Финансово-правовые нормы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 03:45, контрольная работа

Описание работы

Финансово-правовые нормы: понятия, особенности, структура, виды;
Счетная палата: задачи, функции, полномочия;
Понятие бюджета. Виды бюджетов;
Ответственность и защита прав налогоплатильщиков

Работа содержит 1 файл

текст.doc

— 59.50 Кб (Скачать)


1 Финансово-правовые нормы: понятия, особенности, структура, виды

 

Финансово-правовая норма — норма права, относящаяся к финансовой сфере — властное предписание, установленное государством, и обеспеченное мерами государственного принуждения, определяющее правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Общие признаки финансово-правовых норм:

- устанавливается государством и обеспечивается мерами государственного принуждения;

- правило общего характера;

- возлагает на участников отношений солидарные обязанности и предоставляет субъективные права.

Специальные признаки финансово-правовых норм:

- по целевому назначению — объектом являются правоотношения, возникающие в процессе образования, распределения, расходования государством/ муниципальным образованием денежных средств для осуществления их функций;

- правило поведения, возникающее в процессе финансовой деятельности государства / муниципального образования;

- строго императивный характер;

- нестабильность.

Финансовая норма права состоит из трёх структурных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза — элемент юридической нормы, который указывает на адресата нормы (субъектов регулируемых отношений) и условия, при которых норма подлежит применению (юридические факты).

 

В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные:

Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма.

Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий. Разновидность сложной гипотезы — альтернативная: для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств.

В зависимости от формы выражения выделяют также гипотезы абстрактные и казуистические:

Абстрактная гипотеза (наиболее распространённая) указывает на условия действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Это способствует разумным пределам объема и стабильности нормативного материала.

Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определенными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы.

Диспозиция — элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов.

По характеру предписания диспозиции подразделяются на:

- управомочивающие — предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом;

- обязывающие — устанавливающие обязанность совершать определённые действия;

- запрещающие — устанавливающие запрет совершать определённые действия.

 

Санкция - элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).

Существуют следующие виды финансово-правовых норм в зависимости от осуществляемых функций:

- регулятивные;

- охранительные.

В зависиомсти от способа воздействия на участников отношений:

- управомачивающие;

- запрещающие;

- рекомендующие.

По содержанию:

- материальные;

- процессуальные.

По правовому регулированию:

- общезапретительные;

- оперативные;

- комиссионные.

По территориальному действию:

- общефедеральные;

- региональные;

- местные.

По объекту:

- общие;

- специальные.

 

 

2 Счетная палата: задачи, функции, полномочия

 

Счётная палата Российской Федерации — парламентский орган финансового контроля в Российской Федерации.

Статус Счетной палаты Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Счётной палате Российской Федерации», согласно которому Счетная палата Российской Федерации — это постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. Счётная палата выполняет поручения Совета Федерации и Государственной думы. В рамках своих задач Счётная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Она является контрольным органом Федерального Собрания, но не является его структурным подразделением и формально не относится к законодательной, исполнительной или судебной ветви власти.

Председатель и половина состава (шесть аудиторов) Счетной палаты назначаются Государственной Думой, Заместитель председателя и другая половина состава (шесть аудиторов) — Советом Федерации. Счётная палата РФ состоит из коллегии и аппарата. Коллегия рассматривает вопросы организации работы, а также отчёты и сообщения. Председатель (а в его отсутствие — его заместитель) осуществляет руководство Счётной палатой, организует её работу, аудиторы возглавляют определённые направления деятельности.

Счётная палата осуществляет оперативный контроль за исполнением федерального бюджета, а также контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, за использованием кредитных ресурсов, за внебюджетными фондами, за поступлением в бюджет средств от управления и распоряжения федеральной собственностью, за банковской системой (включая Банк России), проводит ревизии и проверки, проводит экспертизу и даёт заключения, информирует палаты Федерального Собрания.

3 Понятие бюджета. Виды бюджетов

 

Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций. Бюджет - это центральное звено системы финансов, поэтому он отражает все основные качественные признаки финансов.

Понятие бюджета имеет и юридический аспект. В данном случае он рассматривается как правовой акт. В таком смысле бюджет - основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государственного или муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти или местного самоуправления. Данный финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

В России трехуровневая бюджетная система: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты, в том числе:

- бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

- бюджеты городских и сельских поселений.

Таким образом, бюджетная система Российской Федерации включает федеральный бюджет РФ, 21 республиканский бюджет республик, 55 краевых и областных бюджетов, бюджеты двух городов: Москвы и Санкт-Петербурга, 1 бюджет автономной области, 10 бюджетов 10 автономных округов, 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские и поселковые бюджеты).

4 Банковская система РФ: понятие, состав, функции

 

Банковская система является формой организации функционирования в стране специализированных кредитных учреждений, сложившейся исторически и закрепленной законодательством. Как денежная и финансовая системы, банковская система имеет национальные черты, она формируется и преобразуется под влиянием целого комплекса факторов, характерных для данного региона: природные и географические условия, климат, национальный состав населения, его занятия и промыслы, контакты с соседями, торговые пути и др.

Банковская система функционирует на базе законов и соответствующих нормативных актов, образующих в совокупности инфраструктуру, закрепляющую и регулирующую ее. Организационная структура банковской системы сложна и неоднородна. В целом банковская система отражает основные, фундаментальные направления развития общества. Структура банковской системы подчинена решению важнейших задач, стоящих перед обществом.

Рассмотрение всей совокупности банков именно как системы предполагает соблюдение ряда условий, по сути являющихся базовыми признаками самого понятия «система», к которым относятся:

- наполненность, т.е. наличие ряда элементов, в целом образующих совокупность относительно замкнутый комплекс;

- структурированность, группировка отдельных элементов в сегменты, уровни со сходными классификационными признаками;

- целостность системы как наличие элементов, причем достаточное для стабильного, эффективного функционирования всех необходимых сегментов, уровней и всех элементов, их наполняющих;

- взаимосвязанность, взаимодействие между отдельными элементами.

Действующие в стране банки могут иметь одноуровневую и двухуровневую организацию. Одноуровневый вариант может быть реальным, когда в стране еще нет центрального банка, либо есть только одни центральные банки. В этом случае говорить о банковской системе еще рано. Банковская система как  элемент цивилизованной рыночной экономики может быть только двухуровневой. Первый, верхний уровень, или ярус – это центральный (эмиссионный) банк. Центральный банк обладает правами на выпуск (эмиссию) национальных денежных единиц и регулирование денежного обращения в стране. Такой банк не обслуживает частных лиц и фирмы, он ведет дела только с государством и коммерческими банками. Второй, нижний уровень, или ярус – коммерческие банки и кредитные учреждения, которые обслуживают граждан и фирмы. Они могут быть полностью частными, или государство может быть их совладельцем.

В разных странах на центральный банк могут возлагаться различные функции. Однако он всегда является органом регулирования, сочетающим черты банка и государственного ведомства.

Традиционно центральный банк выполняет четыре основные функции: осуществляет монопольную эмиссию банкнот, является банком банков, банкиром правительства, проводит денежно-кредитное регулирование и банковский надзор.

Коммерческие банки представляют второй уровень банковской системы.

Основными функциями коммерческих банков являются:

- мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал;

- кредитование предприятий, государства и населения;

- расчетно-кассовое обслуживание клиентов.

Конкретным проявлением банковских функций на практике являются  операции коммерческого банка.

 

 

5 Ответственность и защита прав налогоплатильщиков

 

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).

Физическими лицами признаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют право:

- получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

- получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

- использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

- получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвес-тиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;

- на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов;

- представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

- представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

- присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

- получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

- требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

Информация о работе Финансово-правовые нормы