухгалтерского учета;
- своевременное представление
полной и достоверной
- обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ;
- контроль за движением
имущества и выполнением
При осуществлении своих
функций главный бухгалтер
ВХК проводится для:
- успешной деят-сти организации;
- повышения уровня рентабельности;
- защита имущественных законных интересов предприятия и ее собственников;
- комплексной ревизии
структурных подразделений
- непрерывного наблюдения
за эффективностью финансово-
- выявление внутрихозяйственных резервов;
- устранение причин
и условий, порождающих
12. Понятие и правовое регулирование аудита в России.
Аудиторская деят-сть в РФ осуществляется в соответствии с Федер.законом РФ от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ «Об аудиторской деят-сти».
Нормы законод-ва РФ об аудиторской деят-сти, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать указанному Федер.закону.
Отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деят-сти, могут регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить Федер.закону «Об аудиторской деят-сти» и иным федер.законам.
На основании и во исполнение ФЗ «Об аудиторской деят-сти» и иных федеральных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы законод-ва РФ об аудиторской деят-сти.
В настоящее время система нормативного регулирования аудита сформирована и включает в себя ряд уровней:
К первому уровню относятся законодательные акты:
- Гражданский Кодекс РФ;
- ФЗ от 07.08.2001г. №119-ФЗ «Об аудиторской деят-сти»;
- ФЗ от 21.11.1996г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
- ФЗ от 08.08.2001г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деят-сти» и др. законы, регулирующие отношения, связанные с осуществлением аудита;
Второй уровень -подзаконные акты -- Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, акты министерств и ведомств, содержащие нормы, касающиеся аудиторской деят-сти:
- Федер.правила (стандарты) аудиторской деят-сти, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696.
- ПостПравительства РФ от 06.02.2002г. №80 «О вопросах гос.регулирования аудиторской деят-сти в РФ».
- ПостПравительства РФ от 29.03.2002г. №190 «О лицензировании аудиторской деят-сти».
- Письмо Минфина РФ
от 11.04.2002г. №28-05-01/781/СШ
- Приказ Минфина от 01.04.2002г. №264 «Об утверждении формы бланка лицензии на осуществление аудиторской деят-сти».
- Письмо Минфина РФ
от 25.04.2002г. №28-01-21/871/СШ
К третьему уровню относятся правила (стандарты) аудита, разрабатываемые профессиональными аудиторскими объединениями и общественными ассоциациями аудиторов для своих членов.
К четвертому (внутрифирменному
Пост.Правительства РФ от 23.09.2002 г1 Об
утверждении федеральных правил (стандартов)
аудиторской деят-сти: ПостПравительства
РФ от 23.09.2002 г. № 696//Аудиторские ведомости.-2002.-№9.-С.5-6..
были утверждены 6 федеральных правил
(стандартов), а именно
13. Бюджетное право: понятие, источники, бюджетное
законод-во.
Бюджетное право – совокупность правовых норм, устанавливающих бюджетное устройство РФ, бюдж.компетенцию субъектов бюдж.права, структуру доходов и расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов, бюджетный процесс, а также взаимоотношения между бюджетами разных уровней бюджетной системы.
Источники БП:
- Конституция РФ - определяет
основные начала деят-сти гос.
- БК РФ (01.01.2000) – регулирует
всю систему отношений,
- ФКЗ, ФЗ, законы Sов РФ – Закон о Правительстве РФ, ежегодный ФЗ о федер.бюджете, аналогичные законы Sов РФ.
- законы Sов РФ, регулирующие общие вопросы бюдж.права (законы, регул.бюджетный процесс).
- нормативные правовые
акты представительных органов
м.с.у., регулирующие бюджетные
- Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федер., региональных и местных органов исп.власти (Минфин РФ).
14. Бюджетные нормы и правоотношения: их особенности и виды.
Виды норм БП:
- материальные (закрепляют систему доходов и расходов бюджетов, компетенцию субъектов бюдж.права),
- процессуальные (определяют порядок и сроки прохождения бюджета в рамках бюдж.процесса).
Также:
- регулятивные (основная
часть БПнорм; регулируют позитивные
общественные отношения в фин.
- охранительные (БПнормы, предусматривающие применение мер гос.принуждения за фин.правонарушения в бюджетной сфере – напр., применение мер фин.принуждения за невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возмездной основе).