Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:28, контрольная работа
Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового права. Как и нормы всех остальных отраслей права, это писаные правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке и форме и вводятся в действие в точно установленный законодателем срок.
Финансово-правовые нормы не являются простой волей законодательных и исполнительных органов, они имеют материальное обоснование. Государственные органы, принимая законы и нормативные акты в области финансовой деятельности, всегда ограничены объективными экономическими возможностями.
Введение 3
1. Содержание и класификация финансово-правовых норм 5
2. Финансовые правоотношения, их особенности и виды 9
3. Субъекты финансовых правоотношений 12
4. Сущность и значение финасового контроля 17
Заключение 21
Список литературы
2
Вариант № 3
Тема «Финансово-правовые нормы и правоотношения. Финансовый контроль»
План:
Введение 3
1. Содержание и класификация финансово-правовых норм 5
2. Финансовые правоотношения, их особенности и виды 9
3. Субъекты финансовых правоотношений 12
4. Сущность и значение финасового контроля 17
Заключение 21
Список литературы 23
Введение
Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового права. Как и нормы всех остальных отраслей права, это писаные правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке и форме и вводятся в действие в точно установленный законодателем срок.
Финансово-правовые нормы не являются простой волей законодательных и исполнительных органов, они имеют материальное обоснование. Государственные органы, принимая законы и нормативные акты в области финансовой деятельности, всегда ограничены объективными экономическими возможностями.
Так, государство может финансировать свои потребности, только исходя из доходов, получение которых в свою очередь зависит от уровня развития материального производства и деятельности всей социальной сферы, что определяет поступление налогов и других платежей в бюджет и иные внебюджетные фонды.
Финансово-правовые нормы определяют права и обязанности участников финансовых отношений, обстоятельства, при которых они становятся носителями прав и обязанностей, и предусматривают ответственность за выполнение предписаний государства.
Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Финансово-правовая норма конкретизируется как норма определенного нормативного правового акта, последние действуют в определенном временном интервале и пространстве, а также охватывают своим воздействием соответствующий круг лиц. Нормативные правовые акты, регулирующие финансовые отношения, подчиняются общему правилу распространения своего действия.
Финансово-правовые акты - это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы или служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.
1. Содержание и класификация финансово-правовых норм
Финансовое право как отрасль права имеет свои первичные, исходные элементы, которыми являются финансово-правовые нормы.
Финансово-правовая норма - это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения правило поведения в отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований[1].
Финансово-правовые нормы содержат как признаки, общие для любых правовых норм, так и, специфические, характерные только для норм финансового права. К общим признакам финансово-правовой нормы относятся следующие:
норму устанавливает государство, а поэтому ее исполнение обеспечивается принудительной силой государства;
норма есть правило поведения общего характера, обращенное ко всем участникам регулируемых ею общественных отношений;
норма возлагает на участников отношений юридические обязанности и предоставляет им субъективные права;
норма всегда выражена в каком-либо правовом нормативном акте - законе, указе, постановлении, приказе, инструкции, принятом компетентным государственным органом или органом местного самоуправления.
Специфические признаки финансово-правовой нормы обусловлены в конечном итоге особенностями предмета и метода финансово-правового регулирования.
Возможно несколько способов классификации финансово-правовых норм. Первая из них - в зависимости от способа воздействия на участников финансовых отношений[2]:
1. Обязывающие финансово-правовые нормы требуют от участников финансовых отношений (государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, граждан) совершить определенные действия, устанавливают их обязанности в сфере этих отношений. Они, например, обязывают бюджетные учреждения государственные средства только строго определенным образом, налоговые органы – производить начисление налогов и сборов в соответствии с законодательством.
2. Запрещающие финансово-правовые нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них. Например, центральный банк ПМР не вправе предоставлять кредиты органам государственной власти, за исключением случаев, предусмотренных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год, а так же не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов[3].
3. Уполномочивающие финансово-правовые нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Они предоставляют возможность принятия самостоятельных решений в жестко установленных границах, выход за эти границы не допускается. Например, органам местного самоуправления разрешается принимать только ограниченные решения при введении местных налогов и сборов - о налоговых льготах, о ставках налогов, сроках уплаты и др. Большая часть других условий определена государственным законодательством[4].
Второй вид классификации финансово-правовых норм - в зависимости от их содержания:
1. Материальные финансово-правовые нормы закрепляют состав финансовой системы, виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством и муниципальными образованиями, источники формирования кредитных ресурсов банков, виды расходов; включаемых в бюджеты и внебюджетные государственные фонды, т.е. материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.
2. Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области формирования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов (доходов). Они требуют соблюдения предусмотренных процедурных правил в этой деятельности: сроков, участия определенных органов и т.п.
Аналогично правам и обязанностям государственных органов в финансовом праве, которые сливаются в едином полномочии, финансовое право объединяет материальные и процессуальные нормы в единую правовую норму в большинстве случаев.
В качестве примера можно привести налоговое законодательство – при установлении налога или сбора одновременно устанавливается ставка налога, налоговая база (материальные нормы) и порядок и сроки уплаты налога (процессуальные нормы).
Подобное объединение материальных и процессуальных норм характерно почти для всего финансового права, за исключением бюджетного права, в котором процессуальные нормы выделены особо.
По логической структуре все нормы финансового права состоят из трех основных элементов[5]:
Гипотеза указывает на условия действия финансово-правовой нормы. Обычно гипотеза финансово-правовой нормы имеет сложную форму и содержит ряд четко сформулированных условий, при наличии которых требуется или предоставляется право совершить определенные действия в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Например, обязанность физического лица уплатить в бюджет налог на имущество физических лиц реализуется, если оно имеет это имущество;
Диспозиция устанавливает содержание самого правила поведения. Она предписывает совершение определенных действий по формированию, распределению или использованию государственных и муниципальных денежных фондов. Диспозиция формулирует права и обязанности участников финансовых отношений и требует от них определенного поведения;
Санкции предусматривают последствия нарушения правовой нормы или норм, определяют виды и меру финансовой ответственности нарушителей финансовых норм. С помощью санкций обеспечивается исполнение финансово-правовых норм путем применения принуждения. Основанием для применения финансово-правовых санкций является нарушение норм финансового права: нецелевое использование средств, невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, неуплата или неполная уплата сумм налогов, непредставление налоговой декларации, грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.
Финансово-правовым санкциям имеют некоторые особенности:
Во-первых, они могут иметь финансовый характер и содержать меры принудительного воздействия на нарушителя через его денежные фонды и средства. К этому виду санкций относятся наложение штрафа, начисление пеней, блокировка расходов, приостановление операций по счетам в банках. Денежные средства, изъятые в результате применения финансово-правовых санкций, зачисляются в государственный или муниципальный бюджет и отражаются в качестве отдельной статьи классификации доходов бюджетов.
Во-вторых, санкции могут носить право-восстановительный характер и обязывать нарушителя восстановить нарушенное им ранее право собственности или выполнить возложенные на него обязанности. Например, наложение штрафа и начисление пени не освобождает налогоплательщика от обязанности уплатить налог. К этому виду санкций относится взыскание в бесспорном порядке бюджетных средств, требования устранения выявленных правонарушений, сокращение или прекращение финансовой помощи из вышестоящего бюджета[6].
Возможно одновременное применение финансово-правовой санкции к должностному лицу и организации, учреждению. В отдельных случаях к организации применяются финансовые санкции, а к должностному лицу (руководителю, главному бухгалтеру) - административные или уголовные санкции.
Финансово-правовые санкции применяются государственными органами и их должностными лицами. К таким органам относятся Министерство финансов, государственная налоговая служба, центральный банк, государственная таможенная служба. Санкции применяются в административном порядке, без судебного разбирательства. В отдельных случаях используется судебный порядок, через арбитражный суд или суд общей юрисдикции, применения финансово-правовых санкций (при наличии спора, при обжалование действий финансовых органов, при взыскании штрафов и пеней с физических лиц). По направлениям финансовой деятельности можно выделить бюджетные, налоговые, кредитно-денежные и валютные санкции. Могут быть применены меры дисциплинарного, административного и уголовно-правового воздействия.
Финансово-правовые нормы составляют основу финансового права. Их изучение позволит ориентироваться в финансовом законодательстве и понимать суть принимаемых финансово-правовых актов. Однако одних финансово-правовых норм недостаточно для применения финансового законодательства и функционирования финансовой системы страны. Для реализации всего этого необходимы финансовые правоотношения между субъектами финансового права.
2. Финансовые правоотношения, их особенности и виды
Финансовые правоотношения являются одним из видов общественных отношений, возникающих в сфере финансовой деятельности государства, и регулируются финансово-правовыми нормами.
Финансовые правоотношения отличается тем, что они:
а) возникают в процессе финансовой деятельности государства;
б) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, либо местный орган государственной власти;
Информация о работе Финансово-правовые нормы и правоотношения. Финансовый контроль