Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:28, контрольная работа
Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового права. Как и нормы всех остальных отраслей права, это писаные правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке и форме и вводятся в действие в точно установленный законодателем срок.
Финансово-правовые нормы не являются простой волей законодательных и исполнительных органов, они имеют материальное обоснование. Государственные органы, принимая законы и нормативные акты в области финансовой деятельности, всегда ограничены объективными экономическими возможностями.
Введение 3
1. Содержание и класификация финансово-правовых норм 5
2. Финансовые правоотношения, их особенности и виды 9
3. Субъекты финансовых правоотношений 12
4. Сущность и значение финасового контроля 17
Заключение 21
Список литературы
Контроль можно рассматривать в следующих аспектах - организационный, методический, технический[12].
Организационный контроль представляет собой выбор форм контроля, состав его субъектов и объектов.
Методический контроль - это методы осуществления контрольных действий.
Технический контроль - совокупность приемов проверки документов и операций. Финансовый контроль можно первоначально определить как одну из разновидностей финансовой деятельности государства.
Объектом финансового контроля являются денежные, распорядительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов на всех уровнях бюджетной системы государства. Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налоги, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей. Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки).
К основным задачам финансового контроля можно отнести следующие[13].
1. Содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов бюджетов государства.
2. Обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом.
3. Выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности.
4. Содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности.
5. Обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам.
6. Содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям, и т.д.
Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий и организаций, учреждений, финансово-банковских структур за надлежащее исполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и финансовых (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины.
Финансовые меры воздействия конкретно проявляются через финансовые санкции, являющиеся теми рычагами финансового механизма, которые содействуют повышению эффективности производства, его интенсификации, экологическому оздоровлению.
Проблемы усиления финансовой ответственности, действенности финансового контроля требуют повышения результативности применяемых санкций, чему, в частности, должна содействовать реформа налогообложения.
Министерство финансов ПМР занимает важнейшее место в системе финансового контроля, оно не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление.
Минфин осуществляет финансовый контроль за:
- целевым использованием республиканского бюджета и средств государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов;
- поступлением доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;
- доходами от проведения лотерей, зарегистрированных в ПМР;
- расходами, связанными с государственным внутренним и внешним долгом;
- качеством аудиторских проверок.[14]
В связи с этим Минфин ПМР вправе проводить комплексные ревизии и тематические проверки поступления и расходования средств республиканского бюджета, внебюджетных фондов и других республиканских средств, проводить документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности по заданиям правоохранительных органов.
Для выполнения контрольных полномочий Минфин ПМР имеет право запрашивать необходимые материалы по бюджетным и внебюджетным фондам и применять меры воздействия по результатам контроля – при установлении фактов нецелевого использования взыскивать их с наложением штрафа; ограничивать, приостанавливать и прекращать финансирование организаций в случае нарушения финансовой дисциплины. Вместе с тем, Минфин уполномочен предоставлять отсрочки и рассрочки по налоговым платежам в республиканский бюджет.
Следует при этом отметить, что контрольные полномочия Минфина ПМР распространяются на финансовые средства только республиканского уровня. В тех случаях, когда проверяется деятельность исполнительных органов власти муниципальных образований, его контрольные функции не должны выходить за эти рамки. Такой подход обусловлен принципом самостоятельности бюджетного устройства в приднестровской Молдавской Республике, самостоятельности финансовой деятельности органов местного самоуправления в установленных законодательством пределах, их ответственностью за формирование и использование своих финансовых ресурсов.
Таким образом, подводя итог сказанному, финансовый контроль можно определить как разновидность финансовой деятельности государства, осуществляемой всей системой органов государственной власти и управления, а также специальными контрольными органами и состоящей в проверке законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства, субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации и воздействия.
Заключение
Финансово-правовая норма - это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.
Финансово-правовые нормы закрепляют юридические права и юридические обязанности участников общественных финансовых отношений.
Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства.
Эти правила выражаются в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.
Содержание финансово-правовых норм обусловило их в основном императивный (повелительный) характер.
Финансово-правовые отношения возникают в связи с тем, что соответствующие субъекты осуществляют финансовую деятельность государства и местного самоуправления, т.е. деятельность, направленную на создание, распределение и использование денежных средств и эта деятельность регулируется нормами финансового права.
Финансовый контроль является одним из наиболее важных рычагов управления финансовой системы и на современном этапе претерпевает серьезные изменения. Эти изменения также затрагивают и систему контрольных органов.
Среди всего многообразия органов, осуществляющих финансовый контроль, выделяется Министерство финансов, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление.
Список литературы
1. Закон Приднестровской Молдавской Республики «О центральном банке Приднестровской Молдавской Республики (текущая редакция по состоянию на 19 мая 2009 года). Сайт Верховного Совета ПМР - www.vspmr.org
2. Закон Приднестровской Молдавской Республики «О валютном регулировании и валютном контроле (текущая редакция по состоянию на 11 июня 2010 года). Сайт Верховного Совета ПМР - www.vspmr.org
3. Указ Президента Приднестровской Молдавской Республики от 13 февраля 2007 года № 147 «Об утверждении положения о Министерстве финансов ПМР» (САЗ 07-8)
4. Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю. Финансовое право. Учебник. – М., ТК Велби, Проспект. 2003.
5. Карасева М.В. Финансовое право Российской Федерации. Учебник. – М., Юристь. 2004.
6. Корниевский В.П. Основы финансового права. Учебное пособие. Тирасполь., РИО ПГУ. 2000.
7. Рассолова М.М. Финансовое право. Учебное пособие для вузов. – М., ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право. 2001.
8. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Финансовое право. Конспекты лекций и схемы. Учебное пособие. – М., Дело. 2002.
9. Сайт «Финансовые правоотношения» - www. finlaws.ru
10. Финансовое право. Сайт «Библиотекарь. РУ» - www.bibliotekar.ru
11. Финансовый контроль, его цели и задачи. Сайт «Бюджетная система Российской Федерации» - www.budgetrf.ru
[1] М.В. Карасева. Финансовое право Российской Федерации. Учебник. – М., Юристь. 2004., С. 79
[2] Сайт «Финансовые правоотношения» - www. finlaws.ru
[3] Ст. 20 Закона Приднестровской Молдавской Республики «О центральном банке Приднестровской Молдавской Республики (текущая редакция по состоянию на 19 мая 2009 года). Сайт Верховного Совета ПМР - www.vspmr.org
[4] О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева. Финансовое право. Учебник. – М., ТК Велби, Проспект. 2003., С. 117
[5] В.П. Корниевский. Основы финансового права. Учебное пособие. Тирасполь., РИО ПГУ. 2000., С. 18
[6] М.М. Рассолова. Финансовое право. Учебное пособие для вузов. – М., ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право. 2001., С. 132
[7] В.П. Корниевский. Основы финансового права. Учебное пособие. Тирасполь., РИО ПГУ. 2000., С. 19-20
[8] Там же. С. 20
[9] Г.А. Тосунян, А.Ю. Викулин. Финансовое право. Конспекты лекций и схемы. Учебное пособие. – М., Дело. 2002., С. 66
[10] Ст. 21 Закона Приднестровской Молдавской Республики «О центральном банке Приднестровской Молдавской Республики (текущая редакция по состоянию на 19 мая 2009 года). Сайт Верховного Совета ПМР - www.vspmr.org
[11] Ст. 29 Закона Приднестровской Молдавской Республики «О центральном банке Приднестровской Молдавской Республики (текущая редакция по состоянию на 19 мая 2009 года). Сайт Верховного Совета ПМР - www.vspmr.org
[12] Финансовое право. Сайт «Библиотекарь. РУ» - www.bibliotekar.ru
[13] Финансовый контроль, его цели и задачи. Сайт «Бюджетная система Российской Федерации» - www.budgetrf.ru
[14] Указ Президента Приднестровской Молдавской Республики от 13 февраля 2007 года № 147 «Об утверждении положения о Министерстве финансов ПМР» (САЗ 07-8)
Информация о работе Финансово-правовые нормы и правоотношения. Финансовый контроль